Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 07.07.2006 N 419

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2006 г. N 419

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 15 АПРЕЛЯ 1996 Г. N 480

В целях обеспечения дальнейшего социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, уточнения перечня программных мероприятий и объема их финансирования Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 2007; 2002, N 13, ст. 1208; 2003, N 52, ст. 5062; 2004, N 52, ст. 5498).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 июля 2006 г. N 419

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 АПРЕЛЯ 1996 Г. N 480 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005

И ДО 2010 ГОДА"

Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года", утвержденную указанным Постановлением, изложить в следующей редакции:

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ И ДО 2010 ГОДА"

ПАСПОРТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ И ДО 2010 ГОДА"

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Территория Дальнего Востока и Забайкалья составляет 6998,7 тыс. кв. км (40,99 процента территории Российской Федерации). На ней расположены 13 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский и Агинский Бурятский автономные округа. Численность постоянного населения на 1 января 2005 г. составляла 8771,4 тыс. человек (6,1 процента населения страны). Плотность населения колеблется от 0,1 до 12,4 человека на 1 кв. км, в среднем по регионам Дальнего Востока и Забайкалья составляет 1,3 жителя на 1 кв. км.

Совокупный объем валового регионального продукта, произведенного регионами Дальнего Востока и Забайкалья в 2004 году, составил 5,6 процента суммарного валового регионального продукта, произведенного регионами Российской Федерации.

Объем производства промышленной продукции в регионах Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году составил 469,9 млрд. рублей, или 102,3 процента по отношению к уровню 2004 года. Рост в основном наблюдался в Приморском крае - 112,3 процента и Чукотском автономном округе - 116,8 процента. В то же время в ряде регионов отмечалось сокращение объема производства промышленной продукции: в Республике Саха (Якутия) - 94 процента, Амурской области - 94,6 процента, Корякском автономном округе - 95,9 процента.

Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году вырос и составил 105,4 процента по отношению к уровню 2004 года. Основной рост объема инвестиций наблюдался в Республике Саха (Якутия) - 125,8 процента, Камчатской области - 121,4 процента и Еврейской автономной области - 156,1 процента. Падение объема инвестиций отмечалось в Республике Бурятия - 92 процента, Магаданской области - 85,4 процента, Амурской области - 97,6 процента, Читинской области - 95,8 процента и Корякском автономном округе - 79,9 процента.

Первое место по объему иностранных инвестиций среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья занимает Сахалинская область - 75,8 процента всех инвестиций, далее следует Республика Саха (Якутия) - 16,1 процента (средства в основном направлены на добычу алмазов). Основными иностранными инвесторами являются Япония - 29 процентов, Нидерланды - 20 процентов и Великобритания - 16 процентов.

Основу промышленности регионов составляют топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, лесопромышленный комплекс, транспорт и пищевая (в том числе рыбная - более 68 процентов) промышленность.

В 10 из 13 регионов, входящих в состав Дальнего Востока и Забайкалья, одной из ведущих отраслей сельского хозяйства является животноводство (оленеводство, овцеводство, мясомолочное животноводство, звероводство).

Занимая значительную часть территории Российской Федерации, регион Дальнего Востока и Забайкалья имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Дальнего Востока и Забайкалья составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, соответственно протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км на Дальнем Востоке в 3,6 раза, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране.

Бюджеты субъектов, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, в 2005 году были в основном дефицитными (профицит наблюдался в Приморском крае, Еврейской автономной области, Агинском Бурятском и Чукотском автономных округах).

Снижение уровня жизни при переходе к рынку, общая обстановка нестабильности негативно сказались на демографической ситуации в регионе. Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль здесь играет естественная убыль (превышение смертности над рождаемостью). Однако население Дальнего Востока и Забайкалья сокращается также за счет миграции в другие регионы. С 1992 по 2005 год Дальний Восток потерял около 1,5 млн. человек, или 17 процентов населения. Дальний Восток и Забайкалье покидают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. Основными причинами оттока населения являются сложные климатические условия, отдаленность от центральных районов страны, неразвитость инфраструктурной и социальной сфер, снижение уровня жизни.

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года" (далее - Программа) представляет собой взаимоувязанный комплекс программных проектов и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения регионов Дальнего Востока и Забайкалья.

Мероприятия Программы направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Устойчивое социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья обеспечивает территориальную целостность Российской Федерации. Некоторые регионы Дальнего Востока являются пограничными, и их развитие приобретает еще большую значимость для страны в целом.

Решение проблем Дальнего Востока и Забайкалья полностью соответствует национальным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия и проекты Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Отбор проектов Программы производился в соответствии с критериями общегосударственной значимости и приоритетности, а также с учетом ограниченных ресурсных возможностей.

Дополнительными аргументами в пользу успешной реализации Программы для решения важнейших проблем социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года являются:

учет общефедеральных интересов при постановке целей и задач;

согласование в рамках реализации Программы ранее принятых Правительством Российской Федерации решений по объектам общегосударственной значимости и программным мероприятиям регионального уровня;

возможность наиболее рационального использования средств федерального бюджета;

привлечение собственных и заемных средств участников Программы и ресурсов бюджетов регионов Дальнего Востока и Забайкалья для решения общефедеральных и региональных задач.

Механизм решения задач изложен в виде системы программных мероприятий, связанных с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.

Главными составляющими Программы являются организация управления, согласованность действий участников и контроль за ходом выполнения задач социально-экономического развития.

В рамках Программы рассмотрены 2 варианта модернизации и развития социальной и инженерной инфраструктур Дальнего Востока и Забайкалья - инерционный и базовый.

Инерционный вариант предусматривает сохранение тенденций развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья, характеризующихся недостаточными объемами работ по развитию социальной и инженерной инфраструктур, проведением строительства и реконструкции только приоритетных объектов, консервацией остальных объектов строительства и реконструкции, массовым оттоком населения с территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Базовый вариант предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения следующих целей Программы: реализация важнейших проектов модернизации и развития региональной и муниципальной инфраструктур, завершение начатых объектов строительства и реконструкции, формирование социальной инфраструктуры регионов, отвечающей интересам населения страны, а также Дальнего Востока и Забайкалья.

При реализации инерционного варианта достижение поставленных в Программе целей становится практически не осуществимо. Реализация инерционного варианта будет означать дальнейшее снижение уровня жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья и нарастающее отставание от основных показателей развития районов средней полосы России. В этом случае Дальний Восток и Забайкалье будут сдерживать развитие Российской Федерации в целом.

В связи с этим формирование системы мероприятий Программы, определение сроков и этапов ее реализации, разработка механизмов ее реализации, оценка ее экологических последствий осуществлялись по базовому варианту.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с:

недостатками в управлении Программой;

недостаточным учетом результатов маркетинговых исследований хода реализации Программы;

изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.

Недостатки в управлении Программой могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов, реализующих Программу, что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной социально-экономической ситуации в регионах.

Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы в зависимости от характера этого изменения может привести как к существенному увеличению фактических объемов ресурсного обеспечения Программы, так и к значительному сокращению финансирования мероприятий Программы, что неизбежно приведет к невозможности достижения поставленной цели.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы

реализации, целевые индикаторы и показатели эффективности

реализации Программы

Целями Программы являются создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества, развитие социальной сферы, повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение ускоренных темпов роста экономики в целях сокращения миграции населения в другие регионы.

Достижение поставленных целей означает:

совершенствование топливно-энергетического комплекса;

модернизацию ведущих отраслей Дальнего Востока и Забайкалья (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);

развитие транспортной инфраструктуры региона;

развитие минерально-сырьевого комплекса;

интеграцию Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона;

развитие социальной инфраструктуры;

снижение смертности населения;

увеличение рождаемости;

предотвращение миграции населения в другие регионы.

Общей концепцией социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено, что инвестиционная активность будет дифференцирована по регионам. Преимущество будут иметь территории с производственным потенциалом. Насущная необходимость развития транспортной инфраструктуры для расширения экспорта, обеспечения участия России в мировых хозяйственных связях определяет направление крупных инвестиций в приграничные, прежде всего в приморские регионы, к которым относится и Дальний Восток.

В Восточной Сибири (куда входит Забайкалье) и Дальневосточном регионе будет обеспечен опережающий рост инвестиций, что связано с реализацией крупных инфраструктурных и сырьевых проектов, требующих значительных капиталовложений.

Задачами Программы являются:

сохранение и создание рабочих мест в целях обеспечения эффективной занятости населения;

формирование благоприятного социального климата для обеспечения деятельности и здорового образа жизни населения, в том числе развитие систем здравоохранения (улучшение качества оказания медицинской помощи, оснащение учреждений здравоохранения современным диагностическим оборудованием, строительство новых корпусов для специализированных учреждений здравоохранения) и образования;

обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства за счет реконструкции, технического перевооружения и расширения основных тепловых электростанций, строительства, реконструкции и ремонта электрических, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, улучшения качества оказываемых населению коммунальных услуг;

развитие энергетического и рыбохозяйственного комплексов, транспорта и связи;

проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оздоровлению природной среды;

строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, проведение комплекса мероприятий по берегоукреплению;

совершенствование системы охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и укрепление ее материально-технической базы;

сокращение сброса загрязняющих веществ в водные объекты;

совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления (утилизация токсичных отходов промышленных предприятий, организация переработки бытовых отходов).

Программа реализуется в 1996 - 2005 годах и до 2010 года в 1 этап.

Индикаторами, характеризующими успешность реализации Программы в сфере здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства, станут показатели степени готовности объектов, ввод которых предусмотрен программными мероприятиями.

Индикаторами, характеризующими изменение экономического положения регионов, входящих в состав Дальнего Востока и Забайкалья, являются показатели, отражающие изменение темпов роста валового регионального продукта и объема промышленной продукции.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности ее реализации Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации организует проведение специализированной и независимой экспертиз, по результатам которых подготавливает с участием Министерства финансов Российской Федерации и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о:

корректировке целей и сроков реализации Программы, перечня программных мероприятий;

смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) Программы, об изменении форм и методов управления реализацией Программы;

сокращении финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;

досрочном прекращении реализации Программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);

принятии в установленном порядке мер к государственному заказчику-координатору Программы.

III. Перечень программных мероприятий

Программой предусматривается строительство и реконструкция объектов здравоохранения, образования, культуры и туризма, объектов топливно-энергетического комплекса, включая строительство линий электропередач и газификацию населенных пунктов, объектов водоснабжения и канализации, очистных сооружений, полигонов переработки бытовых отходов, сооружений берегоукрепления и защиты населенных пунктов от наводнений.

Федеральное агентство по энергетике профинансирует проекты и мероприятия Программы на общую сумму 17908,25 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 4786,54 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 6094,92 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 7026,79 млн. рублей.

Реализация проектов и мероприятий позволит ввести в строй в Республике Саха (Якутия) высоковольтную линию 220 кВ "Мирный - Сунтар - Нюрба" с подстанциями 220 кВ "Сунтар" и "Нюрба", магистральный газопровод к с. Бердигестях и газопроводы-отводы к селам Бэс-Кюэль, Кюерелях, Асыма и Дикимдя, подводный переход магистрального газопровода протяженностью 16,25 км и пропускной способностью 528 млн. куб. м в год через р. Лена, перевести на газовое топливо 46 котельных в 30 населенных пунктах.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству профинансирует проекты и мероприятия Программы на общую сумму 15827,08 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 9173,55 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 5683,13 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 970,4 млн. рублей.

Реализация проектов и мероприятий позволит ввести в строй системы водоснабжения и канализации в г. г. Якутске и Владивостоке, водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске, систему водоснабжения и канализации в г. Благовещенске, 2-й магистральный водопровод в г. Магадане, подземный водозабор "Мицулевский" и водопроводные сети в г. Корсакове (Сахалинская область), головную канализационную насосную станцию в г. Южно-Сахалинске, модульные котельные в селах Корякского автономного округа, очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков с канализационными сетями в г. Борзя (Читинская область), систему водоснабжения, очистные и канализационные сети в г. Чите.

Федеральное агентство водных ресурсов профинансирует проекты и мероприятия Программы на общую сумму 2560,28 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 1389,64 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 1170,64 млн. рублей.

Реализация проектов и мероприятий позволит построить защиту от наводнений в г. г. Владивостоке, Уссурийске, Спасске-Дальнем и Находке, сооружения для защиты от паводковых вод р. Амур в с. Константиновка, обеспечить берегоукрепление р. Амур в Амурской области.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию профинансирует проекты и мероприятия Программы на общую сумму 8493,98 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 3632,87 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 4751,41 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 109,7 млн. рублей.

Реализация проектов и мероприятий позволит ввести в строй стационар на 50 коек с пансионатом для республиканского ортопедического реабилитационного центра и детский противотуберкулезный диспансер на 80 коек и 150 посещений в смену в г. Якутске, онкологический центр на 183 места и перинатальный центр (акушерский корпус) на 229 коек и 250 посещений в смену в г. Хабаровске, хирургический корпус с поликлиникой центральной районной больницы в г. Свободный (Амурская область), центральную районную больницу с поликлиникой в с. Соболево (Камчатская область), дополнительный блок детской больницы в г. Петропавловске-Камчатском, противотуберкулезный диспансер со стационаром на 60 коек в пос. Палана (Корякский автономный округ), инфекционный корпус на 20 коек с лабораторией в пос. Могойтуй (Агинский Бурятский автономный округ), реконструировать областной онкологический диспансер на 300 коек в г. Южно-Сахалинске, республиканскую клиническую больницу имени Н.А. Семашко в г. Улан-Удэ, родильный дом на 101 койку с акушерским корпусом на 71 койку и с женской консультацией в г. Биробиджане, ожоговый и кардиологический центр, а также онкологический диспансер на 250 коек в г. Чите.

Федеральное агентство по образованию профинансирует проекты и мероприятия Программы на общую сумму 1446,15 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 583,95 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 487,8 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 109,7 млн. рублей.

Реализация проектов и мероприятий позволит ввести в строй школу на 220 учащихся в г. Советская Гавань (Хабаровский край), школу на 1000 учащихся в г. Биробиджане, профессионально-техническое училище на 480 мест и среднюю школу на 540 мест в пос. Угольные Копи (Чукотской автономный округ).

Объемы и источники финансирования Программы приведены в Приложении N 1.

Продолжающееся увеличение количества предприятий топливной промышленности и сектора первичной переработки сырья создает дополнительные нагрузки на экосистемы регионов. Для снижения техногенного воздействия негативных факторов на окружающую среду планируется провести комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятных экологических ситуаций и предотвращению ущерба, наносимого окружающей среде, предусмотренных на предприятиях производственной сферы, реализующих свои проекты в рамках Программы.

Мероприятия будут проводиться по следующим направлениям:

снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

увеличение степени очистки сточных вод и достижение норм предельно допустимого сброса в водоемы;

снижение количества отходов и увеличение степени их переработки и утилизации;

снижение объемов свежей воды, используемой на производственные нужды;

разработка и внедрение международных принципов стандартизации в области экологического управления, включающего в себя экологический аудит, экологическую сертификацию и стандартизацию продукции.

Необходимо отметить, что помимо мероприятий, непосредственно касающихся улучшения экологической обстановки, на решение этой задачи направлены все мероприятия Программы, поскольку каждое из них содержит специальные природоохранные меры, реализация которых должна удерживать уровень антропогенного воздействия в пределах допустимого.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Для достижения целей и решения задач Программы необходимо реализовать в полном объеме 152 проекта и мероприятия.

Общий объем финансирования всех проектов и мероприятий Программы составляет, в ценах соответствующих лет, 191727,66 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 20370 млн. рублей (10,62 процента всех затрат на реализацию Программы);

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 19355,85 млн. рублей (10,09 процента);

за счет внебюджетных источников - 152001,81 млн. рублей (79,29 процента).

При этом для финансирования капитальных вложений предполагается использовать 47850,94 млн. рублей (99,9 процента всех затрат на реализацию Программы), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 20344 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 18603,25 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 8903,69 млн. рублей.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составит 26 млн. рублей (0,1 процента всех затрат на реализацию Программы).

Реализация мероприятий по разделу бюджетной классификации "Текущие расходы" в Программе не предусмотрено.

Объемы капитальных вложений, финансируемых в целях реализации Программы, приведены в Приложении N 2. Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, приведены в Приложении N 3.

Мероприятия Программы, финансируемые за счет внебюджетных источников, приведены в Приложении N 4.

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для полноценной реализации целей и задач Программы. Механизм разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти регионов Дальнего Востока и Забайкалья.

Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков в ходе реализации Программы, ее нормативное правовое и методическое обеспечение.

Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для реализации Программы, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик-координатор Программы на основе докладов государственных заказчиков Программы подготавливает и представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации отчет по установленной форме о ходе работ по реализации Программы, о достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств.

Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации предложения о корректировке Программы либо прекращении ее выполнения. По завершении Программы государственный заказчик-координатор Программы подготавливает доклад о выполнении Программы и об эффективности использования средств за период ее реализации и до 1 марта 2011 г. представляет его в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Управление реализацией Программы осуществляется государственными заказчиками Программы.

Государственные заказчики Программы до 1 сентября 2006 г. заключают соглашения (договоры) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (на период ее реализации) о софинансировании Программы за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в увязке с общей стоимостью работ.

Исполнители мероприятий Программы определяются заказчиками-застройщиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Главным условием реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу Дальнего Востока и Забайкалья достаточных финансовых ресурсов.

Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются при формировании проектов бюджетов на очередной финансовый год и при разработке бюджетных проектировок на среднесрочный период.

Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящей Программой, включаются в проекты федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Средства федерального бюджета будут выделяться бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений на условиях софинансирования строек и объектов.

Финансирование строительства (реконструкции) объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, осуществляется за счет средств федерального бюджета на условиях участия субъектов Российской Федерации в софинансировании. При этом ответственность за финансовое обеспечение строительства (реконструкции) объектов, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, включенных в Программу и находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Условия финансирования мероприятий Программы устанавливаются соглашениями между государственными заказчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, частными инвесторами и органами местного самоуправления.

При формировании и использовании утвержденных лимитов бюджетных обязательств Российской Федерации государственные заказчики учитывают фактические объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

В заключаемых соглашениях учитывается возможность пропорционального сокращения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета при уменьшении согласованных в рамках указанных соглашений объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы

В результате выполнения Программы, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2010 года, экономика и социальная сфера Дальнего Востока и Забайкалья выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие региона и стабильное улучшение качества жизни населения, проживающего на его территории.

Реализация Программы позволит создать экономические условия для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, сформировать необходимую инфраструктуру и благоприятный инвестиционный климат для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества, развить социальную сферу.

Благоприятный социальный климат для обеспечения деятельности и здорового образа жизни населения будет формироваться за счет развития систем здравоохранения (улучшение качества оказания медицинской помощи, оснащение учреждений здравоохранения современным диагностическим оборудованием, строительство и реконструкция корпусов для специализированных учреждений здравоохранения) и образования.

В целях развития системы здравоохранения будет осуществлено:

строительство и расширение специализированных больниц, в том числе двукратное увеличение мощности онкологического центра и строительство перинатального центра в г. Хабаровске;

строительство районных больниц;

реконструкция республиканской клинической больницы имени Н.А. Семашко (Республика Бурятия).

В целях развития системы образования предусматривается строительство и реконструкция 12 образовательных учреждений.

В целях обеспечения бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства предусматривается осуществление 83 мероприятий, в том числе 49 мероприятий по реконструкции и строительству систем водоснабжения и канализации.

К 2010 году будут введены в строй водозаборные сооружения мощностью 320 тыс. куб. м в сутки, водоочистные сооружения мощностью 530 тыс. куб. м в сутки, водопроводные сооружения мощностью 140 тыс. куб. м в сутки, системы канализации мощностью 1100 тыс. куб. м в сутки, переведены на газ 70 котельных, построены и реконструированы 14 котельных, будет введено в строй 64 км новых теплосетей. Ввод объектов будет осуществлен в соответствии с календарным планом.

