Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ПФ РФ от 28.01.2003 N МЗ-09-25/796

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 января 2003 г. N МЗ-09-25/796

О ПОЗИЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПФР

В связи с поступающими запросами отделений и управлений ПФР по отдельным вопросам, возникающим в практической деятельности, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.

1. О компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно.

Статьей 4 этого Закона установлены источники финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации. Таким источником является федеральный бюджет, а также Пенсионный фонд Российской Федерации для лиц, получающих государственные пенсии, в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, статьей 19 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлен целевой характер использования денежных средств Фонда и определены направления их расходования.

Расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно противоречит статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами. При этом согласно статье 32 Бюджетного кодекса все расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджете соответствующего фонда в обязательном порядке и в полном объеме.

Однако федеральными законами о бюджете ПФР на 2000 - 2002 гг. расходование средств на оплату проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 не было предусмотрено.

Закон Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 не связывает предоставление бесплатного проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно с условием назначения пенсий по старости и по инвалидности.

Эта льгота предоставляется пенсионерам по старости и по инвалидности в связи с особыми условиями труда и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с Федеральными законами от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" расходы на реализацию установленных льгот для пенсионеров возмещаются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

Возложение на Пенсионный фонд Российской Федерации финансирования расходов, связанных с проездом пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, к месту отдыха и обратно, не соответствует законодательству.

Учитывая изложенное, до внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 (в части уточнения источников финансирования по отдельным статьям, в том числе и по статье 34) территориальным органам необходимо обжаловать судебные решения о взыскании с органов ПФР в пользу пенсионеров расходов по проезду к месту отдыха и обратно в кассационную и надзорную инстанции вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. Одновременно с подачей жалобы в порядке надзора заявлять ходатайства о приостановлении исполнения решений.

По решениям судов, вступившим в законную силу, по которым выданы исполнительные листы на взыскание с территориальных органов ПФР в пользу пенсионеров оплаты стоимости проезда, необходимо обращаться в службу судебных приставов с ходатайством о приостановлении исполнения решений в связи с подачей жалобы в порядке надзора.

2. О применении сроков исковой давности к искам пенсионеров об индексации несвоевременно выплаченных пенсий.

Пенсионное законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих возмещение ущерба в связи с несвоевременной выплатой государственных пенсий.

Однако сложилась практика, когда судебные органы, руководствуясь Законом РСФСР от 24.10.91 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяют требования граждан об индексации пенсий в связи с несвоевременной ее выплатой.

Поэтому при предъявлении пенсионерами исковых требований о взыскании индексации за несвоевременно выплаченные пенсии территориальным органам ПФР необходимо заявлять о применении трехгодичного срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Трехгодичный срок исковой давности следует исчислять со дня, когда задержанная пенсия была фактически выплачена пенсионеру, поскольку именно с этого времени он может определить, обесценилась ли полученная им сумма пенсии и, следовательно, тем самым нарушены его права (п. 1 статьи 200 ГК РФ), а также оценить размер причиненного ему ущерба на основании норм гражданского законодательства (ст. 15 ГК РФ).

Это относится и к искам пенсионеров о взыскании сумм индексации за несвоевременно выплаченные пенсии в 1998 - 1999 годах, когда вины органов социальной защиты и ПФР в их задержке не имелось, поскольку задержка в выплате пенсий была вызвана отсутствием поступлений страховых взносов от плательщиков ввиду их тяжелого финансового положения, а также к искам пенсионеров о выплате второй компенсации получателям двух пенсий за период с 1 мая 1995 г. по 1 ноября 1999 года.

При этом следует иметь в виду, что исковая давность является сроком, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено. Пропуск же срока, если об этом заявила заинтересованная сторона, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ). Суд применять срок давности по своей инициативе не вправе.

В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право заявить в суде об истечении срока исковой давности. Поскольку исковая давность применяется только по заявлению сторон в споре, каковыми являются истец и ответчик, заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору.

Учитывая, что законодательством не предусмотрено каких-либо требований к форме заявления стороны в споре о пропуске срока исковой давности, оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме непосредственно в ходе судебного разбирательства. В последнем случае о сделанном заявлении в соответствии с п. 8 ст. 227 ГПК РСФСР и п. 7 ч. 1 ст. 123 АПК РФ указывается в протоколе судебного заседания.

Заявление ненадлежащей стороны о применении срока исковой давности правового значения не имеет.

Председатель Правления

М.Ю.ЗУРАБОВ

Другие документы по теме
"Об Изменениях, вносимых в Методические рекомендации по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства от 30.06.2010 N 02-1"
"Об уточнении условий представления страховщиками формы статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" в виде электронного документа"
"О порядке рассмотрения соглашений"
Ошибка на сайте