170
Оставить комментарий Распечатать

Какие сведения должны содержаться в претензии АПК

Размер шрифта:

Претензионный порядок урегулирования споров является частью досудебного урегулирования. Претензия направляется, чтобы сподвигнуть вторую сторону к совершению определенных действий: оплата задолженности, оказание услуг, прекращение договорных отношений. При переходе спора в судебную стадию письменное требование является доказательством, поэтому важно знать, как его правильно оформить.

Содержание

Для чего необходимо направление претензии

Урегулирование спора на досудебной стадии снижает финансовые издержки и позволяет сэкономить время. При дальнейшем намерении обратиться в суд за разрешением спора необходимо соблюсти претензионный порядок, если он предусмотрен условиями договора либо закона. Письмо с требованиями к контрагенту направляется как в момент действия договора, так и по его окончании. Если ответ не получен в течение 30 дней или иного срока рассмотрения претензии, установленного договором или законом, с момента направления претензии АПК, это приравнивается к отказу в удовлетворении требований, и наступает стадия судебного урегулирования. На основании ч. 2 ст. 148 АПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если претензионный порядок не соблюден. Это не лишает истца права обратиться вновь, устранив причину.

Что обязательно указывать в документе

Требования к структуре претензии по перевозке груза автотранспортом установлены п. 90 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, что является исключением. На законодательном уровне обязательные одинаковые требования к претензии АПК РФ и ГПК РФ отсутствуют. На практике документ имеет устоявшуюся структуру. Рассмотрим ее, для удобства разделив на составные части:

  1. Вводная (реквизиты сделки, наименование организации получателя, предмет договора, по которому предъявляются требования).
  2. Основная (причина требования, расчеты по взысканию сумм долга и неустойки, ссылки на нормы права и нарушенные пункты договора, указание неисполненных обязательств или нарушенных прав).
  3. Заключительная (суть требования, обозначение сроков исполнения претензии, перечень прилагаемых документов, дата, Ф.И.О. и подпись полномочного лица).

Документ подписывает полномочное лицо отправителя. Если подпись отсутствует, но контрагент получил документ, руководствуясь принципом добросовестности, он должен уточнить актуальность требований. На практике суды устанавливают факт получения и ознакомления с претензией, даже если она не подписана. Такая позиция подтверждается Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 № 07АП-9418/2018, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.05.2018 № Ф08-3276/2018. Ч. 5 ст. 4 АПК РФ установлен тридцатидневный срок претензии, арбитраж предусматривает и иные сроки. Они устанавливаются договором или законом. Ограничения к количеству предъявляемых требований отсутствуют. В тексте одного документа вы вправе требовать расторжения сделки, совершить одно из предложенных действий или все, но последовательно.

Как направлять претензию

Существуют разные способы для обмена корреспонденцией. В зависимости от условий договора, выделим следующие:

  • почтовое отправление;
  • нарочное вручение;
  • использование электронных способов обмена.

Почтовое отправление одно из часто используемых вариантов. Все документы отправляются с уведомлением о вручении. Это позволит подтвердить факт отправки и проверить статус о получении. В случае отсутствия уведомления о вручении контрагенту отправка подтверждается квитанцией с указанием номера для отслеживания. Такие требования к претензии в арбитражном процессе и гражданском имеют схожий характер. Сделайте дополнительно опись вложения.

ВАЖНО!
Воспользуйтесь описью вложения при отправлении письма. Так вы подтвердите факт отправки тех документов, на которых основываете свои требования.

Нарочное вручение — более быстрый вариант, чем использование почтовых служб. Получать документы имеет право уполномоченное лицо. Передайте контрагенту два экземпляра претензии, на одной из них укажите информацию о получении. Данные о получении включают в себя Ф.И.О. уполномоченного лица, должность в организации, дату и подпись.

Электронные способы предусматривают возможность обмена посредством почты или мессенджеров. В этом случае правила предъявления претензии предусмотрите договором. Стороны определяют допустимость принятия электронной переписки в качестве доказательства. Рекомендуем указать адрес электронной почты, с которой производится обмен документами. Для этого определите пункт со следующим содержанием:

«Документы, согласованные сторонами посредством использования электронной почты, имеют юридическую силу. Стороны определили следующие официальные адреса электронной почты: primer@primer.ru».

Часть 5 статьи 4 АПК РФ косвенно устанавливает, по каким спорам предъявление претензии обязательно АПК, к ним относятся:

  • взыскание обязательных платежей;
  • взыскание налоговых санкций;
  • заключение договора в обязательном порядке;
  • о выплатах по ОСАГО;
  • заключение государственного контракта;
  • расторжение договора.

Перечень не является исчерпывающим.

ВАЖНО!
Претензия направленная и врученная по юридическому адресу считается полученной даже при фактическом отсутствии юридического лица.

Популярные ошибки при составлении претензий

Правильное составление и отправка досудебной корреспонденции влияет на дальнейшее укрепление доказательственной базы. Определяя, какие сведения должны содержаться в претензии АПК, подготовьте документы для формирования правовой позиции. Рассмотрим перечень ситуаций с ошибками, на которые следует обратить внимание:

  • отправка без подтверждения вручения — невозможно установить, ознакомился ли контрагент с направляемой информацией;
  • нарушение сроков отправки — актуально, если договором установлен сокращенный срок;
  • отсутствие реквизитов для возврата денежных средств — если первоначальное соглашение не содержит банковских реквизитов, при направлении требования об оплате укажите данные для перечисления.

Такие ошибки в дальнейшем заставляют делать дополнительные действия для отстаивания позиции по делу, например, подтверждение факта ознакомления с требованием. По общим нормам, срок ответа на претензию АПК РФ составляет 30 календарных дней, рекомендуем предварительно установить сокращенный период времени на рассмотрение. Это позволит сократить время на процесс защиты своих прав. В этом случае положения ч. 5 ст. 4 АПК РФ применяться не будут, стороны руководствуются условиями договора.

  • 2022-04-22 07:51:01
    Механизм досудебного урегулирования имеет одинаковые принципы составления для разных сфер: купля-продажа, аренда, поставка, оказание услуг. На практике претензионный порядок урегулирования споров имеет схожий характер для АПК РФ и ГПК РФ.
Оставить комментарий Распечатать
Мичиганин Олег
Мичиганин Олег Юрисконсульт

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.