11 101

Учётная политика для целей налогового учёта: составляем правильно

Размер шрифта:

Действующим законодательством предусмотрено создание каждой организацией собственной учётной политики для целей налогового учёта.

Навигация

В «налоговой» учётной политике определяется порядок организации учёта и документооборота по операциям, связанным с формированием величины налогооблагаемых баз, совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Рассмотрим основные моменты, которые должны быть раскрыты при формировании учётной политики для целей налогового учёта. Давая рекомендации, мы будем использовать алгоритмы, предлагаемые программой Конструктор учётной политики на 2016 год, представляемой правовой системой «Консультант Плюс».

1. Организационные положения

Для целей формирования информации по налоговому учёту, организация раскрывает, в рамках указанного раздела, сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так по каждому из налогов, плательщиком которых является организация. Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить - является ли учётная политика организации совершенно новой, представляет собой модификацию старой, либо принята совершенно новая учётная политика. Отмечаем, что учётная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год. Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несёт в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учётной налоговой политики (в первую очередь, в части налога на прибыль). Для этих же целей - для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учёту налога на прибыль - организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несёт ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР. Для целей формирования информации о порядке ведения учёта по налогу на имущество, организация должна указать, имеется ли у неё на балансе имущество, подлежащее налогообложению. Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учётной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта федерации. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учёта. Организация может вести учёт данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учётной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учёт ведётся собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается - отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учёта (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведётся налоговый учёт.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС. В рамках общих положений по порядку ведения налогового учёта НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жёсткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов - ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью. Организации, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев, согласно перечню, утверждённому Правительством РФ), должны предусмотреть в учётной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот момент может признаваться как общим по всем операциям, так и раздельным (индивидуальным). При выборе «общего» метода организация закрепляет в учётной политике одну из предлагаемых дат - либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. При этом в тексте учётной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким - на дату оплаты. Дальнейшие моменты, раскрываемые в учётной политике в части порядка ведения налогового учёта НДС, связаны с организацией раздельного учёта НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и необлагаемые НДС, а также виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрытие в учётной политике особенностей ведения налогового учёта в данном случае должны производить только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Следовательно, первым пунктом в раскрытии в учётной политике информации о порядке ведения раздельного учёта по НДС должно быть указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота), а также операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%). Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учёта так называемое «правило 5%» (раздельный учёт «входного» НДС можно не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учёт ведётся вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. Чаще «правило 5%» применяют те организации, у которых доля необлагаемых НДС операций незначительна. Если организация применяет «правило 5%», то в учётной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учёта расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это может быть либо специальный субсчёт, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учёта, либо иной, самостоятельно разработанный, способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учётного процесса. Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Данный показатель может определяться пропорционально доле выручки необлагаемых операций в общем объёме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации. Отмечаем, что при выборе в качестве базового показателя «доли расходов», организация может предусмотреть в учётной политике создание специальной формы (регистре налогового учёта). Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учёта по НДС, является определение периода для расчёта пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учёту в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС либо - на основании месячных данных, либо - по итогам квартала. Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет. Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции. Раздельный учёт «входного» НДС организация вправе вести либо на специальном субсчёте к балансовому счёту 19 «НДС по приобретённым ценностям», либо в отдельном регистре, либо в ином, самостоятельно определённом порядке. Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учётного процесса. Порядок ведения раздельного учёта операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и необлагаемых НДС, также необходимо предусмотреть в учётной политике. По аналогии с вышеуказанным, такой учёт повыборно может вестись либо на специальном субсчёте, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом. Выбор варианта даётся на усмотрение организации.

