Акт сверки, как правило, составляется между организациями, имеющими постоянные расчеты для подтверждения наличия или отсутствия долга. Кто составляет акт сверки взаимных расчетов, какая применяется форма и как его правильно заполнить? Отвечу на эти вопросы и приведу пример заполнения.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Акт сверки помогает найти ошибки в расчетах между организациями.
- Составлять его могут сторонам договора по договоренности.
- Акт включает вводную, основную и заключительную части.
- Документ согласован, если его подписали обе стороны.
- С даты подписания акта начинается отсчет времени на подачу иска.
Что такое акт сверки взаимных расчетов
Учет расчетов с контрагентами является одним из наиболее трудоемких участков в бухгалтерском учете. На бухгалтера, ведущего этот участок, обычно возлагаются обязанности по проверке поступивших документов, занесения их в специализированные бухгалтерские программы, ведения журнала операций и выверки расчетов с контрагентами, в результате которой составляется акт сверки взаимных расчетов, являющийся документом для выявления расхождений в расчетах между сторонами на определенную дату.
Кто и когда заполняет акт сверки взаиморасчетов
Акт не является обязательным документом, и его составление законодательно не предусмотрено. Поэтому его содержание, порядок оформления и периоды составления согласуются с контрагентами и фиксируются в договорах. Организация этот факт отражает в учетной политике. Если договор не содержит такой информации, то следует ориентироваться на сложившуюся практику. В этом случае инициатором выверки выступает любая из сторон договора и в любое время.
На заметку: как запросить акт сверки у контрагента
Вкратце поясним, кто относится к контрагентам:
- поставщики и подрядчики — организации, которые поставляют различные товарно-материальные ценности, оказывают услуги (отпуск газа, электроэнергии и т.д.) или выполняют работы (ремонтные, строительные и т.д.) по заключенным договорам;
- покупатели и заказчики — юридические или физические лица, с которыми у организации есть расчеты за отгруженную продукцию (работы, услуги).
Сверяются расчеты обычно в таком порядке: организация-инициатор информирует контрагента о необходимости проведения выверки. Затем бухгалтер на основе учетных данных определяет сумму задолженности, формирует документ и передает его второй стороне.
Если отсутствуют разногласия, то организация — инициатор процедуры — оформляет акт в 2 экземплярах, его подписывает руководитель и передает на подпись контрагенту.
Если контрагент не согласен с величиной задолженности, то бухгалтер организации-инициатора заполняет свою часть документа и пересылает его второй стороне. Это позволяет выявить расхождения, допущенные одной из сторон, которая внесет изменения в учетные регистры.
Затем документ формируется заново и уже не содержит расхождений.
Иногда стороны не приходят к согласию, и тогда формируется акт сверки взаиморасчетов с расхождениями. В его табличной части приводятся разные данные, а в конце фиксируется, что имеются разногласия. Дополнительно составляется в произвольной форме протокол разногласий, к которому (для обоснования) прилагаются копии подтверждающих документов (например, накладные, платежные поручения и другие первичные документы).
Может пригодиться:
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы зафиксировать состояние расчетов с контрагентами.
Форма акта сверки взаиморасчетов
Акт сверки расчетов не является первичным учетным документом (Письмо ФНС РФ от 06.12.2010 № ШС-37-3/16955) и не имеет утвержденного унифицированного бланка, поэтому организации применяют формы:
- предусмотренные договором (ст. 309, п. 4 ст. 421 ГК РФ);
- разработанные самостоятельно (Письмо Минфина от 18.02.2005 № 07-05-04/2);
- формируемые в используемых бухгалтерских программах.
ФНС Приказом от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@ разработала и утвердила электронный формат представления акта, но применяют его только организации, перешедшие на электронный документооборот.
Может быть полезно: как составить сопроводительное письмо к акту сверки взаиморасчетов
Как заполнить акт сверки взаимных расчетов
Как правило, документ состоит из трех частей:
- Вводная.
- Основная.
- Заключительная.
Первая содержит такие реквизиты:
- название документа;
- период, за который проводится сверка расчетов, — любой в пределах даты составления;
- реквизиты сторон — наименование организаций с указанием ИНН;
- договор — один или несколько.
Вторая (табличная) часть разделена надвое и заполняется организацией (левая часть) и контрагентом (правая часть):
- остаток на начало периода;
- документы и их реквизиты — в хронологическом порядке;
- сумма дебетовых и кредитовых оборотов — обороты по дебету по данным организации читаются как обороты по кредиту по данным контрагента и наоборот;
- остаток на конец периода.
Третья:
- итоги — дебетовый остаток организации показывает долг контрагента перед ней, кредитовый — ее долг контрагенту, при нулевом сальдо обычно пишется, что задолженность отсутствует;
- наличие расхождений, если есть разногласия по сверке;
- подписи сторон — документ согласован, если он подписан обеими сторонами;
- печати (необязательно);
- дата подписания — это означает, что долг признан контрагентом.
Часто задаваемые вопросы о составлении акта сверки взаимных расчетов
-
Каким документом подтверждается сальдо расчетов между организациями?
Актом сверки взаимных расчетов, который составляется на основании данных бухгалтерского учета за определенный период времени. Он позволяет выявить расхождения и определить размер задолженности или переплаты.
-
Кто составляет акт сверки взаиморасчетов?
Составители — любая из сторон договора. В бухгалтерии обязанность по его составлению обычно возлагается на бухгалтера, ведущего расчеты с поставщиками.
-
Какая форма применяется при составлении акта сверки?
Не существует унифицированной стандартной формы данного документа. Организации прописывают это в договоре, самостоятельно разрабатывают или используют предусмотренные специализированными программами.