Особенности казначейского сопровождения при изменении существенных условий контрактов

Размер шрифта:

В 2025 году стороны могут менять существенные условия контрактов с казначейским сопровождением. Но если заказчик и поставщик согласовали изменения в госконтракте, то нужно изменить и порядок казначейского сопровождения.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Госконтракт можно изменить, если случилось что-то, что стороны не могли предвидеть.
  2. Такие изменения разрешает правительство или местные власти.
  3. В контракте нельзя убрать условия казначейского сопровождения, если они обязательны.
  4. Для изменения условий нужно подписать дополнительное соглашение с заказчиком.
  5. Есть особые правила для изменения цен и условий контрактов на строительство с 2025 года.

В каких случаях изменяют существенные условия госконтракта

Мы работали с заказчиком по 44-ФЗ — поставляли строительные материалы по госконтракту. Поскольку мы не производители, а поставщики — сильно зависим от цен наших собственных поставщиков. Когда цены на стройматериалы значительно подняли, пришлось заключить с госзаказчиком дополнительное соглашение и изменить существенные условия госконтракта.

Федеральная контрактная система допускает изменение существенных условий контракта (если заключен до 01.01.2026 (п. 65.1 ст. 112 44-ФЗ)), но только когда при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить соглашение. Госконтракт изменяют по решению российского правительства, высшего исполнительного органа в регионе или местной администрации.

К примеру, гос. контракт на 2025 год заключили 10.01.2025. В процессе его исполнения возникли обстоятельства, из-за которых этот госконтракт нельзя исполнить на прежних условиях (как в нашем случае, когда сильно подорожали материалы). В результате стороны договорились об изменении существенных положений текущего соглашения. А вот исключение из контракта пунктов о казначейском сопровождении невозможно: если контракт подлежит КС по нормам БК РФ и действующего Закона о бюджете, то это нельзя изменить или отменить

Изменить любые существенные условия контракта с единственным поставщиком вы сможете только по соглашению с заказчиком (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

В правительстве определили новый порядок изменения существенных условий строительных контрактов на 2025 год (ПП РФ № 680 от 16.04.2022). Есть закрытый перечень условий, которые разрешают изменить: если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить госконтракт. Вот они (п. 1 ПП РФ № 680):

  • изменение или продление срока исполнения (к примеру, если надо изменить проектную документацию);
  • корректировка объема, видов работ по контракту, спецификации и типов оборудования по проектной документации;
  • замена строительных ресурсов на аналогичные;
  • изменение отдельных этапов исполнения контракта: наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа и даже количества отдельных этапов исполнения госконтракта (Письмо Минфина № 24-06-08/56085 от 14.06.2022);
  • добавление условия об авансировании или об изменении размера аванса;
  • коррективы в приемке и оплаты отдельного этапа, результатов выполненных работ;
  • изменение цены госконтракта без корректировки объема, видов работ из-за роста цен на строительные ресурсы (ПП РФ № 1315 от 09.08.2021);
  • корректировка режима лицевого счета: перечисление оплаты поставщику с лицевого счета заказчика в ТОФК на расчетный счет поставщика в коммерческом банке.
Может пригодиться: как открыть счет в Казначействе

Госконтракт меняют в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые довели на весь срок исполнения. В 2025 г. допускается увеличение цены строительного контракта более чем на 30 % (п. 2 ПП РФ № 680). Чтобы изменить первоначальный договор, стороны подписывают дополнительное соглашение: заказчик обязательно размещает его в реестре контрактов.

Кроме того, допускается изменение существенных условий федерального контракта, если его нельзя исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам из-за мобилизации РФ (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, п. 1 ПП РФ № 1838 от 15.10.2022). Высшим исполнительным органам субъектов РФ, местным администрациям рекомендовали разрешить изменение существенных условий региональных и муниципальных контрактов по аналогичным основаниям.

ВАЖНО!
Изменение размера аванса 44-ФЗ не предусмотрено. В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ нет оснований для изменения порядка оплаты, который является существенным условием контракта, поскольку условие о нем обязательно включают в контракт (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Но есть исключение: стороны вправе по соглашению изменить любые существенные условия контракта (к примеру, на основании п. 2–4, 8–10 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Аналогичную позицию по корректировке размера аванса по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ подтвердил и Минфин. Кроме того, в ведомстве отметили, что при принятии решения необходимо учитывать, что по п. 2 ст. 72 БК РФ государственные и муниципальные контракты оплачиваются в пределах ЛБО (письма от 03.10.2024 № 24-06-06/95795, от 13.05.2022 № 24-06-07/43830).

В связи с новыми правилами в Минфин обратились из Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края (письма № 45-05-06-1093/22, 45-05-06-1094/22 от 08.06.2022). Специалистов ведомства интересовали три вопроса: разрешают ли менять банковское на казначейское сопровождение при изменении существенных условий контракта, допускается ли снижение размера обеспечения и как применять положения Федерального закона о бюджете при изменении существенных условий госконтрактов, заключенных в прошлых периодах (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ)?

Как заменить банковское на казначейское сопровождение

По новым правилам стороны смогут изменить условия госконтракта, заключенного до 01.01.2026, если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых нельзя исполнить соглашение. Все изменения по ч. 65.1 ст. 112 допускаются на основании решения правительства или региональных органов власти. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению (КС), определяются федеральным и региональным Законом о бюджете на текущий финансовый год и плановый период (ст. 242.26 БК РФ). В Бюджетном кодексе разъясняется, требуется ли устанавливать казначейское сопровождение, если контракт подлежит исполнению в следующем году, то есть в 2026-м, — да, если соглашение подпадает под нормы КС и Федерального закона о бюджете на очередной год и плановый период.

Казначейское сопровождение целевых средств осуществляет ТОФК — территориальный орган Федерального казначейства (п. 2 ст. 242.26 БК РФ). Минфин полагает, что средства, которые предоставляют по госконтрактам, заключенным до 01.01.2026, подлежат КС, если это предусмотрено региональным Законом о бюджете. Ведомство поясняет, нужно ли что-то менять в предыдущих контрактах при изменении казначейского сопровождения в 2025 году: если изменили существенные условия госконтракта и для него стало обязательным КС, то сообщите об этом поставщику. Измените условия соглашения, пропишите все обязательные требования для КС. Проинформируйте о необходимости открытия отдельного счета в ТОФК, если цена госконтракта в 2025 году подпадает под режим лицевого счета.

Напоминаем, что в 2025 году ряд госконтрактов освободили от казначейского сопровождения (ч. 4 ст. 419-ФЗ от 30.11.2024). В 2025 году казначеи не сопровождают:

  1. Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ. К примеру, деньги, предоставляемые на основании контрактов, которые исполняют казенные учреждения.
  2. Средства федбюджета, которые предоставляют организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, политическим партиям для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах.

И еще в 2025 г. упростили порядок оплаты по госконтрактам с КС. Оплату за товары, работы, услуги по некоторым соглашениям разрешили перечислять на расчетный счет поставщика в банке (постановление Правительства РФ № 1752 от 11.12.2024). То есть исполнителю не надо открывать лицевой счет в ТОФК. Это правило применяется при расчетах по госконтрактам в случаях, определенных ч. 2–4 и 6 ст. 15 367-ФЗ от 29.10.2024 — для них временно приостановили действие пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 242.23 БК РФ о запрете на перечисление денег с лицевых на расчетные счета (ч. 2 ст. 12 367-ФЗ).

ВАЖНО!
Учтите, что банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ при замене на казначейское сопровождение не допускается: высшие исполнительные органы власти должны на локальном уровне принять нормативы об исключении условий о БС по таким госконтрактам.

