Рейтинг@Mail.ru

Письмо Минстроя РФ от 30.10.1992 N БФ-907/12

МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА

И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 октября 1992 г. N БФ-907/12

Министерство архитектуры, строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации направляет Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции для практического использования при составлении сметной документации и формировании свободных (договорных) цен на строительство объектов.

Указанные Методические рекомендации согласованы с Минэкономики России, Минфином России и Госкомстатом России.

Министр

Б.А.ФУРМАНОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАСЧЕТУ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ

СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции разработаны Управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Минстроя России и Центральным научно - исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.

Указанные Методические рекомендации одобрены коллегией Минстроя России 30 сентября 1992 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции для участников инвестиционного процесса независимо от форм их собственности, осуществляющих строительные и монтажные работы на объектах, расположенных на территории Российской Федерации.

1.2. При подготовке Методических рекомендаций учтены основные положения концепции новой системы ценообразования в строительстве, одобренные Коллегией Минстроя России от 26.02.92 (протокол N 4).

1.3. Методические рекомендации предназначены для определения величины накладных расходов:

- при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком;

- для подрядной организации с учетом ее структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства.

2. Состав статей накладных расходов

2.1. Состав статей накладных расходов в строительстве разработан в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 и Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденными Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.

2.2. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в Приложении 1 настоящих Методических рекомендаций.

Состав статей затрат накладных расходов в строительстве подлежит уточнению в случае выхода новых законодательных и нормативных документов.

3. Порядок расчета величины накладных расходов

в текущем уровне цен

3.1. Величину накладных расходов рекомендуется определять на основе:

а) индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной организации путем калькулирования по статьям затрат с учетом действующих законодательных и нормативных документов, смет расходов, хозяйственных договоров и данных бухгалтерского учета;

б) системы показателей накладных расходов по видам строительных и монтажных работ (Приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям) и укрупненных нормативов по видам строительства (Приложение 3);

в) действующих с 01.01.91 норм накладных расходов на строительные и ремонтно - строительные работы с учетом дополнительных затрат подрядных организаций, вызванных рыночными отношениями.

Окончательное решение по выбору варианта исчисления величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.

3.2. Для определения величины накладных расходов предусматривается использование различных базисов:

сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.91;

фактической величины средств на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов.

Состав средств на оплату труда определяется в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденными Минстроем России от 04.12.95 N БЕ-11-260/7.

3.3. При использовании на начальном этапе формирования рыночных отношений в качестве базиса сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.91, рекомендуются следующие способы расчета величины накладных расходов в текущем уровне цен:

а) базисно - компенсационный способ, когда к сметной величине накладных расходов в уровне сметных норм и цен 1991 года (произведение сметных прямых затрат в сметных ценах 1991 года на действующую норму) добавляются дополнительные расходы, связанные с уточнением структуры накладных расходов, а также с увеличением стоимости материальных ресурсов, уровня оплаты труда, тарифов на тепловую и электрическую энергию, сверх учтенных в указанных нормах;

б) базисно - индексный способ, когда сметная величина накладных расходов в уровне сметных норм и цен 1991 года умножается на индекс накладных расходов, учитывающий отношение текущего уровня накладных расходов к их величине в уровне сметных норм и цен 1991 года.

Абзац исключен. - Письмо Минстроя РФ от 13.11.96 N ВБ-26/12-368.

3.4. При определении стоимости строительства ресурсным методом в качестве базиса для исчисления накладных расходов рекомендуется принимать расчетную величину средств на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов в текущем уровне цен.

Расчетную величину средств на оплату труда рабочих, используемую в качестве базиса при определении накладных расходов, рекомендуется определять по следующим формулам:

1. На основе показателей трудоемкости работ, выраженных в человеко - часах:

где:

З - расчетная величина средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (части его), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;

Т - трудоемкость работ (затраты труда рабочих - строителей и механизаторов), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел. - ч;

t - среднемесячное количество рабочих часов, применяемое при определении часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки, при 40-часовой рабочей неделе (ч / мес.).

2. На основе сметной величины заработной платы, учтенной в действующей нормативной базе, для определения размера средств на оплату труда в составе прямых затрат:

З = (Зс + Зм) x Иот, (2)

где:

Зс и Зм - суммарная по объекту (части его) величина основной заработной платы соответственно рабочих - строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (или с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25). В ней учитывается и районный коэффициент к заработной плате, установленный действующим законодательством для соответствующего района страны;

Иот - индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню основной заработной платы рабочих, учтенной сметными нормами и ценами по состоянию на 01.01.91. Рассчитывается как соотношение величины фонда оплаты труда (в час, день, месяц), приходящейся на одного рабочего, к соответствующей по времени тарифной ставке рабочего среднего разряда, учтенной в сметно - нормативной базе, действовавшей на 01.01.91.

