Многие заказчики заключают контракты заблаговременно. К примеру, в конце декабря, чтобы поставщик приступил к исполнению госконтракта с нового года. Но такие соглашения надо правильно запланировать, профинансировать и оплатить.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Учреждения обязаны планировать закупки наперед, чтобы работать в следующем году.
- Закупки проводят по определенным законам, в зависимости от источников их финансирования.
- Финансирование выделяют на три года, и это позволяет начать закупку в одном году, а платить в другом.
- Некоторые контракты идут по особым правилам и могут исполняться в течение нескольких лет.
- Важно правильно отразить все закупки и финансирование в необходимых документах и системах.
Финансирование и планирование закупок: основные правила
Без закупок не сможет работать ни одно учреждение. Государственные и муниципальные организации приобретают все, что им требуется для финансово-хозяйственной деятельности, только через систему госзакупок:
- если они работают только за счет бюджетных средств — закупки проводят по 44-ФЗ;
- если у учреждения есть внебюджетное финансирование, к примеру, от предпринимательской деятельности — они смогут покупать по 223-ФЗ.
У этих законов разные регламенты, правила торгов и уровень ответственности. Но есть и общее — прежде чем провести любую закупку, ее надо запланировать. Незапланированные торги проводить запрещено: такие тендеры просто признают недействительными.
Заказчики по 44-ФЗ составляют план-график закупок (ст. 16 44-ФЗ). Заказчики по 223-ФЗ — план закупок (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). Плановые документы обязательно размещаются в ЕИС — в разделе планирования.
Кроме закупок на будущий год, учреждения госсектора обязаны запланировать их финансирование. Для этого составляют:
- бюджетные и автономные учреждения — план финансово-хозяйственной деятельности (Приказы Минфина № 186н от 31.08.2018, № 168н от 17.08.2020);
- казенные учреждения — бюджетную смету (Приказ Минфина № 26н от 14.02.2018).
На основании ПФХД и смет учреждениям выделяют и доводят финансирование. Это такие же обязательные документы, как и план-график и план закупок. Нет ПФХД или бюджетной сметы — нет финансирования деятельности. Нет финансирования и плановых документов закупок — нет и самой закупочной деятельности.
Поскольку у учреждения не всегда есть внебюджетные поступления, а значит, и закупки по 223-ФЗ, отсутствие плана закупок в ЕИС не является нарушением. А вот госзакупки по 44-ФЗ для бюджетников обязательны — они просто не смогут вести финансово-хозяйственную деятельность без торговых процедур. То есть выполнять базовые потребности и нужды для своего учреждения — покупать канцелярские и хозяйственные товары, проводить ремонт, заказывать услуги охраны, противопожарной сигнализации и др. В связи с этим остановимся подробнее на планировании и финансировании по 44-ФЗ.
В план-график включают все закупки, которые запланировали на следующий год (ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). По правилам, его составляют на один очередной и два плановых года. То есть всего на три года. У плана финансово-хозяйственной деятельности тот же период действия — очередной финансовый и два плановых года. Следовательно, заказчики вправе запланировать переходящие закупки и долгосрочные контракты.
Как только утвердили бюджет страны, начинают распределять деньги по бюджетным учреждениям. Этим занимаются главные распорядители бюджетных средств — они доводят до организаций госсектора лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования (ПП РФ № 1496 от 09.12.2017). Финансирование доводят в соответствии с проектом ПФХД или бюджетной сметы, которые учреждения подготовили ранее.
После утверждения бюджета и доведения ассигнований заказчики оформляют и утверждают окончательный план финансово-хозяйственной деятельности. Под него формируют и публикуют в ЕИС план-график закупок — это надо сделать в течение 10 рабочих дней после получения лимитов или утверждения ПФХД (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). Закупочные статьи ПФХД и план-график закупок должны строго совпадать.
Федеральные заказчики получают финансирование и планируют закупки в государственной информационной системе «Электронный бюджет» — она интегрирована с ЕИС. Региональные и муниципальные заказчики финансируются в местных информационных системах, а план-график создают непосредственно в ЕИС.
Если заказчик нарушил срок подготовки плана-графика, его должностное лицо заплатит штраф в размере 5000-30 000 рублей (ч. 4 ст. 7. 29.3 КоАП РФ). А если организация провела закупку с оплатой и исполнением в следующем году, но не включила ее в план-график, штраф для должностного лица составит 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Статьи по теме:
- как принять и распределить на госзакупки лимиты бюджетных обязательств;
- казначейское обслуживание бюджетных учреждений;
- правила и особенности казначейского сопровождения государственных и муниципальных контрактов;
- таблица соответствия КВР и КОСГУ для госзакупок;
- формирование уникального номера реестровой записи участника бюджетного процесса.
Оплата закупок за счет бюджетных средств
И ПФХД, и план-график утверждают на три года. А поскольку лимиты бюджетных обязательств доводят под плановые документы, заказчик получает ЛБО на те же три года. Это означает, что он может запланировать закупку в одном периоде, а провести, исполнить и оплатить — в другом. Главное, чтобы год исполнения попадал на утвержденный период планирования.
Действующие нормативы не запрещают такую схему: и БК РФ, и 44-ФЗ допускают закупки с оплатой и исполнением в следующем году. То есть заказчик сможет запланировать тендер в 2024, но провести закупку, исполнение и оплату в 2025 или даже в 2026: все потому, что в конце 2024-го бюджетники получат финансирование и на 2025, и на следующие два года. Но надо соблюдать правила.
Вот случаи, когда заказчик сможет провести переходящую закупку (ст. 72 БК РФ):
- когда утвердили и довели ЛБО на три финансовых года — очередной и два последующих. Но рекомендуем корректно прописать условия контракта, чтобы у ФАС не было повода придраться. Предусмотрите в тексте соглашения отлагательное условие — напишите, что заключаете контракт в текущем году, но на финансирование следующего года. И укажите, что оплата и исполнение тоже пройдут в следующем году;
- когда необходимы работы и услуги длительного цикла. Такие контракты называют долгосрочными — этот статус присваивают только госорганы, к примеру, правительство, местная администрация, муниципалитет. Для подтверждения долгосрочности органы власти выпускают специальные решения, они и станут основанием для многолетнего — переходящего — финансирования. В решении указывают цель, объемы и сроки финансирования;
- когда требуется закупка товаров по госпрограмме вооружения. В таком случае тоже допускаются переходящие контракты, обычно их заключают на весь срок действия государственной программы;
- когда заключают СПИК — контракты со встречными инвестиционными обязательствами. Это тоже долгосрочные соглашения, которые заключают по аналогии с договорами по госпрограммам;
- когда заключают энергосервисный контракт. И снова правила те же: долгосрочный госконтракт, цену которого рассчитывают в процентах от стоимости экономии на энергоресурсах.
На практике часто возникает ситуация, когда переходящий на следующий год контракт заключают концом декабря. Законом это не запрещено. Если у вас уже есть лимиты и ассигнования, а значит, и финансирование на следующий год, вы вправе подписать контракт в году уходящем — хоть с началом исполнения с 1 января, хоть с 1 июня. Главное, пропишите отлагательное условие об оплате и исполнении в следующем году (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Не запрещено заключать госконтракты и 1 января, но в связи с тем, что это выходной день, и новогодние праздники продлятся до 8 января включительно, все это время контракт не зарегистрируют и не выделят под него денежные обязательства.
Регистрация — еще одно обязательное условие для исполнения переходящего контракта. Заказчики обязаны регистрировать каждый госконтракт в Казначействе (ТОФК), и соглашение с оплатой и исполнением в следующем году не являются исключением. Пока контракт не зарегистрирован, оплачивать его нельзя (ст. 72 БК РФ). Конкретное соглашение финансируют — выделяют денежные обязательства — только после его регистрации. Казначеи фиксируют в своей рабочей программе ИГК — идентификатор госконтракта. И когда заказчик начнет платить поставщику, хоть в следующем году, хоть через год, в ТОФК сверят ИГК контракта и всех закрывающих документов. По идентификатору проверят и финансирование, и лимиты обязательств. Если есть несовпадения, к примеру, заказчик превысил выделенный бюджет, платеж не проведут.
Особенности закупок для ФГУП
Ни для федеральных, ни для муниципальных унитарных предприятий особенностей нет. Они выступают обычными заказчиками в рамках Федеральной контрактной системы и проводят торги строго по правилам 44-ФЗ. Переходящие контракты — не исключение: их надо запланировать, получить финансирование и только потом заключить, провести и оплатить. Если предприятию не выделили деньги на очередной финансовый период, заключать контракты с оплатой и исполнением в следующем году нельзя.
Как отразить переходящий контракт в плане-графике
По правилам, госконтракт надо показать в плане-графике того года, в котором будете его исполнять. То есть контракты с оплатой и исполнением в 2025 заказчики отражают в ПГ закупок 2024 г., а те, что планируют на 2026 г., вносят в раздел для 2026 г.
Бывает и обратная ситуация. Контракт заключили и частично исполнили в 2024 г. Но денег не хватило, и исполнение контракта переносят на 2025 г. Эту закупку тоже надо показать в двух планах, поскольку лимиты и остатки не переносятся на следующий год.
Используйте: как составить план-график по 44-ФЗ (правила и образцы)
Как проводить переходящие на следующий год госзакупки
Вот как провести переходящую процедуру в таком случае:
- Заключите с поставщиком дополнительное соглашение. Измените условия и сроки оплаты по первоначальному контракту.
- Внести исправление в план-график закупок текущего года. Укажите в нем фактическую сумму исполнения переходящего контракта.
- Предусмотрите неоплаченный остаток по контракту в ПФХД на 2025 г. Напишите письмо распорядителю, объясните причину возникновения недоплаты по переходящей закупке.
- При разработке плана-графика на 2025 учтите сумму, которую не доплатили поставщику. Пропишите этот остаток как отдельную — переходящую — закупку со сроком оплаты и исполнения в 2025 г.
- Опубликуйте план-график закупок на 2025 г. в ЕИС. Как только наступит следующий фингод и вам доведут деньги, заплатите поставщику. Подпишите акт сверки и закройте переходящий контракт.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить, утвердить и разместить план-график закупок по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Переходящие контракты в бухучете
В бухучете переходящие обязательства не предусмотрены — остатков по лимитам и финансированию у госсектора не бывает, и до следующего фингода их не тянут. Но бухгалтер сможет перенести обязательства по переходящему контракту на счете 1 502 11 000, но сначала надо перерегистрировать обязательства по этому соглашению на следующий фингод (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010).
Учет по переходящим контрактам отражают такими проводками:
- Дебет КРБ 1 501 23 000 Кредит КРБ 1 501 13 000 — переносим показатели очередного фингода на текущий;
- Дебет КРБ 1 501 15 000 Кредит КРБ 1 501 25 000 — переносим значения полученных лимитов очередного фингода на текущий;
- Дебет КРБ 1 502 21 000 Кредит КРБ 1 502 11 000 — переносим принятые и неисполненные бюджетные обязательств очередного фингода на текущий.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496
Приказ Минфина России от 14.02.2018 N 26н
Приказ Минфина России от 31.08.2018 N 186н
Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279