Можно ли снизить размер обеспечения исполнения контракта

Минфин объяснил, надо ли в контракте по Казначейству указывать прибыль от продаж, если только сопровождение на аванс, — указывайте прибыль, только если договорились об этом с заказчиком. Если аванс по госконтракту подлежит казначейскому сопровождению, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливают от начальной (максимальной) цены, уменьшенной на размер аванса (п. 3 ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

По нормам ч. 6.1 ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если расчеты по нему подлежат казначейскому сопровождению. А если заказчик все же потребует обеспечить исполнение госконтракта, то максимальный размер такого обеспечения — 10 % от НМЦК. Стороны согласовывают допустимую прибыль при казначейском сопровождении контракта по 44-ФЗ в тексте договора.

Ограничений по изменению существенных условий госконтрактов в ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ нет. Это означает, что стороны вправе изменить любые условия соглашения, заключенного до 01.01.2026, в том числе и размер обеспечения, если включили в контракт требование о казначейском сопровождении.

ВАЖНО!
Из норм 44-ФЗ понятно, можно ли без казначейского сопровождения при ГОЗ ставить обеспечение исполнения контракта меньше аванса — нет, если заказчик запрашивает обеспечения исполнения госконтракта и в условиях соглашения предусмотрен аванс, то размер обеспечения устанавливается не менее чем в размере авансирования (п. 1 ч. 6 ст. 96 44-ФЗ). Это правило касается госконтрактов без КС. Если же Казначейство сопровождает госконтракт и аванс подлежит КС, то размер обеспечения устанавливают как НМЦК, уменьшенную на размер аванса (п. 3 ч. 1 ст. 96 44-ФЗ). А если аванс превышает 30 % от НМЦК, то размер обеспечения приравнивают к размеру авансирования.

Как применяют положения Закона о бюджете для контрактов, заключенных в прошлых периодах

Положения о федеральном бюджете на 2025-й и плановые 2026–2027 гг. утвердили Федеральным законом № 419-ФЗ от 30.11.2024. В прошлом году действовал № 540-ФЗ от 27.11.2023 о бюджете на 2024 год и плановые 2025–2026 гг.

ВАЖНО!
В 2025 году казначейское сопровождение осуществляют по нормам главы 24.4 БК РФ и постановления Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.

Перечень бюджетных средств, подлежащих казначейскому сопровождению, прописан и в ст. 242.26 БК РФ, и в ст. 5 419-ФЗ. В этот список входят расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, работ, услуг, которые заключают для обеспечения государственных нужд субъектов РФ. Источники финансирования таких контрактов:

  • целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые выделяют на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
  • бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, по которым предусмотрено казначейское сопровождение средств.

Казначейство сопровождает средства, которые определены в Федеральном законе о федеральном бюджете и предоставлены для исполнения обязательств по (п. 1 ст. 242.23, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  1. Госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг.
  2. Контрактам на поставку товаров, работ, услуг, которые исполняются за счет средств по госконтрактам с КС.
  3. Авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем в Республике Крым и Севастополе.
ВАЖНО!
В 2025 году местные власти вправе определять средства, которые подлежат казначейскому сопровождению по госконтрактам, которые финансируются из регионального и местного бюджетов (пп. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ). А региональные финансовые органы смогут проводить КС средств по ст. 242.26 БК РФ. Порядок такого сопровождения устанавливает местная администрация по требованиям правительства (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

Если заказчики в 2025 году заключают дополнительное соглашение к контракту 2024 года, то на него распространяются все условия казначейского сопровождения по 419-ФЗ. Если средства федерального бюджета не являются источником софинансирования расходного обязательства по госконтракту, то предмет казначейского сопровождения устанавливается Законом о региональном бюджете (ст. 242.26 БК РФ). В таком случае предметом определяют как авансовые платежи, так и все расчеты по государственным контрактам.

Если вышестоящая организация запрашивает локальную отчетность по госконтракту с КС, то предоставьте сведения в свободной письменной форме. Никаких унифицированных обязательных отчетов по КС нет. Уточните у учредителя или контролеров, как написать, что проблем, возникающих в ходе казначейского сопровождения контрактов, не возникало, и в каком виде ответить на их запрос, а если сложности все же были, то укажите причины и порядок их решения.

Казначейское сопровождение в 2025 году: вопросы и ответы

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.