Можно ли сделать так, чтобы налоговые органы не приходили к налогоплательщику с ВНП и как этом в этом поможет проактивный подход? Разбираемся.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Чтобы снизить риск обвинений, нужно проявлять внимательность при работе с налогами.
- Внимательность включает проверку партнёров на всех этапах сделок.
- Важно выявлять, кто реально участвует в исполнении сделки.
- Если готовиться к проверкам заранее, их могут и не назначить.
- Иногда можно договориться с налоговыми органами без проверок.
Подытоживаем наш разбор по тому, что такое необоснованная налоговая выгода, способы её получения, которые будут популярны у налогоплательщиков в постреформенный период, и какие налогово-правовые инструменты её выявления будут использоваться налоговыми органами в 2025 году. В этой статье поговорим подробнее о том, как же избежать рисков при проверках ФНС.
Можно ли сделать так, чтобы налоговые органы не приходили к налогоплательщику с ВНП — вопрос уже проще, чем ответ на вопрос, получится ли доказать невиновность, если налоговый орган провёл ВНП. И, в общем-то, частичный ответ на него был дан в предыдущем разборе, когда писали о проактивном подходе к проведению налоговой реконструкции.
Первый уровень проактивности — это проявление коммерческой (или должной) осмотрительности. По поводу проявления осмотрительности сломано почти бесконечное количество копий, разными экспертами, да самим автором тоже, дано огромное количество рекомендаций и т. д., и т. п. Не будем лезть в эти дебри и повторять стандартные мысли, а лишь отметим, чтобы проявление должной осмотрительности было оценено надлежащим образом, такое проявление должно носить не только системный характер, но и исключать возможность любых симуляций со стороны налогоплательщика.
Из вышеописанного по проявлению должной осмотрительности обобщённо можно сформулировать два принципа (или рекомендации), которыми налогоплательщик может руководствоваться, чтобы её проявление не посчитали симуляцией — это системность и всецелость. Под системностью мы понимаем непрерывность данного процесса, а под всецелостью то, что исследование контрагента должно проводиться не только на этапе заключения сделки, но и в течение всего периода её исполнения и охватывать не только стандартные области оценки (корпоративные документы, живость директора и бухгалтера, наличие сведений в различных публичных реестрах разных органов государственной власти и т. д.), но и те области, к которым у налогоплательщика на начальном этапе взаимоотношений нет доступа, а именно, кто реально помогает этим контрагентам решать задачи, выполнение которых они на себя взяли. В этих принципах и проявляется то, что мы назвали проявлением проактивного подхода.
В процессе работы с каждым контрагентом должна быть готовность к тому, что за отношения с ним может «прилететь» от налогового органа, а это значит, что надо позаботиться о том, чтобы выявить реальных исполнителей по сделке заранее. Это уже второй уровень проактивности. Очевидно, что такая подготовка по своей сути является добровольным возложением на себя функций налоговых органов, которое потребует определённых ресурсов.
Как бы это ни звучало, но если готовиться к ВНП за три года до того, как её могут назначить, то её, скорее всего, в итоге и не назначат. Одним из исходов может стать довыездное урегулирование налоговых разногласий (проще говоря, медиация), когда реконструкция будет проведена без проверки; вторым (редко) — идея не проверять налогоплательщика, который собрал весь объём доказательственной базы своей невиновности, дабы исключить, чтобы бездействиям или активным действиям, которыми должностными лицами налогового органа были созданы условия для появления и деятельности транзитёров (однодневок), не давалась процессуальная оценка в следственных органах, может показаться лицам, ответственным за назначение ВНП, очень здравой.