Уже больше года администрированием страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд России, занимается ФНС России. Однако ПФР продолжает проверять страхователей за периоды до 2017 года, а также принимать персонифицированную отчетность. В результате возникают спорные ситуации, которые приводят стороны в арбитражные суды. В обзоре судебной практики пойдет речь именно о таких спорах.
Навигация
1. Наказать бухгалтера мало
Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к выводу, что если по вине бухгалтера организация опоздала со сдачей отчета СЗВ-М, она должна быть привлечена к ответственности на общих основаниях. При этом дисциплинарное наказание бухгалтера руководством фирмы не является основанием для снижения штрафа за опоздание с отчетностью.
Суть спора
Организация направила в ПФР отчет по форме СЗВ-М за август с большим опозданием: в ПФР получили его только 20 декабря. При этом законодательством определен предельный срок окончания приема сведений по этой форме за август до 15 сентября. Проверяющие из Пенсионного фонда сочли это нарушением и привлекли к ответственности организацию-страхователя на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ. Штраф за непредставление формы СЗВ-М в установленный срок составил 500 рублей за каждое указанное в форме СЗВ-М застрахованное лицо. Общая сумма штрафа организации получилась существенной: она составила 199 тысяч рублей. Страхователь с фактом нарушения согласился, но обратился в суд с просьбой уменьшить размер штрафа. Основанием для такого уменьшения, по мнению страхователя, явилось то, что отчет был сдан с опозданием из-за технической ошибки, допущенной конкретным работником. Первоначально отчет был направлен в ПФР по сроку 2 сентября, но из-за ошибки в датах органом ПФР не был учтен. Работника привлекли к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Решение суда
Суды трех инстанций оставили без внимания довод страхователя о том, что правонарушение возникло не только по его вине, но и в результате виновных действий специалистов ПФР, которые несвоевременно уведомили организацию о допущенной технической ошибке. При этом суд первой инстанции встал на сторону работодателя и уменьшил сумму штрафа до 25 тысяч рублей. Апелляционная инстанция, а следом и Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 26.01.18 № А56-45749/2017 с выводами коллег не согласились. Арбитры указали, что для снижения суммы штрафа нет никаких объективных оснований. Ведь существенное уменьшение наказания виновного лица за нарушение допущенное нарушение снижает его эффективность и приводит к повторным нарушениям. Если бы организация апеллировала не к выговору, объявленному бухгалтеру, и вине сотрудников ПФР, а заявила о своем тяжелом материальном положении и доказала, что штраф в сумме 199 тыс. рублей является существенным, суды могли бы пойти навстречу. В сложившейся ситуации выговор, объявленный бухгалтеру, не свидетельствует об обеспечении работодателем надлежащего контроля и принятия всех мер по недопущению подобных правонарушений.
2. Штрафы за несвоевременную сдачу «старой» отчетности по страховым взносам определяются по нормам НК РФ
Конституционный Суд РФ, а вслед за ним и Арбитражный суд Северо-Западного округа указали, что при наказании организации-страхователя за несвоевременную сдачу отчетности РСВ-1 за период до 2017 года нужно применять нормы Налогового кодекса РФ при определении размера штрафа. Нормы статьи 46 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ применяются только в случае, если они улучшают положение плательщика.
Суть спора
Решение суда
Суды трех инстанций решение о назначении штрафа в размере 6 млн рублей отменили. В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (кассационной инстанции) от 25.01.18 № А70-5382/2017 сказано, что по сути страхователь не опоздал с отчетом. Ведь он направил его в установленный срок (20 февраля 2017 года), но из-за перебоев в работе канала связи, обеспечивающего VPN-соединение компьютера, он поступил в ПФР позже. Страхователь не знал, что сервер, через который у него был доступ в интернет, был некоторое время недоступен. Интернет-провайдер подтвердил этот факт.
Кроме того, с 2017 года страховые взносы и все связанные с этим вопросы регулируются нормами Налогового кодекса РФ. В статье 119 НК РФ определено, что размер штрафа зависит напрямую от неуплаченной суммы страховых взносов. У организации-страхователя в момент опоздания с отчетностью все начисленные страховые взносы были уплачены в полном объеме, а значит, и основания для привлечения к ответственности нет. Что касается права применения норм статьи 46 Закона № 212-ФЗ к нарушениям за периоды до 2017 года, то арбитры напомнили специалистам ПФР позицию Конституционного Суда, который указал, что ПФР действительно может применять к нарушителям статью 46 Закона № 212-ФЗ. Но только в том случае, если размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
3. Ошибочно уплаченные ИП страховые взносы можно зачесть на счет накопительной пенсии в течение 3 лет
Индивидуальный предприниматель, оплачивающий страховые взносы, может подать заявление в Пенсионный фонд о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов в состав его накопительной пенсии. Однако при этом он должен учитывать сроки, установленные законом. В противном случае ПФР и даже Верховный суд откажут ИП в этом зачете.
Суть спора
Решение суда
Решением суда первой инстанции требование ИП о взыскании уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии было оставлено без рассмотрения, поскольку он пропустил предусмотренный для этого законом срок в 3 года. В части требований о признании обстоятельств неуплаты заявителем страховых взносов за указанный период экстраординарными и принятии решения об отсутствии оснований для взыскания страховых взносов за названный период, производство по делу было прекращено.
Апелляционный суд не принял жалобу ИП к рассмотрению как поданную по истечении предусмотренного процессуального срока и в связи с отказом в восстановлении такого срока. Кассационная инстанция оставила без изменения определение апелляционного суда. Верховный суд РФ, куда обратился предприниматель, определением от 18 мая 2015 г. N 305-КГ15-3889 тоже оставил кассационную жалобу ИП без рассмотрения, так как не усмотрел существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела. Судьи сочли, что доводы ИП не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Кроме того, исходя из требований статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ все индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом, исходя из стоимости страхового года. При этом уплата страховых взносов в не ставится законодателем в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, на что неоднократно указывалось, в том числе в определении Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1189-О-О.
Важно, что процедура государственной регистрации, как и процедура прекращения статуса ИП, носит заявительный характер. Любой зарегистрированный ИП, фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности. Этот порядок не был соблюден истцом. Что касается норм статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002–2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше, женщин 1956 года рождения и старше) действительно не возлагается обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Предприниматель пропустил сроки для досудебного урегулирования данного вопроса.
4. За дополнительные отчеты СЗВ-М наказывать нельзя
Арбитражный суд Уральского округа указал, что если организация-страхователь сразу не включила в отчет СЗВ-М сведения по нескольким застрахованным лицам, а потом подала дополняющую форму, ее нельзя наказывать за нарушение сроков предоставления отчетности.
Суть спора
Решение суда
Суды трех инстанций рассмотрели дело № А07-16149/2017 и поддержали организацию. Арбитражный суд Уральского округа в качестве кассационной инстанции отменил решение ПФР о штрафе. Арбитры отметили, что компания самостоятельно обнаружила допущенную ошибку и дополнила сведения. В статье 17 закона 27-ФЗ сказано, что штраф не применяется при представлении исправленных сведений в течение пяти дней со дня получения уведомления об их исправлении. В первоначальном своевременно направленном в Фонд отчете были недочеты, впоследствии исправленные самой компанией. Поэтому весь отчет никак не может расцениваться как поданный с опозданием. Тем более что сам ПФР до получения дополняющей формы ошибку не выявил и никаких уведомлений в адрес организации не направлял. В судебном акте АС Уральского округа, в частности, сказано: «срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ, не установлен».
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ
Определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1189-О-О
Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
определением от 18 мая 2015 г. N 305-КГ15-3889