Ответственность за фальсификацию финансовой отчетности станет жестче

Размер шрифта:

Для сведения руководителей финансовых организаций, их клиентов и юристов. Правительство России одобрило ужесточение уголовной ответственности за фальсификацию финансовой отчетности. Кроме того, часть контролирующих функций должна перейти к полиции, которая сможет самостоятельно оценивать документы и направлять необходимую информацию в Следственный комитет без санкции Центробанка РФ.

Навигация

Что случилось?

Правительство РФ одобрило законопроект, который разработал Минюст России пункта 14 Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Документ должен вности изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Чиновники предлагают усилить ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации.

Кроме того, в Банке России считают, что полиция должна получить одинаковые полномочия с ЦБ РФ, чтобы иметь возможность самостоятельно инициировать вопрос о возбуждении уголовного дела за фальсификацию банковской финансовой отчетности. Такой точкой зрения поделился с журналистами глава юридического департамента Центробанка Алексей Гузнов.

Уголовная ответственность должна стать жестче

В настоящее время статьей 172.1 УК РФ предусмотрено уголовное наказание за подделку финансовой отчетности. При этом виновное в таком преступлении лицо может максимально получить четыре года лишения свободы с запретом занимать определенные должности на срок до трех лет. Однако за фальсификацию финансовой отчетности, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, эта статья ответственности не предусматривает. В Правительстве отмечают, что такое положение дел не соответствует правоприменительной практике, поэтому в статью букдет добавлен новый пункт, предусматривающий такую ответственность.

За такие групповые фальсификации чиновники предлагают ввести наказание в виде штрафа в размере 3-5 млн рублей или лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать некоторые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет. Кроме того, нормы статьи 160.1 УПК РФ, предусматривающей меры по обеспечению гражданского иска, будут распространены на ситуации, когда мерой наказания является конфискация имущества, штраф или другие имущественные взыскания. В этих случаях суд или следователь также сможет установливать арест на имущество обвиняемого лица.

Без санкции финансового регулятора нельзя привлечь к ответственности

Кроме того, Центробанк РФ не доволен тем, как работает норма из статьи 172.1 УК РФ на практике. Ведь для привлечения банкиров к уголовной ответственности предусмотрена достаточно сложная процедура. Следственный комитет может возбудить уголовное дело по такому факту только после того, как ЦБ РФ самостоятельно уличит финансовое учреждение в невыполнении требования об устранении недостоверности в отчете. Без такой санкции регулятора полиция не может доказать факт самого преступления.

Поэтому финансовый регулятор предлагает разрешить полиции направлять документы в Следственный комитет без привязки к предписанию ЦБ РФ об устранении имеющихся нарушений. Причем инициировать вопрос о возбуждении уголовного дела должны также другие органы, которые обладают такого рода полномочиями с точки зрения Уголовно-процессуального кодекса, в частности, сами органы полиции. Кроме того, по словам представителя Центробанка, финансисты продолжают обсуждение поправок в Уголовный кодекс РФ об ужесточении наказания за фальсификацию отчетности банков и финансовых организаций. Если такие поправки примут, то максимальный срок лишения свободы за преступления такого рода будет достигать шести лет, а сами преступления переведут в категорию тяжких.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года