Санкционирование Казначейством операций со средствами участников казначейского сопровождения с 2024 года

Размер шрифта:

Казначейство санкционирует операции по всем контрактам с казначейским сопровождением. Порядок санкционирования и проведения оплаты по государственным контрактам строго регламентирован. Без дополнительного подтверждения от ТОФК поставщик не получит деньги от заказчика.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Казначейское сопровождение — это контроль за тем, как тратятся деньги на госзакупки.
  2. Прежде чем оплатить счет по госконтракту, проверяют все документы и условия.
  3. Если все правильно, казначейство разрешает оплату.
  4. Если находят ошибки, то могут запретить проводить оплату.
  5. Провести оплату можно только после исправления и повторной проверки.

Для чего требуется санкционирование расходов в закупках

Для госконтрактов с целевыми деньгами обязательно казначейское сопровождение — дополнительная проверка исполнения контрактных обязательств со стороны контролеров из Казначейства. По правилам санкционирование расходов это процедура дополнительной проверки всех операций в рамках исполнения госконтракта. Прежде чем отправить оплату по государственному или муниципальному контракту с казначейским сопровождением, специалисты территориальных отделов Федерального казначейства (ТОФК) проводят всесторонний контроль условий соглашения, соответствия исполнительных документов положениям госконтракта, фактических показателей поставки заданным характеристикам.

Порядок санкционирования утвержден Приказом Минфина 214н от 17.12.2021, его периодически обновляют. Правила контроля над выплатой денежных обязательств касаются и тех, кто перечисляет деньги (получатели средств бюджета, заказчики), и тех, кто получает платеж (участники казначейского сопровождения, поставщики).

ВАЖНО!
Основы казначейского сопровождения определены статьей 242.23 БК РФ. А порядок казначейского сопровождения и расширенного КС описан в постановлении Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021. В 2024 году средства, подлежащие казначейскому сопровождению, вправе определить:
  1. Правительство РФ на основании обращений юрлиц — в дополнение к случаям из п. 1 ст. 242.23 БК РФ. Казначейским сопровождением таких средств занимаются ТОФК (п. 3 ст. 242.23 БК РФ).
  2. Высший исполнительный орган в регионе или местная администрация — в дополнение к случаям из п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Это касается денег, которые выделяются из региональных и местных бюджетов.
Подробнее: как проходит казначейское сопровождение госконтрактов

Как Казначейство санкционирует расходные операции

По сути, санкционирование оплаты денежных обязательств — это проверка документов по исполнению контрактов со стороны ТОФК. Если заключенный госконтракт, договор о субсидировании или бюджетных инвестициях подлежит казначейскому сопровождению, то оплата по нему проводится с обязательным санкционированием расходов (ст. 80 БК РФ).

ВАЖНО!
В 2024 году действие пп. 1 п. 2 и п. 5 ст. 242.23 БК РФ временно приостановили. Если стороны проводят расчеты по контрактам в случаях, указанных в ч. 2–4 и 9 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023, поставщикам не надо открывать лицевые счета участника казначейского сопровождения поставщикам в ТОФК (ч. 1 ст. 4 520-ФЗ). Оплата по таким соглашениям проводится напрямую с лицевого счета заказчика на расчетный счет поставщика в коммерческом банке. Запрет на перечисление денег с лицевых счетов заказчиков на расчетные счета исполнителей тоже сняли. Но это не означает, что санкционирование расходов больше не применяется. Прежде чем провести прямую оплату, казначеи внимательно проверяют исполнение госконтракта или отдельного его этапа, смотрят все подтверждающие документы и только после этого санкционируют платеж.

Еще перед началом расходных процедур участник казначейского сопровождения подает сведения об операциях с целевыми средствами на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов, то есть на текущий финансовый и два плановых года. Код документа по ОКУД — 0501213, а форма сведений приведена в приложении 1 к Приказу № 214н.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

В сведениях необходимо указать:

  • наименование участника казначейского сопровождения;
  • наименование бюджета;
  • название заказчика;
  • документ, который обосновывает обязательство, срок его действия и сумму на очередной год и плановый период;
  • аналитический код поступлений и выплат;
  • остаток, который разрешен к использованию, и другие показатели.

Чтобы заполнить сведения, понадобится код источника поступлений денег и код направления расходования целевых средств: источники финансирования закреплены в приложении № 2 к Приказу № 214н, направления расходов — в приложении № 3.

Источников поступления целевых средств — 72. Среди них:

  • 7100 — субсидии юрлицам (кроме субсидий бюджетных и автономных учреждений);
  • 7200 — бюджетные инвестиции юрлицам;
  • 7300 — авансы по госконтрактам, которые заключили на сумму от 100 000 рублей;
  • 7400 — средства по госконтрактам, которые заключили по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сумму от 600 000 рублей;
  • 7500 — субсидиарные гранты федеральным бюджетным и автономным учреждениям на приобретение товаров, работ, услуг.

Минфин предусмотрел 20 направлений расходования целевых средств. К ним относятся:

  • выплаты сотрудникам;
  • закупка работ и услуг (кроме закупок по капитальным вложениям);
  • капитальные вложения;
  • взносы в уставный (складочный) капитал;
  • налоги и сборы.

