Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)
Бюджетный кодекс РФ - одна из ключевых частей финансового права. Бюджетное право можно определить, как комплекс правовых норм, которые:
- устанавливают основы бюджетного устройства
- регламентируют процедуры рассмотрения, принятия, исполнения и контроля государственного бюджета - как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации
- регулируют финансовые отношения субъектов, связанных с бюджетом.
Его иногда называют БК РФ, но в, отличие от НК РФ, УК РФ, ТК РФ, эта аббревиатура не получила широкого распространения.
Состав Бюджетного кодекса
Раздел I БК РФ «Бюджетное устройство Российской Федерации» устанавливает основы бюджетной системы государства, а также основы бюджетной классификации.
Здесь описывается структура бюджетной системы, ее уровни и принципы. Всего перечислено 13 принципов этой системы - это, например, принципы сбалансированности бюджета, единства бюджетной системы, прозрачности и достоверности бюджета, единства кассы и другие.
Каждому принципу отведена отдельная статья, в которой дается определение тому, что именно понимается под этим принципом. Например, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов и объем доходов должны соответствовать друг другу (статья 33 БК РФ).
Разделы II и III посвящены доходам и расходам бюджетов соответственно. В разделе II описываются общие положения о доходах, а также категории доходов федерального, регионального и местного бюджетов. Все эти доходы делятся на налоговые и неналоговые, по каждому типу дается описание, нормативы и другая необходимая информация. Дополнительно установлены полномочия бюджетов разных уровней по формированию доходов.
В разделе III говорится уже о расходах. Здесь также есть общие положения с классификацией видов расходов и описания расходных обязательств бюджетов разных уровней. Статья 87 этого раздела устанавливает обязанность для всех уровней бюджетов вести реестры расходных обязательств.
Раздел IV называется «Сбалансированность бюджетов», а речь в нем идет о макроэкономических вещах: дефицит (недостаток) и профицит (избыток) бюджета, стабилизационный фонд, госдолг, межбюджетные трансферты (переводы), а также государственные внебюджетные фонды (к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования России).
Раздел V определяет участников бюджетного процесса их полномочия, опять же - в зависимости от уровня власти (федеральный, региональный, местный).
Раздел VI закладывает основы составления проектов бюджетов. Здесь рассматриваются долгосрочное планирование, составление прогнозов, классификация государственных программ и целевых программ - и многие другие вопросы.
Раздел VII регламентирует процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов, особенный акцент приходится на закон о федеральном бюджете, который описан тщательно и подробно.
Раздел VIII вводит правовые нормы относительно исполнения бюджетов. Именно здесь можно найти статьи, посвященные бюджетной росписи, бюджетной смете, предельным объемам финансирования и другие.
Раздел VIII.1 посвящен бюджетной отчетности. Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса, бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
Здесь прослеживаются параллели с финансовой бухгалтерской отчетностью коммерческих компаний, состав которой очень похож на состав бюджетной отчетности. Но если правила формирования налоговой и бухгалтерской отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены НК РФ, Законом о бухгалтерском учете и рядом нормативных документов Минфина и ФНС, то основы отчетности в бюджетной системе заложены именно в восьмом разделе Бюджетного кодекса.
И, наконец, Раздел IX дает нам основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Это называется государственный финансовый контроль, и в этом разделе описаны его виды, объекты, методы, полномочия участников.