Как перечисляются деньги с казначейским сопровождением на расчетные счета

Размер шрифта:

Оплату с казначейского счета на расчетный счет поставщику проводят через лицевые счета, которые участники казначейского сопровождения открывают в ТОФК. Но в 2023 году этот порядок временно изменили.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Казначейское сопровождение — это контроль за госконтрактами.
  2. Оно нужно только для контрактов с целевыми средствами.
  3. Для работы с деньгами участникам открывают специальные лицевые счета.
  4. Оплата поставщикам идет после проверки выполнения условий контракта.
  5. В этом году возможна прямая оплата на счет поставщика в банке.

Как платить поставщикам при казначейском сопровождении

Казначейское сопровождение — это дополнительный контроль Федерального казначейства за исполнением госконтрактов (ст. 242.23 БК РФ). Сопровождению подлежат не все контракты, а только те, которые заключены на целевые средства (ст. 5 540-ФЗ от 27.11.2023). Порядок казначейского сопровождения утвержден Постановлением Правительства № 2024 от 24.11.2021.

В Постановлении № 2024 приводится инструкция, как перевести деньги с казначейского счета на расчетный счет, — через специальный лицевой счет. Участники казначейского сопровождения открывают лицевые счета в ТОФК — территориальных отделениях Федерального казначейства (п. 7.1 ст. 220.1 БК РФ). Этот процесс называют режимом лицевого счета.

Разберемся, как работать с казначейским счетом: операции с целевыми средствами участника КС отражают на аналитических разделах лицевого счета. Казначейство ведет раздельный учет, то есть отражает каждый контракт по отдельному разделу. Деньги поставщикам проводят после санкционирования расходов — проверки соответствия условий финансирования и фактического исполнения контракта или его отдельного этапа (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).

ВАЖНО!
При открытии л/счетов Казначейство проводит бюджетный мониторинг в отношении участника сопровождения. И еще одно важное условие: если расчеты по госконтракту подлежат казначейскому сопровождению, об этом надо написать в извещении. А если такие сведения есть в извещении, такое же положение включают и в контракт (письмо Минфина № 02-14-11/92935 от 29.09.2023). Заказчики обязательно прописывают в контракте условие о режиме лицевого счета: о необходимости его открытия, о расчетах через л/счет и о санкционировании расходов (п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ, п. 10 правил КС из Постановления № 2024).

По правилам, оформление платежных поручений на единый казначейский счет с 2023 года не осуществляется. ЕКС используют для расчетов с бюджетом по налогам, взносам и сборам. А при казначейском сопровождении платежи заказчика поставщику проводят через лицевой счет, который открыт в ТОФК.

По теме: как санкционируют операции участников казначейского сопровождения

Как рассчитываются по контрактам с казначейским сопровождением в 2024 году

Еще в 2022 году для многих компаний ввели санкции и ограничения. Чтобы упростить работу производителей и поставщиков товаров, приняли 146-ФЗ от 28.05.2022, который внес изменения в Бюджетный кодекс РФ. До конца 2022 года казначейское сопровождение по 146-ФЗ проводили по особым правилам.

Законодатели существенно изменили порядок оплаты поставщикам. По госконтрактам с казначейским сопровождением разрешили проводить оплату сразу на расчетный счет поставщика. То есть теперь заказчики отправляют деньги со своего л/с в ТОФК на р/сч исполнителя в банке.

Этот порядок продолжает действовать и в 2024 году. Его утвердили законом № 520-ФЗ от 02.11.2023. На 2024 год приостановили действие п. 5 ст. 242.23 БК РФ — в части открытия поставщикам-участникам КС лицевых сч. в ТОФК. Правило прямых расчетов касается контрактов и договоров по ч. 2-4 и 9 ст. 6 520-ФЗ (ч. 1 ст. 4 520-ФЗ). Условия таких контрактов необходимо формулировать с учетом особенностей, поскольку в 2024 году не применяются пп. 1 п. 2, п. 3 ст. 242.23 БК РФ.

ВАЖНО!

В 2024 г. не подлежат казначейскому сопровождению:

  • средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ;
  • средства федерального бюджета, которые выделили организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, политическим партиям для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах (ч. 4 ст. 5 540-ФЗ).

Кроме того, на 2024 г. установили дополнительные случаи КС. Они перечислены в ч. 8 ст. 6 520-ФЗ. Региональные власти, местные администрации или высшие исполнительные органы в регионах вправе самостоятельно определять средства по госконтрактам и контрактам за счет регионального и местного бюджетов, которые подлежат КС.

Правила прямой оплаты действуют для поставщиков:

  • строительных материалов и оборудования, если затраты на приобретение стройматериалов включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капстроительства. И еще одно условие — информация об этих товарах содержится в специальном перечне строительных материалов и оборудования из ПСД. Этот перечень формируют исполнители государственных и муниципальных контрактов и утверждают заказчики;
  • других товаров, если заказчик предоставляет в Казначейство документы, подтверждающие поставку.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Поставщики предоставляют перечни со стройматериалами в ТОФК, в котором у него открыт л/с участника казначейского сопровождения. ТОФК поставщика доводит перечни до территориального Казначейства заказчика. Если расходы пройдут процедуру санкционирования, то средства с л/счета заказчика отправят на р/сч исполнителя в коммерческом банке.

Для проведения оплаты исполнитель формирует реестр документов, подтверждающих его затраты по контракту. Учитываются только расходы, которые произвели для выполнения работ и оказания услуг по госконтракту. Если работы оплачены с другого счета по договору с банковским сопровождением — с л/с заказчика на л/с поставщика — поставщик переводит средства на р/сч по правилам казначейского сопровождения (раздел II Постановления № 2024, Постановления Правительства РФ № 2185 от 16.12.2023, № 2438 от 26.12.2022).

При перечислении денег на расчетные счета ТОФК:

  • проверяют наименование стройматериалов и оборудования на наличие их в перечне — для поставщиков таких материалов и оборудования;
  • проверяют документы, подтверждающие поставку товаров при санкционировании платежей, — для поставщиков остальных товаров;
  • проверяют документы о приемке и реестр расходных документов при санкционировании платежей — для подрядчиков и исполнителей госконтрактов.

После проверки документов платеж санкционируют и переведут деньги на р/сч поставщика, исполнителя или подрядчика.

Как работать по новым правилам: разъяснения Минфина и ФК

Минфин и Федеральное казначейство выпустили совместные разъяснения 146-ФЗ от 28.05.2022 (письмо Минфина и Казначейства № 09-02-09/66304 / 07-04-05/04-16919 от 08.07.2022). Оба ведомства прокомментировали порядок прямой оплаты товаров, работ и услуг.

Прямые расчеты ввели как меру поддержки поставщиков в ответ на санкции и ограничения. Перевод средств по госконтрактам сразу на расчетные счета ускорит процесс оплаты. В результате поставщикам не придется брать кредиты на закупку материалов и исполнение контрактов.

Теперь оплата по госконтрактам проводится так: поставщики подтверждают накладные расходы при казначейском сопровождении сопроводительными документами или составляют специальные перечни, которые передают в ТОФК на согласование. Заказчики утверждают эти перечни и формируют распоряжение на оплату исполнителю. Казначеи проверяют всю документацию и санкционируют платежи.

После санкционирования деньги по распоряжению заказчика переводят с его л/сч на р/сч поставщика. То есть в 2024 году исполнителям не надо открывать л/сч в Казначействе, чтобы получить оплату по госконтракту с казначейским сопровождением.

Прямую оплату с казначейского счета на расчетный счет поставщику проводят для различных типов соглашений с казначейским сопровождением:

  • государственных и муниципальных контрактов;
  • контрактов и договоров, которые заключают бюджетные и автономные учреждения;
  • соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций;
  • концессионных соглашений;
  • соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

Особое внимание уделяют перечням стройматериалов и оборудования для подтверждения расходов (приложение № 1 к ПП РФ № 2438 от 26.12.2022). Все позиции в списке поставщики заполняют в соответствии с проектно-сметной документацией. А ответственность за недостоверные или некорректные сведения несет не подрядчик, который его заполнял, а заказчик, который утверждал перечень.

При санкционировании расходов в ТОФК проверяют не содержание позиций, а наличие названий стройматериалов и оборудования из перечня в сметной документации.

Реестр документов для санкционирования платежа по остальным товарам (не стройматериалам) формируют, только если подрядчик не привлекает субподрядчиков из числа производителей товаров, работ и услуг. В реестре указывают результаты расчетов по сумме накладных расходов, произведенных в результате исполнения госконтракта (приложение № 1 к порядку из Приказа Минфина № 210н от 10.12.2021).

В этом реестре отражают дату формирования отчетного документа и сумму. А вот отдельно сдавать в ТОФК расчет накладных расходов не надо. Если исполнитель привлекал субподрядчиков и соисполнителей для выполнения госконтракта, в реестре указывают реквизиты документов, подтверждающих сделку.

Заказчик обязан отразить порядок расчетов в проекте контракта. Все условия по оплате обязательно прописывают в госконтрактах, и прямая оплата — не исключение (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Изменения в действующие контракты с казначейским сопровождением вносят по решению правительства, региональных органов власти или местной администрации. Но когда ТОФК санкционирует и проводит платежное поручение с номинального счета Казначейства, специалисты проверяют только наличие подтверждающих документов. Оплату поставщику проведут по фактическим показателям — на его расчетный счет в коммерческом банке.

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.