3.5. При использовании в качестве базиса фактической величины средств на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов величину накладных расходов в текущем уровне цен (Н) рекомендуется определять:

а) при расчете инвестором стоимости строительства на стадиях ТЭО и "проект" на основе укрупненных показателей стоимости строительства и объектов - аналогов по формуле:

где:

Зс и Зм - суммарная по объекту сметная величина основной заработной платы рабочих - строителей основного производства и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 (или в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25);

Абзац исключен. - Письмо Минстроя РФ от 13.11.96 N ВБ-26/12-368.

Абзац исключен. - Письмо Минстроя РФ от 13.11.96 N ВБ-26/12-368.

Нс - укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в Приложении 3;

б) при определении подрядчиком стоимости строительства на основе укрупненных показателей стоимости строительства и объектов - аналогов по формуле:

где:

Нп - индивидуальный норматив накладных расходов для подрядной организации, осуществляющей строительство объекта, калькулируемый по статьям затрат в порядке, рекомендуемом в Приложении 1 и в гл. 4;

в) при расчете стоимости строительных и монтажных работ на стадии рабочей документации по формулам 4 и 5, в зависимости от способа определения базы для исчисления накладных расходов:

- если фактическая величина средств на оплату труда определяется путем умножения сметной заработной платы на индекс ее изменения

где:

Зсi, Змi - суммарные по i-ому виду работ сметные величины основной заработной платы рабочих - строителей основного производства и механизаторов в уровне сметных цен 1991 года;

Нрi - норматив накладных расходов по i-ому виду строительных и монтажных работ, приведенный в графе 2 Приложения 2;

n - общее количество видов работ по данному объекту;

- если фактическая величина средств на оплату труда определяется на основании данных подрядной организации

Абзац исключен. - Письмо Минстроя РФ от 13.11.96 N ВБ-26/12-368

Абзац исключен. - Письмо Минстроя РФ от 13.11.96 N ВБ-26/12-368

3.6. Рекомендуемые нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ и по видам строительства подлежат корректировке Минстроем России по результатам наблюдения и анализа процессов ценообразования на территории России, а также в случае выхода новых законодательных и нормативных актов.

4. Определение величины накладных расходов

по статьям затрат

4.1. Величина накладных расходов, исчисляемых путем калькулирования по статьям затрат, определяется на основании расчетов подрядной организации.

4.2. Пример расчета величины накладных расходов для строительно - монтажной организации в текущем уровне цен приведен в Приложениях 4 и 5 настоящих Методических рекомендаций.

4.3. Организация работ по определению индивидуальных норм накладных расходов может осуществляться акционерными обществами, корпорациями, ассоциациями, концернами, объединениями, а также региональными центрами на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.

4.4. Индивидуальная норма накладных расходов для конкретной организации может определяться на основе данных государственной статистической отчетности формы 5-з (строй) - годовая, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 31.07.95 N 115.

4.5. Данные о постатейной структуре накладных расходов по экономическим элементам, а также о среднеотраслевой структуре величины накладных расходов, приведенных в Приложениях 6 и 7, носят справочный характер, и использовать их для расчета индивидуальной нормы накладных расходов не рекомендуется.

5. Определение величины накладных расходов

на основе действующих с 01.01.91 или с 01.01.84

норм накладных расходов на строительные

и ремонтно - строительные работы

5.1. Для определения стоимости строительства (капитального ремонта) в базисном уровне цен применяются предельные нормы накладных расходов на строительные (ремонтно - строительные) работы, установленные для применения с 01.01.91 соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных организаций (Постановление Госкомархстроя РСФСР от 17.01.91 N 10). При использовании сметно - нормативной базы, введенной с 1 января 1984 года, могут применяться предельные нормы накладных расходов, утвержденные соответствующими министерствами и ведомствами для применения с 01.01.84 (Постановление Совета Министров СССР от 28.03.83 N 249).

5.2. При определении стоимости строительства в базисном уровне цен в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, могут использоваться повышенные нормы накладных расходов, установленные для применения с 01.01.91 или 01.01.84.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по расчету величины накладных

расходов при определении стоимости

строительной продукции

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СТАТЬЮ "НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ"

I. Административно - хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно - хозяйственного персонала:

работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим);

линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков;

рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно - вычислительных машин, дворников, уборщиц, гардеробщиков, курьеров и др.).

2. Отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации нормам: на государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения) от расходов на оплату труда работников административно - хозяйственного персонала.

3. Почтово - телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе организации, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями.

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, выполняемых по договорам вычислительными центрами, машиносчетными станциями и бюро, не состоящими на балансе строительной организации.

5. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно - хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю.

7. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы.

8. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно - хозяйственным персоналом.

9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно - хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.

10. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации, включая:

оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников, обслуживающих легковой автотранспорт;

стоимость горючего, смазочных и других материалов, износа и ремонта автомобильной резины, технического обслуживания автотранспорта;

расходы на содержание гаражей (энергоснабжение, водоснабжение, канализация и т.п.), арендную плату за гаражи и места стоянки автомобилей, амортизационные отчисления (износ) и расходы на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) автомобилей и зданий гаражей.

11. Расходы на наем легковых автомобилей для служебных целей.

12. Затраты на компенсацию работникам административно - хозяйственного персонала строительной организации, производственная деятельность которых связана с необходимостью систематических служебных поездок, расходов по использованию для этих целей личного легкового автотранспорта.

13. Расходы, связанные с оплатой затрат по переезду работников административно - хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, и оплатой им подъемных в соответствии с действующим законодательством о компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности.

14. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно - хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт.

15. Отчисления, производимые структурными подразделениями, не являющимися юридическими лицами, на содержание аппарата управления строительной организации.

16. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления, износ и ремонт быстроизнашивающегося инвентаря и других малоценных предметов административно - управленческого назначения.

17. Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью организации, и расходы по проведению заседаний совета (правления) организации и ревизионной комиссии организации.

18. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.

19. Оплата услуг банка.

20. Другие административно - хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством, в тех случаях, когда штатным расписанием строительной организации не предусмотрены те или иные функциональные службы и т.п.).

II. Расходы на обслуживание работников строительства

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов.

3. Расходы по обеспечению выполнения санитарно - гигиенических требований и бытовых условий:

амортизационные отчисления (или арендная плата), затраты на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение сборно - разборных и передвижных зданий санитарно - бытового назначения;

содержание санитарно - бытовых помещений: на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) уборщиц, дежурных слесарей, электриков и других категорий обслуживающего персонала, расходы на отопление, водоснабжение, канализацию, освещение, а также стоимость предметов гигиены, предусмотренных табелем для душевых и умывальников;

содержание помещений и инвентаря, предоставляемых бесплатно как медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на строительной площадке или на территории строительной организации, так и предприятиям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе строительной организации), обслуживающим трудовой коллектив, включая амортизационные отчисления (арендную плату), затраты на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт), расходы на освещение, отопление, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, на топливо для приготовления пищи, а также расходы по доставке пищи на рабочее место;

затраты на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению работников строительной организации столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно - бытовыми помещениями или долевое участие по их содержанию.

4. Расходы на охрану труда и технику безопасности:

износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых спецодежды и защитных приспособлений;

стоимость бесплатно выдаваемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока и др.;

затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов;

затраты на приобретение необходимых справочников, плакатов и диапозитивов по технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний на строительстве, а также улучшению условий труда;

затраты по обучению рабочих безопасным методам работы и на оборудование кабинетов по технике безопасности;

прочие расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности, кроме расходов, имеющих характер капитальных вложений.

III. Расходы на организацию работ

на строительных площадках

1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ и не относящихся к основным фондам.

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся:

приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;

складские помещения и навесы при объекте строительства;

душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих;

настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;

сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;

леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в ценниках на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ;

временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметров зданий или осей линейных сооружений);

расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий вместо строительства указанных выше временных (нетитульных) зданий и сооружений.

3. Содержание пожарной и сторожевой охраны:

расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников ведомственной охраны, включая военизированную, сторожевую и профессиональную пожарную охрану, в тех случаях, когда организации в установленном порядке предоставлено право иметь ведомственную охрану;

канцелярские, почтово - телеграфные и другие расходы на содержание ведомственной охраны;

расходы на оплату вневедомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел, пожарной охраны, осуществляемой органами внутренних дел, а также охраны, предоставляемой в порядке оказания услуг другими предприятиями и организациями;

расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды;

амортизационные отчисления, расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и содержание караульных помещений и пожарных депо (гаражей), включая оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) уборщиц и других рабочих, обслуживающих эти помещения.

4. Расходы по нормативным работам: оплата проектно - технологическим организациям по оказанию технической помощи строительству (оргтехстрой) и нормативно - исследовательским станциям за выполненные работы по распространению и внедрению передовых методов организации труда, нормированию труда и изданию нормативно - технической литературы о передовом опыте в строительстве.

5. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством, включая:

расходы на проведение опытно - экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

расходы по организации выставок и смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации;

выплаты вознаграждений авторам изобретений и рационализаторских предложений;

выплаты премий за содействие по внедрению изобретений и рационализаторских предложений;

другие расходы.

6. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников, занятых на геодезических работах, стоимость материалов, амортизационные отчисления, износ, расходы на все виды ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение геодезического оборудования, инструментов и приборов, транспортные и другие расходы по геодезическим работам, включая приемку от проектно - изыскательских организаций геодезической основы.

7. Расходы по проектированию производства работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников проектно - сметных групп и групп проектирования производства работ и привязки типовых временных зданий и сооружений, находящихся при трестах или непосредственно при строительных (специализированных) структурных подразделениях, прочие расходы по содержанию этих групп, оплата услуг проектных организаций и трестов по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи.

8. Расходы на содержание производственных лабораторий. По этой статье учитываются следующие затраты:

расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников производственных лабораторий;

амортизация, расходы на проведение всех видов ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) помещений, оборудования и инвентаря лабораторий;

стоимость израсходованных или разрушенных при испытании материалов, конструкций и частей сооружений, кроме расходов по испытанию сооружений в целом (средние и большие мосты, резервуары и т.п.), оплачиваемых за счет средств, предусматриваемых на эти цели в сметах на строительство;

расходы на экспертизу и консультации; расходы на оплату услуг, оказываемых лабораториям другими организациями; прочие расходы.

9. Расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горно - спасательных частей при производстве подземных горнокапитальных работ.

10. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок:

на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) и другие расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок;

на электроэнергию (в том числе от временных электростанций), электролампочки, оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) дежурных электромонтеров и другие расходы, связанные с освещением территории строительства.

11. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче. На эту статью относятся;

расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) дежурных слесарей - сантехников и электромонтеров, ключниц, а также рабочих по уборке мусора, мытью полов и окон;

расходы на приобретение моющих средств и других материалов, расходуемых на уборку при сдаче объектов;

расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта;

расходы на отопление в период сдачи объектов.

12. Расходы по перебазированию линейных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в стоимости машино - смен, а также расходов по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений на другие стройки).

IV. Прочие накладные расходы

1. Платежи по обязательному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, имущества строительной организации, учитываемого в составе производственных средств, отдельных категорий работников, занятых в основном производстве, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, и в других разрешенных законодательством Российской Федерации страховых случаях.

2. Амортизация по нематериальным активам.

3. Платежи по кредитам банков (за исключение ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), а также по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.

Вновь установленные ставки по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяются на вновь заключаемые и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки.

4. Расходы, связанные с рекламой.

V. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов,

но относимые на накладные расходы

1. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые на основании судебных решений.

2. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.

3. Затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию.

4. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в договорной цене объекта строительства.

5. Расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика:

а) затраты по перевозке работников, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

б) дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

в) затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

г) предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально - технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

д) дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно - строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

е) расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

ж) затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством;

з) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

и) другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение 2

к Методическим рекомендациям по

расчету величины накладных расходов

при определении стоимости

строительной продукции

НОРМАТИВЫ

НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ВИДАМ СТРОИТЕЛЬНЫХ

И МОНТАЖНЫХ РАБОТ

Приложение 3

к Методическим рекомендациям по

расчету величины накладных расходов

при определении стоимости

строительной продукции

УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ

НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

Приложение 4

к Методическим рекомендациям по

расчету величины накладных расходов

при определении стоимости

строительной продукции

ПОРЯДОК

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО СТАТЬЯМ

ЗАТРАТ ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

--------------------------------

<*> Данные по Журналу - ордеру 10-с берутся за предыдущий год.

<**> Имеются в виду услуги при ликвидации аварий. Затраты по содержанию военизированных горно - спасательных частей возмещаются за счет средств, предусмотренных в сводных сметных расчетах, на основе заключенных хозяйственных договоров с указанными военизированными частями.

