Центробанк РФ рассказал о действиях, которые позволят оспорить кредит, взятый мошенниками через портал Госуслуг.
Что произошло? ЦБ в своем Telegram-канале рассказал, что предпринять в случае, если мошенники взяли кредит на ваше имя через Госуслуги.
Для начала нужно запросить через Госуслуги данные о своей кредитной истории. Узнать, в каком бюро они хранятся, можно через Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ).
Если доступ к Госуслугам отсутствует, справку из ЦККИ можно запросить двумя способами: через сайт Центробанка — если вы знаете свой код субъекта кредитной истории, или через банк, МФО, кредитный кооператив, бюро кредитных историй, почту или нотариуса, если код неизвестен или кредит до этого не оформлялся.
Далее следует запросить выписку. Если в ней обнаружится кредит, которого вы не оформляли, нужно подать заявление в банк или МФО о том, что договор вами не оформлялся и деньги вы не получали.
Нужно попросить провести внутреннее расследование. Требуйте подтверждающие документы, на основании которых выдавались деньги, и реквизиты их получателя. При подаче бумажного заявления о несогласии проследите, чтобы отметка о его приеме была поставлена на втором экземпляре.
После этого идите в полицию с заявлением о мошенничестве. К нему нужно приложить копию заявления и все полученные от финансовой организации документы. Укажите подтверждающие вашу непричастность обстоятельства — например, детализацию СМС за период оформления кредита, время взлома, сканы писем от Госуслуг и другую информацию. Талон-уведомление от полиции передайте в банк или МФО.
Срок ответа финансовой организации — 15 рабочих дней. Банк может аннулировать долг или отказать в этом. Если ответ формальный, жалобу будет рассматривать Центробанк. Однако регулятор не может обязать организацию списать долг — это в компетенции суда.
Перед подачей иска стоит обратиться к финансовому уполномоченному, который решает споры с банками и МФО в размере, не превышающем 500 тысяч рублей. Его решения имеют юридическую силу, аналогичную решениям суда.
Для защиты от мошенников рекомендуется использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию на Госуслугах. Регулятор посоветовал установить контрольный вопрос, отправку уведомлений о входе и избегать фишинговых писем.
Читайте дополнительно по теме:
- утвердили порядок установки и снятия самозапрета на кредиты;
- изменения по кредитам: уведомления через Госуслуги и двухдневный период охлаждения;
- банки усилят борьбу с переводами на счета мошенников;
- мошенники осваивают новую схему обмана с Госуслугами и Госключом;
- Банк России расширил список признаков мошеннических операций.