Претензионная работа по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это способ урегулировать в досудебном порядке разногласия, связанные с исполнением контрактов и договоров. 22.06.2021 пленум Верховного Суда издал постановление 18, в котором разъяснил особенности и правила для сторон конфликта. Эти разъяснения касаются и заказчиков, и поставщиков.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Перед подачей иска в суд нужно попытаться решить вопрос мирно, написав претензию.
- Каждый истец и ответчик, участвующий в споре, должен получить свою претензию.
- Есть случаи, когда досудебное урегулирование не обязательно: встречные иски, неустойка, замена ответчика, правопреемство и участие третьего лица.
- Претензию можно отправить на адрес филиала компании, по электронной почте, через мессенджеры и соцсети.
- Стороны могут заменить претензионный порядок на примирительные процедуры и подтвердить их документами.
Порядок претензионной работы
Общее правило Арбитражного процессуального кодекса РФ состоит в том, что прежде чем обращаться в суд, стороны обязаны предпринять попытку досудебного урегулирования спора. Одним из вариантов, как это сделать, является направление претензии.
В практике нередко возникают спорные моменты, когда непонятно, направлять претензию или нет. Постановление № 18 разъясняет, что в коммерческих спорах, в частности, по 44-ФЗ и 223-ФЗ, такой документ нужен, в том числе, если:
- в споре несколько истцов. Претензию обязан направить каждый из них при условии, что требование каждого из них суд имеет возможность рассмотреть отдельно;
- в споре несколько ответчиков — требование следует направить каждому из них.
Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали общие правила претензионной работы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Постановление № 18 сообщает, что в спорах, в том числе по 44-ФЗ и 223-ФЗ, соблюдение досудебного порядка не требуется, если:
- предъявляется встречный иск;
- истец изменяет иск в порядке, установленном ст. 49 АПК РФ;
- сторона взыскивает неустойку. Имеется в виду следующая ситуация: у компании А имеется долг перед компанией Б. Компания Б направила должнику претензию по основному долгу, о неустойках в тексте речи не шло. Не получив денег, компания Б обратилась в суд и в иске, помимо взыскания долга, заявила о неустойке. Фактически, по неустойке досудебный порядок урегулирования не соблюден, это требование примут и рассмотрят. Другая ситуация, если суд уже рассмотрел требование по основному долгу и вынес решение, а только после этого истец заявил о неустойке — в этом случае на неустойку требуется отдельная претензия;
- если истец подал иск к ненадлежащему ответчику, а суд заменил его на надлежащего. При этом, если надлежащий ответчик, вступив в процесс, докажет, что готов уладить спор в досудебном порядке, суд вправе оставить истца без компенсации судебных издержек независимо от исхода судебного дела;
- имеет место правопреемство истца или ответчика. То есть претензию направил правопредшественник истца, правопреемник не обязан дублировать ее. Это касается и стороны ответчика, если претензию получил правопредшественник должника, правопреемник не вправе ссылаться на то, что на его имя претензия не поступала;
- досудебное требование не обязано подавать третье лицо, заявляющее собственные требования, вступая в процесс;
- досудебные требования не обязаны направлять прокурор, государственные и муниципальные органы, выступающие в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан.
Постановлением разъяснено еще несколько спорных моментов, касающихся порядка претензионной работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ, в частности:
- сторона вправе направить документ на адрес филиала контрагента, если изложенные требования связаны с его деятельностью;
- если договор этого не требует, сторона вправе не направлять документ ценным письмом с описью вложения;
- сторона вправе направить документ по электронной почте, через мессенджер или социальную сеть при условии, что такой порядок обмена информацией принят между сторонами или закреплен в договоре.
Постановление перечисляет, какие документы нельзя считать претензиями. В частности, не является попыткой досудебного урегулирования спора направление уведомления о намерении обратиться в суд.
Одновременно с претензией заявителю следует направить пакет документов. Постановление № 18 указывает на то, что в некоторых случаях отсутствие этих документов не критично. В частности, если такие документы уже имеются у ответчика или если из предоставленных сведений ясны существо и размер требований.
При разногласиях между сторонами спора по вопросу соблюдения претензионного порядка суд вправе принять иск к рассмотрению и разрешить их.
Примирительные процедуры
Претензионный порядок урегулирования стороны вправе заменить примирительными процедурами, если пришли к согласию по этому вопросу. Более того, Верховный Суд пояснил, что примирительные процедуры по 44-ФЗ и 223-ФЗ допустимы, даже если стороны не оговаривают это в первоначальном соглашении.
Документами, подтверждающими попытку проведения примирительных процедур, являются:
- протокол разногласий;
- соглашение о прекращении медиации;
- заявление об отказе от продолжения медиации;
- предложение о проведении обязательных примирительных процедур, на которое другая сторона не ответила.
Когда заявлять о несоблюдении досудебного порядка
Заявлять о несоблюдении досудебного порядка следует исключительно в первой инстанции. Но даже если об этом заявлено в первой инстанции, суд отклонит такое заявление, если:
- ответчик уже успел сделать заявление по существу спора и не выразил намерение его урегулировать;
- истек срок досудебного урегулирования.