Индикаторами, характеризующими успешность реализации мероприятий Программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, станут показатели степени готовности объектов, ввод которых предусмотрен программными мероприятиями. Показатели степени готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства приведены в Приложении N 5.

В рамках Программы будут решены задачи экономического развития регионов, в том числе:

в Республике Саха (Якутия):

завершение строительства высоковольтной линии 220 кВ "Мирный - Сунтар - Нюрба" с подстанциями 220 кВ "Сунтар" и "Нюрба", что позволит увеличить качество и надежность электроснабжения, сократить завоз дорогостоящего дизельного топлива (с 3151 до 151 тонны);

в Хабаровском крае:

газификация населенных пунктов Солнечного района и населенных пунктов, расположенных вдоль магистрали газопровода "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск", что создаст условия для социально-экономического роста районов, обеспечит устойчивое теплоснабжение и газоснабжение населения, объектов социальной сферы и промышленных потребителей;

в Сахалинской области:

увеличение запасов газа промышленных категорий до 12 млрд. куб. м и поставка газа на энергетические объекты Сахалинской области и Хабаровского края.

На протяжении всего срока реализации Программы будут проводиться научные работы по совершенствованию применения программно-целевого метода для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Будет создана система оценки эффективности социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья и многокритериальная система оценки демографической ситуации в этих регионах с выделением ключевых направлений по ее улучшению на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Кроме того, будет разработана многофакторная модель развития инвестиционно-инновационного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья, учитывающая потребности и возможности региона.

Эффективность Программы рассчитывается на основе показателей эффективности реализации инвестиционных проектов. В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения в регионах Дальнего Востока и Забайкалья в результате реализации Программы рассматриваются:

увеличение темпов роста валового регионального продукта;

рост объема промышленного производства;

повышение собираемости налогов и других обязательных платежей на территории регионов.

В результате реализации Программы темпы роста суммарного валового регионального продукта в регионах Дальнего Востока и Забайкалья увеличатся на 158 процентов по отношению к уровню 2004 года, достигнув абсолютного значения в 2010 году - 1357,4 млрд. рублей (в ценах 2004 года).

Динамика роста суммарного валового регионального продукта в регионах Дальнего Востока и Забайкалья приведена в Приложении N 6. Динамика роста валового регионального продукта в регионах Дальнего Востока и Забайкалья приведена в Приложении N 7.

Уровень развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья зависит прежде всего от уровня развития промышленности. Развитие промышленного комплекса регионов позволит производить промышленной продукции (в ценах 2004 года) в 2,2 раза больше, чем в 2004 году, что составит 988,2 млрд. рублей. Показатели прироста объемов производства промышленной продукции приведены в Приложении N 8.

Реализация инвестиционных проектов, которые ориентированы не только на обновление изношенного оборудования, но и на расширение и создание производств, обеспечит существенный прирост налоговых платежей как в федеральный, так и в региональный бюджеты. Объем всех собираемых налогов в 2010 году увеличится более чем в 1,6 раза по отношению к уровню 2004 года. Объемы поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приведены в Приложении N 9.

Количество новых и сохраненных рабочих мест приведено в Приложении N 10.

Методика расчетов показателей эффективности Программы приведена в Приложении N 11.

Экономический рост и намеченные структурные преобразования в экономике регионов Дальнего Востока и Забайкалья несут в себе противоречивые тенденции относительно влияния на состояние окружающей природной среды. Вместе с тем наращивание производства на основе модернизации производственных мощностей, внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, снижения потребления первичных производственных ресурсов явится мощным фактором, способствующим стабилизации и недопущению ухудшения экологической обстановки. Наряду с модернизацией производства существенное значение будет иметь также реализация специальных экологических мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией водоочистных сооружений и установок по очистке выбросов в атмосферу.

Таким образом, в ходе реализации Программы экологическая ситуация не ухудшится.

Приложение N 1

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ

И ДО 2010 ГОДА"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Приложение N 2

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ОБЪЕМЫ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ,

ФИНАНСИРУЕМЫХ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ И ДО 2010 ГОДА"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Приложение N 3

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ

РАБОТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ И ДО 2010 ГОДА"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Приложение N 4

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ И ДО 2010 ГОДА",

ФИНАНСИРУЕМЫЕ ЗА СЧЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Приложение N 5

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ПОКАЗАТЕЛИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ОБЪЕКТОВ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

(процентов)

Приложение N 6

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ДИНАМИКА РОСТА

СУММАРНОГО ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА В РЕГИОНАХ

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ

(процентов, по отношению к уровню 2004 года)

Приложение N 7

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ДИНАМИКА РОСТА

ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

И ЗАБАЙКАЛЬЯ

(млрд. рублей, в ценах 2004 года)

Приложение N 8

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ПОКАЗАТЕЛИ ПРИРОСТА

ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

(млн. рублей, в ценах 2004 года)

Приложение N 9

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

ОБЪЕМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ

НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ

СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 10

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

КОЛИЧЕСТВО НОВЫХ И СОХРАНЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

(человек)

Приложение N 11

к Федеральной целевой программе

"Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

МЕТОДИКА

РАСЧЕТОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ И ДО 2010 ГОДА"

В данном Приложении приведена методика расчета оценки социально-экономической и экологической эффективности Программы.

При анализе экономических результатов реализации Программы определяются:

увеличение валового регионального продукта;

увеличение промышленного производства;

социальный эффект и социальная эффективность.

Эффекты рассчитываются как совокупность соответствующих эффектов всех проектов и мероприятий, включенных в Программу и обоснованных бизнес-планами заявителей проектов. Бизнес-планы были подвергнуты экспертизе на соответствие требованиям Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21 июня 1999 г. N ВК 477.

Эффективность определяется делением численного выражения соответствующего вида эффекта на связанные с ним затраты.

Представленные результаты расчетов выполнены преимущественно в табличном виде. В Программе в основном используются таблицы:

отражающие соотношение начального и конечного состояния;

отражающие только суммарное значение показателя по Программе;

показывающие динамику показателей в период реализации Программы за каждый год.

В таблицах в качестве начального значения показателя принимается показатель, относящийся к 2004 году, а в качестве конечного значения - данные, относящиеся к году, следующему за последним годом реализации Программы.

Увеличение валового регионального продукта определяется ростом добавленной стоимости. При этом следует различать три составляющие добавленной стоимости, связанные с реализацией проекта:

добавленную стоимость, связанную с дополнительным объемом производства товаров (услуг) заявителя проекта;

добавленную стоимость, связанную с дополнительным объемом производства строительных организаций и поставщиков оборудования, привлекаемых к реализации проекта;

добавленную стоимость, связанную с дополнительным объемом производства поставщиков сырья, материалов, комплектующих, энергии, а также организаций, оказывающих дополнительные услуги (транспорт, связь).

Дополнительный объем производства товаров (услуг) заявителем проекта является прямым источником роста валового регионального продукта, а остальные источники - косвенным. При определении величины косвенного источника услуги организаций, расположенных за пределами региона, не следует относить к источникам региональной дополнительной стоимости.

Рост объемов производства по совокупности проектов и мероприятий Программы исчисляется в денежном выражении.

Социальный эффект определяется в натуральном выражении как количество сохраненных и вновь созданных рабочих мест.

Социальная эффективность Программы рассчитана и приводится в виде индикаторов (групп индикаторов). Таблица отражает годовую динамику важнейших показателей, являющихся предметом статистической отчетности, что позволяет сопоставлять планируемое положение в регионе с положением в стране в целом.".

Другие документы по теме
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2008 г. N 964"
"Об утверждении ГН 2.1.6.2556-09" (вместе с "ГН 2.1.6.2556-09. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Ориентировочный безопасный уровень воздействия (обув) 2-хлорвиниларсиноксида (оксида люизита) в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенический норматив") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2009 N 15227)
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 743 "Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)"
"О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе "Управление"
Ошибка на сайте