Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минфина РФ от 23.12.1997 N 16-00-16-267

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 1997 г. N 16-00-16-267

В соответствии с Основными мероприятиями интеграционного развития государств - участников Содружества Независимых Государств на 1997 год, одобренными Советом глав государств Содружества Независимых Государств, направляются по поручению Координационного Совета по методологии бухгалтерского учета стран - членов СНГ на рассмотрение Совета глав Правительств стран Содружества (СГП):

- Основные принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности в странах - членах СНГ;

- Общие положения формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций в странах - членах СНГ;

- Резолюция Седьмой конференции Координационного Совета по методологии бухгалтерского учета стран - членов СНГ.

Указанные документы были рассмотрены на Седьмой конференции Координационного Совета по методологии бухгалтерского учета стран - членов СНГ и рекомендованы к утверждению Советом глав Правительств стран Содружества.

М.А.МОТОРИН

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ СНГ

Принимая во внимание, что:

система бухгалтерского учета и отчетности является важным элементом экономики рыночного типа;

координация подходов и правил к формированию, представлению и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (предприятий) <*> имеет особое значение для защиты интересов собственников и инвесторов на всем пространстве СНГ;

--------------------------------

<*> В дальнейшем - организаций.

установление в СНГ минимальных единых требований к объему финансовой информации, подлежащей раскрытию общественности, будет способствовать сравнимости и сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций стран - членов СНГ;

бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать объективную и достоверную информацию о финансовом и имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности, признаваемую и одинаково интерпретируемую во всех странах - членах СНГ;

системы бухгалтерского учета и отчетности, принятые в странах - членах СНГ, исторически имеют много схожего, а также общие тенденции развития;

переход к рыночной экономике требует интеграции с международными стандартами бухгалтерского учета;

единые подходы к системе бухгалтерского учета и отчетности в странах - членах СНГ создают основу для развития аудита.

Страны - члены СНГ считают целесообразным:

осуществлять координацию регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций в своих странах;

сосредоточить главные усилия на согласовании подходов и правил формирования, представления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечив тем самым ее методологическую сопоставимость, признаваемость и одинаковую интерпретацию во всех странах - членах СНГ;

установить единые минимальные требования к объему, содержанию и формам бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой пользователям, принимая во внимание возможность установления упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

распространить действия "Основных принципов" на все юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством страны - члена СНГ;

установить единые минимальные требования к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивающие ее объективность и достоверность.

Исходя из вышеизложенного, страны - члены СНГ договариваются о следующих основных принципах бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним <*>.

--------------------------------

<*> Обозначения совокупности документов, названных в пункте 1 настоящих Основных принципов, термины "бухгалтерская отчетность" и "финансовая отчетность" считаются равнозначными.

2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть полезна пользователям. К пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся настоящие и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительственные учреждения, общественность и другие заинтересованные пользователи. Они используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для удовлетворения различных потребностей в информации, в том числе:

а) инвесторы (лица, предоставляющие капитал, и их консультанты) заинтересованы в информации, которая поможет определить, следует ли покупать, держать или продавать акции, каковы риски, связанные с инвестициями, и доходность инвестиций. Акционеры заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды;

б) работники и их представители заинтересованы в информации о стабильности и рентабельности работодателей, способности организации обеспечивать их заработной платой, социальными пособиями и возможностью дальнейшей работы;

в) кредиторы заинтересованы в информации, которая позволяет определить, будут ли займы и причитающиеся проценты выплачены вовремя;

г) поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в информации, которая дает возможность определить, будет ли сумма, которая причитается им, выплачена вовремя;

д) клиенты заинтересованы в информации о непрерывности деятельности организации, особенно когда они имеют долгосрочные соглашения или зависят от данной организации;

е) правительства и правительственные учреждения заинтересованы в информации, необходимой для регулирования деятельности организаций, определения политики налогообложения, а также для расчета национального дохода и других аналогичных статистических показателей;

ж) общественность заинтересована в информации о направлениях развития и достижениях организации, сферах ее деятельности.

3. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако руководство организации имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и содержание такой дополнительной информации определяются руководством организации.

4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Достоверной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, подготовленная исходя из правил бухгалтерского учета и отчетности, установленных в стране - члене СНГ. Страны - члены СНГ признают необходимость осуществить меры для перехода к интерпретации достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из качества картины финансового положения организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период.

Если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности применение настоящих Основных принципов недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации включаются соответствующие дополнительные данные.

5. При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами:

обособленности имущества - имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций;

непрерывности - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость самоликвидации или существенного сокращения деятельности;

начисления - факты хозяйственной деятельности организации (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

осмотрительности - обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования;

нейтральности - бухгалтерская (финансовая) отчетность не должна делать акцентов на удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими.

6. Информация, включаемая организациями в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой. При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности применимо требование значимости (существенности) информации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ СНГ

Исходя из Основных принципов бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций <*> в странах - членах СНГ страны - члены СНГ определяют следующие единые минимальные требования к объему, содержанию и формам бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций, представляемой пользователям.

--------------------------------

<*> Кроме банковских и других кредитных учреждений.

1. Общие требования

к оформлению бухгалтерской (финансовой) отчетности

1.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности всех структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

1.2. Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности должны основываться на данных синтетического и аналитического учета.

1.3. Организация должна придерживаться принятых содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

1.4. По каждому числовому показателю бухгалтерской (финансовой) отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за период, предшествовавший отчетному <*>.

--------------------------------

<*> Либо на конец предшествующего, либо на начало отчетного периода.

Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке. Каждый подобный случай должен быть раскрыт в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием его причин. Если корректировка данных за период, предшествовавший отчетному, нецелесообразна, то организация должна раскрыть причины, по которым корректировка не была произведена, и характер необходимых корректировок.

1.5. Числовые показатели об отдельных активах, обязательствах, собственном капитале <*> и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно, если без знания о них пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансового результата ее деятельности.

--------------------------------

<*> Далее обязательства и собственный капитал именуются пассивы.

Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерской (финансовой) отчетности общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах отдельно по каждому показателю, имеющего существенную информацию для оценки пользователями финансового положения организации или финансового результата ее деятельности.

1.6. В бухгалтерской (финансовой) отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков (доходов и расходов), кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами бухгалтерского учета страны - члена СНГ.

1.7. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для созданной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, созданной после 1 октября, - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если иное не предусмотрено законодательством страны - члена СНГ.

1.8. Для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

1.9. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется не позднее шести месяцев после окончания отчетного периода.

1.10. Каждая составляющая бухгалтерской (финансовой) отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей; отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность; фирменное наименование организации, включая указание на ее организационно - правовую форму; ее юридический адрес; валюта бухгалтерской (финансовой) отчетности; формат представления числовых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности; подписи лиц, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Содержание бухгалтерского баланса

2.1. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, отражая ее активы, собственный капитал и обязательства.

2.2. В бухгалтерском балансе активы и обязательства показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочные (в течение 12 месяцев после отчетной даты).

2.3. Бухгалтерский баланс содержит следующие числовые показатели (с учетом пункта 1.5 настоящих Общих положений):

--------------------------------

<1> Если правилами страны - члена СНГ не предусмотрено раскрытие этих показателей в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, указанные данные в валюту баланса не включаются. В отдельных странах - членах СНГ указанные показатели могут не включаться в баланс, а раскрываться в пояснениях к нему.

<2> Если правилами страны - члена СНГ не предусмотрено отражение этой статьи в разделе "Собственный капитал".

<3> Если правилами страны - члена СНГ не предусмотрено отражение этой статьи в активе бухгалтерского баланса.

<4> Если правилами страны - члена СНГ допускается образование фондов накопления и потребления.

3. Содержание отчета о финансовых результатах

3.1. Отчет о финансовых результатах должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

3.2. Отчет о финансовых результатах содержит следующие числовые показатели (с учетом пункта 1.5 настоящих Общих положений):

Выручка от реализации (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто - выручка))

--------------------------------

<*> Если правилами страны - члена СНГ не предусмотрено отражение этих данных по статье "Операционные расходы" и других статьях расходов.

<**> Эта статья включается в отчет, если правилами бухгалтерского учета страны - члена СНГ предусмотрена статья "Отвлеченные средства".

4. Содержание отчета о движении денежных средств

4.1. Отчет о движении денежных средств должен характеризовать наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.

4.2. Отчет о движении денежных средств содержит следующие числовые показатели (с учетом пункта 1.5 настоящих Общих положений):

Остаток денежных средств на начало года

Поступило денежных средств (в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности)

в том числе:

--------------------------------

<*> Справочно.

Направлено денежных средств (в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности)

в том числе:

--------------------------------

<*> Справочно.

4.3. Для целей составления отчета о движении денежных средств деятельность организации признается:

текущей (операционной) - основная деятельность организации, приносящая ей прибыль (доход), а также другие виды деятельности, которые не являются ни инвестиционной, ни финансовой деятельностью;

инвестиционной - деятельность организации по приобретению и продаже долгосрочных активов и других инвестиций, кроме краткосрочных финансовых вложений;

финансовой - деятельность организации, результатом которой являются изменения в величине и составе собственного и заемного капитала организации.

4.4. Субъекты малого предпринимательства отчет о движении денежных средств могут не составлять.

4.5. Данный отчет составляется в странах - членах СНГ по мере его включения в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности каждой страны - члена СНГ.

5. Содержание пояснений к бухгалтерскому

балансу и отчету о финансовых результатах

5.1. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать учетную политику организации и обеспечивать пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для реальной оценки финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности.

5.2. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должно быть указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность сформирована организацией исходя из действующих в стране - члене СНГ правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности отступления от этих правил. Каждое такое отступление должно быть раскрыто с указанием его причин и результатов. Страна - член СНГ может установить исключительные случаи таких отклонений и определить соответствующие особые правила.

5.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать следующие дополнительные данные (с учетом пункта 1.5 настоящих Общих положений):

о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов и амортизации по ним;

о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств и амортизации по ним;

о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

об изменениях в капитале организации;

о количестве акций, выпущенных и полностью оплаченных, о количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично;

о номинальной стоимости акций, находящихся в собственности самой организации, ее дочерних и зависимых обществ;

о составе резервов, назначении каждого из них, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;

о составе доходов и расходов;

о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

все значительные события, имевшие место после окончания отчетного периода и оказавшие или способные оказать существенное влияние на результаты деятельности организации.

5.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать также (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерскую (финансовую) отчетность):

юридический адрес организации;

основные виды деятельности организации;

среднегодовую численность работающих за отчетный период, в том числе по основным категориям;

состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации;

общую сумму вознаграждения, выплаченного членам исполнительных и контрольных органов организации за отчетный период, а также иные предоставленные им организацией льготы и привилегии.

5.5. В соответствии с правилами страны - члена СНГ бухгалтерская (финансовая) отчетность организации за отчетный год может сопровождаться отчетом ее исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.).

Отчет исполнительного органа должен характеризовать текущее руководство по развитию деятельности организации в отчетном периоде и основные факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.

В отчете исполнительного органа подлежат раскрытию: динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и иные долгосрочные финансовые вложения; деятельность организации в области научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ и природоохранных мероприятий; иная информация, представляющая интерес для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и необходимая для реализации учредителями (участниками) организации контрольных прав.

6. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

6.1. Общие положения

6.1.1. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса на конец периода, предшествовавшего отчетному, с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением правил бухгалтерского учета страны - члена СНГ.

6.1.2. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто - оценке, т.е. за минусом регулирующих величин, которые должны отражаться в бухгалтерском балансе, либо в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

6.1.3. Денежная оценка активов и пассивов организации может проводиться следующим образом:

а) в сумме фактических затрат;

б) по восстановительной (текущей) стоимости;

в) по цене возможной реализации.

6.1.4. Отклонения от правил, предусмотренных пунктами 6.1.1 - 6.1.3 настоящих Основных положений, должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием их причин и результата, который данное отклонение оказало на формирование представления об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Страна - член СНГ может установить исключительные случаи таких отклонений и определить соответствующие особые правила.

6.1.5. Изменения в оценке статей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

6.2. Незавершенные капитальные вложения (работы)

6.2.1. В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно - монтажные работы, прочие капитальные работы и затраты (проектно - изыскательские, геолого - разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие). Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения.

6.2.2. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика инвестора).

6.3. Финансовые вложения

6.3.1. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы, если эти операции разрешены законодательством страны - члена СНГ.

