Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минэнерго России от 15.09.2023 N 796

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 сентября 2023 г. N 796

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНЭНЕРГО РОССИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537, и пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Минэнерго России осуществляет координацию и регулирование деятельности.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Министр

Н.Г.ШУЛЬГИНОВ

Утверждены

приказом Минэнерго России

от 15 сентября 2023 г. N 796

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНЭНЕРГО РОССИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Минэнерго России осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее соответственно - Требования, критически важные объекты, чрезвычайные ситуации и организации, эксплуатирующие критически важные объекты), устанавливают комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, и жизнедеятельности работников таких организаций в чрезвычайных ситуациях (далее - комплекс мер для критически важных объектов), а также порядок проведения оценки готовности организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты.

2. Требования распространяются на критически важные объекты федерального, регионального и муниципального уровней значимости, отнесенные к таким объектам в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Минэнерго России или организации, в отношении которых Минэнерго России осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Минэнерго России от 15 сентября 2022 г. N 957 <1>.

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2022 г., регистрационный N 70878.

3. Комплекс мер для критически важных объектов осуществляется организациями, эксплуатирующими критически важные объекты, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны, в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).

4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, включает:

1) для критически важных объектов федерального уровня значимости:

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, а также их уточнение (далее - план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в соответствии с подпунктом "а" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пунктом 23 и подпунктом "б" пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС);

осуществление подготовки руководителей и работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и в сроки, установленные в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, в соответствии с подпунктами 2, 4 - 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 <2> (далее - Положение о подготовке граждан);

--------------------------------

<2> В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

2) для критически важных объектов регионального уровня значимости:

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также их уточнение в соответствии с подпунктом "а" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пунктом 23 и подпунктом "б" пункта 28 Положения о РСЧС;

осуществление подготовки руководителей и работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и в сроки, установленные в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, в соответствии с подпунктами 2, 4 - 6 Положения о подготовке граждан;

3) для критически важных объектов муниципального уровня значимости:

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также их уточнение в соответствии с подпунктом "а" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пунктом 23 и подпунктом "б" пункта 28 Положения о РСЧС;

осуществление подготовки руководителей и работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и в сроки, установленные в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, в соответствии с подпунктами 2, 4 - 6 Положения о подготовке граждан.

5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, включает:

1) для критически важных объектов федерального уровня значимости:

создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, определяющем создание, размещение, хранение, использование и восполнение указанных резервов, в соответствии с подпунктом "ж" части первой статьи 14, статьей 25 Закона N 68-ФЗ, пунктами 20 и 28 Положения о РСЧС;

проведение объектовых тренировок, в том числе совмещенных с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения критически важных объектов, а также специальных учений или тренировок по противопожарной защите в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 <3> (далее - Инструкция);

--------------------------------

<3> Зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.

2) для критически важных объектов регионального уровня значимости:

создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, определяющем создание, размещение, хранение, использование и восполнение указанных резервов, в соответствии с подпунктом "ж" части первой статьи 14, статьей 25 Закона N 68-ФЗ, пунктами 20 и 28 Положения о РСЧС;

проведение объектовых тренировок, в том числе совмещенных с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения критически важных объектов, а также специальных учений или тренировок по противопожарной защите в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, в соответствии с Инструкцией;

3) для критически важных объектов муниципального уровня значимости:

создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, определяющем создание, размещение, хранение, использование и восполнение указанных резервов, в соответствии с подпунктом "ж" части первой статьи 14, статьей 25 Закона N 68-ФЗ, пунктами 20 и 28 Положения о РСЧС;

проведение объектовых тренировок, в том числе совмещенных с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения критически важных объектов, а также специальных учений или тренировок по противопожарной защите в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих критически важные объекты, в соответствии с Инструкцией.

6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включает:

1) для критически важных объектов федерального уровня значимости:

создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зонах чрезвычайных ситуаций, в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и других неотложных работ на критически важных объектах в зонах чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с подпунктом "д" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ;

2) для критически важных объектов регионального уровня значимости:

создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зонах чрезвычайных ситуаций, в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и других неотложных работ на критически важных объектах в зонах чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с подпунктом "д" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ;

3) для критически важных объектов муниципального уровня значимости:

создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зонах чрезвычайных ситуаций, в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и других неотложных работ на критически важных объектах в зонах чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с подпунктом "д" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ.

7. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, и жизнедеятельности работников таких организаций в чрезвычайных ситуациях, включает:

1) для критически важных объектов федерального уровня значимости - создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования критически важных объектов при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях из числа работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты <4>;

--------------------------------

<4> Подпункт 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., "Стандартинформ", 2020).

2) для критически важных объектов регионального уровня значимости - создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования критически важных объектов при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях из числа работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;

3) для критически важных объектов муниципального уровня значимости - создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования критически важных объектов при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях из числа работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты.

8. Проведение оценки готовности организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определение достаточности мер, принимаемых организациями, эксплуатирующими критически важные объекты, по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников таких организаций (далее - оценка готовности), осуществляется комиссиями по оценке готовности (далее - комиссия) на основании актов организаций, эксплуатирующих критически важные объекты.

9. Оценка готовности осуществляется с учетом категории значимости критически важных объектов с периодичностью:

1) не реже одного раза в год - для организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

2) не реже одного раза в три года - для организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

3) не реже одного раза в пять лет - для организаций, эксплуатирующие критически важные объекты муниципального уровня значимости.

10. Состав комиссии, порядок ее работы и срок проведения оценки готовности определяются актами организаций, эксплуатирующих критически важные объекты.

11. Председателем комиссии назначается руководитель организации, эксплуатирующей критически важные объекты, или один из числа его заместителей.

12. Комиссия формируется из числа работников организации, эксплуатирующей критически важные объекты, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

13. Исходя из категории значимости критически важного объекта, к работе комиссии по согласованию могут привлекаться:

1) в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - представители МЧС России, Минэнерго России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (по месту нахождения критически важного объекта);

2) в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (по месту нахождения критически важного объекта);

3) в отношении критически важных объектов муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (по месту нахождения критически важного объекта).

14. По результатам оценки готовности оформляется акт оценки готовности организации, эксплуатирующей критически важные объекты (далее - акт оценки готовности; рекомендуемый образец приведен в приложении к Требованиям).

15. Акт оценки готовности содержит выводы о готовности (неготовности) организации, эксплуатирующей критически важные объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также достаточности (недостаточности) мер, принимаемых организацией, эксплуатирующей критически важные объекты, по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников такой организации.

16. В акте оценки готовности указываются:

1) вывод о готовности (неготовности) организации, эксплуатирующей критически важные объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, который содержит оценку:

"готова" - при выполнении всех требований, содержащихся в комплексах мер, предусмотренных пунктами 4 - 7 Требований;

"не готова" - при невыполнении одного и (или) нескольких требований, содержащихся в комплексах мер, предусмотренных пунктами 4 - 7 Требований, с учетом уровня значимости критически важных объектов;

2) вывод о достаточности (недостаточности) мер, принимаемых организацией, эксплуатирующей критически важные объекты, по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников таких организаций, который содержит оценку:

"достаточно мер, принимаемых организацией, эксплуатирующей критически важные объекты, по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников такой организации" - при отсутствии недостатков по результатам тренировок;

"недостаточно мер, принимаемых организацией, эксплуатирующей критически важные объекты, по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников такой организации" - при наличии одного и более недостатков, выявленных по результатам тренировок, или при отсутствии отчетных материалов о проведении тренировок.

В случае если в акте оценки готовности содержится вывод о неготовности организации, эксплуатирующей критически важные объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) недостаточности мер, принимаемых организацией, эксплуатирующей критически важные объекты, по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников такой организации, в акте оценки готовности указываются недостатки, которые необходимо устранить организации, эксплуатирующей критически важные объекты, и сроки их устранения.

17. Акт оценки готовности составляется в одном экземпляре и подписывается всеми членами комиссии.

При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение, составленное в письменном виде, прилагается к акту оценки готовности и является его неотъемлемой частью.

18. В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.

19. Акт оценки готовности хранится в организации, эксплуатирующей критически важные объекты, в течение 5 лет в соответствии со статьей 601 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. N 236 <5>.

--------------------------------

<5> Зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2020 г., регистрационный N 57449.

Приложение

к обязательным для выполнения

требованиям к критически важным объектам

в области защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера,

правообладателями которых являются

организации, эксплуатирующие критически

важные объекты, в отношении которых

Минэнерго России осуществляет

координацию и регулирование деятельности,

утвержденным приказом Минэнерго России

от 15 сентября 2023 г. N 796

Рекомендуемый образец

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора), утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 июля 2021 г. N П/0303" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2023 N 75509)
"О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря", XV - XX вв. (Вологодская область, Кирилловский р-н, г. Кириллов) и утверждении границ их территории" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2023 N 75465)
"Об утверждении наименований и требований к квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности" (вместе с "Наименованиями квалификаций и требованиями к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, представленные Советом по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности")
"О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 15 марта 2023 г. N 85 "Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по главе 100 "Федеральное казначейство", а также о признании утратившими силу приказов Федерального казначейства от 15 марта 2023 г. N 86, от 24 мая 2023 г. N 172, от 23 августа 2023 г. N 303"
Ошибка на сайте