Следующий момент, касающийся указания в учётной политике информации, связанной с оборотом ценных бумаг, касается также только организаций, на постоянной основе работающих на рынке ценных бумаг. И связан он с определением места осуществления сделки с ценными бумагами (см. абзац 5 пункта 3 статьи 280 НК РФ).
Что это ещё за чушь, спросит неискушённый читатель. Да разве можно что-то купить, если не знаешь, где ты это покупаешь? Можно. Например, сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем. Распространённая вещь теперь. Итак, в случае невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка (включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем), налогоплательщик вправе самостоятельно, в соответствии с принятой им для целей налогообложения учётной политикой, выбирать такое государство в зависимости от местонахождения продавца либо покупателя ценных бумаг. Обратите внимание, если всё-таки такая возможность имеется, то право выбора не предоставляется. При этом право выбора государства распространяется как в отношении приобретаемых ценных бумаг, так и реализуемых. Надо отметить, что при покупке ценных бумаг выбор должен основываться на том, возможно или нет формировать резерв под их обесценение. Налогоплательщику свой подход к предоставленному выбору необходимо отразить в налоговой учетной политике. Однако НК РФ не уточняет, в отношении всех ли ценных бумаг следует фиксировать такой подход или можно использовать право в разрезе видов ценных бумаг (акции, облигации, государственные, корпоративные и т.д.), в разрезе эмитентов или иного критерия. Следовательно, при реализации указанной нормы организация столкнётся с рядом проблем. Например, если в учётной политике выбрать государство в зависимости от местонахождения продавца, то при покупке или продаже ценные бумаги могут быть отнесены к разным категориям. Или вот ещё - предложенная методика применима в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке в России, а подходит ли она для ценных бумаг, обращающихся на российском организованном рынке? Вопросы, вопросы, вопросы… Получается, что в данном моменте свободный выбор места реализации ценной бумаги является некой ловушкой. Похоже, что данный момент в учётной поли тике вообще не стоит раскрывать, а все силы следует бросить на выявление фактической страны реализации. Даже если это невозможно. Однако, как говорил Сергей Сергеевич Паратов (см. пьесу Александра Николаевича Островского «Бесприданница»), на свете нет ничего невозможного, господа! Следующие два момента, связанные с раскрытием в учётной политике вопросов, связанных с оборотом ценных бумаг, ещё более специфические. Речь пойдёт об особенностях учёта финансовых инструментов срочных сделок. Что это за неизвестный зверь? За справкой обратимся к НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 301 НК РФ финансовым инструментом срочной сделки признаётся договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (в настоящее время это закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ). Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным законом. Так что же организации, имеющей дела с фьючерсами, форвардами и опционами, дозволяется выбрать в качестве варианта при составлении учётной политики? Согласно статье 326 НК РФ в целях определения доходов (расходов), учитываемых в налоговой базе, налогоплательщик вправе в учётной политике для целей налогообложения предусмотреть возможность осуществления текущей переоценки финансовых инструментов срочных сделок, используемых в целях хеджирования, в зависимости от изменения рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значения процентной ставки, фондового индекса или иных показателей, характеризующих базисный актив, при условии, что объект хеджирования подлежит переоценке в соответствии с требованиями НК РФ. При этом доходы (расходы) в результате такой переоценки определяются на конец отчётного (налогового) периода в зависимости от изменения показателей, определённых в учётной политике для целей налогообложения, по отношению к соответствующим показателям, закрепленным ф инансовым инструментом срочной сделки. Как видим, речь идёт о возможности корректировать в ту или иную сторону для целей налогового учёта стоимости фьючерсов, форвардов опционов и т.п. на основании информации о динамике рынка. Или игнорировать такую возможность. Какой вариант будет выбирать организация? Сказать не берусь. Учёт финансовых инструментов срочных сделок – вещь особая и узкоспециализированная. Тут без специального анализа видов этих самых инструментов не обойдёшься. А те, кто с этим связан, просто должны знать о возможности такой переоценки и оценить эффективность её применения у конкретной организации. И, наконец, последний момент, связанный с особенностями налогового учёта ценных бумаг. Начиная с 01.01.2015 (согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 420-ФЗ, дополнившему статью 329 НК РФ абзацем 8) банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг получают право вести налоговый учёт поступлений и выбытия ценных бумаг по соответствующим портфелям ценных бумаг, сформированным в зависимости от срока и целей их приобретения, в соответствии с требованиями Центрального банка Российской Федерации и (или) Министерства финансов Российской Федерации и применять один из методов, указанных в статье 280 НК РФ, в отношении каждого портфеля ценных бумаг. При этом порядок такого учёта должен быть закреплён в учётной политике налогоплательщика для целей налогообложения. Что даёт «профессиональным игрокам» подобное нововведение? Самое главное – прекращаются мучения с поисками «однотипности» ценных бумаг и возникает реальное право укрупнения операций. Не нужно будет производить расчётов по каждой конкретной акции (или пакету акций), а можно будет сразу по целому блоку («портфелю»). Вряд ли кто-то из тех, кто на постоянной основе работает на рынке ценных бумаг, откажется от подобного права. Впрочем, посмотрим в следующем году. Уф… Управились всё-таки со специфическими хозяйственными операциями, касающимися только отдельных видов организаций. Вернёмся теперь на «столбовую дорогу» - то есть к тем темам, которые интересны большей части организаций. Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу. Статьи цикла:
- «Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. - Ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок»
- «Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. - Ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок (продолжение)»
Федеральному закону от 28.12.2013 № 420-ФЗ
Статья 280 НК РФ. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
Статья 301 НК РФ. Срочные сделки. Особенности налогообложения
Статья 329 НК РФ. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
О рынке ценных бумаг