Навигация
аутстаффинг - услуга по выводу работников из штата своей компании, при этом они продолжают трудиться на прежнем рабочем месте, а оформлены официально в штате сторонней компании;
- аренда или лизинг персонала – услуга по подбору и предоставлению временного персонала по запросу заказчика.
С нового года «заёмный труд», а вместе с ним аутстаффинг и лизинг персонала, в существующих на данный момент формах, будут запрещены абсолютно для всех организаций! Однако, полностью запрещая «заёмный труд», законодатель вводит такое понятие как «предоставление труда работников», которое во многом схоже с «заёмным трудом», но, при этом, обладает ярко выраженными отличительными признаками. Так, например, предоставление труда работников станет такой услугой, которая:
- разрешена законом;
- оказывается только Частными агентствами занятости;
- должна иметь строгие временные ограничения;
- оказывается только с письменного согласия работника;
- полностью уровняет расходы на оплату труда у своих и у арендуемых работников;
- установит арендованному персоналу льготы и компенсации по фактическому месту работы;
- возможна только при обычной системе налогообложения (ОСН);
- доступна только для организаций прошедших специальную оценку условий труда (СОУТ).
Общие впечатления от требований и ограничений такие, что работодатель будет вынужден очень тщательно взвесить все «за» и «против» прежде чем обратиться к агентству, имеющему государственную аккредитацию.
Ответственность работодателя
Ведь несмотря на то, что работник будет оформлен в штате у Частного агентства занятости, фактический работодатель (т.е. принимающая сторона), будет обязан полностью нести ответственность за арендуемый персонал, а именно:
- обеспечить оборудованием, инструментами и рабочим местом;
- обеспечить соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
- требовать надлежащего исполнения трудовых обязанностей;
- требовать соблюдения своих правил внутреннего распорядка;
- обеспечить бытовые нужды;
- платить зарплату работнику, так же как и штатному, но через агентство;
- совместно с агентством отвечать за соблюдение сроков выплаты зарплаты;
- отстранять от работы или не допускать к работе в случаях, установленных законом;
- контролировать сроки действия разрешительных документов (патент, разрешение на работу);
- самостоятельно создавать комиссию при расследовании несчастного случая.
Отметим, что порядок аккредитации Частных агентств занятости ещё не утверждён. Соответствующий проект Постановления Правительства должен вступить в силу одновременно с законом о запрете заемного труда - с 1 января 2016 года. Согласно проекту, для аккредитации потребуется некоторое время на подготовку, сбор и подачу комплекта документов в «орган по аккредитации», а также 15 рабочих дней на принятие решения этим «органом». Всё это означает, что с начала нового года и до середины февраля у работодателей не предвидится абсолютно никакой альтернативы кроме оформления арендуемых работников в свой собственный штат либо полного отказа от использования такой рабочей силы.
Что говорит закон
Помимо Частных агентств занятости, предоставлять персонал смогут аффилированные юридические лица, направляющие персонал друг другу. Но, и в этом случае, заключение договоров будет возможно строго по правилам, которые установит тоже ещё не принятый и находящийся на стадии рассмотрения, дополнительный федеральный закон. В связи с этим, несколько настораживает неторопливость законодателей при рассмотрении и принятии обязательных сопроводительных нормативных актов, регламентирующих создание и легитимность Частных агентств занятости. Впрочем, в средствах массовой информации встречаются сведения о попытках отложить вступление в силу закона, запрещающего заемный труд до 2020 года. Итак, в оставшиеся месяцы тем, кто использует труд стороннего персонала, и тем организациям, которые наоборот направляют свой персонал на работу к другим юридическим лицам, предстоит существенно перестроить свои отношения. Российские компании, которые сейчас «арендуют работников», и примут решение оформить трудовые договора самостоятельно, больше не смогут пользоваться преимуществами аутстаффинга и лизинга персонала, такими как:
- отсутствие расходов на дополнительных специалистов, обеспечивающих кадровое, бухгалтерское и миграционное сопровождение персонала;
- уменьшение общей численности работников и трудовых споров с ними;
- снижение вероятности проведения проверок трудовой или налоговой инспекцией;
- полное отсутствие миграционных рисков связанных с иностранным персоналом;
- экономия времени и расходов на подбор персонала;
- постоянная готовность к резкому увеличению объёма производства;
- юридическое сопровождение и контроль за изменениями в миграционном, трудовом и налоговом законодательстве.
Вместо указанных преимуществ, запрет заёмного труда и оформление всех работников в свой штат приведёт к следующему:
- увеличение административного персонала (отдел кадров, бухгалтеры, юристы);
- создание рабочих мест и расходы на зарплату нового административного персонала;
- содержание в штате сезонных (временных) работников и оплата их труда во время простоя;
- повышение рисков в случае проверок (ГИТ, ФСС, ИФНС, ПФ и ФМС);
- иные расходы, и, как следствие, повышение цен на собственные товары и услуги.
В условиях сегодняшнего предпринимательского климата, усугубляющегося кризисными явлениями в стране, предприятиям без использования заемного труда будет выжить крайне тяжело. Поэтому у предприятий два выхода - или работать по закону, тем самым увеличивая свои затраты в цене конечного продукта, или внести коррективы в текущую модель взаимодействия с кадровыми агентствами. А способов это сделать наш российский предприниматель найдет предостаточно. Уже предварительные опросы потребителей заемного труда говорят о том, что они крайне заинтересованы в продолжении сложившейся практики на рынке предоставления персонала.
Чего ждать с января
Так, к началу 2016 года прогнозируется значительный рост спроса на услуги по кадровому и бухгалтерскому сопровождению. Работодатель, не готовый к запрету заемного труда, и к тем требованиям, которые необходимы для заключения договора с Частным агентством занятости, сможет воспользоваться такой услугой как «аутсорсинг». Напомним, что «аутсорсинг» - это передача организацией, определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Такая услуга позволяет экономить ресурсы и время, а так же уделять максимум внимания основным направлениям в бизнесе. В случае с кадровым и бухгалтерским аутсорсингом, весь персонал оформляется в штат к непосредственному работодателю, но кадровое и бухгалтерское сопровождение осуществляют квалифицированные специалисты сторонней компании. Но, если, например, принимать в свой штат иностранный персонал, то неизбежно возникнут дополнительные обязанности у работодателя, ответственность и риск наложения миллионных штрафов, связанных с возможными нарушениями по линии Федеральной миграционной службы. Доверять трудоустройство иностранцев, в условиях постоянного изменения и ужесточения миграционного законодательства, следует только профессионалам с многолетним опытом работы, имеющим безупречную репутацию на рынке. В то время, пока законодатель обязывает соблюдать многочисленные требования при заключении договора о предоставлении труда работников и ограничивает заказчика в выборе стороны направляющей персонал, юристы, специализирующиеся в данной сфере, уже разрабатывают свои варианты договоров, которые позволят вывести аутстаффинг и лизинг персонала из-под надвигающегося запрета. Безусловно, все способы предоставления персонала (за исключением обращения к Частным агентствам занятости и аффилированным компаниям), потребуют детального согласования и соблюдения различных ограничений в новых условиях. Компания «Финвал» заранее подготовилась к вступлению в силу нового закона и готова предложить своим клиентам несколько вариантов работы в сфере предоставления персонала после 1 января 2016 года и без необходимости обращения к Частным агентствам занятости.
Семён Владимирович Шевелёв, заместитель генерального директора, юрисконсульт.