Новая редакция двух частей Налогового кодекса вступила в силу 01.07.2021. Законодатели установили основания для признания налоговой отчетности непредоставленной, изменили порядок проведения камеральных проверок и налогового мониторинга.
Навигация
Редакцию обоих частей Налогового кодекса РФ с 01.07.2021 изменили сразу несколько новых законов:
- Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ;
- Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ;
- Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ;
- Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ;
- Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ;
- Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ.
Блокировка счетов
Новой редакцией статьи 76 НК РФ «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств:
В случае непредоставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока предоставления такой декларации — в течение трех лет со дня истечения срока сдачи отчета плюс 20 дней.
Установлено, что налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по предоставлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения о приостановлении операций по счетам.
Налоговый осмотр
Новой редакцией статьи 92 НК РФ «Осмотр» установлено право должностных лиц ФНС в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, производить, в том числе, осмотр помещений проверяемого лица, документов и предметов:
- при проведении выездной налоговой проверки;
- при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 и 8.9 статьи 88 НК РФ;
- при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в пунктах 8.1 и 8.9 статьи 88 НК РФ.
Обстоятельства, при которых налоговая декларация (расчет) считается непредоставленной
В статье 174 НК РФ указано, что в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей предоставленной налоговой декларации контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, такая налоговая декларация считается непредоставленной, о чем налогоплательщику (налоговому агенту, лицу, указанному в пункте 5 статьи 173 НК РФ) не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. На исправление дают 5 дней. Если налогоплательщик уложится в этот срок, то датой предоставления указанной налоговой декларации считается дата предоставления первоначальной налоговой декларации, которая была признана непредоставленной.
Контрольные соотношения, при которых декларацию признают несданной:
- несоответствие показателей предоставленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям;
- обстоятельства, предусмотренные пунктом 7 статьи 431 НК РФ;
- подписание налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- дисквалификация физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего налоговую декларацию (расчет);
- наличие в ЕГР ЗАГС сведений о дате смерти физического лица, если она наступила до подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью данного лица;
- наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), если запись внесена до предоставления налоговой декларации (расчета), подписанной данным лицом;
- внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица — налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа до даты предоставления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета).
Камеральная проверка
Статьей 88 НК РФ в новой редакции определено, что в рамках камеральной налоговой проверки налогоплательщики вправе в качестве пояснения предоставлять в электронной форме реестр документов, подтверждающих налоговые льготы. Форму и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок предоставления его в электронной форме утверждает ФНС России.
При проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС пояснения в электронном виде, предоставленные в налоговый орган не в установленном формате, не будут считаться предоставленными. До сих непредоставленными признавались только пояснения на бумажном носителе.
Установлено, что в рамках камеральной проверки налоговой декларации налоговики вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
- Между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, предоставленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ и главами 26.1 НК РФ и 26.2 НК РФ, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, или документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, предоставленных в налоговый орган.
- Между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, предоставленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предоставленном в налоговый орган другим налогоплательщиком.
- Между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предоставленном налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предоставленном в налоговый орган другим налогоплательщиком.
Налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, если такие документы ранее предоставлялись в налоговый орган.
Проведение налогового мониторинга
В статье 105.26 НК РФ снижены лимиты для возможности обращения организации с заявлением о проведении налогового мониторинга. Теперь это не менее 100 миллионов рублей уплаченных налогов и суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга, — не менее 1 миллиарда рублей.
В статье 105.27 НК РФ увеличен срок подачи заявления о проведении налогового мониторинга (не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг). Предусмотрены правила продления налогового мониторинга. Если организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, не предоставила до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в проведении налогового мониторинга, налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга в отношении следующего периода.
В новой редакции статьи 88 НК РФ и статьи 89 НК РФ уточняются основания для проведения камеральных и выездных налоговых проверок за период, за который проводится налоговый мониторинг.
Новой редакцией статьи 93.1 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, наделено правом истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).
В статье 105.28 НК РФ установлены обязанность налогового органа уведомить в электронной форме организацию о наличии основания для досрочного прекращения налогового мониторинга и право организации предоставить в налоговый орган необходимые пояснения.
В статью 105.30 добавили новый пункт 4.3 следующего содержания:
Запрос о предоставлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
Внедрение национальной системы прослеживаемости товаров
Новой редакцией статьи 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны предоставлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые устанавливаются правительством РФ.
Организации или ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.
Электронный документооборот
Статьей 31 НК РФ «Права налоговых органов» в новой редакции определено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, могут передаваться через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
В новой редакции статьи 80 НК РФ установлено, что:
- при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее предоставления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения;
- при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее предоставления считается дата ее отправки.
НДС
В статье 154 НК РФ установлен особый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации приобретенной у физических лиц электронной и бытовой техники. Определено, что при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной техники. Такой порядок применяется в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники, совершенной, начиная с 01.01.2022.
Обновление счетов-фактур
В статье 169 НК РФ обновляются формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры, журнала учета счетов-фактур, книг продаж и покупок и дополнительных листов к ним. Теперь:
Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур, если иное не предусмотрено статьей 169 НК РФ, в соответствии с установленными форматами и порядком.
При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, теперь выставляются в электронной форме, за исключением случаев:
- реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
- реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
- реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза.
Транспортный налог
По новой редакции статьи 52 НК РФ «Порядок исчисления налога, страховых взносов», перерасчет транспортного налога не будет производиться, если он повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.
Операции с этиловым спиртом
С 01.07.2021 налоговый орган аннулирует свидетельства организаций, получивших в 2020 году свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, и не предоставивших документы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 4.5 статьи 179.2 НК РФ.
Федеральный закон от 15.10.2020 N 321-ФЗ
Федеральный закон от 09.11.2020 N 371-ФЗ
Федеральный закон от 09.11.2020 N 368-ФЗ
Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ
Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ
Статья 105.26 НК РФ. Общие положения о налоговом мониторинге
Статья 105.28 НК РФ. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
Статья 105.3 НК РФ. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
Статья 105.30 НК РФ. Мотивированное мнение налогового органа
Статья 154 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
Статья 169 НК РФ. Счет-фактура
Статья 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Статья 174 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Статья 179.2 НК РФ. Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом
Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов
Статья 52 НК РФ. Порядок исчисления налога, сбора, страховых взносов
Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты
Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка