Рейтинг@Mail.ru
2 788
Оставить комментарий Распечатать

Передача товаров на реализацию маркетплейсам: реальный опыт бухгалтера

Размер шрифта:

Новое направление торговли — комиссионная торговля на интернет-площадках. С этой функцией отлично справляются маркетплейсы, которые охватывают многомиллионные аудитории покупателей, предоставляя еще и выгодные цены. Помимо преимуществ работы с маркетплейсами, имеются и проблемы.

Почему мы работаем с маркетплейсами

В настоящее время одним из современных и популярных направлений торговли является работа с маркетплейсами. Речь идет о таких крупнейших продавцах как Вайлдбериз, Озон, Яндекс Маркет, СберМаркет и т. д.

Преимущества работы с маркетплейсами:

  • начинающим предпринимателям, которые не имеют больших складских площадей, достаточно организовать доставку на склады маркетплейсов: продажа товара осуществляется напрямую от них;
  • многомиллионный охват покупателей. Самое важное в работе компании — это продажи. Чтобы много и успешно продавать, нужны кадры, которые способны найти покупателя и продать ему товар по той цене, которая выгодна фирме. Малому бизнесу тяжело конкурировать с крупными ретейлерами, поэтому работа с маркетплейсами — возможность выйти на рынок и зарекомендовать бренд;
  • высокий маржинальный доход. Средняя наценка производителей на свою продукцию составляет 20-30%, оптовые компании плюсом добавляют 20-30% и т. д. В итоге конечному покупателю товар приходит с наценкой от 50%. Работа с маркетплейсами позволяет производителям напрямую реализовывать товар физическим лицам, минуя оптовиков. И бизнесу хорошо, и населению;
  • нет необходимости использовать онлайн-кассы. Кассовая дисциплина полностью ложится на плечи маркетплейсов, а фирма получает денежные средства на расчетный счет уже от комиссионера.

Особенности работы с маркетплейсами

При начале работы с маркетплейсами в компанию попадает договор оферты, в котором изложены существенные условия договора. У предприятий нет возможности внести правки и сделать протокол разногласий: или соглашаешься, или нет. Продавец на этом рынке комиссионер, а покупатель — комитент. В учетной программе придется зарегистрировать два договора: один — это договор оферты, по которому отразятся взаиморасчеты с маркетплейсами, второй — договор на сопутствующие услуги. По этому договору отражаются расходы на комиссию, логистические услуги, реклама, маркетинг и т. д.

Как передавать товар на реализацию на маркетплейс

Самой распространенной является схема работы, когда со склада поставщика товар отправляется на склад маркетплейса. Если оборот высокий, а продукция объемная, то и доставка до склада маркетплейса затратная. В среднем стоимость доставки одной фуры из Поволжья, например, в Москву 35 000-45 000 рублей.

В момент передачи продукции в бухгалтерском учете делают проводки:

Дебет Кредит Описание
45.02 «Готовая продукция отгруженная» 43 «Готовая продукция» Перемещение на склад комиссионера собственной произведенной продукции
45.01 «Покупные товары отгруженные» 41 «Товары» Перемещение на склад маркетплейса покупного товара

Учет на сч. 45 обязательно ведите по аналитике контрагентов (кому передали товар на реализацию), номенклатуры (сколько передали).

В момент передачи товара комиссионеру выручка на сч. 90 не отражается, это не фактическая реализация товара, это всего лишь перемещение — вы только отдаете под реализацию вашу продукцию или товар. Право собственности на товар остается за передающей стороной.

Расшифруем анализ сч. 45.

За июль ООО «PPT.ru»:

  • передало маркетплейсам под реализацию покупных товаров в количестве 1485 шт. на сумму 3 249 675 руб.;
  • передало под реализацию собственной готовой продукции 27 515 шт. на сумму 38 489 893,45 руб.;
  • отразило возвраты от маркетплейсов 446 шт. на сумму 601 039,41 руб.;
  • приобрело у комиссионера товар в количестве 3 шт. на сумму 6783,71 руб. (на этом вопросе подробнее остановимся в разделе с проблемами);
  • списана себестоимость реализованной продукции в сумме 29 734 235,93 руб.

Какие документы оформляем

Маркетплейсы продают ваш товар и предоставляют отчет комиссионера, в котором отражается:

  • стоимость и количество реализованного товара;
  • сумма вознаграждения комиссионера;
  • стоимость услуг по логистике;
  • информация о возвратах и иная информация.

