Рейтинг@Mail.ru

"Регламент Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации"

Приложение 2

к приказу ТПП РФ

от 11 января 2017 г. N 5

РЕГЛАМЕНТ

МОРСКОЙ АРБИТРАЖНОЙ КОМИССИИ ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. Применение Регламента

1. Регламент Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее по тексту - Регламент) применяется к передаваемым в Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее по тексту - МАК) спорам, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности, МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:

1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);

2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

3) по морскому страхованию и перестрахованию;

4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов иных плавучих объектов;

5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морских путям;

6) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;

7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;

9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;

10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с иным причинением вреда при осуществлении промышленного рыболовства.

МАК разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящем параграфе, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

2. МАК разрешает споры в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", а также с другими федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Регламентом рассматриваются также споры, подлежащие юрисдикции МАК в силу международных договоров Российской Федерации.

3. В соответствии с Регламентом рассматриваются также передаваемые в МАК по соглашениям, заключенным до 1 сентября 2016 года, любые споры, которые могли быть рассмотрены в порядке международного коммерческого арбитража на основании Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" в редакции, действовавшей на момент их заключения.

4. Третейский суд осуществляет процедуру арбитража в соответствии с нормами применимого законодательства об арбитраже и положениями настоящего Регламента. Отступление от Регламента возможно в случаях, предусмотренных самим Регламентом.

5. При решении вопросов, не урегулированных ни Регламентом, ни явно выраженным соглашением сторон, третейский суд в соответствии с применимым законодательством об арбитраже осуществляет арбитраж таким образом, какой считает надлежащим, соблюдая при этом равное отношение к сторонам и предоставляя каждой из них разумные возможности для защиты своих интересов.

6. Регламент применяется совместно с Положением об организационных основах деятельности МАК, Положением об арбитражных расходах, Положением о гонорарах и вознаграждениях по спорам, рассматриваемым в МАК.

§ 2. Обеспечительные меры Председателя

1. По делам, подлежащим рассмотрению в МАК, Председатель МАК может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования и, в частности, вынести постановление о наложении ареста на находящиеся в российском порту судно или груз другой стороны.

2. По просьбе любой из сторон Председатель МАК вправе пересмотреть вынесенное им постановление об обеспечении требований (в том числе изменить форму, размер или условия предоставления обеспечения).

3. Председатель МАК вправе потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами.

II. НАЧАЛО АРБИТРАЖНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

§ 3. Предъявление иска

1. Арбитражное разбирательство начинается подачей искового заявления в МАК.

2. Датой подачи искового заявления считается день его вручения Секретариату МАК, а при отправке искового заявления по почте - дата штемпеля почтовой организации места отправления, при экспресс-доставке - дата накладной.

§ 4. Содержание искового заявления

1. В исковом заявлении указываются:

а) дата искового заявления;

б) наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) и место нахождения (проживания) сторон арбитража, их почтовые адреса, номера телефонов, факсов и адреса электронной почты;

в) обоснование компетенции МАК;

г) требования истца;

д) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

е) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

ж) обоснование исковых требований с учетом применимых норм права;

з) цена иска;

и) расчет суммы каждого требования;

к) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

2. Исковое заявление подписывается истцом либо его представителем с документальным подтверждением полномочий.

3. Если это следует из соглашения сторон, в исковое заявление включаются сведения касательно формирования третейского суда, в частности об избранном истцом арбитре и запасном арбитре в соответствии с § 15 Регламента.

§ 5. Цена иска

1. Цена иска определяется:

а) в исках о взыскании денег - истребуемой суммой, а при взыскании продолжающих начисляться процентов - суммой, исчисленной на дату подачи иска;

б) в исках об истребовании имущества - стоимостью такого имущества;

в) в исках о признании или преобразовании правоотношения - стоимостью предмета правоотношения на дату подачи иска;

г) в исках об определенном действии или бездействии - на основе имеющихся данных об имущественных интересах истца.

Истец обязан указать в исковом заявлении цену иска также в тех случаях, когда его исковые требования или их часть имеют неденежный характер.

2. Если иск состоит из нескольких требований, охватываемых одним арбитражным соглашением, то цена иска определяется общей суммой всех требований.

3. Если иск состоит из нескольких требований, охватываемых разными арбитражными соглашениями, цена иска определяется отдельно по требованиям, охватываемым каждым из арбитражных соглашений.

4. В цену иска не включаются требования о возмещении арбитражных расходов.

5. Если истец не определил или неправильно определил цену иска, Президиум МАК по представлению Секретариата либо третейского суда определяет цену иска на основе имеющихся данных.

§ 6. Устранение недостатков искового заявления

1. Если исковое заявление подано без соблюдения требований, предусмотренных настоящим Регламентом, Ответственный секретарь МАК может предложить истцу устранить обнаруженные недостатки в срок, как правило, не превышающий 15 дней после получения указанного предложения.

2. В тех случаях, когда истец, несмотря на предложение об устранении недостатков, не устраняет их в установленный срок, разбирательство по делу продолжается с вынесением в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, арбитражного решения или постановления о прекращении арбитражного разбирательства.

3. Положения настоящего параграфа соответственно применяются к встречному иску и требованию в целях зачета.

§ 7. Отзыв на исковое заявление

1. С учетом § 6 настоящего Регламента Ответственный секретарь МАК уведомляет ответчика о подаче искового заявления и направляет ему копию искового заявления и приложенных к нему документов после их представления в необходимом количестве экземпляров и уплаты в полном размере аванса арбитражного сбора.

2. Одновременно Ответственный секретарь МАК предлагает ответчику в срок, как правило, не более 30 дней с даты получения копии искового заявления представить отзыв на исковое заявление. По ходатайству ответчика, при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен Ответственным секретарем МАК, а после формирования третейского суда - Председателем МАК.

3. В отзыве на исковое заявление указываются:

а) дата отзыва на исковое заявление;

б) наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) и место нахождения (проживания), почтовый адрес, номер телефона, факса и адрес электронной почты ответчика;

в) заявление ответчика о признании или возражении против исковых требований;

г) обстоятельства, на которых ответчик основывает свои возражения;

д) доказательства, подтверждающие основания возражений ответчика;

е) обоснование позиции ответчика с учетом применимых норм права;

ж) перечень прилагаемых к отзыву на исковое заявление документов и иных материалов.

4. Отзыв на исковое заявление подписывается ответчиком либо его представителем с документальным подтверждением полномочий.

5. Положения настоящего параграфа соответственно применяются к отзыву на встречный иск и требованиям в целях зачета.

§ 8. Встречный иск и требование в целях зачета

1. В срок не более 30 дней с даты получения копии искового заявления ответчик вправе предъявить встречный иск или заявить требование в целях зачета.

2. Такой встречный иск или требование в целях зачета могут быть рассмотрены при условии, если:

- они охватываются одним арбитражным соглашением наряду с требованиями по первоначальному иску;

или

- они охватываются другим арбитражным соглашением, предусматривающим передачу споров в МАК и совместимым с первым арбитражным соглашением по своему содержанию, а также, если такой встречный иск или требование связаны с первоначальным иском в материально-правовом отношении.

3. Если вследствие необоснованной задержки ответчиком предъявления встречного иска или требования к зачету арбитражное разбирательство затягивается, на ответчика может быть возложено возмещение дополнительных расходов, а также издержек другой стороны, вызванных этой задержкой.

Третейский суд может не разрешить предъявление встречного иска или требования в целях зачета с учетом допущенной задержки.

4. Встречный иск и требование в целях зачета должны отвечать соответствующим требованиям настоящего Регламента, предъявляемым к первоначальному иску.

§ 9. Расходы, связанные с разрешением спора

1. При подаче искового заявления истец обязан уплатить не подлежащий возврату регистрационный сбор. До уплаты регистрационного сбора иск не считается поданным.

2. По каждому поданному иску истец обязан уплатить авансом арбитражный сбор. В сумму уплачиваемого истцом аванса не засчитывается регистрационный сбор.

До уплаты аванса арбитражного сбора в полном размере дело остается без движения.

3. При подаче заявления о принятии обеспечительных мер сторона, подающая такое заявление, обязана заплатить обеспечительный сбор. До уплаты обеспечительного сбора заявление о принятии обеспечительных мер не считается поданным.

4. Размер указанных сборов, порядок их уплаты и распределения, а также порядок покрытия других расходов, связанных с разрешением спора, определяется Положением об арбитражных расходах.

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ДОКУМЕНТОВ

§ 10. Порядок представления документов

1. Все документы, касающиеся начала и осуществления арбитражного разбирательства, должны быть представлены сторонами в МАК в пяти экземплярах одинаковой комплектности, а в случае рассмотрения спора единоличным арбитром - в трех экземплярах с соответственным увеличением количества экземпляров при участии в споре более двух сторон, если иное, в случае необходимости, не будет определено Ответственным секретарем МАК или третейским судом.

2. Секретарь МАК или третейский суд вправе предложить сторонам представить документы, указанные в пункте 1 настоящего параграфа, также в электронной форме.

§ 11. Направление и вручение документов

1. Секретариат направляет каждой из сторон документы по делу по адресам, указанным стороной, которой направляются документы, или другой стороной. Стороны обязаны незамедлительно сообщить в Секретариат МАК и другой стороне об изменениях ранее указанных адресов.

2. Все документы, представляемые одной из сторон в МАК, должны быть переданы Секретариатом другой стороне, если эти документы не были переданы в ходе арбитражного разбирательства самой этой стороной другой стороне. Сторонам также должны быть переданы любые заключения экспертов или другие документы, имеющие доказательственное значение, на которых может основываться арбитражное решение.

3. Исковые заявления, отзывы на исковые заявления, повестки, арбитражные решения и постановления направляются Секретариатом заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным образом, предусматривающим регистрацию попытки доставки соответствующего отправления.

4. Прочие документы могут направляться заказным, обычным письмом или в электронной форме, либо иным образом, предусматривающим регистрацию отправки соответствующего сообщения.

5. Сообщение считается полученным в день, когда оно получено стороной или когда оно должно было быть получено при направлении в соответствии с предыдущими пунктами настоящего параграфа, в том числе если лицо не явилось за получением сообщения, отказалось от его получения либо не находится или не проживает по соответствующему адресу.

6. При назначении стороной представителя документы по делу направляются или вручаются этому представителю, если сторона не уведомила об ином, и считаются направленными или врученными такой стороне.

IV. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ И УЧАСТНИКОВ

АРБИТРАЖНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

§ 12. Соединение нескольких требований в одном иске

Истец вправе соединить в одном иске несколько требований, которые могут быть рассмотрены при условии, если:

- они охватываются одним арбитражным соглашением;

или

- они охватываются несколькими арбитражными соглашениями, предусматривающими передачу споров в МАК и совместимыми друг с другом по своему содержанию, а также связаны между собой в материально-правовом отношении.

§ 13. Объединение разбирательств по нескольким делам

1. По заявлению любой стороны Президиум объединяет разбирательства по нескольким делам, если имеется согласие всех сторон на такое объединение.

2. По заявлению любой стороны Президиум также вправе объединить арбитражные разбирательства по нескольким делам, при условии, если:

- все требования охватываются одним и тем же арбитражным соглашением и отсутствуют другие препятствия к объединению разбирательств;

или

- требования охватываются различными арбитражными соглашениями, предусматривающими передачу споров в МАК и совместимыми друг с другом по своему содержанию, а также связаны между собой в материально-правовом отношении.

Определяя возможность объединения арбитражных разбирательств по нескольким делам, Президиум принимает во внимание, среди прочего, стадию арбитражного разбирательства по различным делам, возможный риск вынесения третейскими судами противоречащих друг другу решений, а также желательность наиболее эффективного ведения процесса.

3. Если все стороны не согласовали иное, арбитражные разбирательства по нескольким делам объединяются в то арбитражное разбирательство, которое было начато первым. При этом полномочия арбитров в рамках других разбирательств прекращаются.

4. Объединение арбитражных разбирательств невозможно, если к моменту подачи соответствующего заявления по второму и последующим делам было завершено формирование третейского суда с несовпадающим составом, за исключением наличия согласия всех сторон на такое объединение. Если Президиум постановил о недопустимости объединения арбитражных разбирательств по нескольким делам, арбитражные разбирательства продолжаются в рамках ранее начатых отдельных дел.

§ 14. Участие третьих лиц

1. Привлечение к арбитражному разбирательству третьего лица, не заявляющего исковых требований против сторон арбитражного разбирательства, а также вступление в арбитражное разбирательство такого третьего лица допускается при условии, если:

- все стороны и третье лицо связаны одним арбитражным соглашением;

или

- все стороны и третье лицо выразили согласие на проведение разбирательства с участием такого третьего лица в 15-дневный срок с даты получения соответствующего запроса, если Ответственным секретарем или третейским судом не установлен с учетом конкретных обстоятельств более продолжительный срок.

2. Ходатайство о привлечении третьего лица или ходатайство о вступлении в разбирательство третьего лица должно быть заявлено до истечения срока представления отзыва на исковое заявление. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен Ответственным секретарем МАК, а после формирования третейского суда - Председателем МАК.

V. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

§ 15. Формирование третейского суда

1. Если стороны не договорились об ином, третейский суд формируется в соответствии с пунктами 2 - 10 настоящего параграфа.

2. Третейский суд формируется в составе двух арбитров, если с учетом совокупного размера всех заявленных в установленный срок требований (как правило, не превышающего эквивалент 15 тысяч долларов США без учета требований о взыскании процентов и возмещении арбитражных расходов) и других обстоятельств, Комитет по назначениям не решит по своему усмотрению, что дело подлежит разрешению единоличным арбитром.

3. При формировании третейского суда в составе двух арбитров истец в срок не позднее 15 дней после получения уведомления Секретариата сообщает об избранном им арбитре, если такое избрание не было осуществлено истцом ранее.

4. Если истец не изберет арбитра в срок, предусмотренный в пункте 3 настоящего параграфа, арбитра за него назначает Комитет по назначениям.

5. При формировании третейского суда в составе двух арбитров ответчик в срок не позднее 15 дней после получения уведомления Секретариата об избрании или назначении арбитра со стороны истца сообщает об избранном им арбитре.

6. Если ответчик не изберет арбитра в срок, предусмотренный в пункте 5 настоящего параграфа, арбитра за него назначает Комитет по назначениям.

7. В случае если при разбирательстве спора два арбитра не придут к единому мнению относительно того, как должен быть решен спор, председатель третейского суда назначается Комитетом по назначениям, как правило, из списка арбитров.

8. В случае множественности лиц на стороне истца или ответчика при формировании третейского суда в составе двух арбитров как лица на стороне истца, так и лица на стороне ответчика избирают по соглашению между собой по одному арбитру.

При недостижении соглашения между лицами на стороне истца или ответчика арбитр назначается Комитетом по назначениям. При этом Комитет по назначениям вправе осуществить назначение арбитра также и за другую сторону. В таком случае полномочия избранного другой стороной арбитра прекращаются.

9. Если дело рассматривается единоличным арбитром, то единоличный арбитр назначается Комитетом по назначениям, как правило, из списка арбитров.

10. При избрании или назначении арбитра может избираться или назначаться запасной арбитр.

11. Комитет по назначениям может передать решение вопроса о назначении арбитра Председателю МАК.

12. Предусмотренные настоящим Регламентом функции третейского суда и его председателя относятся и к единоличному арбитру.

§ 16. Отвод арбитра

1. Каждая из сторон вправе заявить об отводе арбитра, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, либо если он не соответствует иным требованиям, предъявляемым законом соглашением сторон или применимым законодательством.

2. Само по себе заявление стороны об отводе не приостанавливает и не прекращает полномочий арбитра.

3. Сторона может заявить отвод арбитру, которого она избрала или в избрании которого она принимала участие, лишь по основаниям, которые станут ей известны после его избрания.

4. Письменное заявление стороны об отводе, содержащее его мотивы, должно быть подано в Комитет по назначениям не позднее 15 дней после того, как сторона узнала о формировании третейского суда, или после того, как сторона узнала об обстоятельствах, которые могут служить основанием для отвода. При незаявлении об отводе в указанный срок сторона в соответствии с § 41 настоящего Регламента считается отказавшейся от своего права заявить такой отвод.

Комитет по назначениям, тем не менее, может принять к рассмотрению по существу заявление об отводе, поданное с пропуском срока, принимая во внимание уважительность причин пропуска срока и характер указанных стороной оснований для отвода.

5. Если лицо, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не соглашается с отводом, вопрос об отводе арбитра решается Комитетом по назначениям.

Комитет по назначениям вправе по собственной инициативе решить вопрос об отводе арбитра при наличии оснований, которые указаны в пункте 1 настоящего параграфа.

6. Положения пунктов 1 - 4 настоящего параграфа распространяются также на арбитра, избранного или назначенного в качестве запасного.

7. По соответствующим основаниям, которые указаны в пункте 1 настоящего параграфа, могут быть отведены докладчик, эксперт и переводчик, участвующие в арбитражном разбирательстве. В этом случае вопрос об отводе решается третейским судом.

§ 17. Прекращение полномочий арбитра по иным причинам

1. Если арбитр оказывается юридически или фактически неспособным участвовать в рассмотрении спора либо не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока, его полномочия могут быть прекращены при заявлении о самоотводе или по соглашению сторон.

2. Если арбитр не взял самоотвод и отсутствует согласие сторон о прекращении его полномочий по какому-либо из оснований, которые указаны в пункте 1 настоящего параграфа, любая сторона может обратиться в Комитет по назначениям с заявлением о разрешении вопроса о прекращении полномочий арбитра.

Комитет по назначениям вправе по собственной инициативе решить вопрос о прекращении полномочий арбитра при наличии оснований, которые указаны в пункте 1 настоящего параграфа.

3. При принятии решения по отводу арбитра или о прекращении его полномочий по иным причинам Комитет по назначениям не обязан мотивировать свое решение.

4. Самоотвод арбитра или согласие сторон на прекращение его полномочий в соответствии с пунктом 1 настоящего параграфа или пунктом 1 § 16 не означает признания любого из оснований, упомянутых в пункте 1 настоящего параграфа или пункте 1 § 16 Регламента.

§ 18. Изменения в составе третейского суда

1. Если арбитр отказался от принятия на себя этих функций, заявил о самоотводе, был отведен либо если его полномочия прекращены по соглашению сторон, а также во всяком другом случае прекращения его полномочий, его заменяет соответствующий запасной арбитр в случае его избрания или назначения. В тех случаях, когда такая замена не может произойти, новый арбитр назначается или избирается в соответствии с настоящим Регламентом. Если арбитр назначался Комитетом по назначениям, им же осуществляется и новое назначение. Если избранный стороной арбитр отказался от принятия на себя функций арбитра, был отведен или его полномочия были прекращены по иным причинам, Комитет по назначениям вправе осуществить новое назначение из списка арбитров.

Положения настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено Регламентом либо если стороны не договорились об ином.

2. В случае необходимости и с учетом мнения сторон измененный состав третейского суда может заново рассмотреть вопросы, которые уже рассматривались на предыдущих устных слушаниях по делу, состоявшихся до замены.

3. Если вопрос об изменениях в составе третейского суда возникает после окончания слушаний по делу, Комитет по назначениям с учетом мнения сохраняющих свои полномочия членов третейского суда, сторон и исходя из обстоятельств дела может принять решение о завершении арбитражного разбирательства дела остающимся составом третейского суда.

VI. ВЕДЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

§ 19. Общие начала разбирательства

1. Арбитражное разбирательство осуществляется на основе принципов диспозитивности, состязательности и равного отношения к сторонам.

2. Стороны и их представители должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами, не допускать злоупотребления этими правами и соблюдать установленные сроки их осуществления.

§ 20. Место арбитража

1. Место арбитража: Российская Федерация, город Москва.

2. Если стороны не договорились об ином, слушания проводятся в городе Москве. В случае проведения слушаний в другом месте возникающие в связи с этим дополнительные расходы возлагаются на стороны.

3. Если стороны не договорились об ином, третейский суд по согласованию с Ответственным секретарем МАК может в случае необходимости проводить слушания и иные заседания для проведения совещания между арбитрами, заслушивания свидетелей, экспертов или сторон, а также осмотра товаров, иного имущества или документов в другом, вне города Москвы, месте.

§ 21. Язык арбитража

1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитража. При этом, если не оговорено иное, такая договоренность относится к любому письменному заявлению стороны, любому слушанию дела и любому арбитражному решению, постановлению или иному сообщению третейского суда. Если стороны не договорились об ином, арбитраж проводится на русском языке.

2. Другие документы, касающиеся арбитража, представляются сторонами на языке арбитража либо на языке контракта или на языке, на котором стороны вели между собой переписку.

Письменные доказательства представляются на языке оригинала.

Третейский суд по своему усмотрению или по просьбе стороны может потребовать от другой стороны перевода на язык арбитража представленных ею документов, в том числе письменных доказательств, либо обеспечить такой перевод за ее счет.

§ 22. Нормы, применимые к существу спора

1. Третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.

2. При отсутствии какого-либо указания сторон третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.

3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом применимых обычаев.

§ 23. Представительство сторон

1. Сторона может вести свое дело непосредственно или через должным образом уполномоченного представителя (или представителей), назначаемого ею по своему усмотрению, в том числе из иностранных организаций или физических лиц.

Наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество), почтовый адрес, номер телефона, факса и адрес электронной почты представителя, а также документальное подтверждение его полномочий должны быть представлены незамедлительно в Секретариат и третейскому суду.

2. Сторона должна обеспечить соблюдение ее представителем настоящего Регламента. Уполномочивая представителя вести дело, сторона тем самым подтверждает, что ее представитель согласился соблюдать настоящий Регламент и иные положения и правила МАК.

В случае несоблюдения представителем Регламента либо иных положений и правил МАК, или указаний органов и уполномоченных лиц МАК либо третейского суда, данных на основе имеющихся полномочий, органы и уполномоченные лица МАК или третейский суд вправе принять соответствующие меры, в том числе учесть ненадлежащее поведение представителя при решении вопросов о распределении арбитражных расходов, а также сделать предупреждение или предложить стороне назначить другого представителя.

3. После формирования третейского суда сторона вправе заменить своего представителя лишь при условии, что такая замена не повлечет возникновения основания для отвода любого из арбитров либо для отмены или для отказа в признании и в приведении в исполнение арбитражного решения.

Сторона обязана заблаговременно известить Секретариат и третейский суд о намерении заменить своего представителя.

§ 24. Подготовка разбирательства дела

1. Третейский суд проверяет состояние подготовки дела к разбирательству и принимает меры по подготовке дела к разбирательству.

Такие меры могут состоять в установлении графика разбирательства, в котором в зависимости от обстоятельств дела определяются порядок и сроки представления сторонами дополнительных письменных заявлений, доказательств и иных документов; даются другие указания сторонам с определением сроков их выполнения; могут определяться время, место и порядок устного слушания дела, а также круг вопросов, предполагаемых к рассмотрению на нем, исходя из возможных стадий разбирательства.

При этом может быть запрошено мнение сторон в отношении мер по подготовке дела к разбирательству.

Для тех же целей с учетом сложности дела третейский суд может провести организационное совещание с участием сторон и их представителей с личным присутствием либо с использованием телефонной связи или систем видео-конференц-связи.

Третейский суд в дальнейшем может принять дополнительные меры по подготовке дела к разбирательству или внести изменения в график разбирательства с учетом сложившихся обстоятельств.

2. Третейский суд может давать Ответственному секретарю МАК отдельные поручения в связи с подготовкой и проведением разбирательства дела. Он также может поручить ему вызов сторон на заседание.

§ 25. Изменение и дополнение требований или возражений

1. Любая сторона может без необоснованной задержки изменить или дополнить свои требования или возражения.

2. Третейский суд вправе установить срок представления сторонами письменных заявлений и доказательств в целях заблаговременного ознакомления каждой из сторон до устного слушания с представленными другой стороной заявлениями и доказательствами.

3. Если третейский суд признает необоснованной задержку, допущенную стороной в изменении или дополнении требований или возражений, он вправе учесть данное обстоятельство при решении вопросов о распределении арбитражных расходов.

Третейский суд вправе не разрешить изменение или дополнение требований или возражений с учетом допущенной задержки.

§ 26. Доказательства

1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Третейский суд вправе потребовать представления сторонами дополнительных доказательств.

Третейский суд вправе по своему усмотрению назначить проведение экспертизы, испрашивать представление доказательств третьими лицами, а также вызывать и заслушивать свидетелей.

2. Стороны представляют письменные доказательства в оригинале или в виде заверенных ими копий оригиналов. Третейский суд вправе потребовать представления сторонами оригиналов документов.

3. Третейский суд оценивает допустимость, относимость и значимость представленных доказательств.

Оценка доказательств осуществляется третейским судом по своему внутреннему убеждению.

4. Непредставление стороной надлежащих доказательств не препятствует третейскому суду продолжить разбирательство и вынести арбитражное решение.

5. Срок представления сторонами доказательств и последствия его несоблюдения определяются с учетом § 24 и § 25 настоящего Регламента.

§ 27. Устное слушание

1. Для изложения сторонами своих позиций на основе представленных доказательств и для проведения прений проводится устное слушание дела.

Слушание проводится в закрытом заседании. С разрешения третейского суда и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве.

2. О времени и месте проведения устного слушания стороны извещаются заблаговременно повестками, направляемыми им с таким расчетом, чтобы каждая из сторон получила соответствующее уведомление, как правило, не менее чем за 20 дней до даты устного слушания. По соглашению сторон этот срок может быть сокращен.

3. При необходимости проведения последующих устных слушаний даты их проведения устанавливаются третейским судом с учетом конкретных обстоятельств и исходя из возможности сокращения срока, указанного в пункте 2 настоящего параграфа.

4. Неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте устного слушания, не препятствует его проведению и вынесению арбитражного решения, если только неявившаяся сторона не заявила заблаговременно в письменной форме ходатайство об отложении устного слушания дела по причине, признанной третейским судом уважительной.

5. Сторона может просить о проведении устного слушания дела в ее отсутствие.

6. Сторона может заблаговременно обратиться к третейскому суду с просьбой об участии в устном слушании посредством использования систем видео-конференц-связи. Такая просьба рассматривается третейским судом с учетом обстоятельств дела, мнения другой стороны и наличия технических возможностей.

Третейский суд вправе провести заслушивание свидетелей или экспертов посредством использования систем видео-конференц-связи.

7. Если третейский суд посчитает целесообразным, о проведении устного слушания составляется протокол, где, в частности, может содержаться краткое описание хода слушания дела. Протокол подписывается членами третейского суда. Копия протокола предоставляется стороне по ее запросу.

8. С учетом обстоятельств дела после устного слушания третейский суд может предложить сторонам представить в установленные сроки дополнительные письменные заявления, доказательства и иные документы по ограниченному кругу вопросов, касающихся заявленных требований или возражений, в частности, об издержках, возникших в связи с арбитражным разбирательством. Такие дополнительные письменные материалы могут быть рассмотрены третейским судом без проведения последующего устного слушания.

§ 28. Разбирательство дела на основе письменных материалов

Стороны могут договориться о разбирательстве дела на основе только письменных материалов без проведения устного слушания. Третейский суд вправе провести разбирательство дела на основе письменных материалов и при отсутствии такой договоренности сторон, если без неоправданной задержки ни одна из них не попросит провести устное слушание.

§ 29. Отложение слушания дела

и приостановление разбирательства

В случае необходимости, в том числе в целях мирного урегулирования спора, по заявлению сторон или инициативе третейского суда слушание дела может быть отложено либо его разбирательство приостановлено, о чем выносится постановление.

В случае, если третейскому суду представлено соглашение о проведении процедуры медиации, третейский суд выносит постановление о проведении сторонами арбитража процедуры медиации и приостановлении разбирательства.

Срок, на который разбирательство дела приостанавливается, не включается в срок разбирательства (пункт 5 § 30, § 32 Регламента).

§ 30. Ускоренное арбитражное разбирательство

1. При отсутствии соглашения сторон об ином, если совокупный размер всех заявленных в установленный срок требований любых сторон (без учета требований о взыскании процентов и возмещении арбитражных расходов) не превышает эквивалент 15 000 долларов США, разбирательство дела осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.

2. Дело подлежит разрешению, как правило, единоличным арбитром, назначаемым в порядке, предусмотренном § 15 настоящего Регламента.

3. Обмен письменными заявлениями сторон по существу спора ограничивается подачей искового заявления и отзыва на исковое заявление, а в соответствующих случаях - встречного искового заявления и возражений на встречное исковое заявление, если с учетом обстоятельств дела третейский суд либо до его формирования Ответственный секретарь МАК не посчитает целесообразным дать сторонам возможность представить дополнительные письменные заявления.

4. Разбирательство спора осуществляется на основе только письменных материалов без проведения устного слушания, если без неоправданной задержки ни одна из сторон не попросит его проведения или третейский суд не посчитает целесообразным его проведение с учетом обстоятельств дела. В случае проведения устного слушания последующие устные слушания, как правило, не проводятся.

5. Соответствующие органы и уполномоченные лица МАК и третейский суд, рассматривающий спор, принимают меры к тому, чтобы разбирательство дела было завершено в срок не более 120 дней со дня формирования третейского суда. В случае необходимости этот срок может быть продлен в порядке, предусмотренном § 32 настоящего Регламента.

6. Если вследствие последующего изменения или дополнения любой стороной ранее заявленных в установленный срок требований совокупный размер всех требований превышает сумму, указанную в пункте 1 настоящего параграфа, и третейский суд разрешил такое изменение или дополнение, то ускоренное разбирательство может быть продолжено.

7. С учетом сложности дела и иных конкретных обстоятельств, включая изменение или дополнение любой стороной ранее заявленных требований, третейский суд может не посчитать целесообразным проводить ускоренное разбирательство. При этом разбирательство продолжается в том же составе третейского суда. До формирования третейского суда решение не проводить ускоренное разбирательство может быть принято Председателем МАК.

§ 31. Обеспечительные меры

1. Если стороны не договорились об ином и с учетом § 9 Регламента, третейский суд может по заявлению любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер, которые он считает необходимыми.

2. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

3. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

4. Третейский суд может изменить, приостановить или отменить принятую обеспечительную меру по заявлению любой стороны или в случае необходимости по собственной инициативе.

5. В случае, когда сторона обратилась в компетентный государственный суд с заявлением о принятии мер по обеспечению подлежащего предъявлению или уже поданного в МАК иска, а также когда этим судом вынесено определение или иной процессуальный акт о принятии таких мер, сторона должна без промедления информировать об этом Секретариат и третейский суд.

§ 32. Срок разбирательства дела

Соответствующие органы и уполномоченные лица МАК и третейский суд, рассматривающий спор, принимают меры к тому, чтобы разбирательство дела было завершено в срок не более 180 дней со дня формирования третейского суда, если иной срок не предусмотрен Регламентом. Президиум МАК может в случае необходимости по просьбе третейского суда или по собственной инициативе продлевать срок разбирательства дела.

VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

§ 33. Вынесение решения

1. Вынесение арбитражного решения по существу спора является исключительным правомочием третейского суда по конкретному делу.

2. После того, как третейский суд сочтет, что все обстоятельства дела достаточно выяснены, он приступает к вынесению решения.

3. Арбитражное решение принимается в письменной форме. Если стороны не договорились об ином, арбитражное решение принимается большинством голосов. Если решение не может быть принято большинством арбитров, оно принимается председателем третейского суда. Арбитр, не согласный с принятым решением, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое прилагается к арбитражному решению.

4. Вынесение арбитражного решения прекращает арбитражное разбирательство полностью или в соответствующей части.

§ 34. Содержание решения

1. В арбитражном решении указывается, в частности, следующее:

- номер дела;

- дата вынесения решения;

- место арбитража;

- состав третейского суда и порядок его формирования;

- наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) и место нахождения (проживания) сторон арбитража;

- краткое описание хода арбитражного разбирательства;

- требования и возражения сторон;

- обоснование компетенции третейского суда;

- обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, правовые нормы, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения;

- мотивы, на которых основано решение, с учетом норм применимого права;

- выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении исковых требований;

- суммы арбитражных расходов по делу и их распределение между сторонами;

- подписи арбитров.

2. Дата вынесения арбитражного решения определяется с учетом даты последней подписи арбитра, входящего в состав третейского суда.

3. Если кто-либо из арбитров не может подписать арбитражное решение, Председатель МАК удостоверяет это обстоятельство с указанием причин отсутствия подписи арбитра. В таком случае дата вынесения арбитражного решения определяется по дате удостоверения этого обстоятельства Председателем МАК.

§ 35. Отдельное арбитражное решение

1. Третейский суд может выносить отдельные арбитражные решения по отдельным вопросам или части требований.

2. К отдельному арбитражному решению применяются соответствующие положения § 34 настоящего Регламента.

§ 36. Арбитражное решение на согласованных условиях

1. Если в ходе арбитражного разбирательства стороны урегулируют спор, то разбирательство прекращается. По просьбе сторон третейский суд может вынести решение на согласованных условиях.

2. К арбитражному решению на согласованных условиях применяются соответствующие положения § 34 настоящего Регламента. При этом в таком решении указываются, в частности, выводы третейского суда в отношении исковых требований с учетом урегулирования спора сторонами.

§ 37. Направление решения

1. До подписания арбитражного решения третейский суд заблаговременно представляет проект решения в Секретариат. Секретариат, не затрагивая независимости арбитров в принятии арбитражного решения, может обратить внимание третейского суда на выявленные несоответствия проекта арбитражного решения требованиям, предусмотренным настоящим Регламентом. При неустранении таких несоответствий Секретариат вправе информировать об этом Президиум.

2. Подписанное арбитражное решение представляется третейским судом в необходимом числе экземпляров в Секретариат для направления сторонам.

3. Секретариат может обусловить направление арбитражного решения сторонам полным покрытием расходов, связанных с рассмотрением спора, если такие расходы не были ранее оплачены сторонами или одной из них.

§ 38. Исправление, разъяснение и дополнение решения

1. Любая из сторон, уведомив другую сторону, может в разумный срок по получении арбитражного решения просить третейский суд исправить допущенные в решении ошибки в подсчетах, описки или опечатки либо иные ошибки аналогичного характера.

Третейский суд, если он сочтет просьбу оправданной, должен в течение 30 дней по ее получении внести соответствующие исправления.

Такие исправления могут также быть внесены третейским судом по собственной инициативе в течение 30 дней, считая с даты направления сторонам арбитражного решения.

2. Любая из сторон, уведомив другую сторону, может в течение 30 дней по получении арбитражного решения просить третейский суд дать разъяснение какого-либо конкретного пункта или части арбитражного решения.

Третейский суд, если он сочтет просьбу оправданной, должен в течение 30 дней по ее получении дать необходимое разъяснение.

3. Любая из сторон, уведомив другую сторону, может в течение 30 дней по получении арбитражного решения просить третейский суд вынести дополнительное арбитражное решение в отношении требований, которые были надлежащим образом заявлены в ходе арбитражного разбирательства, однако не были отражены в арбитражном решении.

Третейский суд, если он сочтет просьбу оправданной, должен в течение 60 дней по ее получении вынести дополнительное арбитражное решение.

4. Президиум может в случае необходимости по просьбе третейского суда или по собственной инициативе продлевать сроки, указанные в абзаце 2 пункта 1, абзаце 2 пункта 2 и абзаце 2 пункта 3 настоящего параграфа.

5. Постановления об исправлении или разъяснении арбитражного решения, а также дополнительное арбитражное решение являются составной частью арбитражного решения и к ним применяются соответствующие положения § 34 настоящего Регламента.

§ 39. Исполнение арбитражного решения

1. Арбитражное решение является обязательным с даты его вынесения.

Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо.

2. Арбитражное решение подлежит исполнению сторонами добровольно в установленный в нем срок. Если иной срок исполнения в арбитражном решении не установлен, оно подлежит немедленному исполнению.

3. Арбитражное решение, не исполненное добровольно в указанный срок, приводится в исполнение в соответствии с применимым законодательством и международными договорами.

§ 40. Прекращение разбирательства без вынесения решения

1. Если по делу не принимается арбитражное решение, арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении арбитражного разбирательства.

2. Постановление о прекращении разбирательства выносится:

а) в случае отказа истца от своего требования, если только ответчик в срок не более 15 дней после получения уведомления об этом не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и не будет признан законный интерес ответчика в вынесении арбитражного решения;

б) в случае наличия договоренности сторон о прекращении арбитражного разбирательства;

в) когда продолжение разбирательства стало по каким-либо причинам ненужным или невозможным, в частности, при отсутствии предпосылок, необходимых для разрешения дела по существу, в том числе, если из-за бездействия истца дело остается без движения более 120 дней.

3. К постановлению о прекращении арбитражного разбирательства соответственно применяются §§ 33 - 38 настоящего Регламента.

4. Постановление о прекращении арбитражного разбирательства выносится третейским судом, а до его формирования - Председателем МАК либо Президиумом (в случае, предусмотренном пунктом 3 § 2 Положения об организационных основах деятельности МАК).

5. Вынесение постановления о прекращении арбитражного разбирательства само по себе не препятствует повторному предъявлению иска, если такая возможность не утрачена с учетом оснований прекращения арбитражного разбирательства, существа положений настоящего Регламента или применимого законодательства.

VIII. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 41. Отказ от права на возражение

Если сторона не заявляет в предусмотренный срок или, когда таковой не установлен, то без неоправданной задержки, возражение против несоблюдения в ходе арбитражного разбирательства какого-либо предписания Регламента либо иных положений и правил МАК, арбитражного соглашения или применимых диспозитивных норм законодательства об арбитраже, она считается отказавшейся от своего права на возражение.

§ 42. Конфиденциальность

1. Если стороны не договорились об ином, арбитраж является конфиденциальным.

2. Если стороны не договорились об ином или иное не предусмотрено применимым правом, стороны, их представители и иные лица, привлекаемые сторонами к участию в арбитраже, обязаны не разглашать ставшую им известной информацию о рассматриваемых в МАК спорах.

3. Арбитры, докладчики, назначенные третейским судом эксперты, лица, входящие в состав органов МАК, и его уполномоченные лица, ТПП РФ и ее сотрудники обязаны не разглашать без согласия сторон ставшую им известной информацию о рассматриваемых в МАК спорах, которая может нанести ущерб законным интересам сторон.

4. По согласованию с Президиумом допускается опубликование арбитражных решений и постановлений при условии удаления из них наименований сторон и иной идентифицирующей информации, которая может нанести ущерб законным интересам сторон.

§ 43. Действие Регламента

Регламент вступает в силу с даты депонирования в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и применяется к арбитражным разбирательствам, начатым с этой даты, если стороны не договорились об ином, либо если иное не вытекает из существа их положений или применимого законодательства об арбитраже.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июня 2005 г. N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2017 N 46379)
"О внесении изменений в Инструкцию, утвержденную приказом ФСО России от 23 ноября 2005 г. N 450 "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов государственной охраны" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2017 N 46385)
"Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2017 N 46384)
Ошибка на сайте