6.3.2. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам допускается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты у организации. Страна - член СНГ может установить конкретный перечень ценных бумаг, по которым допускается отнесение указанной разницы.

Акции и паи, не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной их покупной стоимости, с отнесением неоплаченной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда инвестор имеет право на получение дивидендов и несет полную ответственность по этим вложениям. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению акций и паев, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.

6.3.3. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец года по цене возможной реализации (рыночной стоимости), если последняя ниже балансовой стоимости. Указанная корректировка производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, отчисления в который отражаются в составе прочих операционных расходов, если иное не предусмотрено законодательством страны - члена СНГ.

6.3.4. Особенности отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовых вложений у профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливаются правилами страны - члена СНГ.

6.4. Основные средства

6.4.1. К основным средствам как совокупности материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени в сфере материального производства и в непроизводственной сфере, относятся здания, сооружения, машины, оборудование и т.п. объекты.

К основным средствам относятся также капитальные затраты на улучшение земель (мелиоративные и другие работы) и в арендованные объекты основных средств.

В составе основных средств учитываются и находящиеся в собственности организации земельные участки.

6.4.2. Основные средства отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на их приобретение (включая доставку), сооружение и изготовление.

В случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов допускается изменение первоначальной стоимости основных средств.

6.4.3. Капитальные затраты в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Законченные капитальные затраты в арендованные объекты основных средств, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.

6.4.4. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа (амортизации) и отнесения его на расходы (издержки производства, обращения) в течение срока их полезного использования.

Стоимость земельных участков не погашается, если иное не установлено правилами страны - члена СНГ.

6.4.5. Страна - член СНГ может установить перечень средств труда, которые учитываются как оборотные средства, и порядок погашения их стоимости.

6.5. Нематериальные активы

6.5.1. К нематериальным активам относятся неосязаемые объекты, не имеющие материально - вещественную форму, используемые в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящие доход. В частности, к ним относятся права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование и другие объекты, относимые правилами страны - члена СНГ к нематериальным активам.

В составе нематериальных активов учитывается также разница между рыночной ценой организации как единого имущественного хозяйственного комплекса и стоимостью ее имущества по данным бухгалтерского баланса, возникающая при приобретении этой организации.

6.5.2. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

6.5.3. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизационных отчислений и отнесения их на расходы в течение установленного срока их полезного использования.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности организации). Страна - член СНГ может установить перечень объектов нематериальных активов, стоимость которых не погашается.

6.6. Запасы

6.6.1. К запасам относятся сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары.

6.6.2. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение (изготовление), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и не возмещаемые налоговые платежи, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство может производиться одним из следующих методов оценки: по фактической себестоимости единицы запасов (специфической идентификации); по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Страна - член СНГ может установить ограничения на использование того или иного метода оценки.

6.6.3. Затраты на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе по фактическим или нормативным (плановым) затратам, связанным с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), либо по статьям прямых затрат, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

В единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактическим производственным затратам.

6.6.4. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактическим или нормативным (плановым) затратам, связанным с производством продукции, либо по статьям прямых затрат.

6.6.5. Товары для перепродажи отражаются в бухгалтерском балансе по покупной стоимости.

6.6.6. Предусмотренные в пунктах 6.6.2; 6.6.4; 6.6.5 настоящих Общих положений ценности, на которые цена в течение года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на прочие операционные расходы, если иное не установлено законодательством страны - члена СНГ.

6.7. Расходы будущих периодов

6.7.1. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока, к которому они относятся.

6.8. Капитал

6.8.1. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

6.8.2. Суммы дооценки внеоборотных активов организации, проводимой в случаях и порядке, установленных правилами страны - члена СНГ, отражаются как добавочный капитал.

6.9. Расчеты с дебиторами и кредиторами

6.9.1. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам задолженность допускается показывать с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Дебиторская задолженность показывается в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом сумм резерва сомнительных долгов, образованного в соответствии с нормативными актами страны - члена СНГ.

6.9.2. Отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, банками должны быть согласованы с ними и тождественны.

6.9.3. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, обязательства, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в валюте, действующей на территории страны - члена СНГ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по официальному валютному курсу страны - члена СНГ, действующему на отчетную дату.

6.9.4. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относятся на прочие операционные доходы и расходы организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторской или кредиторской задолженности.

6.10. Резервы предстоящих расходов и платежей

6.10.1. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы (отчисления), предусмотренные правилами страны - члена СНГ.

6.11. Доходы и расходы

6.11.1. Выручка от реализации (нетто - выручка) - включает стоимость реализованных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг, за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и обязательных платежей.

6.11.2. Себестоимость реализации состоит:

а) для организаций, занятых производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг из:

прямых материальных затрат;

прямых затрат на оплату труда;

косвенных производственных затрат;

других производственных (прямых и косвенных) затрат;

б) для организаций, занятых торговой, снабженческой, сбытовой и иной посреднической деятельностью, - покупная стоимость товаров;

в) для организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг - покупная (учетная) стоимость ценных бумаг.

6.11.3. Коммерческие расходы включают для:

организаций, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, - затраты по сбыту, относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам);

организаций, занятых торговой, снабженческой, сбытовой (за исключением расходов по управлению) и иной посреднической деятельностью, - издержки обращения, если иное не предусмотрено законодательством страны - члена СНГ.

6.11.4. Управленческие расходы - отражаются расходы, связанные с общехозяйственной деятельностью и относящиеся к выпуску продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг отражают в составе управленческих расходов всю сумму затрат, связанных с их деятельностью.

7. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

7.1. В случаях, предусмотренных правилами страны - члена СНГ, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

7.2. Аудиторское заключение, выданное по результатам обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, является неотъемлемой частью этой отчетности.

8. Публичность бухгалтерской (финансовой) отчетности

8.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность является открытой для ознакомления заинтересованных пользователей - учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

8.2. В случаях, предусмотренных правилами страны - члена СНГ, организация публикует бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включая аудиторское заключение о ней.

РЕЗОЛЮЦИЯ

СЕДЬМОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА

ПО МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СТРАН - ЧЛЕНОВ СНГ

Координационный Совет по методологии бухгалтерского учета стран - членов СНГ провел Седьмую конференцию 2 - 4 октября 1997 г. в г. Кишиневе, Республика Молдова.

Организаторами конференции являлись Министерство финансов Республики Молдова и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В работе конференции участвовали делегации 11 стран СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Республика Киргизстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина).

Координационный Совет обсудил следующие вопросы:

реформа бухгалтерского учета в СНГ: обзор проблем;

концепция бухгалтерского учета для стран СНГ;

доклад Рабочей группы по модели Закона об аудите для стран СНГ;

особенности бухгалтерского учета в малом бизнесе;

лицензирование и сертификация бухгалтеров и аудиторов;

реформа налогообложения и бухгалтерского учета: институциональные вопросы и сравнительный анализ;

о дальнейшей работе Информационной сети бухгалтерского учета (ИСБУ).

По результатам обсуждения были приняты следующие решения:

1. Принимая во внимание, что системы бухгалтерского учета и отчетности, принятые в странах - членах СНГ, исторически имеют много схожего, общие тенденции развития, и придавая важное значение координации подходов и правил по организации бухгалтерского учета и формированию, представлению и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, имеющей особое значение для защиты интересов собственников и инвесторов на всем пространстве Содружества, участники Седьмой конференции считают целесообразным:

а) принять "Основные принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности для стран СНГ" и "Общие положения по бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций в странах - членах СНГ";

б) Рекомендовать членам Координационного Совета и профессиональным организациям принять меры по разъяснению содержания данных документов и обеспечению их практического использования в своих странах;

в) Поручить делегации Российской Федерации от имени Координационного Совета представить данные документы на утверждение на уровне правительств стран - членов СНГ.

2. Предложить Рабочей группе по бухгалтерскому учету продолжить работу по формированию единых минимальных требований к бухгалтерскому учету стран СНГ в соответствии с Международными стандартами учета (МСУ). Для этих целей провести очередную встречу Рабочей группы по бухгалтерскому учету до июля 1998 года для:

а) разработки глоссария основных терминов бухгалтерского учета;

б) изучения содержания МСУ с целью выработки путей их практического применения и унификации подходов при разработке национальных правил учета по наиболее приоритетным направлениям. Создать Секретариат Рабочей группы в составе представителей Республики Молдова, Республики Казахстан, Российской Федерации и ОЭСР для определения и согласования с другими делегациями Координационного Совета в месячный срок первых трех приоритетных стандартов для обсуждения на встрече Рабочей группы в 1998 г. и содействия в подготовке этой встречи.

3. Руководствуясь стремлением поддержать развитие бухгалтерского учета в малом бизнесе в странах СНГ, признать позитивную роль малого бизнеса в повышении занятости, экономического роста и расширения базы налогообложения. Поручить Рабочей группе по бухгалтерскому учету продолжить подготовку документа по бухгалтерскому учету в малом бизнесе.

4. Совет поручает Рабочей группе по аудиту подготовить соответствующей документ, устанавливающий единые минимальные требования к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивающие ее объективность и достоверность, а также основу для взаимного признания аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности. Минимальные требования к аудиторской профессии в странах СНГ Рабочей группе по аудиту подготовить в соответствии с предложениями, высказанными на Седьмой встрече Совета и правилами Всемирной Торговой Организации. Этот документ должен быть представлен Рабочей группой к Восьмой конференции Совета.

5. Совет выражает признательность Международной Федерации Бухгалтеров за представление Международных стандартов Аудита (МСА) на английском языке для перевода на русский язык.

Совет признает, что для подготовки "официального" (авторизированного) перевода необходимо обеспечить высококачественный перевод под наблюдением Координационного Совета и просит Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов "Содружество" осуществить настоящий проект, включая формирование Редакционной комиссии, состоящей из национальных и международных экспертов с целью обеспечения качества перевода.

Координационный Совет признает, что по требованию, предъявляемому к официальному документу, заключительная версия документа должна содержать оригинальную версию на английском языке и версию перевода на русский язык. Одновременно необходимо подготовить глоссарий основных терминов по аудиту с их переводом.

Настоящая работа должна быть завершена и представлена к очередной конференции Координационного Совета, на которой предлагается рассмотреть возможность принятия МСА в качестве основы для разработки (доработки) национальных стандартов аудита стран СНГ.

6. Признавая усилия Комитета по МСУ, направленные на распространение МСУ, Координационный Совет считает качественный перевод МСУ на русский язык как неотложную необходимость.

7. Признавая важность согласованной позиции по подготовке специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита в странах СНГ, просить Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов "Содружество" обобщить предложения стран СНГ по данному вопросу и представить доработанный вариант программы подготовки кадров на Восьмую конференцию Координационного Совета.

8. Принимая во внимание, что в октябре 1997 года в Париже (Франция) состоится XV Всемирный конгресс бухгалтеров, Координационный Совет уполномочивает Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов "Содружество" подготовить приветственное обращение к Конгрессу с целью повышения авторитета Координационного Совета и расширения информации о деятельности Совета и ИСБУ.

9. Координационный Совет выражает согласие, что следующая конференция состоится в июле 1998 года и просит ОЭСР обратиться в Министерство финансов Республики Кыргыстан с просьбой организовать Восьмую конференцию в г. Бишкек. На этой конференции будут рассмотрены следующие вопросы:

доклад о ходе работы стран - членов СНГ о реформировании в области бухгалтерского учета;

доклад Рабочей группы по бухгалтерскому учету о проделанной работе;

доклад Рабочей группы по аудиту о проделанной работе;

проблемы реформы налогообложения и бухгалтерского учета с участием официальных представителей налоговых органов стран СНГ;

учет в бюджетных организациях;

о работе ИСБУ за 1997 - 1998 гг.

10. Участники Седьмой конференции Координационного Совета выражают свои поздравления коллективу редакции и читателям журнала "Бухгалтерский учет" в связи с 60-летним юбилеем его деятельности и с удовлетворением отмечают его весомый вклад в развитие бухгалтерского учета в России и в других странах СНГ.

11. Координационный Совет выразил согласие опубликовать результаты Седьмой конференции и призвал страны - члены СНГ содействовать распространению данной Резолюции. Участники конференции выразили признательность Министерству финансов Республики Молдова и ОЭСР за организацию конференции и обратились с просьбой к ОЭСР и другим международным организациям продолжать поддержку деятельности Совета и его Рабочих групп.

Другие документы по теме
"О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
<О разъяснении применения положений Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н>
<О присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 - 2012 годы>
"О порядке выплаты вознаграждения за использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и рационализаторских предложений"
Ошибка на сайте