Франшиза (франчайзинг) — неплохое и популярное в последнее время решение для старта бизнеса. Если задумывались о заключении договора купли-продажи франшизы, то вам будет полезна эта статья.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Договор франшизы в России называется договором коммерческой концессии.
- По этому договору одна сторона дает другой право использовать известный товарный знак за плату.
- Для договора важна регистрация прав на товарный знак через Роспатент.
- Договор должен быть на бумаге и обязательно за деньги.
- Если срок прав закончится, договор остается в силе, но условия могут измениться.
Что такое договор франшизы
В Гражданском кодексе Российской Федерации вы не найдете упоминание о договоре купли-продажи франшизы или франчайзинга. Это зарубежный термин. В Гражданском кодексе Российской Федерации это договор коммерческой концессии.
Для информации: что такое франшиза
По коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока возможность использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав — в частности, на товарный знак, знак обслуживания, другие предусмотренные соглашением объекты (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Следовательно, суть франчайзинга состоит в том, что одно лицо передает другому возможность использования комплекса исключительных прав (например, и товарного знака, и коммерческого обозначения), а другая сторона вправе это делать легально/официально, не нарушая интересы собственника. Если объяснять проще, то это соглашение, которое позволяет субъекту предпринимательской деятельности работать от лица известного бренда, платя ему за эту возможность.
Пример из жизни для понимания. Если вы обратитесь к сети Интернет, то найдете подобные объявления: «Купить готовый бизнес». Что они означают? А вот что. Представим ситуацию.
Некий ИП Пэпэтэшин Петр Петрович является владельцем салонов красоты (зарегистрирован товарный знак, все соответствует закону). Эти салоны красоты раскручены, известны широкому кругу потребителей. Допустим, сеть этих салонов красоты носит название «Ты прекрасна». Некая ИП Пэпэтешина Полина Петровна решила заняться бизнесом в сфере красоты. Создавать бизнес с нуля она не хочет, сеть «Ты прекрасна» всегда наполнена людьми, желающими воспользоваться предлагаемыми услугами, о чем всем известно, поэтому в результате достигнутых договоренностей ИП Пэпэтэшин Петр Петрович предложил ИП Пэпэтешиной Полине Петровне «купить возможность» и открыть точку салона красоты под эгидой уже поставленного на поток бизнеса, т.е. под определенным товарным знаком, коммерческим обозначением и т.п. В этом случае и подлежит заключению договор купли-продажи франшизы.
Структура договора франшизы
Не могу сказать, что у этого соглашения есть особенности в структуре. Это такое же гражданско-правовое соглашение, внешне ничем не отличающееся от любого другого. Базово всё стандартно:
- предмет;
- права и обязанности сторон;
- вознаграждение и порядок оплаты;
- ответственность сторон;
- порядок разрешения споров;
- заключительные положения.
А вот если говорить об особенностях этого соглашения, то обозначу следующие:
- Сторонами франчайзинга выступают исключительно коммерческие организации или ИП.
- Заключается только в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность сделки.
- Предоставление возможности использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих франчайзеру исключительных прав подлежит государственной регистрации (уполномоченный орган — Роспатент).
- Это возмездная сделка.
- Стороны вправе предусмотреть возможность заключения договора субконцессии (по субконцессии пользователь вправе разрешить другим лицам использовать предоставленный ему комплекс или части этого комплекса).
Подробнее: о правилах составления договора франшизы
Наиболее очевидным, как мне кажется, способом раскрыть суть франчайзинга является его сравнение с лицензионным договором. По сути, и тот, и другой направлены на передачу возможности пользования объектами исключительных прав. Основное, что следует учесть: купля-продажа франшизы шире. Если по лицензионному соглашению передается возможность использования, как правило, 1 результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, то по франчайзингу передается комбо: например, на товарный знак + на коммерческое обозначение.
Может пригодиться: как составить лицензионный договор
Интересным представляется вопрос о том, что происходит, если в период действия франчайзинга истек срок действия исключительных прав? Ответ прост. По общему правилу он продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву. Естественно, что в этом случае франчайзи вправе потребовать соразмерного уменьшения платы, т.к. объем того, чем он вправе в итоге пользоваться, становится меньше.
Как составить договор франшизы
Пример коммерческой концессии:
Договор коммерческой концессии (с предоставлением прав на использование товарного знака и коммерческого обозначения) Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru» (ИНН 1234567890, ОГРН 2323454567001), именуемое в дальнейшем «Правообладатель», в лице директора Петрова Порфирия Петровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Индивидуальный предприниматель Пэпэтэшин Петр Петрович (ОГРНИП 316965800000000), именуемый в дальнейшем «Пользователь», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор коммерческой концессии (далее по тексту — Договор) о нижеследующем: 1. Предмет Договора 1.1. Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав, включающий права:
1.2. Пользователь передаваемого по настоящему Договору комплекса исключительных прав Правообладателя вправе использовать указанные права в следующем объеме:
В случае использования Пользователем комплекса исключительных прав в объеме более широком, чем объем, предусмотренный настоящим Договором, он будет нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.3. Пользователь вправе осуществлять использование комплекса исключительных прав на территории Российской Федерации. 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Правообладатель обязуется: 2.1.1. Обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав по настоящему Договору. 2.1.2. Передать Пользователю право использования товарного знака и коммерческого обозначения, техническую и коммерческую документацию, предоставить необходимую информацию для осуществления прав, предоставленных по настоящему Договору, проинструктировать Пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. 2.1.3. В течение срока действия настоящего Договора оказывать Пользователю техническую и консультативную помощь. 2.2. Пользователь обязуется: 2.2.1. Использовать товарный знак и коммерческое обозначение для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере красоты в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации и условиями настоящего Договора. 2.2.2. В течение срока действия настоящего Договора соблюдать инструкции и указания Правообладателя, указанные в пп. 2.1.2 настоящего Договора. 2.2.3. В течение срока действия настоящего Договора обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно Правообладателем. 2.2.4. В течение срока действия настоящего Договора оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у Правообладателя. 2.2.5. Не разглашать секреты производства (ноу-хау) Правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. 2.2.6. Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак в силу настоящего Договора. 2.2.7. В течение 10 (десяти) рабочих дней с момента прекращения настоящего Договора Пользователь обязуется прекратить использование товарного знака и коммерческого обозначения. 3. Вознаграждение и порядок оплаты 3.1. Пользователь обязуется выплачивать Правообладателю вознаграждение в размере, сроки и порядке, согласованные Сторонами в Дополнительном соглашении № 1 к настоящему Договору. 4. Ответственность Сторон и форс-мажорные обстоятельства 4.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему Договору, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4.2. В случае нарушения срока выплаты вознаграждения Правообладатель вправе потребовать от Пользователя уплаты неустойки в размере и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. 4.3. В случае нарушения Пользователем своих обязательств, предусмотренных п. 2.2 настоящего Договора, Правообладатель вправе потребовать от Пользователя возмещения понесенных Правообладателем убытков при условии их документального подтверждения. 4.4. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, прямо или косвенно препятствующих исполнению настоящего Договора, то есть таких обстоятельств, которые независимы от воли Сторон, не могли быть ими предвидены в момент заключения Договора и предотвращены разумными средствами при их наступлении (форс-мажор). 4.5. К обстоятельствам, указанным в п. 4.4 настоящего Договора, относятся: война и военные действия, восстание, эпидемии, землетрясения, наводнения, акты органов власти и др., непосредственно затрагивающие предмет настоящего Договора. 4.6. Сторона, подвергшаяся действию таких обстоятельств, обязана немедленно в письменном виде уведомить другую Сторону о возникновении соответствующих обстоятельств и их влиянии на исполнение соответствующих обязательств по настоящему Договору. 5. Разрешение споров 5.1. Все споры и разногласия Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров. 5.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его заключения и действует 1 год. 6.2. Пользователь, надлежащим образом исполнявший обязанности, по истечении срока настоящего Договора имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. 6.3. Досрочное расторжение настоящего Договора допустимо по соглашению Сторон или в одностороннем порядке при условии уведомления Стороной контрагента за 10 (десять) календарных дней до предполагаемой даты расторжения. Действие настоящего Договора прекращается в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. 6.4. Расторжение Договора оформляется соглашением о расторжении. Досрочное расторжение Договора подлежит государственной регистрации. 6.5. Изменение настоящего Договора оформляется дополнительным соглашением. Изменение Договора подлежит государственной регистрации. 6.6. Во всем, что не оговорено в настоящем Договоре, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации. 7. Адреса и платежные реквизиты Сторон Правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru» ИНН 1234567890 КПП 121001001 ОКПО 90100101 ОГРН 2323454567001 адрес: 456789, Россия, субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1 ___________________/П.П. Петров Пользователь: Индивидуальный предприниматель Пэпэтэшин Петр Петрович ОГРИП 316965800000000 адрес: 456789, Россия, субъект РФ, просп. Замечательный, д. 10 _______________________/П.П. Пэпэтшин |
Бланк подобного соглашения:
Читайте также: как расторгнуть договор франшизы
Актуальные вопросы по теме
-
Что такое договор франшизы (франчайзинга)?
Суть франчайзинга состоит в том, что одно лицо передает возможность использования комплекса исключительных прав (в обязательном порядке на товарный знак/знак обслуживания), а другая сторона вправе это делать легально/официально, не нарушая интересы собственника.
-
В чем особенность структуры договора франшизы?
Нет особенностей в структуре.
-
Договор франшизы может быть безвозмездным?
Нет.
-
Если в период действия франшизы истек срок действия исключительных прав?
По общему правилу он продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву.