Претензионный порядок урегулирования споров является частью досудебного урегулирования. Претензия направляется, чтобы сподвигнуть вторую сторону к совершению определенных действий: оплата задолженности, оказание услуг, прекращение договорных отношений. При переходе спора в судебную стадию письменное требование является доказательством, поэтому важно знать, как его правильно оформить.
Навигация
Для чего необходимо направление претензии
Урегулирование спора на досудебной стадии снижает финансовые издержки и позволяет сэкономить время. При дальнейшем намерении обратиться в суд за разрешением спора необходимо соблюсти претензионный порядок, если он предусмотрен условиями договора либо закона. Письмо с требованиями к контрагенту направляется как в момент действия договора, так и по его окончании. Если ответ не получен в течение 30 дней или иного срока рассмотрения претензии, установленного договором или законом, с момента направления претензии АПК, это приравнивается к отказу в удовлетворении требований, и наступает стадия судебного урегулирования. На основании ч. 2 ст. 148 АПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если претензионный порядок не соблюден. Это не лишает истца права обратиться вновь, устранив причину.
Что обязательно указывать в документе
Требования к структуре претензии по перевозке груза автотранспортом установлены п. 90 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, что является исключением. На законодательном уровне обязательные одинаковые требования к претензии АПК РФ и ГПК РФ отсутствуют. На практике документ имеет устоявшуюся структуру. Рассмотрим ее, для удобства разделив на составные части:
- Вводная (реквизиты сделки, наименование организации получателя, предмет договора, по которому предъявляются требования).
- Основная (причина требования, расчеты по взысканию сумм долга и неустойки, ссылки на нормы права и нарушенные пункты договора, указание неисполненных обязательств или нарушенных прав).
- Заключительная (суть требования, обозначение сроков исполнения претензии, перечень прилагаемых документов, дата, Ф.И.О. и подпись полномочного лица).
Документ подписывает полномочное лицо отправителя. Если подпись отсутствует, но контрагент получил документ, руководствуясь принципом добросовестности, он должен уточнить актуальность требований. На практике суды устанавливают факт получения и ознакомления с претензией, даже если она не подписана. Такая позиция подтверждается Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 № 07АП-9418/2018, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.05.2018 № Ф08-3276/2018. Ч. 5 ст. 4 АПК РФ установлен тридцатидневный срок претензии, арбитраж предусматривает и иные сроки. Они устанавливаются договором или законом. Ограничения к количеству предъявляемых требований отсутствуют. В тексте одного документа вы вправе требовать расторжения сделки, совершить одно из предложенных действий или все, но последовательно.
Как направлять претензию
Существуют разные способы для обмена корреспонденцией. В зависимости от условий договора, выделим следующие:
- почтовое отправление;
- нарочное вручение;
- использование электронных способов обмена.
Почтовое отправление одно из часто используемых вариантов. Все документы отправляются с уведомлением о вручении. Это позволит подтвердить факт отправки и проверить статус о получении. В случае отсутствия уведомления о вручении контрагенту отправка подтверждается квитанцией с указанием номера для отслеживания. Такие требования к претензии в арбитражном процессе и гражданском имеют схожий характер. Сделайте дополнительно опись вложения.
Нарочное вручение — более быстрый вариант, чем использование почтовых служб. Получать документы имеет право уполномоченное лицо. Передайте контрагенту два экземпляра претензии, на одной из них укажите информацию о получении. Данные о получении включают в себя Ф.И.О. уполномоченного лица, должность в организации, дату и подпись.
Электронные способы предусматривают возможность обмена посредством почты или мессенджеров. В этом случае правила предъявления претензии предусмотрите договором. Стороны определяют допустимость принятия электронной переписки в качестве доказательства. Рекомендуем указать адрес электронной почты, с которой производится обмен документами. Для этого определите пункт со следующим содержанием:
«Документы, согласованные сторонами посредством использования электронной почты, имеют юридическую силу. Стороны определили следующие официальные адреса электронной почты: primer@primer.ru».
Часть 5 статьи 4 АПК РФ косвенно устанавливает, по каким спорам предъявление претензии обязательно АПК, к ним относятся:
- взыскание обязательных платежей;
- взыскание налоговых санкций;
- заключение договора в обязательном порядке;
- о выплатах по ОСАГО;
- заключение государственного контракта;
- расторжение договора.
Перечень не является исчерпывающим.
Популярные ошибки при составлении претензий
Правильное составление и отправка досудебной корреспонденции влияет на дальнейшее укрепление доказательственной базы. Определяя, какие сведения должны содержаться в претензии АПК, подготовьте документы для формирования правовой позиции. Рассмотрим перечень ситуаций с ошибками, на которые следует обратить внимание:
- отправка без подтверждения вручения — невозможно установить, ознакомился ли контрагент с направляемой информацией;
- нарушение сроков отправки — актуально, если договором установлен сокращенный срок;
- отсутствие реквизитов для возврата денежных средств — если первоначальное соглашение не содержит банковских реквизитов, при направлении требования об оплате укажите данные для перечисления.
Такие ошибки в дальнейшем заставляют делать дополнительные действия для отстаивания позиции по делу, например, подтверждение факта ознакомления с требованием. По общим нормам, срок ответа на претензию АПК РФ составляет 30 календарных дней, рекомендуем предварительно установить сокращенный период времени на рассмотрение. Это позволит сократить время на процесс защиты своих прав. В этом случае положения ч. 5 ст. 4 АПК РФ применяться не будут, стороны руководствуются условиями договора.