Как передать или продать авторские права?

Размер шрифта:

В этом видео мы подробно расскажем о процессе передачи или продажи авторских прав! Это актуальная тема для всех, кто создает оригинальный контент: будь то писатели, художники, музыканты или разработчики программного обеспечения.

Навигация

Права автора и что с ними можно сделать

Здравствуйте! С вами Алена Талаш, управляющий партнер компании «РосКо Консалтинг и Аудит». Любой человек вправе написать книгу, сочинить песню, нарисовать картину, снять интересные фото. Он будет являться основателем нового произведения.

Блогеры, копирайтеры, фотографы и музыканты — частые жертвы плагиата и авторского воровства. В этом видео рассказываем, как можно заработать собственным интеллектуальным творчеством, передав права на контент.

Российским законодательством охраняются права создателя. И никто не может без его ведома использовать творение — печатать, размещать на своем сайте или в блоге, исполнять либо проигрывать.

Создатель шедевра вправе:

  • считаться автором своего произведения;
  • обнародовать его;
  • применять псевдоним;
  • препятствовать внесению в него изменений;
  • передавать свои права;
  • требовать оплаты своего труда, возмещения убытков или выплаты компенсации при несоблюдении авторских прав;
  • запрещать незаконное применение своего творения.

Как правило, у творческого человека есть два главных желания: прославиться и заработать на своем произведении. Первому способствует неотъемлемое право авторства.

Оно неотчуждаемо и всегда принадлежит конкретному человеку. Никогда не станет создателем статьи, поэмы или фотографии фирма. У автора всегда будет фамилия, имя и отчество. Творцом может оказаться только физическое лицо.

И даже после смерти последнего у стихотворения будет тот же автор, хотя и права на публикацию сохранятся за его наследниками только 70 лет. А вот правами на издание, распространение, размещение материалов могут обладать и не авторы. И для этого правообладатель должен передать авторские права.

Способы передачи авторских прав

Всего можно выделить несколько способов передачи имущественных авторских прав:

  • по договору;
  • по наследству;
  • по соглашению авторского заказа;
  • при создании по месту работы;
  • вследствие свободного размещения.
Знали об этом? Если нет, тогда быстрее подписывайтесь на наш канал! Каждый день вас ждут свежие видео с важнейшей информацией для вашего бизнеса и не только. Не пропустите ничего важного — жмите на кнопку подписки прямо сейчас!

Передача по договору или при свободном размещении

Автор вправе предоставить имущественные права на продукт своего творчества одному или нескольким лицам, гражданам, ИП или фирме. Он также может передать все права разом или только их часть.

Для этого заключается:

  • Договор о предоставлении исключительных прав. По нему создатель передает все имущественные права другому лицу. И тот уже поступает с приобретенным материалом по-своему: публикует, распространяет, тиражирует и т.д. У творца остаются только неотъемлемые права — право авторства и имени.
  • Лицензионный договор. Лицензия в широком смысле — это разрешение. По нему основатель передает какую-то часть своих прав покупателю. Условия неисключительной лицензии могут быть самыми разными.
  • Договор присоединения или «открытая лицензия». Специального договора с каждым пользователем для этого заключать не надо. Достаточно разместить плод своих трудов на определенных ресурсах, специализирующихся на загрузках контента для бесплатного использования. Пользователь сначала знакомится с условиями разрешения, соглашается (присоединяется), а потом скачивает материал.

Более того, одинаковые права могут быть переданы нескольким лицам. Например, автор статьи одновременно разрешает ее публиковать в 10 журналах и 5 сайтах. Так можно.

Песня, поэма или картина в наследство

Имущественные права автора наследуются. Но это не распространяется на право авторства. Автором навсегда останется сочинитель произведения. Имя создателя никогда не поменяется на ФИО его наследника. Но последний получит все права на распространение и отчуждение прав другим лицам, если самим основателем в свое время не было продано исключительное право.

Но все эти способы предусмотрены для случаев создания произведений по собственной воле и на свой риск. То есть когда плод вдохновения уже есть, но претенденты на его покупку еще не появились.

Но существует еще и другой порядок — когда будущий владелец имущественных прав на результат интеллектуального труда заказывает определенный контент. И автор его создает по заданию заказчика.

Договор авторского заказа

Соглашение заключается письменно. В нем прописываются все параметры сделки, в том числе тема произведения, величина, размер оплаты, срок выполнения, объем передаваемых прав. Автор может согласиться на размещение контента без указания его имени или под псевдонимом.

За заказ исполнитель получает оплату. Возмездность предполагается, но соглашением допускается и бесплатная передача. В дальнейшем у подрядчика, кроме неотъемлемых прав автора, остаются только те полномочия, которые не были переданы заказчику.

Создание произведения по месту работы

Очень непонятным для сторон остается порядок создания «шедевра» в период трудовых отношений с компанией. Например, автор написал методичку или гайд для использования их своим работодателем.

Правила здесь просты. Автором всегда является создатель — тот самый работник. А вот правообладателем — фирма. И та имеет право их напечатать или разместить на своем сайте.

Служебное произведение работодатель вправе:

  • начать использовать для себя;
  • продать права на него другим;
  • решить оставить в тайне;
  • не использовать.

Руководство обязано выплатить работнику, как автору, вознаграждение. А вот его размер сторонам придется оговаривать между собой. Общепринятых расценок нет. Если не договорятся, спор рассмотрит суд.

При неиспользовании результата труда в течение трех лет после передачи работником организации все имущественные права возвращаются автору. То же самое произойдет и в случае, если компания не продаст права на творение, а также не сообщит работнику, что решило оставить его пока в тайне. Такой порядок прямо предусмотрен законом. Никаких специальных соглашений для возврата прав составлять не нужно.

Возмездность предоставления прав

ГК РФ все материальные вопросы относит к условиям договора. Как покупатель и создатель договорятся — так и будет. Подробнее об этом расскажет Дарья Патапкина — юрист компании РосКо.

Автор не получает оплату в случае:

  • самостоятельного обнародования продукта творчества;
  • становления шедевра общественным достоянием через 70 лет после кончины творца;
  • применения в научных целях или для учебы, а также читальными залами, архивами;
  • при наличии открытой лицензии;
  • эксплуатации произведения, размещенного в месте со свободным доступом.

В остальных случаях автор вправе рассчитывать на гонорар или компенсацию, если его полномочия были нарушены.

Подведем итоги. Создав новое произведение, автор приобретает права на него. Имущественные права можно продать или унаследовать, право авторства — нет.

Независимо от того, продал ли творец право на публикацию, трансляцию, озвучку плода своего вдохновения, он останется его создателем. Его шедевр может использоваться только под его именем, псевдонимом или анонимно.

На этом всё. Хотите больше узнать? Плейлист «Товарные знаки» — ваш гид по защите и регистрации товарных знаков. Поднимите свой бренд на новый уровень! Подписывайтесь!

Большое спасибо, что досмотрели это видео до самого конца! С вами была Алена Талаш. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе — будь с РосКо!

Полезные материалы от RosCo:

RosCo — Consulting & audit

«РосКо — Консалтинг и аудит» — международная группа компаний с 20-летним опытом работы. Специализируется на предоставлении широкого спектра услуг в области юриспруденции, налогового консалтинга, аудита и бухгалтерского обслуживания.