Изменение Жилищного кодекса РФ с 1 июля 2021 года

Размер шрифта:

Новая редакция Жилищного кодекса РФ вступила в силу 1 июля 2021 года. Законодатели регламентировали порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и изменили порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Навигация

Редакцию Жилищного кодекса РФ с 01.07.2021 изменили три новых закона:

Уточнены положения, касающиеся государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и предоставления услуг ЖКХ. Изменились правила предоставления субсидий и компенсации расходов на оплату жилья и услуг ЖКХ.

Государственный контроль в сфере ЖКХ

Статья 2 ЖК РФ «Обеспечение условий для осуществления права на жилище» в новой редакции предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище и осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.

Статьей 12 ЖК РФ в новой редакции к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в том числе отнесено:

  • утверждение общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора;
  • осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор;
  • утверждение положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — деятельность по управлению многоквартирными домами).

В новой редакции статьи 20 ЖК РФ «Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль» сказано, что предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

  • к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
  • к формированию фондов капитального ремонта;
  • к созданию и деятельности юридических лиц, ИП, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
  • к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
  • правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
  • правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
  • правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
  • требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
  • требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
  • требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Установлено, что органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении:

  • обращений (заявлений) граждан и организаций;
  • информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • информации из средств массовой информации или интернета;
  • данных из государственных информационных систем.

В такой информации сказано о возможных нарушениях обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При осуществлении контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

В статье 123.2 ЖК РФ изменено государственное регулирование деятельности жилищно-строительного кооператива. В кодекс ввели новую статью 123.3 ЖК РФ «Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома». Предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных:

Плата за жилье и услуги ЖКХ

В статье 153 ЖК РФ «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги» установлено, что в Москве В субъекте устанавливаются особенности включения в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ

В новой редакции статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии и компенсации не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение получает из ГИС ЖКХ.

ВАЖНО!
Требовать от граждан документы, содержащие сведения об отсутствии задолженности, запрещено.

Орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года