Пример отчета комиссионера (нажмите на картинку, чтобы увеличить ее):

Информация по реализованным комиссионером товарам отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

  • Дебет 76.09 Кредит 90.01 — отражена выручка по проданным товарам.

Денежные средства компании перечислит маркетплейс. Взаиморасчеты ведутся на счете 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в разрезе контрагентов.

Себестоимость реализованной продукции списывается во время отражения отчета комиссионера:

  • Дебет 90.02 Кредит 45 — списана себестоимость.

НДС отразите проводкой:

  • Дебет 90.03 Кредит 68.02 — начислен НДС с реализации.

Физические лица вправе вернуть приобретенный на маркетплейсах товар. Комиссионер отразит информацию о возвратах в отчете. Особенностью является то, что возвращенная продукция попадает не на ваш склад, а назад на склад маркетплейса.

Пример:

31 июля физическое лицо вернуло стол на пункт выдачи маркетплейса. В отчете комиссионера отражена информация о возврате.

Проводки в учете:

Дебет Кредит Сумма Описание
90.02 45 -880,3 Сторнирована стоимость возвращенного товара; количество товара на сч. 45 увеличено на сумму возврата
76.09 90.01 -3069,0 Сторнирована отраженная выручка, уменьшена задолженность маркетплейса на сумму возврата
90.03 19.09 -511,5 Отражен НДС по уменьшению стоимости реализации
68.02 19.09 511,5 НДС принят к вычету

Приведенные выше операции отражаются на договоре оферты, взаиморасчеты ведутся с использованием сч. 76.09. По кредиту сч. 76.09 (сальдо на конец) отражается задолженность маркетплейса перед компанией.

Отразите комиссию маркетплейса на прочие услуги (вознаграждение, логистика, реклама и т. д.). Данные операции учитываются как расчеты с поставщиками на счете 60 (договор на сопутствующие услуги).

Например, комиссию маркетплейса отразите проводками:

  • Дебет 44 Кредит 60.01 — списаны расходы на продажу;
  • Дебет 19.04 Кредит 60.01 — отражен входной НДС с услуг комиссионера.

Посмотрим пример анализа субконто по контрагенту ООО «Маркетплейс».

Сформировав анализ субконто по контрагенту ООО «Маркетплейс», вы увидите:

  • обороты по сч. 19.04 — 313 065,8 руб. принято к вычету НДС с услуг комиссионера;
  • движение по переданным маркетплейсу товарам, например, остаток в сумме 5 415 327,96 руб. отражается на конец периода на складе комиссионера;
  • задолженность по взаиморасчетам — 2 698 509,97 руб. Остаток дебетовый, т. к. комиссионер предоставил не все отчеты, а денежные средства перечисляются еженедельно;
  • отражены услуги маркетплейсов на сч. 60 — 1 878 394,73 руб.

Денежные средства за проданные товары маркетплейс переводит на расчетный счет компании за вычетом своих услуг, поэтому в учете необходима еще одна операция: зачет встречных однородных требований. Форма акта взаимозачета не отличается от стандартных форм, используемых при расчетах с обычными поставщиками и покупателями.

Проводки:

  • Дебет 60.01 Кредит 76.09.

Поступление на расчетный счет от маркетплейсов оприходуйте так:

  • Дебет 51 Кредит 76.09 — поступили денежные средства.

Какие проблемы возникали

Проблема 1. Необходим персонал, обслуживающий работу с маркетплейсами

Если ваша компания небольшая и отсутствует штатный программист, то вам не удастся исключить ручной труд бухгалтера. В нашей компании для работы с маркетплейсами выделены несколько менеджеров отдела продаж (отгрузки и рекламаций от клиентов) и один бухгалтер. Конечно, если у вашей компании не обширный ассортимент, то выделять отдельный персонал не стоит. А если номенклатура продукции большая, то без программистов 1С в такой ситуации не справиться. Отчет комиссионера при обороте за месяц около 7-8 миллионов насчитывает более 700 строчек, где детализируются продажи в разрезе номенклатуры. Строчек так много, потому что ежедневно меняется продажная цена, например, маркетплейс устраивает акцию и за счет своей комиссии уменьшает продажную цену для конечного покупателя.

Проблема 2. Полностью электронный документооборот

Также возникают проблемы с оперативностью предоставления документов от маркетплейса, зачастую документы отражаются в системе задними числами. Работа организована в системах электронного документооборота (ЭДО). На бумажных носителях экземплярами не обмениваются, все с электронно-цифровой подписью, поэтому возникают дополнительные расходы на лицензии, оформление подписей и оплату ЭДО.

Проблема 3. Отсутствует возможность «живого» общения с контрагентом

Бухгалтеры при расхождениях привыкли звонить контрагенту и напрямую выяснять причины. При работе с некоторыми маркетплейсами подобной возможности нет. Только чат с менеджерами службы поддержки, которые игнорируют некоторые важные вопросы или, отписавшись «дежурными» фразами, закрывают обращение.

Проблема 4. Отсутствует возможность сверить количество товара на складе

Также огромной проблемой является отсутствие запроса акта сверки по продукции, которая находится на складе маркетплейса. Невозможно сверить остатки на счете 45 с остатками на складах комиссионера. В системах маркетплейсов есть штатные отчеты «Продажи», но из этих данных нет четкого понимания, сколько лежит на складе и какая задолженность комиссионера на конец периода к перечислению организации.

Проблема 5. Особенности формирования декларации НДС

За все время работая главным бухгалтером, впервые столкнулась с ситуацией, когда оборотно-сальдовая ведомость по базе разошлась с данными в декларации НДС. Связано это с возвратами покупателей. Приведу фрагмент декларации НДС.

Соберу данные из ОСВ сч. 90 и сч. 91.

Выручка от реализации корпусной мебели — 472 016 405,72
Выручка от реализации товаров для перепродажи — 90 090,02
Аренда оборудования — 7 420 322,52
Компенсация транспортных расходов — 235 833,34
Оказание услуг контрагентам — 213 693,75
Реализация материалов — 965 369,67
ИТОГО 480 941 715,02

Разница между налоговой базой, полученной из ОСВ, и заполненными в декларации данными — 318 173. Разбирались долго и пришли к выводу, что программа заполняет данные корректно: в строке 010 налоговая база отражается с учетом полной начисленной суммы, будто бы возвратов не было. Посчитали суммы возвратов: сумма с НДС составила 381 807,82; НДС 63 634,70; сумма без НДС (она же налоговая база) — 318 173.

А суммы возвратов из отчета комиссионера учетная программа отражает в строке 120 декларации.

Причину расхождений ОСВ и налоговой базы придется объяснять аудиторам и налоговым инспекторам, поэтому заранее приготовьте пояснение о расхождении.

Проблема 6. Возвраты покупателями из стран Таможенного союза

Маркетплейсы торгуют не только внутри страны, но и в странах Таможенного союза. При продаже каких-либо товаров, например, в Казахстане, комиссионер направляет в организацию уведомление о выкупе товара в собственность. В этот момент фирма обязана выставить в адрес комиссионера УПД (или ТОРГ-12, счет-фактуру), то есть сделать прямую реализацию: фирма — маркеплейс. У нас возникла проблема с возвратом от физического лица из Казахстана. Покупатель возвращает товар, который по документам уже не принадлежит компании, а находится в собственности маркетплейса. Фактически на наш склад товар не попадает, а возвращается для дальнейшей реализации на склад комиссионера. В свою очередь, маркетплейс выписывает нам УПД с обратной реализацией: маркетплейс — фирма. У нас возникает ситуация, как будто мы должны денежные средства за товар маркетплейсу, который к нам фактически на склад не поступил. Прошло уже более месяца с даты возникновения ситуации, а решения до сих пор нет. Комиссионер игнорирует вопрос, а мы на свой страх и риск оставили ситуацию так, как отражено в первичных документах.

  • 2022-08-16 12:26:25
    Работать с маркетплейсами выгодно не только в части маржи. Денежные средства приходят как по часам. Но проблемы с документами расстраивают. Хотелось бы личного общения с представителями торговых площадок.
  • 2023-10-11 12:49:00
    Добрый день!
    При передаче товара вы начисляете НДС 76ОТ 6802, как при отгрузке без перехода права собственности.
Оставить комментарий Распечатать
Фатахова Наталья Главный бухгалтер

Закончила Пензенский государственный университет по специальности "Налоги и налогообложение". Член ИПБ России. Работаю главным бухгалтером в производственной компании.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте