Передачу и возврат имущества от арендатора к арендодателю фиксируют документально. Это необходимо для подтверждения арендных отношений и корректного начисления платежей по договору. Я работаю с арендой более 6 лет, расскажу о нюансах оформления акта приема-передачи.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Акт приема-передачи нужен для аренды помещений.
- Он подтверждает передачу помещения от арендодателя к арендатору.
- Документ фиксирует дату передачи и состояние помещения.
- Акт составляют для любого типа помещений и объектов.
- Хранить его нужно 5 лет после окончания договора аренды.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Образцы акта приема-передачи помещения в аренду
Универсальный акт приема-передачи помещения (образец к договору):
АКТ № ____ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕКТА ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ № ___ ОТ ______ г. ________________________ «___» ________________ 20___ __________________________________________ (наименование организации), именуемый(ая) в дальнейшем «Арендодатель», в лице __________________________________ (должность, ФИО), действующий(ая) на основании ________________________ (устав, положение), с одной стороны, и _________________________________ (наименование организации), именуемый(ая) в дальнейшем «Арендатор», в лице _______________________________ (должность, ФИО), действующий(ая) на основании _______________________ (устав, положение), с другой стороны, составили настоящий передаточный акт о нижеследующем: 1. В соответствии с договором аренды № ____ от «___» __________ _____ г. (далее — Договор) Арендодатель передает офис, указанный в п. 2, а Арендатор принимает указанный офис. 2. По настоящему Акту Арендатору передается объект: 2.1. ____________________, общей площадью ___________________________, кадастровый номер _______________, место нахождения _____________________________. 2.2. ____________________, общей площадью ___________________________, кадастровый номер _______________, место нахождения _____________________________. 3. Нежилое помещение находится в надлежащем к использованию состоянии. 4. Арендатор принимает нежилое помещение с недостатками, оговоренными в Перечне дефектов передаваемого нежилого помещения, являющемся приложением к Договору. Настоящий документ составлен в _____ экземплярах, один из которых передается Арендодателю, второй — Арендатору. ПЕЧАТИ И ПОДПИСИ СТОРОН:
|
Вот еще один акт передачи помещения в аренду — образец передачи от арендодателя арендатору:
Это акт приема-передачи аренды нежилого помещения — образец возврата офиса арендатором:
Зачем и кому нужен акт приема-передачи помещения в аренду
Это неотъемлемая часть договора (п. 1 ст. 655 ГК РФ применяется по аналогии ко всем видам аренды недвижимости). Он подтверждает фактическую передачу недвижимости в пользование, то есть начало договорных отношений. В нем фиксируется дата передачи объекта в пользование, с момента его подписания арендодатель начинает начислять плату. Моментом прекращения начисления арендной платы считается момент возврата объекта, который фиксируется передаточным документом.
Я встречала случаи, когда от арендатора поступало заявление о расторжении договора, а в указанную дату офис не освобождали. В этом случае арендная плата начисляется до тех пор, пока объект не освободят и не зафиксируют возврат документально.
Помимо фиксации дат начала и окончания пользования имуществом, в нем указывают фактическое состояние недвижимости при ее передаче и возврате собственнику. В случае ухудшения имущества или его порчи по вине арендатора доказательством причинения убытков арендодателю является передаточный документ.
Он необходим обеим сторонам арендных отношений для правильного начисления платы за пользование объектом, для фиксации состояния имущества, в целях доказывания фактического использования (возврата) объекта.
Нужен договор аренды? Бесплатно составьте любое соглашение с помощью специального Конструктора договоров от КонсультантПлюс. Все шаблоны проверены опытными юристами, поэтому не подведут. Переходите по ссылке, получайте бесплатный доступ на 2 дня и пользуйтесь.
Когда и в отношении каких объектов составляют акт приема-передачи помещения в аренду
Передаточный документ составляют при арендных отношениях любого характера: при передаче недвижимого и движимого имущества. В случае передачи необособленного офиса, а площади по типу «островков» в торговых центрах, рекомендуем письменно зафиксировать передачу и возврат.
Вам также пригодится:
Кто и по каким правилам готовит акт приема-передачи помещения в аренду
Документ готовит собственник передаваемого имущества. Возвратный документ допустимо составить возвращающей стороне, на практике оба документа готовит собственник самостоятельно.
Законодательно акт к договору аренды нежилого помещения (образец) не утвержден. Документ должен отвечать общим правилам делопроизводства и содержать обязательные реквизиты:
- дату и место (город) составления;
- дату передачи имущества;
- реквизиты сторон (ИНН, ОГРН, паспортные данные и пр.);
- реквизиты передаваемого имущества (адрес, кадастровый номер, этаж, номер помещения или офиса, площадь);
- состояние объекта (материал покрытия пола, стен, потолка, количество и состояние окон и дверей, состояние коммуникаций, имеющиеся недостатки и повреждения).
Как заполнить акт приема-передачи помещения в аренду
Заполнение документа — это важный процесс, который подтверждает факт передачи арендуемого объекта арендатору и фиксирует его текущее состояние. Правильно оформленный документ помогает избежать конфликтов между арендодателем и арендатором в будущем. Вашему вниманию представлена инструкция по заполнению документа:
Шаг 1. Заполните сведения о арендаторе и арендодателе, дату и номер договора.
Шаг 2. Укажите дату и место, где составляется документ.
Шаг 3. Заполните описание объекта.
Опишите передаваемое имущество: его адрес, площадь, этажность, назначение и другие характеристики. Укажите дополнительные параметры: наличие мебели, оборудования, узлов и систем (водоснабжение, отопление и т.д.).
Шаг 4. Укажите состояние имущества.
В этом разделе важно отметить состояние объекта на момент передачи. Опишите видимые недостатки, повреждения или другие нюансы. Рекомендуется сделать фотографии для более точной фиксации.
Шаг 5. Внесите данные приборов учета.
Если установлены счетчики, то зафиксируйте их показания.
Шаг 6. Подпишите документ с обеих сторон.
Сроки хранения акта приема-передачи помещения в аренду
Поскольку передаточный документ является неотъемлемой частью договора, его хранят 5 лет после окончания срока договора, как и сам договор (ст. 436 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Для чего составляют акт приема-передачи помещения в аренду?
Для фиксации состояния имущества и факта приема и передачи.
-
Для каких объектов составляют передаточный документ?
Документ требуется для любого объекта.
-
Кто готовит акт приема-передачи помещения в аренду?
Любая из сторон, обычно арендодатель.
-
Как составить акт приема-передачи помещения в аренду?
Документ составляют письменно. В нем указывают данные сторон договора и состояние объекта, его адрес.
-
Сколько хранить передаточный акт?
5 лет после окончания срока договора.