Необоснованная налоговая выгода в 2025 году

Размер шрифта:

Что такое необоснованная налоговая выгода, какие схемы налоговой оптимизации уходят в историю, а какие будут популярны в обозримой перспективе и как будут выявляться получатели незаконной налоговой экономии — рассмотрим вместе.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Необоснованная налоговая выгода — это получение прибыли за счет государства.
  2. В прошлые годы популярными были схемы с компаниями-однодневками и дроблением бизнеса.
  3. В 2025 году меняются способы оптимизации — акцент на дивиденды и «флагманы».
  4. Будет усилен контроль за работой на маркетплейсах и в IT, особенно для самозанятых.
  5. Налоговые органы активно работают с другими ведомствами для выявления налоговых злоупотреблений.

Что такое необоснованная налоговая выгода

Необоснованная налоговая выгода (ННВ) — это «превышение пределов осуществления прав» налогоплательщика, предусмотренных ст. 54.1 НК РФ. ННВ возникает, когда цель хозяйственных операций налогоплательщика — это не создание стоимости в экономике стоимости, а извлечение прибыли за счет ущерба государству.

Данная позиция было сформирована еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, которое применяется судами и по сей день, несмотря на его возраст и то, что прошло уже более 10 лет с момента упразднения ВАС.

Какие схемы налоговой оптимизации уйдут в историю, а какие получат популярность среди налогоплательщиков

В 2023 и 2024 гг. самыми часто используемыми схемами получения ННВ были:

  1. Использование «технических» организаций (однодневок) — незаконный обнал, использование «бумаги» для занижения НДС, манипулирование расходами для занижения налога на прибыль.
  2. Дробление бизнеса — разделение финансовых потоков между зависимыми лицами для получения преимуществ от применения спецрежимов.
  3. Подмена трудовых отношений с работниками на гражданско-правовые с лицами, пользующимися спецрежимами (самозанятыми или ИП).

Все три приведенные выше схемы объединяет то, что они были наиболее популярны в человекоемких отраслях. Первая схема наиболее распространена в таких отраслях, как строительство, охранные организации, общепит и клининг, поскольку деятельность данных отраслей характеризуется высокой налоговой нагрузкой (НДФЛ и взносами в СФР) на ФОТ, низкой рентабельностью и/или быстротой получения налоговой выгоды. Вторую схему часто применяли в строительстве, производстве, торговле, общепите, клининге и инфобизнесе. Третья схема пользовалась популярностью в креативных индустриях, общепите, инфобизнесе, сервисе и консалтинге.

Времена меняются, и чаяния налогоплательщиков — тоже. В 2025 году тренд на оптимизацию ощутимо изменился. Теперь многие налогоплательщики видят оптимизацию налогообложения немного иначе.

В текущем и последующих годах популярными будут следующие схемы:

  1. Дробление бенефициарного владения — вывод денежных средств с компанией через дивиденды на номинальных владельцев группы компаний.
  2. Использование «флагманов» — это те же технички, только выполняющие функции агрегаторов для помоек и ромашек и тому подобных и на первый взгляд кажущиеся более-менее приличными в глазах налогового органа.
  3. Комбинаторная налоговая оптимизация — одновременное использование всяких разовых оптимизационных историй для получения суммарной налоговой выгоды (займы, дивиденды, гражданско-правовые договоры с самозанятыми, последовательное ведение бизнеса с периодическим «выпрыгиванием» и др.).

Под последовательным ведением бизнеса с периодическим «выпрыгиванием» понимается старая тема, когда до истечения 3 лет с момента регистрации компания ликвидируется или банкротится, а на ее месте появляется «зеркалка». Пользователи данных схем не поменяются — это будут всё те же человекоемкие отрасли.

Ожидается, что в текущем году внимание сконцентрируется на работающих на маркетплейсах, в IT и получателях бюджетных средств (по госконтрактам или в рамках господдержки), на тех, кто продолжает активно оптимизировать зарплатные налоги, а еще на пользователях налоговых преференций и льгот. Мой пессимизм основан на сухой аналитике и личном опыте.

Если коснемся сухой аналитики, то увидим, что очевидные предпосылки усиления налогового контроля — это:

  • налоговая амнистия;
  • окончание моратория на проверки IT-компаний и ужесточение контроля за самозанятыми;
  • ликвидация преимуществ от переезда во внутрироссийские офшоры.

С налоговой амнистией мотивация предельно понятна — перевод упрощенцев на ОСНО. Здесь первые на очереди окажутся продавцы на маркетплейсах. Перевод спецрежимников на ОСНО коснется и тех, кто искусственно занижал выручку за 2024 год через перенос ее на 2025 год (чтобы сохранить предел для освобождения от НДС в 2025 году) и внезапно дробился во второй половине 2024 г., чтобы в 2025 году получить право на амнистию.

Искусственное перенесение прибыли (метод начисления) на 2024 год на ОСНО, занижение выручки 2024 года, чтобы сохранить «освобождение от НДС» в 2025 г., внезапное разделение фирм в конце 2024-го — все это тренды, которые, по моей оценке, будут отслеживаться.

Истечение моратория на проверки IT-компаний позволит налоговым органам заняться выявлением любителей использовать самозанятость. Сфера IT — один из лидеров (3-е место) по использованию труда самозанятых (по данным ФНС, на конец 2024 года в IT задействовано более 500 000 самозанятых). По примерным подсчетам, налоговая препарация отрасли IT принесет бюджету не менее 70 млрд руб.

Хоть борьба с самозанятостью IT-специалистов — это, скорее, частный случай, но она укладывается в общий контекст борьбы с зарплатной оптимизацией, который носит системный характер для всех отраслей, где за счет самозанятости оптимизируются налоги.

За все время действия эксперимента по обелению труда через самозанятость можете наблюдать следующий эволюционный путь: сначала ФНС России оберегала самозанятых, потом появились кейсы по переквалификации гражданско-правовых отношений с ними в трудовые (дела № А35-6550/2022, А62-382/2023), затем возникли комиссии по борьбе с нелегальной занятостью, ну а дальше — прогрессирование превращения самозанятости в неликвид. Возможность пользоваться самозанятыми «де-факто» оставляют только большим экосистемам и тем, кому удается доказать, что экономия от использования их труда не только не привела к личному обогащению бенефициара, но и создала в экономике новые источники для вычетов.

2025 год — это не только снижение привлекательности самозанятости, но и новые правила ограничения. Теперь самозанятым:

  1. ИП на НПД необходимо отчитываться перед Росстатом.
  2. Запрещено заниматься майнингом ЦФА, а также их реализацией и приобретением.

Со вторым пунктом все ясно — это общий подход к регулированию крипторынка, а вот первый пункт был придуман для того, чтобы оценить уровень самостоятельности ИП-самозанятых в отношениях с заказчиками.

Проблемы с налоговыми органами обязательно возникнут у тех, кто видел в налоговой релокации возможность сэкономить на налогах, то есть мигрировал в регион с льготным налоговым режимом по УСН формально (не для реального ведения деятельности в этом регионе). Внутрироссийских офшоров, где действует льготируемый режим УСН, немало, но наиболее популярными среди предпринимателей были Удмуртия (УР) и Мурманская область.

В дореформенные времена пониженные ставки на УСН были чем-то вроде меры поддержки, введенной в ряде регионов для привлечения большего числа предпринимателей и наполнения региональных бюджетов. Закономерно, что бизнес оценил эти меры и стал активно пользоваться ими для налоговой оптимизации, но поправки в п. 2 ст. 346.21 НК, внесенные 362-ФЗ, данную возможность прикрыли. Но прикрытие этой возможности с этого года не означает, что налоговые органы не смогут проверить предыдущие периоды.

Как будет выявляться получение ННВ в 2025 году

Использование незаконных схем налоговой оптимизации или ННВ выявляется с помощью «предпроверочного анализа» (ППА) (через АСК и АИС), но такая форма контроля не дает достоверной картины о характере взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, поэтому единственным способом выявления налоговых злоупотреблений остается налоговый контроль. Хотя ППА — это не мероприятие налогового контроля, так как его понятие не закреплено в НК, но, исходя из текущих реалий, его (ППА) можно отнести к таковым.

Отдельным направлением для выявления получателей ННВ являются данные, полученные в результате межведомственного взаимодействия ФНС с другими контрольно-надзорными органами (КНО) (ФАС, Роспотребнадзор, Роструд, Росфинмониторинг и Роскомнадзор).

Межведомственное взаимодействие с ФАС, Роспотребнадзором, Рострудом, Росфинмониторингом и Роскомнадзором для выявления налоговых уклонистов тема не новая. В 2022–2024 годах налоговые органы очень активно взаимодействовали с данными КНО. В принципе из функционала данных органов не составит труда определить их роль в выявлении определенных групп налогоплательщиков. С помощью ФАС выявлялись номинанты, которые были замечены в нарушении антимонопольного законодательства: в частности, те, кто попадался на завышении цен (за счет использования технических посредников). Роспотребнадзор помогал выявлять тех, кто оказывал услуги населению нелегально, совместно с Рострудом выявлялись любители использования нелегального труда, Росфинмониторинг содействовал в выявлении тех, кто зарабатывал на операциях с ЦФА, а при помощи Роскомнадзора выявлялись те, кто зарабатывал в социальных сетях от проведения рекламных кампаний, марафонов и не декларировал свои доходы.

Если раньше межведомственное взаимодействие ФНС с разными КНО носило, скорее, разовый и хаотичный характер, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Межведомственное взаимодействие вышло на качественно новый уровень. В 2025 году на смену классическому взаимодействию с КНО приходят различного рода публичные реестры и постоянно действующие межведомственные «объединения». Например, выявление недобросовестных работодателей, то есть тех, кто активно используют нелегальную занятость (занижает или вовсе не платит обязательные налоги и взносы), уже происходит через комиссии по борьбе с нелегальной занятостью, а предприниматели, которые платят зарплаты ниже минимума, попадают в реестр недобросовестных работодателей. Примерно та же ситуация обстоит и с блогосферой. Главной целью прошлогодних новаций по деаномизации блогеров были не упорядочивание и цензурирование блогосферы, а усиление контроля за доходами в данной отрасли и борьба с налоговыми уклонистами.

Сначала попавших в поле зрения налогоплательщиков будут проверять «довыездными» методами налогового контроля, ну а дальше — тематическая (ТНП) или выездная налоговая проверка (ВНП). Об этом расскажем в наших следующих материалах.

Читать дальше:

Антон Свирякин Юрист, налоговый консультант, эксперт по контрсанкциям

10 лет работает корпоративным юристом и внешним консультантом в крупных компаниях. Реализовал 130+ проектов и задач, сэкономил клиентам более 1,5 млрд ₽ налогов.