Как работать с казначейским обеспечением обязательств в 2024 году

Размер шрифта:

Контракты с казначейским сопровождением оплачивают по особым правилам. Для таких соглашений используют казначейское обеспечение обязательств — это финансовая гарантия заказчика оплатить контракт за счет целевых средств. Такой способ расчетов заменяет авансирование по госконтрактам.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. В 2024 году изменились правила казначейского обеспечения обязательств.
  2. Казначейское обеспечение гарантирует оплату исполнителю после выполнения условий контракта.
  3. Условие о казначейском обеспечении включается в контракты, которые требуют государственного или муниципального сопровождения.
  4. Порядок работы с КС образует цепочку действий от формирования заявления заказчиком до исполнения казначеями.
  5. Особые случаи включают привлечение субподрядчиков и перемену суммы после изменения условий контракта.

Что меняется в 2024 году

Порядок казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении привели в соответствие с Законом о бюджете на 2024 г. и плановые 2025-2026 гг. — 540-ФЗ от 27.11.2023. По правилам, в 2024 году, дополнительно к случаям из п. 1 ст. 242.26 БК РФ, высшие исполнительные органы субъектов РФ и местные администрации своими решениями вправе устанавливать средства регионального и местного бюджетов, подлежащие казначейскому сопровождению (ч. 8 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023).

А для некоторых соглашений за счет целевых средств ввели послабления по оплате. Заказчики перечисляют деньги не на лицевые счета поставщика в ТОФК, а на его расчетный счет в коммерческом банке (ч. 1 ст. 4 520-ФЗ). Это правило действует для госконтрактов при расчетах по ч. 2-4, 9 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023. Условия такого контракта надо формировать с учетом новых правил (ст. 242.23 БК РФ, ПП РФ № 2024 от 24.11.2021).

ВАЖНО!
Когда расчеты по контракту (в т. ч. авансы) подлежат казначейскому сопровождению, информация о КС обязательно включается в извещение (п. 18 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). А если такие сведения есть в извещении, аналогичное положение прописывают и в контракте (письмо Минфина № 02-14-11/92935 от 29.09.2023).

И еще одно правило: в 2024 г. Казначейство не сопровождает средства федерального бюджета, которые выделили организациям кинематографии, региональным, муниципальным СМИ и политическим партиям для компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах (ч. 4 ст. 5 540-ФЗ).

Что такое казначейское обеспечение обязательств

По нормам Федерального казначейства, КОО — это платежный документ, который формируется органами Федерального казначейства (п. 1 ст. 242.22 БК РФ). Это не ценная бумага: аккредитив Казначейства создают на основании письменного заявления заказчика, который получает средства из бюджета. По сути, это финансовая гарантия, что казначеи обязуются оплатить обязательства исполнителя госконтракта при выполнении установленных условий. А вот для гособоронзаказа КОО не предусмотрено.

В системе государственных закупок применяется в качестве частичной или полной замены авансовых расчетов по контрактам и договорам. КОО применяется для сокращения дебиторской задолженности и исключения авансов по неисполненным обязательствам.

Но чтобы получить аккредитив от УФК, исполнителю придется выполнить ряд условий. Например, подтвердить факт поставки товара или выполнения услуги.

ВАЖНО!
Формы документов по КОО утверждены Приказом Казначейства № 36н от 27.12.2022.

Когда применяют КОО

В Приказе № 36н разъясняется, что такое аккредитив в казначейском сопровождении — это обеспечение обязательств по выполнению государственного или муниципального контракта от Казначейства. КОО потребуется заказчику при казначейском или банковском сопровождении. Обязательные случаи такого обеспечения определяет правительство.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы отразить аккредитив в бухгалтерском учете.

Сопровождение Казначейства и его особенности

Если контракт исполняется за счет целевого финансирования, то его обязательно сопровождает Казначейство. Когда закупка требует КОО, предусмотрите условие об аккредитиве ФК на этапе формирования проекта государственного контракта. Кроме того, КОО придется включить в договоры и соглашения, которые заключаются в рамках исполнения основного госконтракта.

ВАЖНО!
Условие о КОО включается в контракты, которые прописаны в ч. 7 ст. 5 540-ФЗ от 27.11.2023. А положение о КОО надо разработать по правилам из Постановлений Правительства РФ № 2479 от 25.12.2021 и № 481 от 26.03.2022. В этих нормативах разъясняется, что такое депозит в Казначействе, — размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах. В 2024 г. КОО обязательно только в случаях, которые устанавливает правительство (ч. 8 ст. 5 540-ФЗ).

Целевые деньги перечисляются для оплаты основного контракта или договора с соисполнителем после получения КОО. Обеспечение поступает на счет исполнителя только в той сумме, которая подтверждена документально. Например, при предъявлении поставщиком документов, которые подтверждают фактическую поставку или отгрузку товара, оказание услуги, выполнение работы.

Банковское сопровождение и его особенности

Порядок выдачи, перевода, отзыва КОО при банковском сопровождении контрактов, сроки операций прописаны в ПП РФ № 481 от 26.03.2022. КОО выдают, переводят, отзывают, если в госконтракте есть условие о применении обязательств, и заявление соответствует требованиям (п. 3 правил № 481).

ВАЖНО!
Форма заявления о выдаче, переводе, отзыве КОО и порядок его заполнения утверждены Приказом Казначейства № 36н от 27.12.2022.

В зависимости от ситуации, заявление заполняет:

  • госзаказчик (получатель бюджетных средств) — на выдачу или отзыв КОО: заявку отправляют в ТОФК;
  • исполнитель или соисполнитель по госконтракту — на перевод: заявление подают в банк, который сопровождает госконтракт;
  • сопровождающий банк — на исполнение: сведения об исполненном КОО направляют заказчику.

Общие правила для работы с казначейскими аккредитивами таковы:

  1. Поставщики передают в ТОФК сведения о соисполнителях по госконтракту. Вся информация об изменениях, расторжении, заключении нового соглашения или привлечении других соисполнителей передается по специальной системе в ЦБ РФ.
  2. Заказчики направляют в ТОФК заявление на выдачу финансового документа об оплате по госконтракту товаров, работ и услуг на сумму в пределах обеспечения обязательств ФК. ТОФК принимает и обрабатывает заявку, если документ прошел проверку, или возвращает документ госзаказчику в течение рабочего дня для внесения исправлений.
  3. Если заявка прошла проверку, то ТОФК формирует обеспечение обязательств на сумму из заявления и блокирует лимиты бюджетных обязательств. Следующий шаг — направление обеспечения в банк.
  4. Банк обрабатывает документ, уведомляет исполнителя о проведении обеспечения и информирует ТОФК. Если в исполнении госконтракта участвовали соисполнители, то подается заявление на перевод по форме из Приказа № 36н. Чтобы получить оплату, исполнитель направляет в банк платежное поручение о переводе денег с отдельного счета на указанные в заявлении реквизиты. Для проведения операции требуются подтверждающие сопроводительные документы.

Порядок работы с казначейским обеспечением обязательств

Приведем алгоритм работы с КОО — подробную инструкцию для заказчика и исполнителя:

Шаг 1. Заказчик формирует проект контракта, в котором предусмотрено условие о КОО. Но только если это необходимо по решению правительства.

Шаг 2. После подписания госконтракта заказчик обращается в ТО ФК с заявкой о предоставлении депозита Федерального казначейства на срок 2 года или менее. Вместе с заявкой подается контракт с исполнителем, подтверждающий сумму закупки и порядок расчетов.

Шаг 3. Работники Федерального казначейства проверяют полученную заявку. Казначеи смотрят наличие открытого счета в ТО ФК, сумму по заявке и ИКЗ госконтракта, сумму казначейского сопровождения и т. д.

Шаг 4. При положительном результате проверки Федеральное казначейство блокирует лимиты бюджетных обязательств на счетах заказчика. Создает казначейское обеспечение обязательств и направляет его в территориальное отделение ФК по месту регистрации исполнителя.

Шаг 5. Представители ФК направляют уведомление заказчику о создании обеспечения по госконтракту.

Шаг 6. По факту исполнения госконтракта поставщик направляет в УФК заявку на перечисление денежных средств и документы, подтверждающие факт исполнения госконтракта.

Шаг 7. Формируется заявление на исполнение КОО. Казначеи проверяют заявку.

Шаг 8. После проверки ФК переводит денежные средства на счет исполнителя.

Шаг 9. По окончании расчетов ФК уведомляет заказчика, что деньги переведены.

Заказчик отражает исполнение в бухучете и формирует проводки по казначейскому обязательству:

  • Дт КРБ 1 501 17 ХХХ Кт КРБ 1 502 11 ХХХ — принято бюджетное обязательство при заключении госконтракта;
  • Дт КРБ 1 502 11 ХХХ Кт КРБ 1 502 12 ХХХ — приняты денежные обязательства на сумму аккредитива от Казначейства;
  • Дт КРБ 1 502 11 ХХХ Кт КРБ 1 502 12 ХХХ — принято обязательство на сумму свыше аккредитива;
  • Дт КРБ 1 302 ХХ 830 Кт КРБ 1 304 05 ХХХ — перечислили деньги исполнителю госконтракта;
  • Дт КРБ 1 302 ХХ 830 Кт КРБ 1 304 05 ХХХ — перечислили средства с лицевого счета в объеме обязательств, не обеспеченных аккредитивом.

Особые случаи КОО

Если в контракте предусмотрены субподрядчики, то расчеты с ними проводятся в аналогичном порядке. Если в рамках исполнения госконтракта предусмотрено казначейское обеспечение обязательств, заключаются другие договоры, соглашения, контракты, то обязательно предусмотрите в них требование об обеспечении.

Если сумма обеспечения меняется, то допускается изменить сумму аккредитива от Казначейства. Для этого заказчик подает в территориальное отделение Федерального казначейства заявку с требованием об изменении суммы обеспечения. Изменяют аккредитив только при выполнении двух условий:

  • если новая сумма гарантии не превышает сумму аккредитива, установленную государственным контрактом;
  • если новая сумма гарантии не превышает объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на исполнение госконтракта.

Если условия не выполнены, то сумму обеспечения не изменят. Казначейство направит в адрес заказчика отказ в установленной форме.

Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.