Следующий шаг после определения методики налогового учёта – это вопрос о том, каким образом следует формировать данные о доходах и расходах – по мере их признания таковыми вне зависимости от фактической оплаты (метод начисления) либо по факту поступления средств в кассу и на расчётные счета организации (кассовый метод).
До 01.01.2002 организации тоже имели такое право. И совершенно естественно более 90% организаций выбирали «кассовый метод» (он тогда так не назывался, но мы его так назовём для удобства чтения). Почему «естественно»? Потому что в «лихие 90-е» перманентно существовала такая жуткая бяка под названием «кризис неплатежей». Одна организация оказывала другой услуги (отгружала товары, выполняла работы), а другая, признавая сам факт хозяйственной операции, расплатиться вовремя не могла (или не хотела, прикрываясь причинами в духе «сейчас у всех всё плохо»). В результате при наличии гигантских оборотов по реализации в бухгалтерском учёте «налоговая выручка» могла составлять чуть ли не половину от бухгалтерской (а то и больше). Разумеется, были и такие организации, которые применяли «метод начисления», но их было немного и позволить его могли себе только те, кто работал с покупателями исключительно на условиях 100%-й предоплаты (например, интернет-провайдеры и операторы мобильной связи). Введение в действие 25-й главы НК РФ перевернуло ситуацию – теперь все без исключения организации переводились на метод начисления по умолчанию (согласно пункту 1 статьи 271 и пункту 1 статьи 272 НК РФ). Всё упростилось – раз покупатель признал факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), значит, факт реализации состоялся! И вся сумма признанных доходов вне зависимости от того, получена ли она фактически или пока нет, формировала облагаемую базу по налогу на прибыль. Соответственно, и расходы теперь в полном объёме уменьшали налогооблагаемую базу – а раньше нужно было рассчитывать по специальной формуле долю расходов, приходящуюся на оплаченную выручку, чтобы уменьшить базу по налогу на прибыль за расчётный период. Таким образом, налоговый учёт сильно упростили. Скажете – зато дали в «поддых» организациям, страдающим от «кризиса неплатежей»? Ничуть. Для нивелирования финансовых потерь от императивного введения «метода начислени я» была придумана защитная мера в виде возможности формирования резерва по сомнительным долгам (о нём мы поговорим чуть позднее). Погодите… Но если метод начисления вводится императивно, то как может организация применять кассовый метод? Очень просто – берёт и применяет. Только если до 01.01.2002 этот выбор могла сделать абсолютно любая организация, то после «даты Х» возможность применения кассового метода ставилась в зависимость от определённых условий, изложенных в статье 273 НК РФ. Чтобы теперь иметь право признавать доходы по мере их фактического поступления, а расходы – по мере их оплаты, нужно…иметь ежеквартальный доход в среднем размере не более 1 млн. руб. Что из этого всего следует? Ну, получается, что, по большому счёту, выбор между методом начисления и кассовым методом могут делать только организации с мизерными доходами. А остальные применяют метод начисления. Вот так. Так что же, в учётной политике эту информацию не раскрывать? Почему же, обязательно раскрывать. Просто в большинстве случаев данное указание будет носить просто констатацию очевидного факта. Способ ведения учёта выбрали, определили порядок признания доходов и расходов… Теперь решим вопрос о том, как распределить получаемые доходы между доходами от реализации и внереализационными доходами. Разумеется, это касается не всех доходов, а только тех, которые относятся к «пограничным» - доходам от сдачи имущества в аренду и от предоставления в пользование результатов интеллектуальной деятельности (пункты 4 и 5 статьи 250 НК РФ). Кстати, подобную дилемму организация (если у неё, конечно, есть такие доходы) должна была разрешать и при составлении учётной политики для целей бухгалтерского учёта (см. статью данной рубрики «Учёт доходов организации»). Правда, возникает вопрос – а какой практический смысл состоит в этом предлагаемом варианте? Ну, ладно в бухгалтерском учёте – там организация показывает информацию о структуре доходов в отчётности, что даёт возможность заинтересованным лицам понять, за счёт чего организация зарабатывает себе на жизнь. В на логовом же учёте подобная информация большого значения не имеет. Ну, не всё ли равно налоговой инспекции, как организация учитывает доходы и расходы от аренды – в составе выручки или как внереализационные результаты? На сумму налога-то это никак не влияет, а за ошибки при заполнении налоговой декларации, которые не приводят к искажению налогооблагаемой базы, давно уже не штрафуют (статья 121 НК РФ, вводившая санкции за подобные нарушения, отменена аж 09.07.1999 на основании Федерального закона № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»). Так всё-таки, зачем? Вопрос повисает в воздухе… Впрочем, возможно, что этот выбор предлагается сделать просто для удобства – если в бухгалтерском учёте аренда учитывается как «прочая операция», то и в налоговом логично её отражать аналогично. Чтобы не путать учёт. Потому что, повторюсь, никакого иного практического смысла разрешение дилеммы «аренда и деятельность по пр едоставлению в пользование результатов интеллектуальной деятельности – основная или неосновная деятельность» для целей налогового учёта не имеет.
Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.
(Продолжение следует) Статьи цикла:
- «Налог на прибыль»
- «Общие положения о порядке формирования информации о доходах и расходах для целей налогового учёта по налогу на прибыль - (окончание)»
Статья 121 НК РФ. Исключена. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Статья 246 НК РФ. Налогоплательщики
Статья 250 НК РФ. Внереализационные доходы
Статья 271 НК РФ. Порядок признания доходов при методе начисления
Статья 272 НК РФ. Порядок признания расходов при методе начисления
Статья 273 НК РФ. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации