В нашем новом видео делимся тем, как безопасно и законно использовать мессенджеры для продвижения бизнеса. Вы научитесь избегать юридических проблем и при этом эффективно привлекать новых клиентов. Почему мессенджеры? С каждым днем мессенджеры становятся все более популярными для общения и рекламы. Но как сделать так, чтобы ваша реклама не воспринималась как спам? Мы расскажем о ключевых аспектах законного маркетинга в таких платформах, как WhatsApp, ВКонтакте и Viber!
Навигация
Реклама в мессенджерах: как избежать штрафов
Здравствуйте! С вами Алена Талаш, управляющий партнер компании «РосКо Консалтинг и Аудит». Без рекламы современному бизнесу не обойтись. Но сейчас так много ограничений для нее, и за любое нарушение предусмотрен штраф.
Как сделать рассылку СМС, сообщений по e-mail и мессенджерам в рамках закона? Рассказываем об этом в нашем новом видео.
Что ограничивает бизнес?
Казалось бы, кто может запретить общаться в Viber, WhatsApp, ВКонтакте? Здесь важно понимать разницу между личными сообщениями и рекламной рассылкой услуги от организации или ИП.
Если вы направите своей подруге рекомендацию спортклуба или салона красоты, это не является рекламой. А вот массовая рассылка, баннер на сайте или растяжка в центре города – уже афиширование услуг неограниченной аудитории.
Основными «ограничителями» подобных действий стали:
- закон «О рекламе»;
- закон «О персональных данных»;
- правила самих платформ.
В чем состоят запреты?
- есть перечень услуг и товаров, которые рекламировать вообще нельзя. Это, например, оружие, наркотики, азартные игры, алкоголь, сигареты, цифровые валюты, информационные ресурсы иноагентов, услуги абортов;
- определенную продукцию, сервисы афишировать разрешено только после того, как те пройдут сертификацию или на них получена лицензия;
- реклама должна быть добросовестной (нельзя в рекламе сравнивать товар чужого производителя со своим методом уничижения и принижения достоинств другого);
- не допустимы недостоверные сообщения (например, с описанием преимуществ, которых на самом деле нет);
- имеется ряд особенностей продвижения некоторых товаров.
Каждая платформа Viber, WhatsApp, ВКонтакте имеет круг собственных требований, основанных на законе и интересах самого ресурса. При их нарушении пользователь может быть заблокирован и не сможет отправлять сообщения в мессенджер.
Штрафы за нарушения
При несоблюдении законодательства в области рекламы накажут не только рекламодателя, но и рекламораспространителя (то есть, например, платформу или сервисную службу, допустившую промах) и даже того, кто произвел рекламу (сделал ролик, например). Подробнее об этом расскажет Дарья Патапкина — юрист компании РосКо.
Штрафы для юридических лиц – до полумиллиона. Минимальное наказание – 100 тысяч рублей.
Нарушения в области обработки персональных данных наказываются менее строго. Размер санкции для организаций, сделавших «неправильную» рассылку агитации в мессенджерах, начинается с 60 000 рублей, но может возрасти и до 1,5 млн рублей.
Чтобы исключить риск «заработать» штраф и бан, нужно ответственно подойти к закладке фундамента для последующего распространения посланий рекламного характера.
Как делать правильно?
- Для организации рассылки в мессенджерах зарегистрируйте бизнес-аккаунт на каждой площадке. Сначала предстоит заполнить анкету и пройти проверку. Только после этого профиль станет активен на ресурсе.
- Ознакомьтесь с регламентами каждой площадки и подтвердите ознакомление. Обратите внимание на требование к старту рассылок. Например, Viber диктует сначала направлять приветственные сообщения без рекламы. ВКонтакте вообще запрещает рекламу сторонних товаров и услуг (только самого владельца аккаунта).
- Напишите рекламное сообщение. При подготовке текста извещения проверьте, соответствует ли оно требованиям ст. 5 закона о рекламе в части добросовестности и достоверности.
- Возьмите согласие у адресатов на получение рекламной информации.
Обязательность наличия такого разрешения при распространении рекламы по сетям электросвязи продиктована нормой пункта 1 статьи 18 закона о рекламе.
Обычно такое дозволение удается получить при оформлении пользователями скидочных карт в магазинах, подключении к программе лояльности, регистрации личного кабинета на площадке интернет-магазина, осуществлении подписки на обучающие курсы или записи на бесплатные вебинары.
Производится это либо путем проставления галочки в определенных полях анкеты, либо нажатием кнопки «согласен». Зачастую владелец бизнеса заранее предустанавливает все нужные пометки, и невнимательный клиент автоматически соглашается и с рекламной рассылкой в том числе.
Часто обретение права на отправление адресату рекламных сообщений идет бок о бок с получением и согласия на хранение персональных данных. Например, когда человек регистрирует личный кабинет на портале и оставляет сведения о своих ФИО, дате рождения.
- используйте только официально зарегистрированные сервисы рассылки с хорошей репутацией. Например, платформу Messaggio, Билайн, Sendsay и другие. Учтите, что большинство этих ресурсов платные, но многие из них предоставляют бесплатный пробный период.
Самые частые нарушения
Основным органом, который бдит за соблюдением закона при распространении рекламы, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Типичные методы ее воздействия:
- назначить штраф;
- выписать предписание о прекращении незаконной рассылки.
В большинстве случаев нарушение состоит в отсутствии согласия граждан на получение рекламы. За это был оштрафован, например, Сбербанк.
Многие гиганты бизнеса обжалуют подобные предписания ФАС, но чаще всего безуспешно. Например, компания Мэйл.Ру (затем – «ВК») так и не отстояла свои позиции в споре о незаконности направления писем пользователям.
Сервису смс-рассылок, делавшему отправку сообщений по поручению Альфа-Банка, также пришлось заплатить штраф 150 тысяч рублей за отсутствие согласия абонента на получение подобной рекламы.
Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев получателями писем были простые граждане. И даже единичный выявленный случай нарушения ч. 1 ст. 18 закона о рекламе способен привести к серьезным штрафам и длительным судебным баталиям с ФАС.
Подведем итоги. Для того, чтобы рассылать рекламу абонентам законно, предстоит зарегистрировать бизнес-аккаунт на охватываемых площадках, пройти верификацию, ознакомиться и согласиться с правилами, разработать «правильный» текст послания, пользоваться проверенным сервисом рассылки, не нарушать правила платформ и требований законодательства.
За несоблюдение условий пользования площадкой сами ресурсы Viber, WhatsApp, ВКонтакте, Mail.ru могут заблокировать аккаунт. При нарушении норм закона контролирующий государственный орган вправе выписать предписание устранить нарушение (как правило, прекратить рассылку) и наложить штраф.
Большое спасибо, что досмотрели это видео до самого конца! С вами была Алена Талаш. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе – будь с РосКо!
Полезные материалы от RosCo:
- Сайт компании: https://rosco.su/
- YouTube канал: RosCo | Consulting & audit — YouTube
- ВКонтакте: RosCo | Consulting & audit (vk.com)
- Telegram: Telegram: Contact @roscoaudit
- Дзен: RosCo | Consulting & audit | Дзен (dzen.ru)