Налоги по зарплате: снижение налоговой нагрузки по зарплате

Размер шрифта:

Оптимизируете налоги через самозанятых? Будьте осторожны! Предприниматели активно используют самозанятых, чтобы снизить налоговую нагрузку. Но ФНС не дремлет — штрафы и доначисления могут вас настигнуть, если совершать ошибки.

Навигация

В этом видео я расскажу, как оптимизировать НДФЛ и страховые взносы, используя самозанятых, а также разберу основные ошибки, которые приводят к налоговым доначислениям. Естественно, я объясню, как их избежать.

Всем привет! На связи Марат Самитов, руководитель бухгалтерской компании «Самитов Консалтинг». Самозанятые стали очень распространены в России, чему я, честно говоря, удивлен. Скорее всего, самозанятых чаще используют для оптимизации НДФЛ и страховых взносов, чем как реальных предпринимателей, которые начинают свою деятельность.

Крупные предприниматели используют самозанятых для оптимизации страховых взносов и НДФЛ. Это помогает решать вопросы вывода наличных денежных средств, что им очень выгодно и удобно. Однако при этом они совершают несколько ошибок, из-за которых налоговая инспекция сначала находит таких предпринимателей с помощью автоматизированного рабочего места — специального программного комплекса, а затем высылает требования о предоставлении пояснений. Если пояснения не удовлетворяют, следует выездная налоговая проверка с доначислением налогов, пеней и штрафов.

Ошибки при работе с самозанятыми

Итак, какие ошибки совершают предприниматели? Во-первых, это указание в договоре фиксированного ежемесячного вознаграждения. Для налоговой инспекции это красный флажок, маркер, который привлекает повышенное внимание к вашей компании. Чем больше суммы, которые вы перечисляете самозанятым — как по количеству платежей, так и в абсолютной сумме, и по количеству месяцев, — тем выше риск, что проверка придет именно к вам, а не к вашему соседу.

В договоре нужно указывать, что вы платите не за процесс, например, за секретарские услуги или услуги водителя, а за результат. Скажем, водитель отвез вас из пункта А в пункт Б, было пять поездок, и каждая поездка имеет свою цену. По итогам календарного месяца вы составляете акт выполненных работ. По закону этот акт должен составить самозанятый. Однако, если это ваш наемный сотрудник, вряд ли он будет что-то делать самостоятельно — первичку придется готовить за него. Это дополнительная нагрузка на вашего бухгалтера.

Акты выполненных работ должны быть хотя бы ежемесячно или к каждому договору должна прилагаться заявка или приложение, где четко прописаны сроки и объемы работ. Это увеличивает бюрократию и нагрузку на ваших юристов или на самого самозанятого. Очень часто это вообще никто не делает, и у налоговой инспекции в таком случае руки развязаны.

Вторая ошибка — компенсация расходов самозанятого. Это еще один маркер для налоговой. Если вы хотите компенсировать расходы самозанятого, например, за использование его личного авто, за ГСМ или любые другие затраты, то просто включите эти расходы в стоимость услуг самозанятого. Самозанятый самостоятельно определяет стоимость своих услуг и должен предвидеть все расходы, которые у него могут возникнуть, и включить их в цену. Либо второй вариант — вы можете выплатить компенсацию отдельной суммой, но тогда придется удержать с этой суммы НДФЛ. Если хотите, можете сделать и так.

Еще одна ошибка — обещание в договоре каких-то выплат социального характера, таких как отпуск, больничные, выплаты по беременности и родам или в связи с нетрудоспособностью. В договоре с самозанятым этого указывать не должно.

Третья большая и всеобъемлющая ошибка — неправильно составленный договор с самозанятым, который часто содержит признаки трудовых отношений. Налоговая инспекция всегда запрашивает эти документы как у проверяемой организации, так и у самого самозанятого, сравнивает их, и если там есть признаки трудовых отношений, это становится козырем в рукаве у налоговой. Если дело дойдет до суда, это сыграет против вас.

Как избежать проблем

Чтобы не попасть на проблемы с налоговой инспекцией, прописывайте в договоре сумму платежа в зависимости от результата работы, а не от времени, потраченного на выполнение задачи. Все расходы самозанятого включайте в цену его услуг. И, естественно, используйте специалистов и юристов, которые подготовят вам необходимую документацию.

Если вы активно работаете с самозанятыми, у вас есть проблемы с налоговой инспекцией или вы не знаете, как оформить документы, напишите мне в личные сообщения или оставьте заявку по ссылке под этим видео. Мы свяжемся, посмотрим, какие у вас самозанятые, по каким должностям они фактически работают, какой у них функционал, и под каждого самозанятого составим отдельный договор.

Если остаются вопросы, задавайте их в комментариях. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и обязательно перешлите это видео своим друзьям-предпринимателям, чтобы они не совершали ошибок при работе с самозанятыми. Пока!

Полезные материалы от Марата Самитова:

Самитов Марат Эксперт по бухучету

Высшее образование в сфере налогов и финансов. Работал главным бухгалтером и финансовым директором. Основатель компании, которая оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению хозяйственной деятельности. Автор серии статей про налоги.