ОКВЭД для маркетплейсов: что нужно знать

Размер шрифта:

Торговля на маркетплейсах набирает обороты. Нравится это кому-то или нет, но этот процесс явно не собирается сворачиваться. Предприятия, ИП, самозанятые активно осваивают такие площадки, как WildBerries (Wb), Ozon или LaModa. Пожелаем им удачи и напомним о подходящих для работы с маркетплейсами кодах ОКВЭД.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. ОКВЭД — это классификатор видов экономической деятельности.
  2. Он помогает определять налоги, льготы и необходимость лицензий.
  3. Предприятия и ИП выбирают коды ОКВЭД при регистрации.
  4. Для торговли на маркетплейсах нужно выбирать код 47.91.
  5. Если выберешь неправильный код, могут быть штрафы.

Что такое ОКВЭД

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — так расшифровывается аббревиатура ОКВЭД — служит для сбора и обработки статистических данных, но не только.

Надо знать: зачем нужны коды ОКВЭД

Система налогообложения, льготы и преференции, ставки взносов на травматизм, лицензирование деятельности так или иначе связаны с этими магическими цифрами.

Предприятия и ИП определяют виды деятельности, которыми планируют заниматься, уже при регистрации. Самозанятым коды ОКВЭД не присваиваются.

В процессе ведения бизнеса происходят различные трансформации: дело расширяется или пробуксовывает на месте, осваивает новые занятия, например, торговлю на маркетплейсах, или сосредотачивается на чем-то одном.

Заявленные при регистрации виды деятельности многие предприниматели в дальнейшем дополняют, это делается в заявительном порядке и не представляет сложности.

Предприятия для этого используют форму Р13014, ИП заполняют заявление по форме Р24001.

Заявление направляют в ИФНС любым удобным способом:

  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по ТКС, которые используются для взаимодействия с ФНС;
  • можно попросту отнести заполненную форму в налоговую инспекцию или направить по почте.

Эти же формы (Р13014 или Р24001) используются для удаления неактуальных кодов.

Реакция налоговой службы последует не позднее, чем через пять рабочих дней. Обновленный перечень присвоенных ОКВЭД найдет отражение в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Подробнее:

ОКВЭД для торговли на маркетплейсах

Маркетплейсы — это торговые площадки, поэтому коды ОКВЭД предприятий и ИП, сотрудничающих с ними, всегда связаны с осуществлением розничной торговли и сопряженными услугами — хранением, упаковкой, доставкой товаров.

Основной код ОКВЭД для торговли на маркетплейсах:

  • 47.91 — торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.

Он включает уточняющие подразделы:

  • 47.91.1 — торговля розничная по почте;
  • 47.91.2 — торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет;
  • 47.91.3 — торговля розничная через интернет-аукционы;
  • 47.91.4 — торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона.

Максимальное количество символов в кодах классификатора — шесть, но, как правило, налогоплательщики ограничиваются первыми четырьмя цифрами, дабы не загонять бизнес в жесткие рамки и иметь простор для маневра.

Для торговли на Wb, Ozon или других маркетплейсах достаточно в качестве основного ОКВЭД выбрать 47.91.

ВАЖНО!
С 01.09.2024 раздел 47 Классификатора добавляется новыми позициями, касающимися розничной онлайн-торговли ювелирными изделиями (Приказ Росстандарта от 07.11.2023 № 1344-ст).

Дополнительные коды ОКВЭД для маркетплейсов

Предприниматели сотрудничают с маркетплейсами не только как продавцы, но и как владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Им больше подойдут коды:

  • 52.10 — деятельность по складированию и хранению;
  • 53.20 — деятельность почтовой связи и курьерская деятельность;
  • 82.92 — деятельность по упаковыванию товаров.

Эти коды подходят и для продавцов в качестве дополнительных.

Надо сказать, что наиболее популярные площадки — Wb и Ozon — вполне удовлетворяются кодом 47.91. Дополнительные нужны, скорее, продавцам, особенно если торговля на маркетплейсах не является единственной или основной их задачей.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы добавить или исключить коды ОКВЭД из ЕГРЮЛ.

Что будет, если неправильно выбрать ОКВЭД для маркетплейса

Продавцы самых различных товаров охотно выходят на маркетплейсы, и немудрено: о таком рынке сбыта при наличии привычного стационарного магазина мечтать не приходится.

Если предприятие или ИП функционируют достаточно давно, не лишним будет проверить уже присвоенную классификацию по ОКВЭД. Честно говоря, я очень сомневаюсь в том, что собственники и руководители бизнеса наизусть помнят эти цифры. Проверить имеющиеся коды очень просто: они значатся в выписке из ЕГРЮЛ, которую сейчас получают не просто быстро, а мгновенно — в личном кабинете или с помощью сервиса ФНС.

Подробнее: как проверить коды ОКВЭД онлайн
ВАЖНО!
Начиная новый вид бизнеса, например, рассматриваемую в статье торговлю на маркетплейсах, подайте заявление о присвоении соответствующих кодов в течение семи дней.

Ведение деятельности, не поименованной в перечне имеющихся ОКВЭД, влечет штрафные санкции по п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Для должностных лиц (или ИП), ответственных за своевременное предоставление сведений в регистрирующие органы, предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Повторное нарушение грозит дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.

Подробнее: как накажут за деятельность без ОКВЭД

Напомним, что в соответствии с присвоенными кодами ОКВЭД устанавливается тариф на уплату взносов на обязательное страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Да, ставки здесь невысоки, но, согласитесь: 0,2 и 2% — существенная разница, особенно при солидной облагаемой базе.

Часто задаваемые вопросы по теме ОКВЭД и работы с маркетплейсами

Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.