Время от времени любая компания может столкнуться с вынужденным простоем, который возникает по не зависящим от работодателя причинам. Разберемся, как правильно оформить и оплатить такой простой, чтобы соблюсти интересы и организации, и работника.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Простой — это временная остановка работы по разным причинам, не зависящим от компании.
- Причины могут включать природные катастрофы, поломку оборудования или энергосистем, забастовки, пандемии и прочие ситуации.
- Оплата за простой по таким причинам составляет минимум 2/3 от оклада за время остановки работы.
- Чтобы зафиксировать простой, нужно издать приказ с указанием его начала и окончания.
- В табеле при этом используют код «НП» или «32».
Какие причины простоя не зависят от работодателя
Простой — это временная приостановка работы по различным причинам, в том числе сюда относятся ситуации, на которые работодатель не в силах повлиять.
Подробнее: что такое простой
Что относится к таким ситуациям:
- различного рода природные катастрофы (ураган, наводнение, землетрясения);
- поломка оборудования или сбой в энергетических системах;
- забастовки, протесты, перекрытые дороги, в связи с чем нарушается транспортная логистика;
- пандемии и эпидемии;
- отключение электроэнергии, разрыв проводов из-за сильного снегопада;
- прочие аналогичные ситуации.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы оформить простой по внешним обстоятельствам, в которых никто не виноват.
Как рассчитать оплату простоя по независящим от работодателя причинам
Абзац 2 ст. 157 ТК РФ устанавливает правила оплаты простоя по причинам, на которые компания не в силах повлиять: не менее 2/3 тарифной ставки или оклада пропорционально времени простоя.
Трудовое законодательство разрешает переводить работников временно на другую работу без их согласия в ситуациях, указанных в ст. 72.2 ТК РФ. Например, это производственная авария, пожар, наводнение, землетрясение и т.д.
Рассмотрим пример, как оплатить простой работнику по не зависящим от работодателя причинам.
Из-за сильного снегопада произошел разрыв проводов, ремонтная бригада приедет только через 2 дня, в ООО «PPT.ru» образовался вынужденный простой 2 работников цеха. Сварщики получают одинаковый оклад — 70 000 рублей на руки. Допустим, в месяце было 22 рабочих дня. Время простоя определено в количестве двух дней.
Расчет: (70 000 : 22 рабочих дня * 2/3 * 2 дня простоя) = 4242,42 получит один сварщик за 2 дня простоя.
Узнайте, как оплачивается простой по вине работодателя
Порядок и правила оплаты простоя по независящим причинам
Зафиксируйте событие, в связи с которым в компании образовался простой. Для этого издайте приказ о начале времени простоя. Если известны даты окончания простоя, то укажите их в приказе.
Как составить приказ о времени простоя по независящим от работодателя причинам
Для составления приказа используйте фирменный бланк или специально разработанную форму. Компания дополнительно вправе создать регламент о порядке действий персонала и вышестоящего руководства в ситуациях, когда возникает простой, и закрепить там установленные шаблоны документов.
Если дата окончания простоя неизвестна, то дополнительно компания оформляет второй приказ о времени окончания простоя. Если в первом приказе была обозначена конечная дата, то дополнительным приказом продлите время простоя.
На заметку: как составить акт о простое
Если в простое не виноват ни работник, ни компания, то в табеле указывается код «НП» или «32».
Напомним, что денежные средства, начисленные в адрес работника за время простоя, облагаются и НДФЛ, и страховыми взносами.
Может пригодиться: как отразить оплату простоя в 1С:ЗУП
Часто задаваемые вопросы по теме простоя по не зависящим от работодателя причинам
-
Что такое простой по не зависящим от работодателя причинам?
Это ситуация, при которой работник не обладает возможностью продолжать трудиться из-за чрезвычайного происшествия: например, наводнения, пожара и т.д.
-
Как оплачивается время простоя, если ни работник, ни компания не виноваты?
Согласно ст. 157 ТК РФ — 2/3 от оклада работника.
-
Как зафиксировать простой?
Оформите приказ с датами начала, окончания и укажите, на каких работников распространяет действие приказ.
-
Какой код использовать в табеле при таком виде простоя?
«НП» или «32».