Государство планирует легализовать трудовые отношения. Чиновников пугают регионы, где половина трудоспособного населения не зарегистрирована в системе соцстрахования и не выплачивает взносы в Пенсионный фонд.
По сведениям вице-премьера Ольги Голодец, «призраки» населяют кавказские республики, некоторые регионы Дальнего Востока, Сибири и Урала. Если вывести из тени только треть из 22,5 миллиона нелегальных работников и лишь десятую часть «серой» зарплаты, объемы страховых взносов увеличатся на 311 миллиардов рублей. Как на практике достичь поставленных целей, сказать сложно. Но к 1 ноября в Минтруда должны найти решение и даже утвердить целый план мероприятий, направленных на вывод нелегальных работников из теневой экономики. Эксперты отмечают, что написать план легко, но чтобы он был действенным, необходимо понять, почему эти россияне ушли из-под госконтроля и чем они занимаются. Среди возможных вариантов их легализации – упрощение ведения регулярного малого бизнеса, а также сокращение налогов для некрупных предпринимателей. Кроме того, можно взять за основу американский опыт, когда налоговые преступления не имеют срока давности, и легализуется не деятельность, а доход.
Эффективный способ, который бы позволил легализовать теневую занятость, это уйти от наличного оборота денег.
Нежелание вступать в конфликт с властями может дать именно тот эффект, которого ждет государство, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. В то же время он уверен, что ни повышение платы за медицинское обслуживание, ни тотальное исключение оборота наличных денег, ни беспощадные проверки не помогут оживить «призраков» среди частных расклейщиков обоев, копателей огородов и рэкетиров.