Для подтверждения расходов вместе с исполнительными документами направьте в территориальный отдел одно из финансовых поручений:

  • распоряжение на оплату;
  • форму КФД 0531802 — заявку на получение наличных;
  • форму КФД 0531243 — заявку на получение денег на карту.

Заявки подпишите усиленной квалифицированной электронной подписью. А информацию по целевым средствам для ТОФК формируют и передают в ГИИС «Электронный бюджет». Актуальная инструкция по работе в электронном бюджете доступна на официальном сайте этой государственной информационной системы. Местные финансовые ведомства тоже публикуют инструкции по функционированию и проведению расходных операций в локальных ИС.

Инструкция, как Казначейство санкционирует расходы:

  1. Участник готовит информацию об операциях с целевыми средствами из бюджета (сведения из приложения № 1). Сведения надо согласовать с заказчиком, а затем отправить в ТОФК.
  2. Заказчик изучает сведения, которые направил ему исполнитель. На это отводится 10 дней после поступления информации от контрагента. Информация действительна на весь срок действия госконтракта. Если заказчик не согласен, то он отправляет участнику уведомление об отказе в утверждении сведений (приложение № 4 к Приказу № 214н).
  3. Исполнитель вносит необходимые коррективы и пересылает исправленные сведения заказчику. Он утверждает информацию в течение 10 дней. Если в сведениях опять выявлены нарушения, то заказчик повторно отправляет уведомление об отказе, а исполнитель снова дорабатывает документ.
  4. После получения разрешения на утверждение участнику казначейского сопровождения сведений об операциях с целевыми средствами он отправляет в ТОФК документы для санкционирования. Если участник субсидируется или получает бюджетные инвестиции за счет неиспользованных остатков на начало текущего года и получатель средств принял решение об использовании остатков для достижения конкретных целей, то для санкционирования обязательно понадобятся сведения, которые утвердил получатель бюджетных средств.
  5. Специалист территориального отдела Казначейства проверяет сведения от участника казначейского сопровождения. Срок проверки — один рабочий день. Его отсчитывают после дня подачи сведений в ТОФК. В Казначействе обязательно проверяют, чтобы разрешенный остаток не превышал остаток целевых средств. Проверку ведут по текущему состоянию лицевого счета участника КС.

Если документальная проверка прошла успешно, то ТОФК покажет суммы из сведений об операциях с ЦС на лицевом счете участника казначейского сопровождения. Если специалист Казначейства обнаружит ошибку, то он вернет сведения с требованиями корректировок.

Подробнее о санкционировании расходов

Какие меры реагирования Казначейство применяет к нарушителям

Вместе с правилами санкционирования расходов Минфин установил меры реагирования по результатам проведения мониторинга бюджетных платежей (ст. 242.13-1 БК РФ). Такие меры применяются к тем участникам казначейского сопровождения, которые являются получателями целевых средств федеральных и местных бюджетов.

Кроме того, меры реагирования применяют:

  • к заказчикам, которые получают бюджетные средства и которым довели лимиты бюджетных обязательств на субсидирование и бюджетное инвестирование;
  • региональным участникам казначейского сопровождения, если они проводят операции на сумму свыше 600 000 рублей.

Если у участника КС есть обособленные подразделения и они участвуют в целевом финансировании, то к ним тоже применяются меры реагирования при бюджетном мониторинге. Казначеи не проверяют поставщиков на предмет оснований для запрета операций на лицевом счете.

Проверка длится всего один рабочий день. Участники казначейского сопровождения предоставляют в ТОФК распоряжение и все требуемые сопроводительные документы. При успешной проверке Казначейство санкционирует расходы, при выявленных ошибках ТОФК запрещает или отказывает в проведении операций на лицевом счете, направляя заказчику специальное уведомление (приложение № 7 к Приказу № 214н).

Участник КС устраняет нарушения, исправляет документы и передает их ТОФК. Казначеи проверяют полученные файлы максимум за два рабочих дня. После успешной проверки специалист ТОФК отменит меры реагирования. Заказчик получит об этом отдельное уведомление.

В момент проведения расходных операций на лицевом счете Казначейство проверяет участника на наличие признаков финансовых нарушений. Проверяют и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, и физических лиц из числа производителей товаров, работ и услуг, которые получают деньги от участников казначейского сопровождения. Если казначеи обнаружат нарушения, то они приостановят операции на лицевом счете и в течение следующего рабочего дня уведомят заказчика (приложение № 8 к Приказу № 214н).

Заказчик, участник казначейского сопровождения и контролирующие финансовые органы получат предупреждение о финансовых нарушениях (приложение № 9 к Приказу № 214н). Казначеи отправят информацию в тот день, когда закончат проверку.

Заказчик изучает уведомление о приостановлении операций и отправляет в территориальное Казначейство информацию об обоснованности или необоснованности таких действий (приложение № 10 к Приказу № 214н). Если приостановление необоснованно и стороны предоставят все необходимые подтверждающие документы, то в Казначействе снимут ограничения и возобновят операции на лицевом счете.

Оставить комментарий Распечатать
Задорожнева Александра
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.