Как и для чего оформляется требование-накладная по форме М-11

Размер шрифта:

Эффективное управление товарно-материальными ценностями – одна из ключевых задач любой организации. Особую роль в этом процессе играет правильно оформленная документация. Требование-накладная по форме М-11 является важнейшим документом для учета движения ТМЦ внутри организации. Разберем пример заполнения требования-накладной по форме М-11 в 2025 году.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Требование-накладная М-11 используется для учета перемещений материалов внутри компании.
  2. Форма М-11 применяется, когда материал передается от одного отдела к другому или от сотрудника к сотруднику.
  3. Документ содержит информацию о материалах, их отправителе и получателе, а также о количестве и стоимости.
  4. Заполнение и хранение формы М-11 контролируют материально ответственные лица.
  5. Документ хранится не менее пяти лет в соответствии с бухгалтерским законодательством.

Какую форму требования-накладной выбрать

Требование М-11 является внутренним документом организации — бланк накладной на выдачу материалов со склада не передают ни покупателю, ни поставщику. Все движения материалов в организации — между отделами и от сотрудника к сотруднику — сопровождаются оформлением этого документа. К примеру, директор по производству ООО «ППТ.ру» запросил у кладовщика склада материалов бумагу для ризографа и краску для печати информативных рекламных брошюр. По факту передачи стороны оформили бумажный документ, фиксирующий факт передачи ценностей. В компании пользуются унифицированной формой М-11 из постановления Госкомстата РФ № 71а от 30.10.1997.

ВАЖНО!
Унифицированные первичные учетные бланки, утвержденные постановлением Госкомстата № 71а от 30.10.1997, не являются обязательными на основании требований закона № 402-ФЗ. Организация вправе закрепить формы первичных учетных документов в учетной политике. Исключение составляют унифицированные формы, обязательные к применению на основании федеральных законов и нормативных актов.
Надо знать: что такое первичные учетные документы

Унифицированные документы для организаций госсектора определены в Приказе Минфина № 52н от 30.03.2015, в котором указана накладная выдачи материалов со склада (ОКУД 0504204). Это означает, что организации госсектора должны применять только форму 0504204. Однако коммерческие компании вправе взять за основу бланк бюджетников и использовать его в своей деятельности, утвердив в учетной политике.

ВАЖНО!
Если в организации предусмотрены ограничения на отпуск ТМЦ, то для этого используется бланк лимитно-заборных карт М-8.
Может пригодиться: как заполнить лимитно-заборную карту по форме М-8

В накладной М-11 содержится:

  • наименование ТМЦ;
  • отправитель (структурное подразделение или отдел, ОКВЭД вида деятельности);
  • получатель (структурное подразделение или отдел, ОКВЭД);
  • счет (субсчет) бухгалтерского учета (отправителя, получателя);
  • количество ТМЦ;
  • стоимость.

Передача ТМЦ осуществляется в следующих случаях:

  • возврат остатков на склад (неиспользованных в процессе производства ТМЦ);
  • возврат на склад брака (отходов производства);
  • выдача материалов со склада ответственному лицу;
  • перемещение между складами и т. д.

Обе приведенные в разделе формы несут одинаковую смысловую нагрузку, в бюджетном варианте дополнительно присутствует отметка бухгалтера о фиксации действия в журнале операций.

Читайте: как вести журнал учета хозяйственных операций

В бюджетном учете также применяется форма 0510451, утвержденная Приказом Минфина России № 100н от 28.06.2022. В Письме Минфина России № 02-06-06/70843 от 30.07.2024 даны рекомендации по формированию первичного документа по форме 0510451. Этот бланк применяется всеми типами учреждений бюджетной сферы. Для движения ценностей между складами форма 0510451 не применяется.

Когда составляется М-11

Рассмотрим движение товара внутри организации.

ТМЦ поступает на склад, и кладовщик отражает в учетной системе позиции согласно универсальному передаточному документу (товарной накладной). Приходный ордер М-4 разрешено не оформлять, замените его обычным штампом с дублирующими реквизитами М-4. Это упрощает процесс документооборота в компании. Карточку учета материалов по форме М-17 редко встретишь в 2025 году. В условиях автоматизации из системы выводятся специальные реестры о движении товарно-материальных ценностей. Но компаниям не запрещено оформлять и М-4, и М-17. Порядок работы с ценностями устанавливается в учетной политике.

После оприходования товара материал хранится на складе до момента перемещения или отгрузки. Кладовщик отгружает товар как контрагентам (поставщикам, покупателям), так и внутренним пользователям (работникам, собственникам, учредителям). Если возникла необходимость переместить материал внутри подразделений компании, то оформите и распечатайте бланк требования-накладной по форме М-11 для учета движения ценностей. Основанием для оформления требования-накладной является затребование материальных ценностей, находящихся на складе.

Из практики работы: требование-накладную оформляют при использовании материалов в производстве, когда материал изменил свою первоначальную форму. Купили ЛДСП, распилили его, упаковали, и появилась готовая продукция. Тогда компания делает выпуск и списывает материал требованием-накладной. А если материал просто меняет место своего хранения, перемещаясь со склада материалов в цех, то кладовщики сырья подписывают с кладовщиками цеха документ «Перемещение ТМЦ», формируемый из учетной системы. Однако рассмотренный пример не говорит о конкретно описанном порядке действий, каждая организация самостоятельно решает, как учитывать движение и списание товарно-материальных ценностей.

Если выбрали М-11, то распечатайте ее в трех экземплярах:

  • один хранится у отправителя;
  • второй передается в бухгалтерию;
  • третий экземпляр находится на складе.

Реквизиты и порядок заполнения М-11

Рассмотрим порядок и пример заполнения требования-накладной по форме М-11 в организации. Оформляет накладную работник подразделения, где хранится ТМЦ, или лицо, отвечающее за выпуск продукции.

При заполнении требования-накладной М-11 сначала внесите регистрационные данные: номер документа, наименование организации и код ОКПО. В верхней части формы укажите дату составления и, если применимо, код вида операции.

В разделе с информацией о перемещении ценностей отразите данные о передающем и получающем подразделениях, указав их характер деятельности (например, складское хранение или производственный цех). Не забудьте проставить соответствующие счета учета и выбрать подходящую учетную единицу для измерения ценностей (метры, штуки, литры и т.д.).

Если передача осуществляется по запросу сотрудника, то укажите инициатора запроса, заявителя и лицо, утвердившее передачу. В основной таблице документа подробно опишите передаваемые материалы: счет передачи, наименование, номенклатурный номер, единицу измерения с соответствующим кодом, количество, цену и сумму. При наличии складской картотеки добавьте её порядковый номер.

Завершается оформление документа на оборотной стороне, где проставлены должности, подписи и расшифровки фамилий отправителя и получателя материальных ценностей.

Документ внутренний, поэтому подписывают его только ответственные за осуществление операции работники — материально ответственные лица (далее — МОЛ). Работник склада контролирует, чтобы присутствовала подпись принимающего или передающего и лица, через которое производится передача. МОЛ обязательно должны указать ФИО и должность.

Узнайте, кто может быть материально ответственным лицом

После этого бухгалтер заполняет графу «Корреспондирующий счет» и указывает стоимостные показатели ТМЦ.

Подробнее: как заполнить требование-накладную по форме М-11

Сейчас в Сети интернет доступны разнообразные сервисы, которые позволяют заполнить онлайн требование-накладную по форме М-11 или скачать образцы заполнения.

Сроки хранения требования-накладной

После обработки сведений из М-11 бухгалтер обеспечивает его архивацию и хранение. Архивные документы хранят не только в организации, но и в государственном или частном архиве. Поскольку требование-накладная является первичным документом бухгалтерского учета, то срок хранения составляет не менее 5 лет после отчетного года (п. 518 Приказа Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236).

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ плательщики обязаны хранить документы, необходимые для исчисления налогов и подтверждения расходов в течение пяти лет. Требование-накладная составляется не только для внутреннего перемещения материалов, но и является подтверждающим расход сырья на выпуск документом.

ВАЖНО!
П. 4 ст. 283 НК РФ предусматривает более длительный период хранения для документов, подтверждающих убытки предыдущих периодов.

Ответственность за составление и учет требования-накладной

Несмотря на то что документ этот внутренний, он сопровождает движение ценностей, а лица, его подписавшие, являются материально ответственными. Если с имуществом произойдет что-то непредвиденное (кража, порча, прочая утрата), то возникнет ответственность МОЛ вплоть до уголовной.

На основании М-11 осуществляется складской и бухгалтерский учет. За корректное отражение учетных данных несут ответственность кладовщик и бухгалтер. Учетные данные используют для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, для проведения инвентаризаций.

Ответственность за отсутствие документа предусмотрена ст. 120 НК РФ.

Частые вопросы о формировании требования-накладной

Петрова Наталья Юрьевна