Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минздрава России от 29.06.2016 N 17-02-9791

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 июня 2016 г. N 17-02-9791

Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Департамент) в рамках установленных полномочий рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Минздрав России действующим законодательством не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации. Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, предусмотренные порядками оказания медицинской помощи (далее - стандарты оснащения), содержат исчерпывающий перечень строго определенных медицинских изделий и иного оборудования. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, конкретизирующих термины "по потребности" и "по требованию", поскольку указанные формулировки представляют собой общепризнанные понятия и не требуют дополнительных пояснений. Вместе с тем считаем возможным пояснить, что использование в стандартах оснащения терминов "по потребности" и "по требованию" означает, что наличие указанного оборудования не является обязательным, а решение вопроса о необходимости в нем остается на усмотрение руководителя медицинской организации.

По вопросу избыточности стандарта оснащения отделения нейрохирургии (за исключением операционной), установленного Порядком оказания медицинской помощи по профилю "нейрохирургия", утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 931н (далее - Порядок), была получена позиция главного внештатного специалиста нейрохирурга Минздрава России В.В. Крылова, согласно которой обсуждение вопроса об избыточности Порядка уже проводилось в октябре 2015 года правлением Ассоциации нейрохирургов России, в ходе которого внесение изменения в порядок не было поддержано, а повторное обсуждение будет проведено на очередном пленуме правления Ассоциации нейрохирургов России, который состоится 19.10.2016.

Также сообщаем, что согласно пункту 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации наделено полномочием по утверждению требований к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, а также к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок, наборов, комплектов для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи.

При этом отмечаем, что действующим законодательством Российской Федерации не установлен порядок формирования аптечек неотложной помощи в медицинских организациях.

Одновременно сообщаем, что в приказе Минздрава России от 13.11.2012 N 910н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями", упомянутом в письме, речь идет не об аптечке неотложной помощи, а о наборе аппаратов, инструментов, материалов и препаратов для оказания помощи при неотложных состояниях.

Состав вышеуказанного набора действующим законодательством Российской Федерации не регламентируется.

Кроме того, что согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Во исполнение данного конституционного требования Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 763), действовавший на момент издания приказа Минздрава России от 05.06.1998 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (далее - приказ Минздрава России N 186), предусматривал, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в течение 10 дней после дня их государственной регистрации в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".

На момент принятия приказа Минздрава России N 168 проведение правового анализа соответствия законодательству Российской Федерации и государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, согласно Указу Президента Российской Федерации N 763 не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации также свидетельствует о том, что в силу прямых указаний Конституции Российской Федерации, иных актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и юридические последствия его несоблюдения, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не зарегистрированный и не опубликованный в установленном порядке, не должен влечь правовые последствия, как не вступивший в силу, и не подлежит применению, а его устранение из системы законодательства осуществляется судами в соответствии с предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации подсудностью (например, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 N 58-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 335-О-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 537-О).

Приказ Минздрава России N 186 не был опубликован в установленном порядке и не был зарегистрирован в Минюсте.

Заместитель директора Департамента

Е.В.КАРАКУЛИНА

Другие документы по теме
<О санитарно-эпидемиологических требованиях к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста>
<О выполнении нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров>
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
Ошибка на сайте