Рейтинг@Mail.ru

Письмо Минздравмедпрома РФ от 15.07.1994 N 31-6/107-6

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 июля 1994 г. N 31-6/107-6

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации по нормированию труда работников аптек лечебно-профилактических учреждений, разработанные научными сотрудниками НИИ фармации Зверевой Е.С. и Левицкой И.А.

Заместитель Начальника Управления

обеспечения лекарственными

средствами и медтехникой

Т.В.ДОЛГОПОЛОВА

Утверждаю

Директор НИИ фармации

профессор

М.Т.АЛЮШИН

14 июля 1994 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА РАБОТНИКОВ АПТЕК

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Методические рекомендации предназначены для нормирования труда работников аптек бюджетной сферы, обслуживающих лечебно-профилактические учреждения всех типов (больничные учреждения, учреждения здравоохранения особого типа, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения, учреждения профилактической медицины).

Методические рекомендации включают показатели, определяющие группу аптеки по оплате труда руководителей, методики определения численности персонала аптеки, методику определения себестоимости аптечных услуг.

Материалы разработаны сотрудниками Научно-исследовательского института фармации, рассмотрены в Министерстве здравоохранения Российской Федерации и утверждены директором НИИФ профессором М.Т. Алюшиным.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации предназначены для нормирования труда работников аптек бюджетной сферы, обслуживающих лечебно-профилактические учреждения всех типов (больничные учреждения, учреждения здравоохранения особого типа, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения, учреждения профилактической медицины).

1.2. Методические рекомендации разработаны в целях единого подхода при нормировании труда работников аптек, обслуживающих учреждения здравоохранения, перечисленные в п. 1.1, независимо от их количества.

1.3. Наименования должностей работников аптек, должностные обязанности фармацевтических работников приняты в соответствии с Приказами МЗ РФ N 301 от 23.11.92 и N 55 от 30.03.93.

1.4. Количество должностей, рассчитанное по данным методическим рекомендациям, является максимальным и используется для составления штатного расписания аптеки, которое утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого находится аптека.

1.5. Методические рекомендации включают показатели, определяющие группу аптеки по оплате труда руководителей, методики определения численности персонала аптеки, методику определения себестоимости аптечных услуг.

1.6. В основу определения группы аптеки, численности производственного персонала, себестоимости услуг положена комплексная трудоемкость работы с одной принятой единицей готового лекарственного средства, изделия медицинского назначения, лекарственного средства, изготовленного по требованию, а также единицей лекарственного средства и изделия медицинского назначения в виде внутриаптечной фасовки.

Например, для установления комплексной трудоемкости изготовления одной единицы стерильной лекарственной формы учтены затраты времени на прием требования, непосредственного изготовления стерильной лекарственной формы, все виды контроля, расфасовку, маркировку, укупорку, написание и наклеивание этикетки, стерилизацию, мытье флакона и отпуск лекарственной формы. Учтено также время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные, организационно-методические виды работ, повышение квалификации, отдых и личные потребности.

Комплексная трудоемкость работы с одной единицей лекарственного средства или изделия медицинского назначения определена на основе трудоемкости работы по видам, выполняемым провизорами, фармацевтами, фасовщицами и санитарками-мойщицами (Приложение 1).

1.7. Комплексная трудоемкость приведена к условному показателю - единице трудоемкости (производственной единице). За одну производственную единицу (единицу трудоемкости) принята работа, выполняемая в течение 10 мин.

1.8. Количество производственных единиц по видам работ с одной принятой единицей лекарственного средства и изделия медицинского назначения приведены в табл. 1, 2 и 3.

Таблица 1

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ОТПУЩЕННЫХ ГОТОВЫХ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (ЛС) И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ (ИМН) В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ

(ЕДИНИЦЫ ТРУДОЕМКОСТИ)

Примечание: Комплексная трудоемкость и количество производственных единиц на 100 табл., 100 мл, 10 мл, 10 г, 10 суп. используется только при расчете себестоимости аптечных услуг.

Таблица 2

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ОТПУСКАЕМЫХ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ В АПТЕКЕ ПО ТРЕБОВАНИЯМ,

В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ (ЕДИНИЦЫ ТРУДОЕМКОСТИ)

Таблица 3

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ОТПУСКАЕМЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ

СРЕДСТВ (ЛС) И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ИМН),

РАСФАСОВАННЫХ В АПТЕКЕ, В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ

(ЕДИНИЦЫ ТРУДОЕМКОСТИ)

1.9. За одну единицу готового лекарственного средства (ГС) и изделия медицинского назначения (ИМН) принимается одна упаковка ЛС или ИМН, изготовленного заводом (фабрикой, предприятием).

1.10. За одну единицу стерильных и жидких лекарственных форм, мазей принимается лекарственное средство, полностью оформленное в соответствии с действующими документами и предназначенное для отпуска в лечебно-профилактическое или другое учреждение. К стерильным лекарственным формам относятся растворы для инъекционного применения, инфузионные растворы, офтальмологические растворы, растворы и масла для новорожденных. К мазям относятся мази, пасты, линименты, пластыри жидкие, суспензии, эмульсии.

1.11. За одну единицу порошков и суппозиториев условно принята лекарственная форма с расфасовкой на 10 доз.

1.12. Исходными данными для определения группы аптеки и расчета числа должностей провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц является планируемое на год количество отпускаемых:

- готовых лекарственных средств, предметов санитарии, гигиены, перевязочных средств, других изделий медицинского назначения;

- единиц стерильных, глазных капель, жидких лекарственных форм, настоев и отваров, порошков, мазей, суппозиториев, изготовленных в аптеке;

- единиц фасовок лекарственных средств и ИМН, изготовленных предприятиями.

1.13. Планируемое на год количество отпускаемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяется за предыдущий год по требованиям, различным журналам регистрации, паспортам письменного контроля. С этой целью целесообразно определить максимальное количество указанных единиц работ в одном из месяцев каждого квартала и полученное общее количество умножить на 4. В случае, если объем работы аптеки лечебно-профилактических учреждений характеризуется стабильностью, то достаточно определить объем работы аптеки в принятых показателях в течение одного из месяцев и умножить полученное количество на 12. При этом должен быть учтен планируемый прирост объема работы аптеки, например, с увеличением коечного фонда.

1.14. Исходя из данных о количестве отпущенных за год готовых лекарственных средств, ИМН (предметов санитарии, гигиены, перевязочных средств и др.), единиц изготовленных или расфасованных лекарственных форм рассчитывается полная трудоемкость выполняемой работы по каждому виду в производственных единицах путем умножения количества на соответствующий коэффициент (Пример приведен в Приложении 2.)

1.15. Группа аптеки определяется по показателям, представленным в табл. 4.

Таблица 4

ПОКАЗАТЕЛИ И ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ АПТЕК

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ГРУППАМ ПО ОПЛАТЕ

ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АПТЕК,

СПЕЦИАЛИСТОВ И РАБОЧИХ

2.1. Рекомендуемое количество должностей руководителей аптек, специалистов и рабочих представлено в табл. 5.

Таблица 5

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЧИСЛО ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АПТЕК,

СПЕЦИАЛИСТОВ И РАБОЧИХ

2.2. В каждой аптеке устанавливается заведующий аптекой.

2.3. Заместителя заведующего аптекой целесообразно устанавливать в аптеках I - IV групп.

2.4. Провизора по информационной работе рекомендуется вводить в аптеках, обслуживающих многопрофильные больницы.

2.5. В аптеках I - II групп могут быть организованы два отдела (производственный и отдел готовых лекарственных средств). В каждом отделе устанавливается должность заведующего и заместителя заведующего. В аптеках I группы должности заведующих отделами замещаются заместителями заведующих аптеками, а заместителей заведующих отделами - вместо должностей провизоров.

В аптеках II группы должности заведующих отделами и их заместителей замещаются заведующим аптекой и его заместителями, одна должность заместителя заведующего отделом - вместо должности провизора.

3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОВИЗОРОВ,

ФАРМАЦЕВТОВ, ФАСОВЩИЦ И САНИТАРОК-МОЙЩИЦ

3.1. При определении количества должностей надлежит исходить из того, что каждый провизор, фармацевт, фасовщица или санитарка-мойщица должны выполнить за год 11,28 тыс. производственных единиц при 36-часовой рабочей неделе и отпуске в 24 рабочих дня; 10,72 тыс. ед. - при отпуске в 36 рабочих дней и 10,48 тыс. ед. - при отпуске в 42 рабочих дня (В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к нему.)

3.2. Общее количество должностей провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц производится путем деления планируемого на год количества производственных единиц на годовую нагрузку одной должности.

3.3. Распределение общей численности производственного персонала по должностям, видам работ и функциям производится заведующим аптекой с учетом конкретных условий работы. При этом для определения числа должностей провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц можно воспользоваться соответствующими расчетными коэффициентами, приведенными в табл. 6. Коэффициенты определены исходя из доли трудоемкости работ, выполняемых провизорами, фармацевтами, фасовщицами или санитарками-мойщицами по каждому виду. Для расчета числа исполнителей по должностям полученное общее число работников по каждому виду работы умножается на коэффициент, соответствующий должности провизора, фармацевта, фасовщицы или санитарки-мойщицы.

Таблица 6

КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ПЕРСОНАЛА ПО ДОЛЖНОСТЯМ И ВИДАМ РАБОТ

3.4. При расчете необходимой численности по должностям итоговые цифры менее 0,13 отбрасывается; цифры 0,13 - 0,37 - округляются до 0,25; цифры 0,38 - 0,62 - округляются до 0,5; цифры 0,63 - 0,87 - округляются до 0,75; а свыше 0,87 - до одной единицы. Пример расчета численности провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц приведен в Приложении 3.

4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ АПТЕКИ

4.1. Себестоимость аптечных услуг - это стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг лекарственных средств и изделий медицинского назначения, трудовых ресурсов, основных фондов, энергии, а также другие затраты.

4.2. В методике изложены принципы расчета себестоимости аптечных услуг по отпуску различных видов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для использования при определенной стоимости платных аптечных услуг, оказываемых лечебно-профилактическим учреждением; при заключении договоров и взаиморасчетах со страховыми организациями в условиях обязательного добровольного медицинского страхования.

4.3. Себестоимость аптечных услуг состоит из стоимости ЛС и ИМН стоимости аптечной посуды, суммы торговых наценок складам (оптовым предприятиям, фирмам), <...> фондам заработной платы персонала аптеки по штатному расписанию с отчислениями на социальные нужды, расходов на амортизацию аптечного и хозяйственного оборудования, расходов на износ стеклянного, мягкого, хозяйственного инвентаря, малоценного оборудования, вспомогательных материалов, специальной одежды, расходов на стоимость специального питания и накладных расходов.

4.4. Стоимость ЛС, ИМН, посуды рассчитывается в оптовых ценах.

4.5. Отчисления на социальные нужды начисляются в размерах, соответствующих действующим нормативам.

4.6. Расходы на амортизацию аптечного и хозяйственного оборудования рассчитываются исходя из стоимости оборудования и действующих норм амортизационных отчислений.

4.7. Расходы на износ аптечного инвентаря, одежды рассчитываются исходя из их фактической стоимости и нормативного срока службы.

4.8. Расходы на вспомогательные материалы, специальное питание определяются исходя из фактического расхода.

4.9. Накладные расходы исчисляются в процентах от фонда заработной платы работников аптеки.

4.10. Определение себестоимости услуг производится по отчетным данным бухгалтерского учета и отчетности аптеки за базовый период (месяц, квартал).

4.11. Для расчета себестоимости аптечных услуг все расходы аптеки (торговые наценки складам (оптовым предприятиям, фирмам), на оплату труда персонала аптеки, амортизацию, износ, одежду, спецпитание, накладные расходы) суммируются и определяется стоимость расходов на одну производственную единицу по формуле:

где:

И - суммарные расходы аптеки (тыс. руб.);

ч - численность фармацевтического и вспомогательного персонала аптеки по штатному расписанию (заведующих аптекой, зам. заведующего, провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц);

Н - нагрузка одного работника в условных производственных единицах за базовый период.

4.12. Нагрузка одного работника в условных производственных единицах на месяц составляет 940 ед. - при отпуске в 24 дня и 36- часовой рабочей неделе; 1064 - при отпуске в 24 дня и 40-часовой рабочей неделе. В районах Крайнего Севера нагрузка составляет 880 единиц - при 36-часовой рабочей неделе; 1026 единиц - при 40-часовой рабочей неделе. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 900 ед. - при 36-часовой рабочей неделе и 1050 ед. - при 40-часовой рабочей неделе.

4.13. Себестоимость услуг по отпуску одной единицы лекарственного средства и изделия медицинского (Су) назначения производится по формуле:

где:

Сл - стоимость лекарственного средства или ИМН, аптечной посуды;

Ср - стоимость расходов аптеки на одну производственную единицу;

Кп - количество условных производственных единиц по данному лекарственному средству или ИМН (по табл. 1, 2, 3).

4.14. При проведении расчета себестоимости аптечных услуг заполняется таблица:

4.15. При определении себестоимости предполагаемых услуг полученная себестоимость умножается на коэффициент инфляции. Пример расчета себестоимости аптечных услуг приведен в Приложении 4.

Приложение 1

КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРУДОЕМКОСТИ

ПО ВИДАМ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРОВИЗОРАМИ, ФАРМАЦЕВТАМИ,

ФАСОВЩИЦАМИ И САНИТАРКАМИ-МОЙЩИЦАМИ

Приложение 2

ПРИМЕР

ПЕРЕСЧЕТА ПЛАНИРУЕМОГО КОЛИЧЕСТВА ОТПУСКАЕМЫХ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (ЛС) И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ (ИМН) В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ

(ЕДИНИЦЫ ТРУДОЕМКОСТИ)

Приложение 3

ПРИМЕР

РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ПРОВИЗОРОВ, ФАРМАЦЕВТОВ,

ФАСОВЩИЦ, САНИТАРОК-МОЙЩИЦ

Приложение 4

ПРИМЕР

РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ АПТЕЧНЫХ УСЛУГ (БЕЗ СТОИМОСТИ ЛС

ИЛИ ИМН И ПОСУДЫ)

Исходные данные за месяц:

численность фармацевтического и вспомогательного персонала аптеки по штатному расписанию - 17 чел.

фонд заработной платы работников аптеки с отчислениями на социальные нужды - 2 млн. 189 тыс. руб.;

сумма торговых наценок - 500 тыс. руб.;

амортизация оборудования - 7.10 тыс. руб.;

износ малоценного оборудования, мягкого инвентаря и др. - 149 тыс. руб.;

стоимость вспомогательных материалов, спецпитания - 127 тыс. руб.;

накладные расходы (65%) - 1 млн. 422,85 тыс. руб.

Итого расходов: 5 млн. 97,85 тыс. руб.

Другие документы по теме
<Об использовании ветеринарных сопроводительных документов при таможенном оформлении в соответствии с выбранным таможенным режимом>
<О порядке отражения в бюджетном учете операций по предоставлению федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения>
"Об оформлении ПТС на транспортные средства, ввозимые членами семьи участника Госпрограммы"
Ошибка на сайте