Правила и особенности казначейского сопровождения государственных и муниципальных контрактов

Размер шрифта:

Казначейское сопровождение госконтракта в 2024 году обязательно лишь для особых соглашений. Все дорогостоящие контракты за счет целевых средств сопровождаются Казначейством. Но правила работы на 2024 год упростили.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Казначейское сопровождение помогает контролировать расходы бюджетных денег в рамках госконтрактов.
  2. В 2024 году изменились правила: деньги могут перечислять напрямую на счета поставщиков без открытия лицевых счетов в ТОФК.
  3. Только определенные контракты подлежат казначейскому сопровождению, особенно те, что связаны с бюджетными средствами.
  4. Введены новые условия для включения в госконтракты, касающиеся прямых расчетов и казначейского сопровождения.
  5. За нарушение правил казначейского сопровождения предусмотрена ответственность.

Что такое казначейское сопровождение госконтрактов

Казначейское сопровождение — проведение Федеральным казначейством, его территориальными отделениями (ТОФК) или региональными, муниципальными финансовыми органами операций с деньгами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ). Участники КС — государственные и муниципальные учреждения. Кроме того, в КС участвуют организации и ИП из коммерческого сектора: когда получают финансирование из бюджета.

Изменения по казначейскому сопровождению в 2024 году

Федеральный бюджет на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг. утвержден 540-ФЗ от 27.11.2023. В соответствии с ним, в 2024 продолжают действовать особые правила расчетов по контрактам с казначейским сопровождением — заказчики смогут платить поставщикам напрямую на их расчетные счета при расчетах по ч. 2-4 и 9 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023. Действие пп. 1 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 242.23 БК РФ временно приостановили. Условия госконтрактов необходимо формулировать с учетом особенностей КС на 2024 год. Части 2-4 ст. 6 520-ФЗ применяются и к средствам по контрактам, заключенным для исполнения госконтрактов, заключенных по законам о федеральном бюджете, которые действовали до вступления в силу 540-ФЗ от 27.11.2023.

ВАЖНО!
В 2024 не действуют правила об обязательном открытии лицевого счета в ТОФК участникам казначейского сопровождения из числа поставщиков, подрядчиков и исполнителей (ч. 1 ст. 4 520-ФЗ). Заказчики перечисляют деньги поставщикам на их расчетные счета в кредитных организациях. Казначеи не поясняли, имеет ли гражданско-правовое значение договор банковского счета между кредитной организацией и территориальным органом Федерального казначейства, но, по законодательной логике, эти соглашения относятся к гражданско-правовым.

Если казначейское сопровождение средств по ст. 242.26 БК РФ проводит региональный или муниципальный финансовый орган, заказчики так же перечисляют деньги со своих лицевых счетов участников КС на расчетные счета поставщиков в коммерческих банках. Но это возможно, если местным законом предусмотрены положения по аналогии с ч. 2-4 ст. 6 520-ФЗ.

Кроме того, главные распорядители средств федерального бюджета вправе принять правовые акты, по которым заказчик сможет включить в госконтракты 2024 года с ценой до 100 млн рублей условие о казначейском сопровождении (п. 5 ПП РФ № 50 от 23.01.2024, п. 9 ч. 2 ст. 5 540-ФЗ):

  • авансовых платежей в размерах в соответствии с п. 2 ПП РФ № 50;
  • авансовых платежей по контрактам, которые заключили для исполнения этих госконтрактов.

Такие условия разрешают включить в госконтракты заказчиков-ГРБС и их подведомственных учреждений.

Пригодится: калькулятор банковской гарантии по закону 44-ФЗ

В каких случаях требуется казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Некоторые госконтракты бюджетников и автономщиков подлежат казначейскому сопровождению (ст. 242.23 БК РФ). Напоминаем, что КС — это особый порядок проведения операций с деньгами учреждений (ст. 6 БК РФ). Бюджетные средства сопровождают Федеральное казначейство и финансовые органы регионов и муниципальных образований.

Казначеи сопровождают средства, которые определили законом о федеральном бюджете и предоставили для исполнения обязательств по контрактам с участниками КС (п. 1 ст. 242.23 БК РФ, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  • госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • контрактам, которые заключили для исполнения госконтрактов за счет средств, выделенных на такие госконтракты;
  • авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем для Республики Крым и Севастополя.

В БК РФ разъясняется, можно ли заключать рамочные договоры с казначейским сопровождением, — КС предусмотрено только для определенных контрактов: госконтрактов по 44-ФЗ и соглашений, заключенных в рамках их исполнения. Рамочные договоры по 44-ФЗ на бюджетные средства не заключают. Следовательно, и казначейское сопровождение для них не проводится.

Полагать, что контракты муниципального казенного учреждения подлежат казначейскому сопровождению, — это ошибка. Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ, не подлежат КС. Деньги, выделенные на основании госконтрактов казенных учреждений, есть в этом списке: их не сопровождает ни Казначейство, ни местные финансовые органы.

В 2024 г. не подлежат КС:

  • средства, которые перечислены в ст. 242.27 БК РФ;
  • средства федерального бюджета, которые выделили организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, политическим партиям для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах (ч. 4 ст. 5 540-ФЗ).

Правила КС определены Постановлением Правительства № 2024 от 24.11.2021. Прежде чем провести платеж (в том числе авансирование) по госконтракту, казначеи санкционируют операции со средствами участников КС — проверяют сопроводительные документы, сверяют лимиты и обязательства и только потом подтверждают оплату (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).

В особых случаях проводится расширенное казначейское сопровождение (п. 1 ст. 242.24 БК РФ). А региональные финорганы, в соответствии с местными законами, вправе сопровождать бюджетные средства по ст. 242.26 БК РФ. Порядок такого контроля устанавливает высший исполнительный орган власти в регионе или местная администрация (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

ВАЖНО!
Когда расчеты по контракту (в том числе и авансы по нему) подлежат КС, информацию об этом надо включить в извещение (п. 18 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). А если такие сведения в извещении есть, аналогичные положения необходимо включить в контракт (письмо Минфина № 02-14-11/92935 от 29.09.2023). Условия госконтракта прописывайте в соответствии со ст. 242.23 БК РФ и ПП РФ № 2024. Но учтите, что в 2024 г. не действует пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 242.23 БК РФ в части открытия лицевых счетов поставщикам, если производятся расчеты по ч. 2-4, 9 ст. 6 520-ФЗ.

Как проводится казначейское сопровождение

В правилах КС разъясняется, где подрядчик открывает казначейское сопровождение в 2024 году, — в ТОФК, территориальных органах Федерального казначейства. По правилам, бюджетные и автономные заказчики перечисляют средства по контрактам с КС со своего лицевого счета на л/сч. поставщика, подрядчика, исполнителя.

Но сейчас правила изменили. В 2024 году действует порядок прямых расчетов, когда заказчик платит со своего лицевого счета на расчетный счет поставщика в коммерческом банке (ч. 1 ст. 4, ч. 2-4, 9 ст. 6 520-ФЗ).

Деньги от заказчика на собственные расчетные счета в банке получат:

  • поставщики стройматериалов и оборудования, если затраты на эти ресурсы включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию (с элементами реставрации), техническое перевооружение, капремонт объектов капстроительства. Информацию о таких материалах надо привести в специальном перечне (приложение № 1 к ПП РФ № 2438 от 26.12.2022). Подрядчик составляет перечень в соответствии со сметной документацией. А утверждает список стройматериалов заказчик;
  • поставщики других товаров, если заказчик по соглашениям, заключаемым в рамках госконтракта, предоставил в ТОФК документы с подтверждением поставки других товаров. Перечень документов определен в Приказе Минфина № 214н.

Из новых правил понятно, надо ли открывать казначейские счета поставщикам оборудования в 2024 году, — нет, если затраты на оборудование включены в сметные расходы и подтверждены перечнем такого оборудования. Для поставщиков товаров, работ, услуг средства с л/сч. перечисляют сразу на расчетные счета исполнителей, если есть:

  • документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг (Приказ № 214н от 17.12.2021);
  • реестр документов, подтверждающих затраты по контракту. Его тоже формирует подрядчик по установленной форме, а утверждает — заказчик.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Ключевые особенности казначейского сопровождения в 2024 году связаны с отменой правила об открытии л/сч. в ТОФК для поставщиков и ведением прямых расчетов. Новый порядок оплаты включают в условия госконтракта по соглашению сторон (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ).

А средства, подлежащие казначейскому сопровождению, смогут определить:

  • российское правительство на основании обращений юрлиц — в дополнение к случаям по п. 1 ст. 242.23 БК РФ. КС этих средств проводит ТОФК (п. 3 ст. 242.23 БК РФ);
  • высший исполнительный орган в регионе или местная администрация — в дополнение к случаям по п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Это касается соглашений, заключенных на деньги регионального или местного бюджета.

Порядок упрощенных расчетов на 2024 год утвердило правительство в Постановлении № 2438 от 26.12.2022. А Постановлением Правительства РФ № 2185 от 16.12.2023 установлены правила банковского сопровождения при КС в 2024 году.

Какая ответственность предусмотрена за нарушения правил казначейского сопровождения

Прямой ответственности по КС ни для заказчиков, ни для поставщиков нет. Но участников КС наказывают за нарушение кассовой дисциплины и порядка работы с субсидиями (ПП РФ № 1782 от 25.10.2023). Меры ответственности устанавливают вышестоящие финансовые органы региона или муниципального образования для каждой конкретной ситуации.

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.