1 580

Пояснения в ФНС следует подавать по правилам

Размер шрифта:

Федеральная налоговая служба определила алгоритм действий налогоплательщика при предоставлении им пояснений в территориальный налоговый орган в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

В письме от 6 ноября 2015 года № ЕД-4-15/19395@ Федеральная налоговая служба подробно разъяснила налогоплательщикам порядок и последовательность их действий при направлении в органы ФНС пояснений. Такие пояснения каждый налогоплательщик в силу статьи 88 Налогового кодекса РФ должен представить в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения им требования пояснений в связи с выявлением в налоговой декларации противоречий или несоответствий между сведениями об операциях. По версии налоговой службы схематичный правильный порядок действий налогоплательщика в такой ситуации выглядит так:
  1. После получения от органа ФНС требования о представлении пояснений сразу же направить в адрес налоговой службы квитанцию о приеме требования в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Для этого Налоговым кодексом РФ определен срок в 6 дней со дня отправки требования. Если ФНС не получит такую квитанцию от налогоплательщика в течение 10 дней, она имеет право заблокировать операции по его банковскому счету. Это следует из норм пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
  2. В отношении каждой операции ФНС может указать только один из четырех кодов ошибки. Поэтому налогоплательщик должен выяснить, какую именно ошибку он допустил. А после этого сверить правильность заполнения налоговой декларации. Сверить записи из нее с данными из счетов-фактур, уточнить корректность заполнения всех реквизитов: даты, номера, суммы, правильность расчета НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). При распределении суммы НДС из одного счета-фактуры к вычету по частям несколько раз, необходимо еще раз сверить общую сумму налога, принятую к вычету, с учетом прошлых налоговых периодов и данных из самого первичного документа.
  3. При выявлении ошибки в представленной декларации по НДС, которая приводит к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию с корректными сведениями. Если же ошибка в декларации не влияет на сумму налога, то достаточно представить в орган ФНС пояснения с указанием правильных данных.
  4. Пояснение налогоплательщик может написать в свободной форме на бумажном носителе или отправить его в электронном виде по ТКС, если у него есть такая техническая возможность.
  5. Если после проверки декларации налогоплательщик убедился в том, что она заполнена корректна и не обнаружил несоответствия учетным данным, в соответствии с заявленным налоговиками кодом ошибки, он все равно обязан направить в ФНС пояснение с сообщением об этом.
Налогоплательщик, в соответствии с нормами пункта 4 статьи 88 НК РФ, имеет право по собственному желанию приложить к пояснению документы, которые могут подтвердить достоверность данных, внесенных им в налоговую декларацию. Если у налогоплательщика возникли вопросы, связанные с полученным им от органа ФНС требованием, то он может задать их непосредственно на официальном сайте ФНС в сети интернет, по телефону или лично в территориальном налоговом органе по месту постановки на налоговый учет, или по телефону горячей линии в контактном центре Федеральной налоговой службы России.