Приложение 5

к Методическим рекомендациям по

расчету величины накладных расходов

при определении стоимости

строительной продукции

ПРИМЕР

РАСЧЕТА ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНО - МОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В ТЕКУЩЕМ УРОВНЕ ЦЕН

(цифры условные)

Расчет величины накладных расходов для строительно - монтажной организации в текущем уровне цен выполнен на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих величину основных статей накладных расходов в строительстве. В расчете использованы данные бухгалтерского учета и статистической отчетности условной строительно - монтажной организации. Величина накладных расходов определена в уровне цен 1996 года.

1. Административно - хозяйственные расходы

1.1. Расходы на оплату труда административно - хозяйственного персонала (АХП)

Затраты по данной статье накладных расходов определены в пределах средств, заработанных трудовым коллективом.

Расчет расходов на оплату труда работников АХП произведен на основе штатного расписания, утвержденного руководителем организации, должностных окладов и тарифных ставок с учетом доплат за выслугу лет и выплат стимулирующего характера.

В результате расчета средства на оплату труда работников АХП составили 97700 тыс. руб., что также соответствует размеру оплаты труда работников АХЧ, отраженному в журнале - ордере 10-с.

1.2. Отчисления на социальные нужды

Размер отчислений на социальные нужды определен по установленным нормативам и составляет 37615 тыс. руб., в том числе:

1.2.1. Отчисления в фонд социального страхования в размере 5,4% от средств на оплату труда работников АХП:

97700 x 5,4/100 = 5276 тыс. руб.

1.2.2. Отчисления в пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28% от средств на оплату труда работников АХП:

97700 x 28/100 = 27356 тыс. руб.

1.2.3. Отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 3,6% от средств на оплату труда работников АХП:

97700 x 3,6/100 = 3517 тыс. руб.

1.2.4. Отчисления в государственный фонд занятости населения - в размере 1,5% от средств на оплату труда работников АХП:

97700 x 1,5/100 = 1466 тыс. руб.

1.3. Почтово - телеграфные и телефонные расходы аппарата управления

Почтово - телеграфные расходы определяются исходя из среднего сложившегося ежедневного количества почтовых и телеграфных отправлений, умноженного на число рабочих дней (месяцев), и учетом стоимости отправления.

Величина телефонных расходов представляет собой сумму затрат на техническое обслуживание устройств и сетей связи, а также абонентную плату за телефоны и радиоточки.

Почтово - телеграфные и телефонные расходы аппарата управления составили 12421 тыс. руб., в том числе:

1.3.1. Расходы на отправку писем:

2 x 210 x 2 тыс. руб. = 840 тыс. руб., где

2 - количество отправленных писем в день;

210 - количество рабочих дней в году;

2 - стоимость отправки одного письма в тыс. руб.

1.3.2. Расходы на отправку бандеролей:

1 x 10 x 12 = 120 тыс. руб., где

1 - количество отправленных бандеролей в месяц;

10 - стоимость отправки бандероли в тыс. руб.;

12 - число месяцев в году.

1.3.3. Расходы на отправку телеграмм:

1 x 20 x 1378 x 12 = 330,7 тыс. руб., где

1 - количество телеграмм, отправленных в месяц;

20 - среднее количество слов в одной телеграмме;

1378 руб. - стоимость одного слова;

12 - число месяцев в году.

1.3.4. Телефонные расходы - 11040 тыс. руб., в том числе:

техническое обслуживание устройств и сетей связи (договор N 12 от 12.01.96 с учетом последующего дополнительного соглашения):

7 x 8 x 12 = 672 тыс. руб., где

8 тыс. руб. - стоимость технического обслуживания аппарата связи в месяц;

12 - число месяцев в году;

7 - количество телефонных аппаратов;

- абонементная плата с телефонов без отводных трубок:

3 x 70 x 12 = 2520 тыс. руб., где

3 - количество аппаратов;

70 тыс. руб. - абонементная плата с одного аппарата без отводной трубки в месяц;

12 - число месяцев в году;

- абонементная плата с телефонов с отводными трубками:

4 x 16 x 12 = 768 тыс. руб., где

4 - количество аппаратов;

16 руб. - абонентная плата с одного аппарата с отводной трубкой в месяц;

12 - число месяцев в году;

- заказные разговоры:

17,5 x 6 x 5 x 12 = 6300 тыс. руб., где

17,5 - средняя стоимость одной минуты в тыс. руб.;

6 - среднее количество разговоров в месяц;

5 - средняя продолжительность разговора в минутах;

12 - количество месяцев;

- разговоры через автоматическую АТС:

1,3 x 10 x 5 x 12 = 780 тыс. руб., где

1,3 - средняя стоимость одной минуты в тыс. руб.;

10 - количество разговоров в месяц;

5 - средняя продолжительность разговора в минутах;

12 - количество месяцев.

1.3.5. Плата за радиоточки:

1,5 x 5 x 12 = 90 тыс. руб., где

1,5 тыс. руб. - стоимость одной радиоточки в месяц;

5 - количество радиоточек;

12 - число месяцев в году.

1.4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники

Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники определяются на основе заключенных организацией договоров на ее аренду и техническое обслуживание.

Величина расходов по этой статье составляет 14400 тыс. руб., в том числе:

1.4.1. Расходы на оплату услуг вычислительного центра по договору N 2-013 от 19.01.96:

200 тыс. руб. x 12 = 2400 тыс. руб., где

200 тыс. руб. - стоимость оказания услуг ВЦ в месяц;

12 - число месяцев в году.

1.4.2. Расходы на техническое обслуживание средств вычислительной техники по договору N 8 от 15.01.96:

1000 x 12 = 12000 тыс. руб., где

1000 тыс. руб. - расходы на обслуживание в месяц;

12 - число месяцев в году.

1.5. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинной, множительной и др. оргтехники

Размер затрат по данной статье определяется в соответствии с договорами, заключенными организацией в размере 3092 тыс. руб., в том числе:

расходы на содержание и эксплуатацию машинной и множительной техники составили по договору N 505/03 от 28.01.96 - 330 тыс. руб.;

стоимость бумаги для изготовления копий документов:

10 x 12 x 19 = 2280 тыс. руб., где

10 - количество пачек бумаги в месяц;

19 - стоимость пачки бумаги в тыс. руб.;

12 - число месяцев в году;

- приобретение порошка "Тонер" для обеспечения работы множительной техники:

4 x 120,45 = 481,8 тыс. руб., где

4 - количество туб порошка;

120,45 - стоимость одной тубы в тыс. руб.

1.6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых АХП, а также расходы, связанные с оплатой за землю

Всего расходы по данной статье составили 14560 тыс. руб., в том числе:

1.6.1. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых АХП, определены на основе договоров с соответствующими службами города, составили - 14260 тыс. руб., в том числе:

- затраты на центральное отопление (по договору N 4 от 20.01.96);

- затраты на водоснабжение и канализацию (по договору N 14 от 25.01.91):

350 x 12 = 4200 тыс. руб., где

350 тыс. руб. - затраты на водоснабжение в месяц;

12 - число месяцев в году;

- затраты на энергоснабжение (включая освещение) по договору N 2 от 03.01.96:

105 x 12 = 1260 тыс. руб., где

105 тыс. руб. - затраты на энергоснабжение в месяц;

12 - число месяцев в году;

- услуги дезостанции (по договору N 18 от 08.01.96 с дезостанцией): 300 тыс. руб. в год.

1.6.2. Расходы, связанные с платой за землю, определены в соответствии с Инструкцией по применению Закона РСФСР "О плате за землю", утвержденной Минфином РФ, Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ, Государственной налоговой службы РФ от 17.04.92 N 21/2-10-1/1020/11, и составляют 300 тыс. руб.

1.7. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, периодических изданий для целей производства и управления им, приобретение технической литературы, переплетные работы

Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей определяются на основе отдельного расчета, исходя из условий работы подрядной организации, в данном примере они составили: 7025 тыс. руб.

1.7.1. Канцелярские расходы 13,5 x 17 x 11 = 2525 тыс. руб., где

13,5 тыс. рублей - принимается канцелярских расходов на 1 работника аппарата управления в месяц;

17 - общая численность работников аппарата управления;

11 - число рабочих месяцев в году 1 работника.

1.7.2. Расходы на переплетные работы 50 x 60 = 3000 тыс. руб., где

50 тыс. рублей - стоимость переплета одной книги;

60 - среднее количество книг, переплетенных в год.

1.7.3. Расходы на подписку периодических изданий и приобретение технической литературы - 1500 тыс. руб. в год.

1.8. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд основных фондов, используемых АХП)

Расходы на проведение всех видов ремонта определяются на основании сметы расходов и составили 560 тыс. руб.

1.9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников АХП в пределах пункта нахождения организации.

Расходы, связанные со служебными разъездами работников АХП, составили 13860 тыс. руб. При этом учитывается оплата единых проездных билетов отдельным категориям работников и компенсация затрат по отдельным разовым поездкам.

1.9.1. Приобретение единых проездных билетов работникам АХП:

4 x 180 x 11 = 7920 тыс. руб., где

4 - количество работников АХП;

180 - стоимость единого проездного билета (в тыс. руб.);

11 - число рабочих месяцев в году 1 работника АХП.

1.9.2. Разъезды по служебным делам отдельных работников АХП, из расчета 90 тыс. рублей на человека в месяц:

6 x 90 x 11 = 5940 тыс. руб., где

6 - количество работников АХП;

11 - число рабочих месяцев в году 1 работника АХП.

1.10. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного, легкового автотранспорта

Величина расходов на содержание и эксплуатацию собственного служебного легкового автотранспорта учитывается в соответствии с утвержденной предприятием сметой на его содержание. В рассматриваемой организации собственного служебного легкового автотранспорта нет.

1.11. Затраты на компенсацию работникам АХП расходов за использование личного легкового автотранспорта для служебных поездок

Размер затрат на компенсацию расходов за использование личного транспорта определяется на основании представленной владельцем калькуляции собственных расходов с учетом среднего годового пробега автомобиля, стоимости топлива и горюче - смазочных материалов и средств на текущий ремонт. В рассматриваемой организации для служебных поездок личный автотранспорт не использовался.

1.12. Расходы на наем служебных легковых автомобилей

Расходы на наем служебных легковых автомобилей включают в расчет в размере стоимости арендной платы в соответствии с имеющимся договором. В организации затраты на эти цели по договору N 5 от 15 января 1996 г. с автохозяйством составили 10000 тыс. руб.

1.13. Расходы, связанные с оплатой затрат АХП по переезду и оплатой подъемных

Расходы по данной статье определяются с учетом действующих законодательных актов. В рассматриваемой организации этот вид расходов отсутствует.

1.14. Расходы на служебные командировки работников АХП

Расходы на служебные командировки работников АХП составили по действующим нормативам 11480 тыс. руб., в том числе:

1.14.1. Расходы на оплату суточных 22 x 4 x 10 = 880 тыс. рублей, где

22 - оплата суточных в день на 1 работника (в тыс. руб.);

4 - число работников, направляемых в командировку;

10 - среднее количество дней пребывания в командировке 1 работника.

1.14.2. Расходы на оплату квартирных 145 x 4 x 10 = 5800 тыс. рублей, где

145 - оплата квартирных в сутки на 1 работника (в тыс. руб.).

1.14.3. Расходы на проезд 300 x 4 x 4 = 4800 тыс. рублей, где

300 - средняя стоимость проезда 1 работника туда и обратно (в тыс. руб.);

4 - количество выездов в год.

1.15. Отчисления, производимые структурными подразделениями на содержание аппарата управления

Отчисления строительно - монтажной организации на содержание аппарата управления определяются на основании договора, что в данной организации составляет 15500 тыс. руб.

1.16. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления

Амортизационные отчисления по основным фондам определяются на основе действующих нормативов и составили 2790 тыс. руб.

1.17. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг

Величина оплаты консультационных, информационных и аудиторских услуг определялась в соответствии с договором N 5 от 19.01.96 с аудиторской организацией, что составило 360 тыс. руб.

2. Расходы на обслуживание работников строительства

2.1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров

Сумма затрат, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, определяется в соответствии со сметой расходов на подготовку и переподготовку кадров и составляет 4200 тыс. руб.

2.2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих

Отчисления на социальные нужды произведены по установленным нормативам и составили 184800 тыс. руб., в том числе:

2.2.1. Отчисления в Фонд социального страхования - в размере 5,4% от средств на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах:

480000 x 5,4/100 = 25920 тыс. руб.

2.2.2. Отчисления в фонд обязательного медицинского страхования - в размере 3,6% от средств на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах:

480000 x 3,6/100 = 17280 тыс. руб.

2.2.3. Отчисления в государственный фонд занятости населения - в размере 1,5% от средств на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах:

480000 x 1,5/100 = 7200 тыс. руб.

2.2.4. Отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 28% от средств на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах:

480000 x 28/100 = 134400 тыс. руб.

2.3. Расходы по обеспечению санитарно - гигиенических и культурно - бытовых условий работников

Расходы по обеспечению санитарно - гигиенических и культурно - бытовых условий работников приняты по смете расходов в составе коллективного договора, в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами в размере 9700 тыс. руб.

2.4. Расходы на охрану труда и технику безопасности

Расходы на охрану труда и технику безопасности приняты по смете расходов в составе коллективного договора в соответствии с типовыми отраслевыми нормами в размере 17910 тыс. руб.

3. Расходы на организацию работ на строительных площадках

3.1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря

Величина износа и расходов по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря принята с учетом данных счета N 13 нового плана счетов бухгалтерского учета в размере 10300 тыс. руб.

3.2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств, составили 3500 тыс. руб.

3.3. Содержание пожарной и сторожевой охраны

Величина затрат на содержание пожарной и сторожевой охраны принята с учетом данных бухгалтерского учета о величине данных затрат за предыдущий 1995 год по Журналу - ордеру 10-с в размере 15500 тыс. руб.

3.4. Расходы по нормативным работам

Величина расходов по нормативным работам принята по договору с трестом Оргтехстрой и нормативно - исследовательскими станциями в размере - 3500 тыс. руб.

3.5. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством

Величина расходов, связанных с изобретательством и рационализаторством, принята с учетом данных бухгалтерского учета о величине данных затрат за предыдущий 1995 год по Журналу - ордеру N 10-с в размере 2800 тыс. руб.

3.6. Расходы по геодезическим работам

Расходы по геодезическим работам принимаются по смете расходов в размере 14800 тыс. руб.

3.7. Расходы по проектированию производства работ

Величина расходов по проектированию производства работ принята с учетом данных бухгалтерского учета о величине данных затрат за предыдущий 1995 год по Журналу - ордеру N 10-с, в размере: 3500 тыс. руб.

3.8. Расходы на содержание производственных лабораторий

Величина расходов на содержание производственных лабораторий принята с учетом данных бухгалтерского учета о величине данных затрат за предыдущий 1995 год по Журналу - ордеру N 10-с в размере: 12500 тыс. руб.

3.9. Расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горно - спасательных частей (ВГСЧ) при производстве подземных горно - капитальных работ

Данных работ не производилось. При наличии в организации данных работ величина затрат принимается по Журналу - ордеру N 10-с.

3.10. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок

Величина расходов по благоустройству и содержанию строительных площадок определяется по расчету строительно - монтажной организации и составила - 3400 тыс. руб.

3.11. Расходы по подготовке строительства к сдаче

Величина расходов по подготовке строительства к сдаче определена по расчету строительно - монтажной организации и составила - 4500 тыс. руб.

3.12. Расходы по перебазированию лимитных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки

Данных расходов не производилось. При наличии таких видов затрат их размер определяется отдельным расчетом.

4. Прочие накладные расходы

4.1. Платежи по обязательному страхованию государственного имущества

Величина платежей по обязательному страхованию государственного имущества с учетом норматива платежей - 0,08% составила:

350000 x 0,08/100 = 280 тыс. руб., где

350000 тыс. руб. - стоимость имущества, подлежащего страхованию.

4.2. Износ по нематериальным активам производственного характера

Величина износа по нематериальным активам производственного характера, отражаемая по счету 05 бухгалтерского учета по расчету строительно - монтажной организации составила 157 тыс. руб.

4.3. Затраты на оплату процентов по кредитам банков

Величина затрат на оплату процентов по кредитам банков в пределах учетной ставки, установленной Центральным банком РФ, увеличенной на три пункта, составила в строительно - монтажной организации 16500 тыс. руб.

4.4. Расходы на рекламу

Расходы на рекламу составили по расчету строительно - монтажной организации 500 тыс. руб.

Итого накладных расходов: 549710 тыс. руб.

База исчисления накладных расходов:

Расчетная величина средств на оплату труда рабочих основного производства и механизаторов - 480000 тыс. руб.

Размер накладных расходов в процентах от расчетной величины средств на оплату труда - 114%.

Приложение 6

(справочное)

к Методическим рекомендациям по

расчету величины накладных расходов

при определении стоимости

строительной продукции

ПОСТАТЕЙНАЯ СТРУКТУРА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ

Приложение 7

(справочное)

к Методическим рекомендациям по

расчету величины накладных расходов

при определении стоимости

строительной продукции

СРЕДНЕОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА

ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ

Другие документы по теме
"О налоге на имущество кредитных организаций"
"О ведении перечня личных номерных печатей и пломбиров"
"О новом Типовом положении о стипендиальном обеспечении студентов"
"Об исключении спецналога из налогооблагаемой базы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.1994 N 531)
Ошибка на сайте