Как обосновывать закупки в 2024 году

Размер шрифта:

Любая закупка, проведенная заказчиком по 44-ФЗ, должна быть обоснованной в соответствии с законодательством. В противном случае контролирующие органы привлекут ответственных лиц к административной ответственности.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Все закупки должны быть заранее запланированы и отображены в плане-графике.
  2. Для обоснования используется анализ потребностей и предыдущих расходов.
  3. Расчет начальной максимальной цены контракта включает разные методы, например, анализ рынка.
  4. Любые изменения в плане-графике закупок требуют обоснования, основанного на изменениях условий или требований.
  5. При добавлении технических параметров к закупке необходимо приводить аргументы, почему эти параметры важны.

Когда закупка считается обоснованной

Вот перечень признаков того, что госзакупка обоснована:

  • соответствие правилам нормирования. Нормирование определено в ст. 19 44-ФЗ;
  • соответствие правилам формирования НМЦК. Порядок формирования и обоснования НМЦК изложен в ст. 22 44-ФЗ.

Несмотря на то что план закупок остался в далеком прошлом и план-график претерпел существенные изменения за последнее время, заказчику все равно приходится обосновывать проведение всех процедур на каждом этапе финансово-экономической деятельности.

По теме: что такое нормирование закупок и как его делать

Обоснование на этапе планирования

Одним из принципов контрактной системы является планирование.

ВАЖНО!
Госзакупка проводится только в том случае, если она запланирована и отражена в плане-графике (ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

Но до размещения плана-графика бюджетное учреждение размещает план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). План ФХД является ключевым документом экономического планирования для автономных и бюджетных учреждений. Без утвержденного ПФХД деятельность организации бюджетной сферы недопустима.

На основании плана ФХД организация планирует и свою закупочную деятельность на ближайший период. Главный распорядитель утверждает бюджет на очередной и плановый периоды, а распорядитель доводит финансирование до подведомственных бюджетных учреждений. Заказчики-бюджетники формируют план-график на основании плана ФХД.

На основании заявок, служебных записок и т.д. выясняется потребность организации в тех или иных товарах, работах и услугах. Ответственными лицами организации, обычно это специалисты планово-экономического отдела, принимается решение в обоснованности потребностей на основании этих документов и показателей предыдущих годов. Есть ситуации, когда экономический отдел отказывает в приобретении чего-нибудь либо «режет заявку».

Вот пример, как обосновать необходимость обучения для сотрудников:

Обоснование при расчете НМЦК

После выяснения потребностей организации необходимо рассчитать затраты на приобретение товаров, работ, услуг, т.е. рассчитать НМЦК каждой закупки. Ключевые способы обоснования НМЦК перечислены и описаны в ст. 22 44-ФЗ:

  • анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Вот пример, как написать обоснование закупки по 44-ФЗ при применении затратного метода обоснования НМЦК.

Обоснование в плане-графике

После предыдущих этапов заказчик переходит к формированию плана-графика. Теперь это единственный документ планирования, который необходимо формировать в ЕИС. План-график утверждается в течение 10 рабочих дней после (ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Порядка № 1279) доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика.

ВАЖНО!
За нарушение сроков размещения плана-графика предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностного лица — 50 000 руб., для юридического — 500 000 руб.

При определенных обстоятельствах необходимо вносить изменения в план-график, эти действия требуют обоснования. Вот что писать в обосновании при изменении плана закупки по 44-ФЗ:

  • изменения были внесены в требования к товарам, работам, услугам (в т.ч. предельной цене) или нормативным затратам по ст. 19 44-ФЗ;
  • изменения внесли в связи с уменьшением или увеличением доведенных до заказчика объема денежных обязательств;
  • изменения произошли в показателях планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП;
  • внесение корректировок в решения или соглашения о предоставлении субсидий;
  • реализация решения, которое принято после обязательного общественного обсуждения госзакупки по ст. 20 44-ФЗ;
  • отражение экономии, которая возникла в процессе определения поставщика;
  • уточнение сведений о предмете торгов;
  • исполнение предписания контрольных органов;
  • признание конкурентной процедуры несостоявшейся.

Обоснование дополнительных технических характеристик

После публикации плана-графика публикуем извещения о проведении процедур. Одним из важных документов, прилагаемых к извещению, является описание объекта закупки. При описании объекта госзакупки заказчики обязаны руководствоваться правилами применения КТРУ.

В случае указания характеристик, которые не указаны в КТРУ, обязательно обоснование указания этих параметров. Вот пример:

А вот готовый пример, как обосновать закупку сувениров с дополнительными характеристиками от комитета госзаказа Тверской области (извещение № 0136500001122004970, 0136500001122004969, 0136500001122004968):

А описание объекта госзакупки администрации города Ноябрьска содержит пример обоснования для закупки мобильных с определенными техническими характеристиками (извещения № 0190300003722000732, 0329200062222006224).

Обоснование разделения закупки

Согласно Письму ФАС № ИА/100041/19 от 14.11.2019 и разъяснениям Минфина № 24-01-07/54275 от 08.06.2022 Закон о контрактной системе не накладывает ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Есть ограничения в отношении закупок у ед. поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93, содержащие максимальный размер цены заключаемого контракта.

Это письмо часто используют в качестве примера обоснования по разделению закупки на две части без нарушений.

Ограничения и запреты на осуществление заказчиками госзакупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не установлены.

Основной принцип, который главное соблюсти, — это принцип обеспечения конкуренции. В подобных процедурах принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в законе № 44-ФЗ требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких госзакупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.

Овечкина Александра