3. Налог на прибыль организаций

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала организации необходимо указать, каким образом будет производиться формирование информации для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль. Это могут быть как специально разработанные регистры налогового учёта, так и регистры бухгалтерского учёта, дополненные, при необходимости, соответствующими реквизитами. Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учётом того, каким образом у неё организован порядок ведения учёта и построен документооборот. Далее организация должна указать, какой отчётный период она применяет по налогу на прибыль - ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и её желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом. Организации необходимо указать в учётной политике тот факт, что она уплачивает по налогу на прибыль ежемесячные авансовые платежи. В данном вопросе у организации варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобождён от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, напрямую поименованы в пункте 3 статьи 286 НК РФ. Следовательно, данный момент носит чисто констатирующий характер. Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов федерации, должны раскрыть в учётной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация может выбрать либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения её должностных лиц. Далее следует большой блок вопросов, связанный с учётом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке - метод признания доходов и расходов. Обращаем внимание на то, что свободный выбор одного из двух методов могут себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал. То есть те, которые могут применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учётной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. Следующий вопрос касается только организаций с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учётной политике порядок признания доходов, путём их распределения между отчётными периодами, либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесённым затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно. Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, может рассчитываться по выбору организации либо исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют, либо - из ставок по долговым обязательствам, подтверждённым методами, предусмотренными пунктом 1 статьи 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица). При этом, если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо также установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации). В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Варианта может быть два - либо данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов будет производиться через амортизацию в течение определённого срока полезного использования), либо в составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов будет производиться в течение двух лет). К фактическим расходам на НИОКР, для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учётной политике. При этом необходимо помнить, что, выбирая использование данного коэффициента, организации дополнительно вменяется обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации отчёт о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Указанный отчёт представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. При этом отчёт о выполненных НИОКР представляется в отношении каждого НИОКР и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчётов. Следующий вопрос касается порядка учёта доходов от аренды. По выбору организации они могут учитываться либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Как правило, вариант выбора в данном случае зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учёте. Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учёта прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень может быть как максимально сокращён, так и максимально расширен. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учёта по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учёта. В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершённого производства (НЗП), либо в полном объёме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остаётся полностью на усмотрение самой организации исходя из имеющихся у неё принципов налогового планирования. Также организации необходимо раскрыть в учётной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса, а также, на основании профессионального суждения должностных лиц, организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить свой собственный метод. При этом допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции. Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, об этом факте следует указать в учётной политике. При этом следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем может стать заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве, материальные расходы, выручка, либо иной другой показатель, выбранный организацией на основании профессионального суждения её должностных лиц. Переходим к блоку, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с учётом товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для начала обратимся к учёту товаров. В отношении покупных товаров организация вправе установить формирование их стоимости в налоговом учёте как без учёта дополнительных расходов по их приобретению, так и с учётом их. При этом организация может выбрать, все ли дополнительные расходы включаются в стоимость покупных товаров или только определённые их виды. Перечень дополнительных расходов, включаемых в стоимость приобретения товара, также нужно установить в учётной политике. Обычно выбор в пользу того или иного способа формирования стоимости товаров зависит от того, каким образом их стоимость формировалась в бухгалтерском учёте. Следующий момент - указание на метод оценки товара при его реализации. Выбирается один из трёх методов - по себестоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО. При этом допускается как применение единого метода по всем видам товаров, так и выбор индивидуального метода для каждой группы. В отношении сырья и материалов организация также должна указать способ их оценки при списании. При этом предлагаются на выбор те же методы, что использовались для оценки товаров. Аналогично допускается применение различных методов оценки для различных групп сырья и материалов. В отношении малоценного имущества (материальные ценности длительного пользования, не относящиеся к категории амортизируемого имущества) организация должна указать, каким образом его стоимость будет включаться в состав текущих расходов - единовременно (по аналогии с сырьём и материалами), либо равными долями в течение более чем одного отчётного перехода (исходя из срока полезного использования либо другого экономически обоснованного показателя). Теперь обратимся к порядку учёта амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. При этом отмечаем, что отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств может привести к разногласиям с контролирующими органами. Так что раскрытие данной информации в учётной политике может быть сопряжено с дополнительными рисками. Если организация осуществляет свою деятельность в области IT-технологий и соответствует критериям, установленным пунктом 6 статьи 259 НК РФ, то она вправе выбрать вариант учёта в составе расходов стоимости электронно-вычислительной техники - либо в составе материальных расходов, либо в виде амортизации. При этом, если выбирается вариант учёта в составе материальных расходов, включение в состав текущих расходов может производиться повыборно либо единовременно, либо в определённых долях в течение более чем одного отчётного периода исходя из срока эксплуатации или иного экономически обоснованного показателя. Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, ей необходимо указать в учётной политике, каким образом она будет производить амортизацию невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация может производиться либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно. Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр. В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация может установить особый порядок определения срока полезного использования - с учётом срока эксплуатации у прежнего собственника. При этом указанный вариант не является обязательным, и по указанным объектам организация может устанавливать по ним общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации). В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов - линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При этом необходимо помнить, что при нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам. Соответственно, выбирая нелинейный метод, перед организацией возникает необходимость раскрытия дополнительной информации. В частности, она может предусмотреть ликвидацию амортизационной группы с суммарным балансом менее 20 тыс. рублей (с единовременным переносом недоамортизированного остатка в состав внереализационных расходов), либо не делать этого (в этом случае амортизация будет начислять до полного погашения стоимости). Выбор варианта полностью относится на усмотрение организации. Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Применение амортизационной премии (с учётом ограничений, налагаемых НК РФ) возможно как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на её увеличение. Возможно также применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений. В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на её увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае амортизационная премия будет применяться в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на её применение). Организации, у которых имеются основные средства, соответствующие критериям, приведённым в пунктах 1-3 статьи 259.3 НК РФ, вправе применять к нормам амортизации соответствующие повышающие коэффициенты. Если к основному средству могут применяться несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, организация должна выбрать только один. Это может быть максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент. В отношении абсолютно любых основных амортизируемых основных средств организация может установить применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. При этом в учётной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, а также ссылку на документ, в котором приведён данный перечень. Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведённые в перечне, либо не формировать их. При выборе в пользу «формировать» в учётной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию. Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчётного периода или нет. Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока, в зависимости от особенностей организации, может составлять либо три и более лет, либо менее трёх лет. Данная информация необходима для расчёта предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва - то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет. Вариант выбора в данном случае остаётся на усмотрение организации. Организации, формирующие резерв на отпуска, должны раскрыть методику его формирования - формируется ли он единым порядком по всей организации или осуществляется индивидуально по каждому сотруднику. Возможен свободный выбор любого из предложенных вариантов, исходя из принятой в организации схемы организации ведения учётного процесса. Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчётный год. Таким критерием может быть сумма вознаграждения, приходящаяся на одного работника, либо какой-то иной, обоснованный организацией, способ. Вариант выбора критерия остаётся на усмотрение организации. На вопрос, касающийся критерия уточнения неизрасходованного остатка резерва, переходящего на следующий отчётный год, также должны ответить и организации, формирующие резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. В качестве такого критерия могут выступать: сумма, приходящаяся на одного работника, процент от полученной прибыли либо иной другой экономически обоснованный показатель. Вариант выбора критерия в данном случае также остаётся на усмотрение организации. Далее следует блок, связанный с учётом операций по ценным бумагам. Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учётной политике. Вариант выбора в данном случае основывается на основании профессионального суждения должностных лиц сотрудников организации. В отношении ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учётной политике способы определения их расчётных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. При этом допускается применение разных способов определения расчётной цены в зависимости от вида ценных бумаг. В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости - либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объём прав (чек, вексель, коносамент и др.) К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Ведь такие ценные бумаги размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. При этом метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги. Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Вариант выбора в данном случае оставляется на усмотрение самой организации. Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учётной политике место заключения сделки. Это может быть территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. При этом необходимо помнить, что если всё-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.

4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

В отношении данного налога организации требуется в учётной политике только указать форму налогового регистра по учёту начислений и удержаний по доходам физического лица, в отношении которого организация выступает в качестве налогового агента. Данный момент необходим к раскрытию, так как унифицированные формы налоговых регистров по НДФЛ отсутствуют и организация должна утвердить их самостоятельно.

5. Налог на имущество организаций

Данный раздел заполняют только организации, плательщики налога на имущества, у которых имеется несколько категорий имущества, налоговая база по которым определяется отдельно. Речь идёт об имуществе, расположенном на территории разных субъектов федерации. В связи с этим по одному и тому типу имущества могут применяться разные налоговые ставки, установленные законами субъектов федерации. Указанное имущество должно учитываться раздельно либо на отдельных субсчетах к балансовым счетам 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности», либо в специальном налоговом регистре, либо ещё каким-либо способом. О выборе соответствующего способа также нужно сделать отметку в учётной политике. Допустимо также комбинированное использование вышеприведённых методов. Вот вы и составили учётную политику в целях налогового учёта! Если у Вас возникли какие-либо затруднения при выборе вариантов раскрытия информации в налоговом учёте, в качестве дополнительного источника информации можете обратиться к статьям, размещённым в колонке «Записки об учётной политике».

Может пригодиться: