Как вести раздельный учет затрат по гособоронзаказу в 2024 году

Размер шрифта:

Раздельный учет затрат по гособоронзаказу подразумевает отдельную регистрацию финансовых результатов по каждому контракту. Его обязаны вести и головные исполнители, и все исполнители в кооперации с головными. Нарушать эти правила нельзя.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. В 2024 году упростили процесс оплаты по некоторым госконтрактам, теперь деньги можно получать напрямую на расчетный счет в банке.
  2. Организации должны вести раздельный учет для всех операций, распределять накладные расходы и корректно регистрировать структуру цены госконтракта.
  3. Ведение учета в 1С:8.3 Бухгалтерия позволяет разделять доходы и расходы, а также ведет калькуляцию себестоимости с учетом всех требуемых расходов.
  4. Необходимо придерживаться правил, утвержденных законами и нормативными документами, для выполнения обязательств по госконтрактам с казначейским сопровождением.
  5. Казначейство проводит проверки, и в случае успешного прохождения, платеж по госконтракту будет одобрен.

Раздельный учет результатов ФХД

Казначейское сопровождение предусматривает открытие головным исполнителем или исполнителем отдельного счета в ТОФК. На этот счет заказчик переводит оплату за исполнение контракта.

ВАЖНО!
В 2024 году упростили порядок расчетов по госконтрактам с казначейским сопровождением: оплата за поставленные товары, работы и услуги по ряду контрактов перечисляется на расчетный счет поставщика в банке (п. 3 ст. 242.23 БК РФ, ч. 2-4, 9 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023). То есть не всем исполнителям надо открывать лицевой счет в Федеральном казначействе, чтобы получать платежи от заказчика.

Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.
ВАЖНО!
Правила раздельного учета результатов ФХД перестали работать для соглашений, которые оплачиваются деньгами, подлежащими казначейскому сопровождению. Минфин и Казначейство считают, что обязанность вести такую регистрацию результатов следует из закона о бюджете и подзаконных актов.

По правилам, учет затрат у заказчика в 2024 году не отличается от правил для других получателей целевых средств. А вот исполнители гособоронзаказа утверждают порядок ведения такого бухучета в учетной политике и производят аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Общий порядок, как вести раздельный учет по госконтрактам в 1С:8.3 Бухгалтерия и в документообороте исполнителям:

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам.
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, то их предоставление проводится по особым требованиям.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать раздельный учет по гособоронзаказу. Используйте эти инструкции бесплатно.

Раздельный учет по ГОЗ в бухгалтерских программах

Исполнитель сможет вести раздельный учет по гособоронзаказу в 1С:8.3 Бухгалтерия, в подсистеме «Раздельный учет ГОЗ». В 2022 году в функционал ПО добавили новую возможность — расширенный учет затрат. В его возможности входят:

  • расчет себестоимости товаров, работ, услуг с учетом общехозяйственных расходов. В бухучете такие расходы относятся на финансовый результат, а в раздельном учете по гособоронзаказу — включаются в себестоимость продукции;
  • распределение косвенных расходов по видам товаров, работ, услуг;
  • формирование отчетных форм расчетно-калькуляционных материалов (Приказ ФАС № 995/22 от 16.12.2022).

Раздельный учет по ГОЗ в 1С реализуют на базе:

  • контура «Бухгалтерский учет» — его используют по умолчанию, а информация для раздельного учета по госконтрактам гособоронзаказа формируется на базе хозрасчетного регистра бухучета;
  • контура «Раздельный учет» — он дополняет функции бухгалтерского контура и работает, если подключить функционал «Расширенный учет затрат».

Данные для раздельного учета затрат, которые включаются в цену продукции по ГОЗ, формируются на базе хозрасчетного регистра раздельного учета.

В контуре «Бухгалтерский учет» учетные сведения формируются в разрезе госконтрактов по гособоронзаказу. Исполнитель сможет:

  • сформировать регламентированный отчет «Исполнение контрактов ГОЗ»;
  • вычислить базу распределения накладных расходов по ГОЗ;
  • распределить зарплату основных производственных рабочих;
  • подготовить отчетные формы казначейского сопровождения.

В контуре «Раздельный учет» сведения формируются в разрезе затрат, которые включают в цену товаров, работ, услуг. Возможности исполнителя таковы:

  • расчет себестоимости продукции ГОЗ с учетом общехозяйственных расходов;
  • распределение косвенных расходов по видам продукции;
  • формирование РКМ в соответствии с Приказом ФАС № 995/22 от 16.12.2022.

Правила ведения раздельного учета в 2024 году

Порядок учета затрат участниками казначейского сопровождения утвержден Приказом Минфина № 210н от 10.12.2021. Общие правила довели до соответствия Федеральному закону о бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 гг. № 540-ФЗ от 27.11.2023.

Все получатели целевых средств обязаны вести раздельный учет:

  • доходов;
  • расходов;
  • активов (имущественные права, основные средства, нематериальные активы, деньги, дебиторская задолженность);
  • обязательств (кредиторская задолженность);
  • других объектов.

Бухучет ведется по каждому госконтракту, договору о капитальных вложениях или проведении капитального ремонта, соглашению, контракту по ГОЗ. Получатели денег проводят бухучет по правилам из Приказа Минфина № 210н и локальной учетной политики учреждения.

Основные нормативы по государственному оборонному заказу, требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и правила такого бухучета закреплены в Постановлении Правительства РФ № 47 от 19.01.1998. Не забывайте и про 275-ФЗ от 29.12.2012, в котором описаны основы государственного оборонного заказа.

Инструкция, как вести раздельный бухучет по Постановлению № 47 в 2024 году:

  1. Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ. Источники финансирования — субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и пр.
  2. Разделяют не только доходы, но и расходы, активы и обязательства.
  3. Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
  4. Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и др.
  5. Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
  6. Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
  7. Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
  8. Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.
  9. Заказчик обязан проинформировать территориальное отделение ФК (ТОФК) об исполнении контракта.

Действующий порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу подразумевает формирование таких документов:

Расходную декларацию подписывает руководитель получателя целевых средств или другое уполномоченное лицо. Он указывает фамилию, имя, отчество, должность и дату составления. К указанным документам надо приложить копии первичных (сводных) учетных документов.

ВАЖНО!
Подтверждающие документы (и их копии) не предоставляют, если они ранее передавались в Казначейство!

Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.

Раздельный учет гособоронзаказа

Его ведут не все. Вот кто должен вести раздельный учет по гособоронзаказу (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ):

  • головной исполнитель — тот, кто заключил контракт с заказчиком по государственному оборонному заказу;
  • исполнитель — тот, кто находится в кооперации с головным исполнителем и подписал с ним соглашение на исполнение ГОЗ.

Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования целевых средств бюджета и составления отчетности для Казначейства и заказчиков. В 2024 году работу исполнителей регламентируют:

Основной закон для исполнителей ГОЗ — это 275-ФЗ от 29.12.2012, ст. 8. Приведем пример раздельного учета по гособоронзаказу для исполнителя третьего уровня. Исполнители третьего уровня (как и второго, и всех последующих уровней) обязаны вести раздельный учет по каждому государственному контракту. Если исполнитель находится в кооперации с головным исполнителем, то он регистрирует результаты ФХД отдельно по каждому госконтракту. Но есть важное уточнение: эти правила касаются только юридических лиц (п. 2 ПП РФ № 47). То есть если исполнителем третьего уровня выступает ИП или физлицо, им вести раздельный учет не надо.

Головные исполнители и исполнители организуют раздельный учет следующим образом:

  1. Открывают специальные счета в ФК (инициируют казначейское сопровождение).
  2. Создают отдельные аналитические счета бухучета для регистрации расходов по каждому контракту.
  3. Раскрывают структуру цены по статьям калькуляции (расчет цены единицы продукции ведется по форме из приложения № 1 к порядку, утвержденному Приказом Минпромторга № 334 от 08.02.2019).
  4. Составляют перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к Приказу № 334).
  5. Фиксируют другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации. Обязательно распределение общехозяйственных затрат при отсутствии выручки при гособоронзаказе, но следует изменить формулы и пропорции.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, то ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных контрольных мероприятий.

Когда не ведут учет

В п. 4 ПП РФ № 47 о правилах ведения раздельного учета доходов и расходов указано, что исполнителям необходимо его вести, даже если нет казначейского сопровождения. Но есть исключение. Правила из ПП № 47 не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федерального бюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

Поставщики продолжают вести раздельный учет

При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. В соглашении необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу и распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса. Это делается для:

  • государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
  • контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения.

К каждому госконтракту оформляют:

1. Расчет суммы накладных расходов (приложение № 1 к Приказу № 210н). При заполнении расчета и других отчетных форм НДС при гособоронзаказе не учитывают.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

2. Структуру цены — расходную декларацию (приложение № 2 к Приказу № 210н).

Информацию о структуре цены в разрезе отдельных видов затрат — ресурсную расходную декларацию — заполняют по образцу, рекомендованному в приложении № 3 к Приказу № 210н.

3. Выписку из регистров аналитического учета (приложение № 4 к Приказу № 210н).

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.