Рейтинг@Mail.ru

Приказ Казначейства России от 13.12.2023 N 451

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 13 декабря 2023 г. N 451

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ

ОРГАНИЗАЦИЯМ, НА 2024 ГОД

В целях реализации положений части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007) приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2024 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Ответственным лицом за реализацию Программы назначить заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайлика.

3. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, определить Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.

4. Управлению по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства (Л.Х. Муромцева) обеспечить размещение Программы на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня утверждения.

5. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства, осуществляющих полномочия по внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, назначить лицо, ответственное за организацию и проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 2 раздела III "Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения" Программы, и представить в Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства сведения о назначенном ответственном лице в срок до 15 января 2024 года.

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений пункта 4 настоящего приказа, вступающих в силу с момента подписания настоящего приказа.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

Р.Е.АРТЮХИН

Утверждена

приказом Федерального казначейства

от 13 декабря 2023 г. N 451

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ

ОРГАНИЗАЦИЯМ, НА 2024 ГОД

I. Анализ текущего состояния осуществления внешнего

контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих

аудиторские услуги общественно значимым организациям,

описание текущего развития профилактической деятельности

Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля

деятельности аудиторских организаций, оказывающих

аудиторские услуги общественно значимым организациям,

характеристика проблем, на решение которых направлена

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего

контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих

аудиторские услуги общественно значимым организациям

Предметом внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - ВКД АО), является соблюдение аудиторскими организациями требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2023, N 31, ст. 5781) (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориального органа) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (далее - обязательные требования).

Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО, утвержден приказом Федерального казначейства от 9 августа 2022 г. N 226 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям" (в редакции от 11 апреля 2023 г. N 131). Актуализация Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, проводится по мере необходимости.

Сведения о структурных единицах нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО, также внесены в ФГИС "Реестр обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы)".

Количество аудиторских организаций, являющихся объектами ВКД АО, из года в год сокращается. По сравнению с показателями 2014 года (924 аудиторские организации) число аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в 2023 году сократилось на 56% и составило 423 организации. Данный факт обусловлен как общей экономической ситуацией, так и особенностями, связанными с реформированием аудиторской деятельности и функционированием рынка аудиторских услуг.

Аудиторские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", стандартами аудиторской деятельности, кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также иными требованиями, установленными Банком России, Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией "Содружество" в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Под стандартами аудиторской деятельности понимаются международные стандарты аудита (далее - МСА), принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные применению на территории Российской Федерации Минфином России. Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.

Сравнительные результаты ВКД АО за период с 2014 по 2023 годы представлены в Таблице N 1.

Таблица N 1

Наименование показателя

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

01.11.2023 г.

Количество запланированных проверок на очередной год

320

258

260

260

262

269

253

264

394

279

Количество проведенных плановых внешних проверок

287

227

217

241

247

236

55

241

71

214

Соотношение запланированных и проведенных проверок

90%

88%

83%

93%

94%

88%

22%

98%

18%

77

Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок

33

31

37

19

14

9

5

19

321

17

Количество внеплановых проверок

6

10

22

31

28

25

9

26

7

1

Количество принятых решений о применении меры воздействия

247

191

188

224

206

189

72

173

55

157

Количество проведенных профилактических визитов

0

0

0

0

0

0

0

28

309

33

Количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства

0

0

0

0

0

0

0

28

284

50

В рамках анализа нарушений, выявленных в ходе ВКД АО по состоянию на 1 ноября 2023 года, установлено, что:

- требования к форме и содержанию аудиторского заключения не соблюдают 77% аудиторских организаций;

- требования к соблюдению этических принципов не соблюдают 55% аудиторских организаций;

- требования к системе контроля качества услуг не соблюдают 58% аудиторских организаций;

- требования к формированию мнения в аудиторском заключении не соблюдаются 35% аудиторских организаций;

- требования к разработке и выполнению аудиторских процедур, сбору достаточных надлежащих аудиторских доказательств не соблюдают 31% аудиторских организаций.

Всего по состоянию на 1 ноября 2023 года в рамках проведенных проверок ВКД АО выявлено 8 379 нарушений обязательных требований, допущенных аудиторскими организациями.

Профилактическая деятельность Федерального казначейства в рамках ВКД АО в 2023 году осуществляется по следующим направлениям:

- проведение обязательных профилактических визитов в отношении аудиторских организаций, впервые приступающих к осуществлению деятельности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;

- объявление предостережений в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований;

- обобщение правоприменительной практики (в том числе посредством подготовки докладов, отчетов, статистической информации и рекомендаций по недопущению нарушения обязательных требований);

- обеспечение открытости деятельности Федерального казначейства (в том числе посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.gov.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) информации о деятельности по ВКД АО);

- проведение различных мероприятий, посвященных вопросам аудиторской деятельности и осуществления ВКД АО (совещаний, конференций, заседаний совещательных органов и рабочих групп) с участием представителей аудиторского сообщества, иных заинтересованных органов власти и организаций.

В целях реализации положений части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007) (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") издан приказ Федерального казначейства от 19 декабря 2022 г. N 384 "Об утверждении программы Профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2023 год".

Профилактические мероприятия исполняются в течение года в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2023 год и Перечнем профилактических мероприятий.

Реализация положений Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в 2023 году осуществлялась по следующим направлениям:

- проведение профилактических визитов;

- объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

- информирование аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований посредством:

поддержания в актуальном виде на официальном сайте Федерального казначейства перечня нормативных правовых актов и текстов правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВКД АО;

проведения заседаний Совета по организации внешнего контроля деятельности аудиторских организаций (далее - Совет по организации ВКД АО) и рабочих групп, созданных при нем, а также заседаний Контрольной комиссии Федерального казначейства по рассмотрению результатов ВКД АО;

проведения совместно с представителями аудиторского сообщества совещаний, конференций и семинаров;

осуществления электронного взаимодействия через личные кабинеты аудиторских организаций в ГИИС "Электронный бюджет" в ходе проведения профилактических визитов;

- обобщение правоприменительной практики осуществления ВКД АО и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и официальных сайтах территориальных органов Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты территориальных органов).

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2023 году включали в себя следующую деятельность.

1. Осуществляется проведение профилактических визитов в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, впервые приступающих к осуществлению деятельности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также деятельность которых относится к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Проведено 33 профилактических визита, в ходе которых контролируемые лица проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а также осуществлен сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категориям риска.

2. Осуществляется объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В 2023 году объявлено 50 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В рамках анализа оснований объявления предостережений установлено, что среди аудиторских организаций, которым объявлены предостережения:

- требования к форме и содержанию аудиторского заключения не соблюдают 34% аудиторских организаций;

- требования к системе контроля качества услуг не соблюдают 14% аудиторских организаций;

- требования к раскрытию информации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не соблюдают 9% аудиторских организаций;

- требования к уведомлению уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг не соблюдают 9% аудиторских организаций;

- требования к порядку подписания аудиторского заключения не соблюдают 9% аудиторских организаций.

3. В целях повышения информированности общественности по направлению деятельности ВКД АО проводится работа Советом по организации ВКД АО (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций"). Основанием деятельности Совета по организации ВКД АО является План работы Совета по организации ВКД АО на очередной год, утверждаемый руководителем Федерального казначейства - Председателем Совета по организации ВКД АО.

При Совете по организации ВКД АО действуют:

- Рабочая группа по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций;

- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы;

- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы по исполнению аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

В рамках деятельности Рабочей группы по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций (далее - Классификатор нарушений), в I полугодии 2023 года подготовлена новая редакция Классификатора нарушений для последующего направления Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией "Содружество" (далее - СРО ААС) в Минфин России. Во II полугодии 2023 года проведена работа по дополнению Классификатора нарушений.

В рамках деятельности Рабочей группы по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы и Рабочей группы по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы по исполнению аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ проведен анализ результатов контрольных мероприятий и выявляемых нарушений в целях подготовки предложений для включения в рекомендации аудиторским организациям по проведению обязательного аудита. Проведены совещания с представителями аудиторского сообщества, посвященные соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности и в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Также Федеральным казначейством совместно с представителями СРО ААС проведен ряд мероприятий с участием аудиторского сообщества, на которых аудиторские организации были проинформированы о результатах надзорной деятельности и о необходимости проведения аудиторскими организациями дополнительной работы в целях снижения количества нарушений требований законодательства Российской Федерации и повышения качества оказываемых аудиторских услуг.

Осуществляется работа Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и СРО ААС. В рамках деятельности указанных комиссий в 2023 году рассмотрены результаты внешних проверок деятельности 46 аудиторских организаций.

Вся информация о деятельности Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, Совета по организации ВКД АО и рабочих групп, созданных при нем, публикуется на официальном сайте Федерального казначейства.

4. По результатам работы по обобщению правоприменительной практики за 2022 год Федеральным казначейством подготовлен Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2022 год, который утвержден приказом Федерального казначейства от 28 февраля 2023 г. N 65.

5. Подготовлен Доклад о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2022 год.

6. На официальном сайте Федерального казначейства публикуется расширенная информация о результатах проведения плановых и внеплановых проверок в рамках ВКД АО, а также на регулярной основе актуализируется следующая информация:

- статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований;

- перечень и тексты правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО;

- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения аудиторских организаций к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- перечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;

- Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на очередной год.

7. Подготовлена новая редакция формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора) (находится в стадии согласования).

8. Во исполнение требований части 1 статьи 5.4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и подпункта 5.37.9 пункта 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N" 703 "О Федеральном казначействе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2023, N 32, ст. 6389) с 1 сентября 2022 года Федеральным казначейством осуществляется ведение реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

По результатам рассмотрения заявлений аудиторских организаций по состоянию на 1 ноября 2023 года в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, внесены сведения о 112 аудиторских организациях. Двум аудиторским организациям отказано во внесении сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, по следующим основаниям:

- отсутствие у аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, квалификационных аттестатов аудитора и опыта участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям, предусмотренных частью 1 статьи 5.3 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

- отсутствие в заявлении о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, подтверждения соответствия аудиторской организации требованиям, установленным частью 1 статьи 5.3 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

9. В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007), пунктом 2 Положения о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5396; 2022, N 1, ст. 119), пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2023, N 32, ст. 6389), приказом Федерального казначейства от 2 декабря 2022 г. N 32н "Об утверждении форм документов, используемых Федеральным казначейством при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 72248) утверждены формы документов, используемых Федеральным казначейством при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора), которые размещены на официальном сайте Федерального казначейства.

10. В рамках реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р, осуществлено информирование комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) 67 юридических лиц, отнесенных к общественно значимым организациям, о результатах внешнего контроля деятельности аудиторских организаций. Данные мероприятия проводятся в целях дополнительного стимулирования добросовестного поведения аудиторских организаций на рынке аудиторских услуг.

11. В 2023 году представители Федерального казначейства и его территориальных органов приняли участие в следующих мероприятиях:

- конференциях с аудиторскими организациями по вопросам осуществления ВКД АО в 2023 году;

- VII Международной научно-практической конференции на тему: "Аудит и консалтинг: перспективы развития, востребованность и роль в обеспечении экономической безопасности и эффективности бизнеса, устойчивого развития экономики в условиях глобальных преобразований", совместно с СРО ААС;

- совещании с представителями Минфина Республики Беларусь и Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией "Содружество" на тему: "Стратегические направления и приоритеты развития аудиторской деятельности Союзного государства в условиях глобальных геополитических тенденций";

- научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций "Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях" при участии представителей Минобрнауки России;

- Форуме контрольных органов - 2023, организованном Минэкономразвития России;

- XXIII Международной научно-практической конференции на тему: "Актуальные вопросы аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансового контроля (надзора) в современных реалиях: проблемы, перспективы, решения", организованной СРО ААС и Международным институтом сертифицированных бухгалтеров и аудиторов.

С участием представителей органов власти и профессионального сообщества проведена конференция, посвященная вопросам совершенствования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней.

На регулярной основе в режиме аудио-видеоконференцсвязи проводятся вебинары и совещания с территориальными органами Федерального казначейства.

Все проводимые Федеральным казначейством мероприятия Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2024 год (далее - Программа) направлены на повышение уровня осведомленности аудиторских организаций об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации, предъявляемых к их деятельности, снижение рисков нарушения аудиторскими организациями указанных требований, а также стимулирование их добросовестного соблюдения.

В целях совершенствования проводимых Федеральным казначейством профилактических мероприятий необходимо обеспечить продолжение практики:

- осуществления анализа деятельности аудиторских организаций в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил;

- применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности;

- взаимодействия Федерального казначейства с СРО ААС и профессиональным аудиторским сообществом в части сближения подходов при применении мер воздействия к недобросовестным участникам рынка аудиторских услуг, а также координации деятельности по осуществлению методологической работы.

Показатели результативности и эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2023 год характеризуются следующими данными:

- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок - 95,8%;

- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия - 100%;

- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период, к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде - 73,4%;

- доля проинформированных аудиторских организаций об обязательных требованиях и осуществлении государственного контроля (надзора) - 90%.

II. Цели и задачи реализации Программы профилактики рисков

причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских

организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно

значимым организациям

Целями реализации Программы являются:

- стимулирование добросовестного соблюдения аудиторскими организациями обязательных требований;

- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям аудиторскими организациями обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- создание условий для доведения обязательных требований до аудиторских организаций, повышение их информированности о способах их соблюдения.

Реализация Программы позволит решить следующие задачи:

- выявить причины, факторы и условия, способствующие нарушению обязательных требований аудиторскими организациями, определить способы устранения или снижения рисков их возникновения;

- выявить типичные нарушения обязательных требований и подготовить предложения по их профилактике;

- предотвратить готовящиеся нарушения обязательных требований и предупредить аудиторские организации о наличии признаков нарушений обязательных требований;

- проинформировать аудиторские организации об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, о соответствии их деятельности тем или иным критериям риска, об основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении аудиторских организаций.

III. Перечень профилактических мероприятий, сроки

(периодичность) их проведения

N п/п

Наименование мероприятия

Срок (периодичность проведения)

Ответственное подразделение органа государственного контроля (надзора)

1.

Проведение профилактических визитов <1>

В течение года

Управление по надзору за аудиторской деятельностью (далее - Управление), территориальные органы Федерального казначейства

2.

Объявление аудиторским организациям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в случае наличия у Федерального казначейства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)

В течение года

Управление, территориальные органы Федерального казначейства

3.

Информирование аудиторских организаций посредством проведения Федеральным казначейством заседаний Совета по организации ВКД АО, заседаний рабочих групп при Совете по организации ВКД АО, Контрольных комиссий по рассмотрению результатов ВКД АО

В течение года

Управление

4.

Подготовка и размещение на официальном сайте Федерального казначейства доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

Не позднее 1 марта 2024 года

Управление

5.

Информирование аудиторских организаций о результатах осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, посредством размещения на официальном сайте Федерального казначейства доклада о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, представленного в Минэкономразвития России

15 марта 2024 года

Управление

6.

Информирование аудиторских организаций посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, уполномоченными на осуществление внешнего контроля деятельности аудиторских организаций

Не позднее 5 рабочих дней со дня подписания актов проверок

Управление

7.

Информирование аудиторских организаций посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований

Ежеквартально

Управление

8.

Информирование аудиторских организаций посредством поддержания в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства перечня и текстов правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций

В течение года

Управление

9.

Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения аудиторских организаций к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

В течение года

Управление

10.

Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства перечня аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска

В течение года

Управление

11.

Информирование аудиторских организаций посредством размещения в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2024 год

В течение года

Управление

12.

Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

В течение года

Управление

13.

Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

В течение года

Управление

14.

Информирование аудиторских организаций посредством публикации в журналах

По согласованию со СМИ

Управление

15.

Информирование аудиторских организаций посредством личных кабинетов аудиторских организаций в подсистеме финансового контроля ГИИС "Электронный бюджет"

В течение года

Управление

16.

Стимулирование добросовестного поведения аудиторских организаций на рынке аудиторских услуг, в том числе посредством осуществления взаимодействия с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) аудируемых лиц

В течение года

Управление

17.

Информирование аудиторских организаций посредством проведения Федеральным казначейством совместно с Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией "Содружество" совещаний, конференций, круглых столов, посвященных вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации

В течение года

Управление

III. Показатели результативности и эффективности Программы

профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям при осуществлении внешнего контроля

деятельности аудиторских организаций, оказывающих

аудиторские услуги общественно значимым организациям

Показателями результативности и эффективности Программы являются:

Коэффициент информирования аудиторских организаций. Показатель определяется как отношение количества обязательных профилактических визитов, проведенных в отношении аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, к общему количеству аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Формула для расчета данного ключевого показателя представлена ниже:

К(инф) = ПВ / АО

где:

ПВ - количество профилактических визитов, проведенных в течение отчетного периода в отношении аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

АО - общее количество аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение отчетного периода.

Оценка результативности ключевого показателя:

0,7 - профилактические визиты осуществляются в достаточном объеме с целью своевременного информирования аудиторских организаций, что свидетельствует об эффективности осуществления профилактической деятельности;

< 0,7 - недостаточный объем проведения профилактических визитов с целью информирования аудиторских организаций, впервые приступивших к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Эффективность предупреждения нарушений. Расчет показателя осуществляется по следующей формуле:

К(ПН) = ОП(текущ.) / ОП(прошл.) * 100%

где:

ОП(текущ.) - количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении аудиторских организаций в текущем отчетном периоде, которым в предыдущем периоде объявлялось предостережение по аналогичным основаниям;

ОП(прошл.) - количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении аудиторских организаций в текущем отчетном периоде, которым в предыдущем отчетном периоде объявлено предостережение.

Снижение доли аудиторских организаций, в отношении которых повторно было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований по аналогичным основаниям, свидетельствует об эффективности осуществления профилактической деятельности.

Другие документы по теме
"Об установлении зоны охраняемого объекта (г. Санкт-Петербург, Центральный район, кадастровый квартал: 78:31:0001626)" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2023 N 76372)
"О регистрации объекта культурного наследия федерального значения "Главный дом", кон. XVIII - XIX вв., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба", кон. XVIII - нач. XIX вв. (г. Москва), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
"О внесении изменений в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2023 N 76379)
"Об установлении зоны охраняемых объектов (г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район)" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2023 N 76363)
Ошибка на сайте