Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Как составить акт сверки взаимных расчетов

Размер шрифта:

Акт сверки, как правило, составляется между организациями, имеющими постоянные расчеты для подтверждения наличия или отсутствия долга. Кто составляет акт сверки взаимных расчетов, какая применяется форма и как его правильно заполнить? Отвечу на эти вопросы и приведу пример заполнения.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Акт сверки помогает найти ошибки в расчетах между организациями.
  2. Составлять его могут сторонам договора по договоренности.
  3. Акт включает вводную, основную и заключительную части.
  4. Документ согласован, если его подписали обе стороны.
  5. С даты подписания акта начинается отсчет времени на подачу иска.

Что такое акт сверки взаимных расчетов

Учет расчетов с контрагентами является одним из наиболее трудоемких участков в бухгалтерском учете. На бухгалтера, ведущего этот участок, обычно возлагаются обязанности по проверке поступивших документов, занесения их в специализированные бухгалтерские программы, ведения журнала операций и выверки расчетов с контрагентами, в результате которой составляется акт сверки взаимных расчетов, являющийся документом для выявления расхождений в расчетах между сторонами на определенную дату.

ВАЖНО!
Актом сверки расчетов подтверждаются и результаты обязательной инвентаризации активов и обязательств организации, которая ежегодно проводится перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кто и когда заполняет акт сверки взаиморасчетов

Акт не является обязательным документом, и его составление законодательно не предусмотрено. Поэтому его содержание, порядок оформления и периоды составления согласуются с контрагентами и фиксируются в договорах. Организация этот факт отражает в учетной политике. Если договор не содержит такой информации, то следует ориентироваться на сложившуюся практику. В этом случае инициатором выверки выступает любая из сторон договора и в любое время.

На заметку: как запросить акт сверки у контрагента

Вкратце поясним, кто относится к контрагентам:

  • поставщики и подрядчики — организации, которые поставляют различные товарно-материальные ценности, оказывают услуги (отпуск газа, электроэнергии и т.д.) или выполняют работы (ремонтные, строительные и т.д.) по заключенным договорам;
  • покупатели и заказчики — юридические или физические лица, с которыми у организации есть расчеты за отгруженную продукцию (работы, услуги).
ВАЖНО!
Контрагентами являются и различные государственные органы — например, ФНС, с которой проводится сверка расчетов по налогам на основании заявления.

Сверяются расчеты обычно в таком порядке: организация-инициатор информирует контрагента о необходимости проведения выверки. Затем бухгалтер на основе учетных данных определяет сумму задолженности, формирует документ и передает его второй стороне.

Если отсутствуют разногласия, то организация — инициатор процедуры — оформляет акт в 2 экземплярах, его подписывает руководитель и передает на подпись контрагенту.

Если контрагент не согласен с величиной задолженности, то бухгалтер организации-инициатора заполняет свою часть документа и пересылает его второй стороне. Это позволяет выявить расхождения, допущенные одной из сторон, которая внесет изменения в учетные регистры.

Затем документ формируется заново и уже не содержит расхождений.

Иногда стороны не приходят к согласию, и тогда формируется акт сверки взаиморасчетов с расхождениями. В его табличной части приводятся разные данные, а в конце фиксируется, что имеются разногласия. Дополнительно составляется в произвольной форме протокол разногласий, к которому (для обоснования) прилагаются копии подтверждающих документов (например, накладные, платежные поручения и другие первичные документы).

Может пригодиться:

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы зафиксировать состояние расчетов с контрагентами.

Форма акта сверки взаиморасчетов

Акт сверки расчетов не является первичным учетным документом (Письмо ФНС РФ от 06.12.2010 № ШС-37-3/16955) и не имеет утвержденного унифицированного бланка, поэтому организации применяют формы:

ФНС Приказом от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@ разработала и утвердила электронный формат представления акта, но применяют его только организации, перешедшие на электронный документооборот.

Может быть полезно: как составить сопроводительное письмо к акту сверки взаиморасчетов

Как заполнить акт сверки взаимных расчетов

Как правило, документ состоит из трех частей:

  1. Вводная.
  2. Основная.
  3. Заключительная.

Первая содержит такие реквизиты:

  • название документа;
  • период, за который проводится сверка расчетов, — любой в пределах даты составления;
  • реквизиты сторон — наименование организаций с указанием ИНН;
  • договор — один или несколько.

Вторая (табличная) часть разделена надвое и заполняется организацией (левая часть) и контрагентом (правая часть):

  • остаток на начало периода;
  • документы и их реквизиты — в хронологическом порядке;
  • сумма дебетовых и кредитовых оборотов — обороты по дебету по данным организации читаются как обороты по кредиту по данным контрагента и наоборот;
  • остаток на конец периода.

Третья:

  • итоги — дебетовый остаток организации показывает долг контрагента перед ней, кредитовый — ее долг контрагенту, при нулевом сальдо обычно пишется, что задолженность отсутствует;
  • наличие расхождений, если есть разногласия по сверке;
  • подписи сторон — документ согласован, если он подписан обеими сторонами;
  • печати (необязательно);
  • дата подписания — это означает, что долг признан контрагентом.
ВАЖНО!
Дата подписания — важный реквизит в акте сверки, так как с этой даты начинается отсчет срока исковой давности по признанному долгу (ст. 203 ГК РФ).

Часто задаваемые вопросы о составлении акта сверки взаимных расчетов

Селихова Лариса Бухгалтер, экономист

Комментарии
  • 2024-11-13 11:49:56
    С 2022 года действует официальный электронный формат акта сверки взаимных расчетов, утвержденный ФНС. Очевидные плюсы такого формата: возможность автоматической сверки, удобство нахождения и хранения электронных документов, упрощение отправки в ФНС, экономия материалов и времени.
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте