Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение ОАО "РЖД" от 16.05.2014 N 1198р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 мая 2014 г. N 1198р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О ПЕРЕСЕЧЕНИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ ОАО "РЖД" ИНЖЕНЕРНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ

В целях обеспечения безопасности движения поездов на участках пересечений железнодорожных линий инженерными коммуникациями и усиления надзора за состоянием железнодорожной инфраструктуры в местах устройства пересечений:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2014 г. прилагаемую Инструкцию о пересечении железнодорожных линий ОАО "РЖД" инженерными коммуникациями (далее - Инструкция).

2. Начальникам железных дорог, начальникам дирекций инфраструктуры, генеральному директору Центральной станции связи Вохмянину В.Э., генеральному директору ОАО "Росжелдорпроект" Волкову А.Н.:

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке тиражирование и изучение Инструкции;

при согласовании мест и проектной документации пересечений железнодорожных линий ОАО "РЖД" инженерными коммуникациями, допуске к работам и осуществлении технического надзора руководствоваться настоящей Инструкцией.

3. Признать утратившей силу Инструкцию о порядке выбора места, выдачи технических условий, согласования проектной документации и организации технического надзора при пересечении железнодорожных путей ОАО "РЖД" различными инженерными коммуникациями, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 1 июня 2012 г. N 1070р.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Целько А.В.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"

В.Н.МОРОЗОВ

Утверждена

распоряжением ОАО "РЖД"

от 16 мая 2014 г. N 1198р

ИНСТРУКЦИЯ

О ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ ОАО "РЖД"

ИНЖЕНЕРНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ

Введение

Настоящая Инструкция о пересечении железнодорожных линий ОАО "РЖД" инженерными коммуникациями (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и является нормативным документом ОАО "РЖД".

Инструкцией необходимо руководствоваться:

при выборе места пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями различного назначения - газопроводами, нефтепроводами, тепловыми сетями, водопроводом, канализацией, линиями электропередачи, связи и выдаче технических условий на эти пересечения;

при согласовании проектной документации на пересечение железнодорожных линий инженерными коммуникациями;

при допуске к производству работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями;

при техническом надзоре за производством работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями.

1. Нормативные ссылки

В настоящей Инструкции использованы нормативные ссылки на следующие своды правил и строительные нормы:

1) СП 31.13330.2012 (СНиП 2.04.02-84) Водоснабжение. Наружные сети и сооружения;

2) СП 32.13330.2018 (СНиП 2.04.03-85) Канализация. Наружные сети и сооружения;

3) СП 35.13330.2011 (СНиП 2.05.03-84) Мосты и трубы;

4) СП 36.13330.2011 (СНиП 2.05.06-85) Магистральные трубопроводы;

5) СП 47.13330.2016 (СНиП 11-02-96) Инженерные изыскания для строительства. Основные положения;

6) СП 62.13330.2011 (СНиП 42-01-2002) Газораспределительные системы;

7) СП 119.13330.2017 (СНиП 32-01-95) Железные дороги колеи 1520 мм;

8) СП 124.13330.2012 (СНиП 41-02-2003) Тепловые сети;

9) СП 125.13330.2012 (СНиП 2.05.13-90) Нефтепроводы, прокладываемые на территории городов и населенных пунктов;

10) ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений;

11) Правила прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог, утвержденные МПС СССР и Минтрансстроем СССР 12 июня 1988 г;

12) СП 244.1326000.2015. Свод правил. Кабельные линии объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Перечень упоминаемых в Инструкции нормативных правовых актов Российской Федерации и ОАО "РЖД":

1) Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ.

2) "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286.

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".

4) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".

5) Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации".

6) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

7) "Правила устройства электроустановок", утвержденные Приказом Минэнерго России от 9 апреля 2003 г. N 150.

8) "Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог", утвержденные МПС России 11 декабря 2001 г. N ЦЭ-868.

9) "Правила по прокладке и монтажу кабелей устройств СЦБ" N ПР 32 ЦШ 10.01-95, утвержденные МПС России 10 января 1995 г.

10) "Правила прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог", утвержденные МПС России 12 июня 1998 г.

11) "Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта" N ЦУКС-799, утвержденные МПС России 25 декабря 2000 г.

12) Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 7 ноября 2018 г. N 2364/р.

Примечание - При пользовании настоящей Инструкцией целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей Инструкцией следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

2. Термины и определения

В настоящей Инструкции применены следующие термины с соответствующими определениями:

1) владелец коммуникации - юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или ином законном праве инженерную коммуникацию;

2) воздушная линия электропередачи - устройство, предназначенное для передачи и распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикрепленным через изоляторы к опорам или другим сооружениям;

3) железнодорожная линия - комплекс железнодорожных технологических устройств, сооружений и оборудования, полностью обеспечивающий продвижение по нему поездов, включая операции по формированию, расформированию, обороту, техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава (примечание - синоним термина "железнодорожная линия" - термин "железнодорожная инфраструктура");

4) железнодорожный пикетаж - ордината привязки на железнодорожной линии с указанием километра, внутри которого она находится, пикета внутри которого она находится и метра от начала данного пикета;

5) земляное полотно - комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащий основанием для верхнего строения железнодорожного пути, который воспринимает нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава;

6) инженерные коммуникации - совокупность сооружений и коммуникаций, непосредственно используемых в процессе передачи газо-, нефте-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, электроэнергии, связи и информации;

7) инженерные сети - системы трубопроводов коммунального хозяйства, предназначенные для обеспечения потребителей централизованным теплоснабжением, водой и для отвода канализационных вод;

8) линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;

9) линия электропередачи - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором;

10) перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;

11) пересечение - место перекрещивания железнодорожной линии с инженерными коммуникациями (примечание - синоним термина "пересечение" - термин "переход");

12) подвесной пакет - конструкция из железнодорожных рельсов или фасонной стали, предназначенная для перекрытия участка работ под железнодорожным путем;

13) предохранительные устройства - технические мероприятия и конструкции, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения поездов при производстве подземных работ (подвесные и страховочные пакеты, закрепление грунтов вяжущими материалами и специальными конструкциями, применяемыми в соответствии с проектным решением);

14) страховочный пакет - конструкция из железнодорожных рельсов, устраиваемая на железнодорожном пути, предназначаемая для обеспечения безопасности движения поездов при сооружении новых или реконструкции существующих подземных пересечений;

15) трубопровод - сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы;

16) трубопровод повышенной опасности - газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы;

17) трудные условия - сложные топографические, инженерно-геологические, планировочные и другие местные условия, вызывающие значительное увеличение объема строительно-монтажных работ и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Общие положения

3.1. Работы по ремонту, реконструкции и строительству инженерных коммуникаций, располагающихся в полосе отвода железной дороги, производятся на основании договора между ОАО "РЖД" в лице железной дороги и организацией - владельцем (будущим владельцем новой) инженерной коммуникации или организацией, уполномоченной владельцем на заключение данного договора (далее - владелец коммуникации). Договор заключается установленным в ОАО "РЖД" порядком.

Договор должен предусматривать:

1) выбор места расположения новой или реконструируемой вне существующей защитной трубы (канала, тоннеля) инженерной коммуникации в полосе отвода железной дороги, в том числе ее пересечения с железнодорожной линией;

2) выдачу технических условий на строительство, реконструкцию или ремонт инженерной коммуникации пересечения с учетом перспективы развития железнодорожной инфраструктуры;

3) обязательства владельца коммуникации по сохранению либо восстановлению поврежденных железнодорожных сооружений и устройств при проведении строительных работ в полосе отвода;

4) передачу в субаренду или установление сервитута в отношении земельных участков (частей земельных участков), находящихся в границах полосы отвода железной дороги, предназначенных для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации инженерных коммуникаций;

5) заключение договора субаренды или соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков (частей земельных участков), находящихся в границах полосы отвода железной дороги, в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном в ОАО "РЖД";

6) соблюдение требований Положения об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 7 ноября 2018 г. N 2364/р (далее - Положение о безопасности);

7) установку и демонтаж предохранительных устройств, в том числе страховочных или подвесных пакетов, если это предусмотрено проектной документацией;

8) технический надзор владельцев объектов железнодорожной инфраструктуры за производством строительно-монтажных работ;

9) порядок передачи реконструируемых инженерных коммуникаций и устройств ОАО "РЖД", попадающих в зону строительства;

10) компенсацию затрат причастных структурных подразделений ОАО "РЖД" на организацию работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями;

11) соблюдение владельцем коммуникации порядка допуска для работ в полосе отвода железной дороги для периодических освидетельствований, устранения неисправностей, ремонтов и эксплуатации инженерных коммуникаций в зоне пересечения с железнодорожными линиями;

12) право проведения ОАО "РЖД" любых ремонтных и строительных работ на железнодорожной инфраструктуре при соблюдении нормативных значений расстояний от сооружений и обустройств до защитной трубы (канала, тоннеля) инженерной коммуникации.

3.2. Технические условия на пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникации выдаются главным инженером железной дороги после согласования со всеми причастными филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД". Технические условия на пересечения инженерными сетями, линиями электропередачи до 110 кВ и связи допускается выдавать заместителям главного инженера железной дороги по региону.

Рекомендованный срок действия технических условий, подлежащих обязательному исполнению, составляет два года со дня их выдачи, если иные сроки не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации. Актуализация технических условий выполняется при необходимости на ежегодной основе в течение срока их действия.

Выдача технических условий осуществляется на безвозмездной основе в случае реализации проекта в рамках соглашений о компенсации потерь с ОАО "РЖД".

Порядок рассмотрения технических условий владельца коммуникаций подразделениями ОАО "РЖД", выполняющими функции заказчика, если в рамках инвестиционных проектов ОАО "РЖД" требуется переустройство (ликвидация) инженерных коммуникаций сторонних владельцев:

а) в течение десяти календарных дней после получения технических условий обеспечивает рассмотрение представленных документов на предмет полноты и комплектности;

б) формирует исходные данные к техническим условиям, содержащие следующие документы:

наименование лица, направившего технические условия, его местонахождение и почтовый адрес;

правоустанавливающие документы на инженерные коммуникации, подлежащие переустройству;

информацию об основных параметрах переустраиваемых инженерных коммуникаций;

наименование объекта инвестиций ОАО "РЖД", в рамках которого необходимо выполнить переустройство (ликвидацию) инженерной коммуникации;

планируемые сроки начала, завершения работ и ввода в эксплуатацию переустроенных инженерных коммуникаций;

план существующей трассы инженерных коммуникаций (по 50 м в обе стороны от створа пересечения) с привязкой места пересечения (сближения) с пересекаемым объектом инфраструктуры железной дороги с нанесением на план границ охранной зоны, зоны минимальных расстояний (при наличии) инженерных коммуникаций, в том числе в формате DWG со значениями X, Y, Z для трехмерных проектных данных;

в) по результатам рассмотрения в случае необходимости запрашивает у владельца инженерных коммуникаций недостающие материалы;

г) в течение десяти календарных дней с момента получения технических условий инициирует проведение совместного выездного совещания с владельцем инженерной коммуникации, обеспечивает выезд комиссии совместно с представителями владельца инженерной коммуникации на место планируемого пересечения (сближения) для привязки на местности существующих и проектируемых объектов к плану размещения инженерных коммуникаций с уточнением местоположения, пикетажа (км, пикет, м), наличия в зоне проведения работ иного действующего оборудования и других параметров объектов балансодержателя (в соответствии с положениями раздела 4);

д) по результатам рассмотрения технических условий и выбора/уточнения места пересечения обеспечивает подготовку и направление предложений о компенсации потерь по способу реализации (денежный или натуральный) в адрес владельца инженерных коммуникаций, выдавшего технические условия; общий срок подготовки проекта Соглашения о компенсации потерь не должен превышать 30 календарных дней с момента получения технических условий с приложением всех требующихся документов; в случае необходимости корректировки владельцем инженерных коммуникаций представленной информации срок выдачи Соглашения о компенсации потерь исчисляется с даты получения откорректированных и/или дополнительных документов.

3.3. В структурных подразделениях ОАО "РЖД", согласующих пересечения, должен быть заведен журнал произвольной формы для учета выдачи технических условий и согласований с отметкой даты и результата рассмотрения, адреса владельца коммуникации, фамилии руководителя структурного подразделения ОАО "РЖД", производящего рассмотрение и согласование, и отметкой о завершении работ по устройству или реконструкции инженерной коммуникации. Копии плана и продольного профиля пересечений должны храниться во всех причастных структурных подразделениях ОАО "РЖД".

4. Порядок выбора места пересечения железнодорожных

линий инженерными коммуникациями

4.1. На основании договора на пересечение между ОАО "РЖД" в лице начальника железной дороги и владельцем коммуникации заместитель главного инженера железной дороги по региону в соответствии с поручением главного инженера железной дороги либо (при пересечении инженерными сетями, линиями электропередачи до 110 кВ и связи) самостоятельно в течение пяти рабочих дней формирует комиссию по выбору места пересечения в составе представителей причастных структурных подразделений дирекции инфраструктуры и других филиалов ОАО "РЖД" с участием владельца коммуникации. Председателем комиссии является заместитель главного инженера железной дороги по региону, а в его отсутствие - лицо, его замещающее.

4.2. Комиссия по выбору места пересечения натурным обследованием определяет расположение коммуникации в полосе отвода железной дороги с привязкой к существующим сооружениям и инженерным коммуникациям и выбирает створ пересечения с точной привязкой к железнодорожному пикетажу (км, пикет, м). Результаты работы комиссии оформляются актом произвольной формы, утверждаемым главным инженером железной дороги по региону в течение пяти рабочих дней после формирования комиссии.

4.3. При рассмотрении трассы прокладки инженерных коммуникаций в полосе отвода железной дороги, в том числе створа пересечения, должны быть учтены:

13) нормативные значения СП 119.13330.2017 (СНиП 32-01-95) "Железные дороги колеи 1520 мм" и раздела 6 настоящей Инструкции;

14) возможность последующих ремонтов и модернизации объектов железнодорожной инфраструктуры;

15) возможность подъезда к железнодорожному полотну при ремонтно-путевых и восстановительных работах;

16) перспектива путевого развития;

17) возможность примыкания железнодорожных путей;

18) резервирование площадок для железнодорожных подразделений;

19) ранее выданные согласования;

20) возможность безопасного прохода персонала к рабочим местам;

21) требования постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон";

22) требования постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации";

23) сохранность действующих инженерных коммуникаций и сооружений ОАО "РЖД".

4.4. Запрещается устройство каких-либо инженерных коммуникаций в охранных зонах деформирующихся объектов земляного полотна (оползневых косогорах, скально-обвальных, селе- и лавиноопасных участках и т.д.).

5. Требования к согласованию проектной документации

и проекта производства работ на пересечение железнодорожных

линий инженерными коммуникациями

5.1. В соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", п. 26 приложения 1, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, и пунктом 5 "Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611, размещение инженерных коммуникаций в границах полосы отвода железных дорог ОАО "РЖД" допускается только по согласованию с ОАО "РЖД". Согласование проектов пересечений железной дороги осуществляется с учетом требований обеспечения транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также Положением о безопасности. Предельный срок рассмотрения (согласования или аргументированного отказа) документации на пересечение устанавливается: для согласования структурными подразделениями ОАО "РЖД" - не более десяти рабочих дней со дня поступления, для ее утверждения главным инженером железной дороги (заместителем главного инженера по региону) - не более двадцати рабочих дней со дня поступления документации в ОАО "РЖД".

5.2. Устанавливается следующий порядок согласования проектной документации на пересечения железнодорожных линий ОАО "РЖД":

1) Право согласовывать места и проекты пересечений железнодорожных линий инженерными коммуникациями от имени ОАО "РЖД" предоставляется главным инженерам железных дорог. Согласование пересечений инженерными сетями, линиями электропередачи до 110 кВ и связи допускается выполнять заместителям главных инженеров железных дорог по региону.

2) Проектная документация на пересечение железнодорожной линии инженерными коммуникациями до представления ее на согласование главному инженеру железной дороги должна быть рассмотрена руководителями дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, регионального центра связи, в зоне ответственности которых находится участок железнодорожной линии с планируемым пересечением, заместителем главного инженера железной дороги по региону, руководителями служб пути, автоматики и телемеханики, электрификации и энергоснабжения дирекций инфраструктуры, дирекции связи, заместителем начальника дирекции инфраструктуры по технической работе в сроки, установленные в пункте 5.1.

Главным инженерам железных дорог при обращении владельцев инженерных коммуникаций за техническими условиями на пересечение (сближение) с железнодорожными линиями в рамках проектов владельцев указанных коммуникаций направлять подготовленные технические условия на согласование в Департамент капитального строительства для проверки наличия перспективных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры.

При наличии перспективных инвестиционных проектов ОАО "РЖД", начало реализации которых планируется в течение десяти лет, в технических условиях указывать необходимость реализации мероприятий по переустройству с учетом этого развития и согласование разработанной документации с организацией, определенной Департаментом капитального строительства.

Если в технических условиях имеются требования о согласовании документации с организацией, определенной Департаментом капитального строительства, принимать к рассмотрению на согласование при наличии указанного согласования, полученного владельцем инженерных коммуникаций.

3) Проектную документацию на пересечение железнодорожной линии инженерными сетями, линиями электропередачи до 110 кВ и связи при согласовании заместителем главного инженера железной дороги по региону должна быть рассмотрена руководителями дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, регионального центра связи, в зоне ответственности которых находится участок железнодорожной линии с планируемым пересечением, в сроки, установленные в пункте 5.1.

5.3. Проектная документация должна быть разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в том числе включать в себя:

1) топографическую съемку участка пересечения в масштабе не менее 1:500 (по 50 м в обе стороны от створа пересечения) с точной привязкой места пересечения к существующим железнодорожным и географическим координатам, с нанесением на план границ полосы отвода железной дороги;

2) геологический поперечный профиль железнодорожной линии по оси пересечения инженерной коммуникацией в одинаковом горизонтальном и вертикальном масштабе не менее 1:200 с нанесением существующих водоотводных и противодеформационных сооружений (кюветов, нагорных и водоотводных канав, дренажных сооружений и др.), существующих инженерных коммуникаций, а также конструкции пересечения;

3) отчет об инженерно-геологическом обследовании участка пересечения, в котором должны быть отражены гидрогеологические условия участка пересечения, с указанием высотных отметок существующего уровня грунтовых вод. Минимальные объемы буровых работ - не менее двух буровых скважин по оси пересечения с каждой стороны железнодорожного земляного полотна глубиной на 2,0 м ниже дна защитной трубы (канала, тоннеля);

4) расчет применения предохранительных устройств, в том числе подвесных или страховочных пакетов;

5) расчет толщины стен защитной трубы (канала, тоннеля);

6) теплотехнический расчет при пересечениях железнодорожного полотна тепло-, паропроводами и газопроводами с отрицательной температурой газа в условиях залегания грунтов, подверженных морозному пучению, а также при устройстве пересечения в районах распространения многолетнемерзлых грунтов. В теплотехническом расчете должны быть решены вопросы: теплоизоляции, вентиляции, погашения температуры в кожухе, исключающие неравномерное пучение грунтов как в месте пересечения, так и на прилегающих к нему участках.

5.4. Проект производства работ (далее - ППР) должен быть разработан с учетом гидрогеологических условий и расчета необходимости применения предохранительных устройств и соответствовать требованиям Положения о безопасности. ППР должен быть согласован руководителями дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения и энергообеспечения, региональным центром связи и утвержден заместителем главного инженера железной дороги по региону в течение десяти рабочих дней со дня поступления. При необходимости ППР согласовывают с другими причастными филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД".

6. Основные нормативные требования по проектированию

пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями

6.1. Предъявляемая на согласование проектная документация на строительство или реконструкцию инженерных коммуникаций в полосе отвода железных дорог должна отвечать требованиям СП 119.13330.2017 (СНиП 32-01-95) "Железные дороги колеи 1520 мм" и других федеральных и отраслевых документов, относящихся к сути вопроса.

6.2. Пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями должны быть выполнены с соблюдением соответствующих требований нормативных документов по их проектированию и устройству. В любых случаях должны предусматриваться предохранительные устройства или организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения поездов. В обоснованных случаях для этих целей могут применяться подвесные, страховочные пакеты или другие технические решения.

6.3. Способы пересечения железнодорожных путей инженерными коммуникациями и их контролируемые параметры, потребность в применении предохранительных устройств, обеспечивающих безопасность и бесперебойность движения поездов, определяются проектной документацией в зависимости от геологических и гидрологических условий местности, технологии (способа) прокладки, диаметра скважины, глубины заложения инженерной коммуникации, интенсивности движения поездов и обращающейся поездной нагрузки.

6.4. Допускается применять: проходку щитами различного диаметра, продавливание стальными трубами, бурошнековое бурение, горизонтально-направленное бурение, направленный прокол, микротоннелирование и другие сертифицированные методы работ. При любом способе производителем работ должна быть обеспечена сохранность существующей железнодорожной инфраструктуры.

6.5. При уширении земляного полотна под укладку дополнительных путей действующий переход трубопровода в месте пересечения, при отсутствии запаса длины защитной трубы (канала, тоннеля), подлежит реконструкции или переустройству (на новой оси) с учетом соответствующего удлинения участка повышенной опасности и защитной трубы (канала, тоннеля).

6.6. В районах распространения вечномерзлых грунтов переходы трубопроводами через железные дороги на перегонах и станциях осуществляют, как правило, надземной прокладкой по эстакадам.

6.7. Подземная прокладка допускается только в непросадочных при оттаивании грунтах основания. На участках залегания просадочных при оттаивании грунтов на глубине менее 25 м подземная прокладка разрешается с учетом осуществления специальных мероприятий по предупреждению оттаивания и осадки, обоснованных теплотехническими расчетами.

6.8. Трубопроводы следует располагать под земляным полотном железной дороги вне горловины станций на расстоянии не менее 20 м от стрелочных переводов и пересечений железнодорожных путей, не менее 10 м от мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог, не менее 3 м от опор контактной сети.

6.9. Минимальное расстояние от инженерной коммуникации до границы железнодорожного искусственного сооружения (мост, тоннель, водопропускная труба и т.п.) устанавливается с учетом степени их опасности для нормальной эксплуатации железной дороги, но не менее 30 м.

6.10. При подземной прокладке в месте пересечения трубопроводы заключают в защитную трубу (канал, тоннель), концы которой на пересечениях с трубопроводами, транспортирующими взрыво- и огнеопасные продукты (нефть, газ и т.п.), располагаются с каждой стороны не менее чем в 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения. На пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями и т.п. - не менее 10 м.

6.11. Заглубление трубопроводов, пересекающих земляное полотно, сложенное пучинистыми грунтами, следует определять расчетом из условий, при которых исключается влияние тепловыделений или теплопереноса на равномерность морозного пучения грунта. При невозможности обеспечить заданный температурный режим за счет углубления трубопроводов должны предусматриваться вентиляция защитной трубы (канала, тоннеля), замена или тепловая изоляция пучинистого грунта на участке пересечения, надземная прокладка трубопровода на эстакаде или в самонесущем футляре.

6.12. Расстояние по вертикали от верха защитной трубы (канала, тоннеля) до подошвы рельса принимается не менее 2 м, а при устройстве перехода методом прокола или горизонтального бурения - не менее 3 м. Верх защитной трубы должен располагаться на 1,5 м ниже дна водоотводного сооружения или подошвы насыпи.

6.13. Линии связи и электропередачи, обеспечивающие работу железнодорожных линий, допускается прокладывать под железнодорожными путями на глубине не менее 1 м до нижней поверхности шпалы и не менее 0,5 м от дна водоотводных канав и кюветов; менее 1,5 м от стыка рельсов до вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось кабеля; менее 10 м от отсасывающих фидеров электрифицированных железных дорог.

6.14. Угол пересечения трубопровода с железными дорогами должен быть, как правило, 90°. Допускается, при обосновании, пересечение под меньшим углом, но не менее 60°.

6.15. Не допускается прокладка трубопроводов в одной траншее с электрическими кабелями, кабелями связи и другими трубопроводами, за исключением случаев прокладки кабеля технологической связи данного трубопровода на переходах через железные дороги (в одной защитной трубе, канале, тоннеле).

6.16. Расстояние между параллельными инженерными коммуникациями на участках их переходов под железными дорогами следует назначать проектным решением исходя из инженерно-геологических условий и технологии производства работ. Для магистральных трубопроводов это расстояние должно быть не менее чем у их линейной части на подходах к железнодорожной линии.

6.17. При устройстве трубопровода над железнодорожным путем возвышение низа конструкций над рельсами следует назначать с увеличением габаритов приближения строений, предусмотренных ГОСТ 9238, на величину не менее 400 мм для обеспечения возможности перспективного повышения уровня головок рельсов.

6.18. Расстояние в плане от крайней опоры надземного трубопровода должно быть не менее 5 м до подошвы откоса насыпи; не менее 3 м до бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения; не менее 10 м от крайнего рельса железнодорожной линии.

6.19. При проектировании переходов должны предусматриваться мероприятия по предотвращению подмыва или подтопления железнодорожной линии дорог при повреждении трубопровода.

6.20. На пересечениях с газопроводами расстояние от подошвы насыпи (бровки выемки) до запорной арматуры определяется расчетом и принимается: для магистральных газопроводов природного газа не более 30 км, для магистральных трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, при диаметре до 150 мм включительно не более 1,0 км, при диаметре 150 - 300 мм - не более 2,0 км, при диаметре более 300 мм - 2,5 км, для трубопроводов газораспределительных систем не более 1,0 км.

6.21. Для контроля межтрубного пространства на предмет наличия утечек на одном из концов защитной трубы (канала, тоннеля) следует предусматривать контрольную трубку с запорной арматурой либо вытяжную свечу, которая для трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, оборудуется датчиком загазованности.

6.22. Для магистральных трубопроводов в случае утечки газа должно быть предусмотрено оповещение дежурных по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, через диспетчера линейного производственного управления, обслуживающего магистральный трубопровод.

6.23. При устройстве пересечений и сближений железнодорожной инфраструктуры с линиями электропередачи следует дополнительно руководствоваться положениями раздела 2 "Правил устройства электроустановок", утвержденных Приказом Минэнерго России от 9 апреля 2003 г. N 150, и разделом 2.25 "Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог" от 11 декабря 2001 г. N ЦЭ-868.

6.24. Пересечение воздушной линии электропередачи с железными дорогами следует выполнять воздушными переходами. В технически обоснованных случаях (например, при переходе через насыпи, на железнодорожных станциях или в местах, где устройство воздушных переходов технически затруднено) переходы следует выполнять кабелем.

6.25. Угол пересечения воздушной линии электропередачи с электрифицированными или подлежащими электрификации железными дорогами должен быть близким к 90°, но не менее 65°.

6.26. При пересечении и сближении воздушной линии электропередачи с железными дорогами расстояние от основания опоры до габарита приближения строений на неэлектрифицированных железных дорогах или до опор контактной сети электрифицированных или подлежащих электрификации дорог должно быть не менее высоты опоры плюс 3 м. На участках стесненной трассы допускается по согласованию с владельцем железнодорожной инфраструктуры эти расстояния принимать не менее: 3 м - до 20 кВ, 6 м - 35 - 150 кВ, 8 м - 220 - 330 кВ, 10 м - 500 кВ и 20 м - 750 кВ.

6.27. Пересечение воздушных линий электропередачи в местах сопряжения анкерных участков контактной сети и в горловинах железнодорожных станций не допускается.

6.28. Пересечение воздушных линий электропередачи должно быть в пролете между опорами контактной сети. Допускается пересечение над опорами контактной сети, если расстояние по вертикали до верха опор не менее: 7 м - до 110 кВ; 8 м - 150 - 220 кВ и 9 м - 330 - 500 кВ.

6.29. В зоне пересечения воздушных линий электропередачи до 35 кВ несущий трос должен быть оборудован сверху защитным проводом.

6.30. Пересечения контактной сети линиями связи и радиофикации должны выполняться только подземным кабелем, прокладываемым в неметаллических трубах, при этом расстояние от кабельной линии связи до фундамента ближайшей опоры контактной сети должно быть не менее 10 м.

6.31. При устройстве пересечений железнодорожных путей кабелями СЦБ и технологических линий связи следует дополнительно руководствоваться положениями раздела 5 "Правил по прокладке и монтажу кабелей устройств СЦБ", утвержденных МПС 10 января 1995 г. N ПР 32 ЦШ 10.01-95.

6.32. Под железнодорожными путями, при пересечении водоотводных лотков и канав, а также в других предусмотренных проектом случаях кабели прокладывают в асбоцементных, пластмассовых (полиэтиленовых и винипластовых) керамических или железобетонных трубах и в железобетонных желобах. Стальные трубы следует применять только при устройстве скважин для прокладки кабеля методом прокола.

6.33. Запрещается устройство каких-либо инженерных коммуникаций в водоотводных, дренажных и водопропускных сооружениях, а также в пределах территории, занимаемой тяговыми подстанциями, трансформаторными подстанциями и линейными устройствами тягового электроснабжения, за исключением коммуникаций, прокладываемых непосредственно к этим объектам.

6.34. Не допускается прокладка не связанных с работой железных дорог инженерных коммуникаций по железнодорожным мостам и тоннелям.

6.35. Прокладка трубопроводов любого назначения через тело железнодорожной насыпи не допускается.

6.36. Порядок прокладки технологических линий связи и электропередачи железнодорожных линий, а также их пересечений через железнодорожные пути определяется владельцем железнодорожной инфраструктуры в соответствии с "Правилами прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог", утвержденными МПС 12 июня 1998 г., исходя из местных условий, и утверждается заместителем начальника дирекции инфраструктуры по региону.

6.37. На участках железнодорожного пути, где уложены защитные и разделительные слои, обеспечивающие надежную работу верхнего строения пути, прокладка открытым способом любых инженерных коммуникаций запрещается.

7. Основные требования к организации производства

работ по пересечению железнодорожных линий

инженерными коммуникациями

7.1. Строительные организации могут быть допущены к производству работ в полосе отвода железной дороги и под железнодорожными путями только при условии выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности зданий и сооружений и Положения о безопасности при наличии:

1) согласованной проектной документации установленным выше порядком;

2) разработанного строительной организацией ППР, утвержденного заместителем главного инженера железной дороги по региону;

3) акта-допуска в соответствии с Положением о безопасности;

4) наряда-допуска на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог в соответствии с Положением о безопасности;

5) приказов (распоряжений) соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" о закреплении за объектом представителей для технического надзора.

7.2. Запрещается приступать к производству земляных работ в зоне действия технических сооружений и устройств инфраструктуры ОАО "РЖД" в отсутствие представителей соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", назначенных ответственными за технический надзор.

7.3. За сутки до начала работ по устройству пересечения должна быть проведена комиссионная проверка выполнения всех подготовительных работ, обозначенных в ППР, с оформлением результатов проверки актом произвольной формы. Комиссия назначается приказом заместителя главного инженера железной дороги по региону в трехдневный срок после получения письменного уведомления о готовности к производству работ.

7.4. На месте работ разрешается приступать к устройству пересечения только после подтверждения комиссией выполнения строительной организацией всех подготовительных работ, в том числе:

1) должны быть установлены предохранительные устройства, в том числе подвесные или страховочные пакеты, если это предусмотрено согласованными с владельцем инфраструктуры проектной документацией и ППР;

2) обеспечена телефонная связь места работ с поездным диспетчером и дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон;

3) организовано освещение места производства работ в темное время суток;

4) выполнен проект водопонижения, если это предусмотрено проектной документацией;

5) создан достаточный запас балласта в доступных местах в зоне производства строительных работ;

6) организован маркшейдерский контроль за работами по пересечению и положением железнодорожного пути по 50 метров в обе стороны от перехода;

7) выполнено видимое обозначение (столбиками, вешками или пр.) существующих подземных инженерных коммуникаций ОАО "РЖД".

8. Технический надзор за производством работ на пересечениях

и мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов

8.1. Руководителями дистанций пути, дистанций сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения и энергообеспечения, региональных центров связи, других причастных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" должен быть организован и осуществляться технический надзор за производством работ в соответствии с договором, актом-допуском, нарядом-допуском, проектной документацией, ППР, Положением о безопасности.

8.2. Особое внимание при проведении технического надзора должно быть обращено на:

1) выполнение работ в соответствии с согласованной проектной документацией и требованиями, предъявленными филиалами и структурными подразделениями при согласовании проектной документации;

2) соблюдение требований "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", других нормативных документов, определяющих порядок обеспечения безопасности движения поездов и сохранности объектов инфраструктуры при производстве путевых работ.

8.3. Информация о производстве работ по устройству пересечения непосредственно перед ее началом должна быть направлена руководителем работ по средствам телефонной или поездной радиосвязи поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, а при наличии кабельных коммуникаций связи в зоне проведения работ - в адрес соответствующего дежурного персонала структурных подразделений ОАО "РЖД". При производстве работ в пределах железнодорожной станции информация вносится в журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети установленной формы ДУ-46, расположенный у дежурного по станции.

8.4. В зоне действия технических сооружений и устройств объектов инфраструктуры железных дорог работы должны вестись только в присутствии представителей соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД". Контроль за производством работ в зоне действия технических сооружений и устройств устанавливается в соответствии с Положением о безопасности.

8.5. При отступлениях от согласованной проектной документации, ППР и угрозе нарушения работы железнодорожной инфраструктуры лицо, ответственное за осуществление технического надзора, обязано безотлагательно принять меры по обеспечению безопасности движения поездов и выдать письменный запрет на производство работ произвольной формы с последующим контролем за устранением выявленного нарушения вплоть до отзыва акта-допуска у подрядной организации должностным лицом, его выдавшим.

8.6. Ответственный за технический надзор представитель дистанции пути обязан участвовать в комиссиях по приемке законченного строительства пересечений, назначаемых владельцем коммуникации с учетом требований "Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта" от 25 декабря 2000 г. N ЦУКС-799. Участие представителей других структурных подразделений дирекции инфраструктуры определяется заместителем начальника дирекции инфраструктуры по региону. В комиссиях по приемке законченного строительством пересечения инженерной коммуникацией могут принимать участие представители других причастных структурных подразделений ОАО "РЖД". Один экземпляр исполнительной документации передается владельцем коммуникации в дистанцию пути в течение пяти рабочих дней после подписания акта приемки.

Другие документы по теме
"Об утверждении Плана мероприятий ФНС России по выполнению Детализированного плана на 2016 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 11 июля 2016 года N 65"
"О внесении сведений о морском порте Севастополь в Реестр морских портов Российской Федерации"
"О введении в действие положения "Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО "РЖД" (вместе с "Положением...", утв. ОАО "РЖД" 27.12.2010)
"О внесении сведений о морском порте Диксон в Реестр морских портов Российской Федерации"
Ошибка на сайте