Если вы купили квартиру или получили её в подарок, то необходимо зарегистрировать переход прав собственности от прежнего владельца к новому. Расскажу, как зарегистрировать права на квартиру онлайн и сколько времени это займет.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Раньше нужно было долго ждать в очередях, чтобы оформить документы на недвижимость.
- Теперь для этого можно использовать онлайн-сервисы и МФЦ, что намного удобнее и быстрее.
- Документы для регистрации недвижимости можно отправить через сайт Росреестра.
- Чтобы подписать документы онлайн, нужна электронная подпись, которую можно получить в специализированном центре.
- Нотариус может все сделать за вас, и регистрация займет всего один день.
Где и как происходит электронная регистрация сделки с недвижимостью
Раньше для оформления перехода права собственности обращались в Росреестр с кучей бумаг, очередь исчислялась месяцами ввиду загруженности ведомства. С появлением МФЦ ситуация улучшилась: подать заявление стало возможно в любом отделении МФЦ по живой очереди или в порядке записи. Государство продолжает оптимизировать процессы взаимодействия с госорганами и развивать электронные сервисы. Недавно я купила квартиру и воспользовалась онлайн оформлением недвижимости — очень удобно.
Чтобы внести сведения о новом собственнике онлайн, необходимо направить бумаги в Росреестр в электронном виде. Такое оформление допустимо для ипотечных и обычных договоров, дарения и долевого участия. Участники сделки могут направить заявление самостоятельно или через посредника: банк, агента или через нотариуса.
Для самостоятельного оформления потребуется личный кабинет на сайте Росреестра, его оформляют через Госуслуги.
После создания личного кабинета необходимо заполнить заявление, приложить документы и отправить их в ведомство, подписав ЭП. Росреестр проверит бумаги и зарегистрирует сделку, подтверждение направят на электронную почту ее участников.
Чтобы не разбираться в правилах работы с Росреестром, допустимо подать документы через посредника. Такую услугу предоставляют застройщики, агенты по недвижимости и банки при оформлении ипотеки. За услугу взимают вознаграждение, помимо госпошлины. Посредник готовит документы по сделке и оформляет ЭП на ее участников. От продавца требуется лишь подписание бумаг в онлайн-формате.
После завершения сделки посредник подготовит заявление на оформление и прикрепит к нему документы. Сторонам лишь нужно будет подписать заявление. Многие посредники отправляют документы не через сайт Росреестра, а с помощью специализированных сервисов, что упрощает и ускоряет процесс взаимодействия с ведомством. В течение 2–7 дней Росреестр осуществит регистрацию и направит готовые документы на электронные почты всех участников сделки.
Обращение через нотариуса происходит аналогично: специалист готовит документы и отправляет в Росреестр. Он подписывает их своей ЭП, участие сторон не требуется. Я рекомендую регистрировать недвижимость через нотариуса — так стороны экономят время на самостоятельной подаче документов и получении ЭП и не переплачивают посредникам.
По теме: зарегистрировать недвижимость можно через Госуслуги
Документы для электронной регистрации сделки с недвижимостью
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» потребуются:
- договор (купли-продажи, дарения, долевого участия и пр.);
- сканы паспортов продавца и покупателя;
- нотариальное согласие супруга на продажу имущества (если продавец в браке);
- договор ипотеки, если недвижимость приобретается в ипотеку;
- согласие органа опеки на продажу, если собственник несовершеннолетний или в квартире зарегистрирован несовершеннолетний, который находится под опекой;
- квитанция об оплате госпошлины.
Вас может заинтересовать: как наложить и снять запрет на регистрационные действия с недвижимостью
Срок электронной регистрации сделки при покупке квартиры
Обычно Росреестр оформляет сделку до 7 рабочих дней (ст. 16 ФЗ № 218). Срок увеличат, если ведомство приостановит регистрацию из-за ошибок в документах или некорректной информации. Также Росреестр вправе запросить данные по недвижимости у госорганов; если ответ затянется, то сроки увеличат.
Самый быстрый вариант регистрации — через нотариуса. Ведомство рассмотрит заявление всего за один день (ФЗ от 03.08.2018 № 338).
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Как зарегистрировать право собственности на квартиру онлайн?
На сайте Росреестра самостоятельно, через посредника или нотариуса.
-
Какие документы нужны для регистрации квартиры онлайн?
Договор купли-продажи, паспорта участников сделки, квитанция об оплате госпошлины.
-
Сколько времени займет регистрация права собственности онлайн?
До 7 рабочих дней, если регистрацию не приостановят. Через нотариуса — 1 рабочий день.
-
Как подписать документы для онлайн-регистрации квартиры?
Потребуется электронная подпись. При регистрации через нотариуса подпись не требуется.