Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минэкономразвития России от 09.03.2021 N Д24и-6394

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 марта 2021 г. N Д24и-6394

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках установленной компетенции рассмотрел обращение (далее - Обращение).

В Обращении содержатся вопросы применения отдельных положений Приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации" (далее соответственно - Приказ N 707, Критерии аккредитации).

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845, Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, и в целях реализации своих полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

С учетом поступившей в Департамент позиции Росаккредитации по поставленным в Обращении вопросам сообщаем.

1. По вопросу 1 Обращения.

В соответствии с пунктом 3 Приказа N 707 абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 Критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу указанного приказа.

Исходя из буквального толкования пункта 3 Приказа N 707 следует, что требования абзаца второго подпункта 24.4, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 Критериев аккредитации будут применяться только в отношении лиц, проходящих процедуру аккредитации, а также аккредитованных после вступления в силу Приказа N 707.

Требования, установленные в Критериях аккредитации, едины для всех типов процедур подтверждения национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя Критериям аккредитации (аккредитация, подтверждение компетентности, расширение области аккредитации и изменение места (мест) осуществления деятельности).

Дополнительно отмечаем, что действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не установлены требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, аккредитованным до вступления в силу Приказа N 707, в части срока, на который должно быть приобретено право владения и пользования помещениями, испытательным оборудованием, средствами измерений.

2. По вопросу 2 Обращения.

Приказ N 707 за исключением отдельных положений вступил в силу с 1 января 2021 года.

В настоящее время Минэкономразвития России принят и зарегистрирован в Минюсте России приказ от 30 декабря 2020 г. N 877 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра испытательных лабораторий (центров), соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития, о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 4 апреля 2014 г. N 203 и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Приказ N 877), в том числе уточняющий отдельные положения Приказа N 707.

Согласно Изменениям, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденным Приказом N 877, в пункте 4 Приказа N 707 слова "абзацев второго и третьего подпункта 23.2" подлежат исключению.

3. По вопросу 3 Обращения.

Пунктом 4 Критериев аккредитации установлены дополнительные требования к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по обязательному подтверждению соответствия. С учетом изложенного к сфере добровольной сертификации применение указанных требований не относится.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 Критериев аккредитации органы по сертификации продукции, услуг, в том числе осуществляющие деятельность в добровольной сфере, должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 21 декабря 2012 г. N 1941-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации".

Одновременно обращаем внимание, что органы по сертификации продукции, выполняющим работы по добровольному подтверждению соответствия в области сертификации производства органической продукции, должны соответствовать дополнительными требованиями, установленным пунктом 9 Критериев аккредитации.

4. По вопросу 4 Обращения.

Согласно пункту 23.3 Критериев аккредитации лаборатории должны выполнять требования документов по стандартизации, в том числе ГОСТ Р 58973-2020 "Правила к оформлению протоколов испытаний", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 27 августа 2020 г. N 593-ст (далее - ГОСТ Р 58973-2020).

Датой введения в действие ГОСТ Р 58973-2020 является 1 июля 2021 года.

Учитывая изложенное, заявители, аккредитованные лица могут начать внедрять в свою деятельность ГОСТ Р 58973-2020 в соответствии с требованиями системы менеджмента лаборатории и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (далее - ГОСТ ISO/IEC 17025-2019).

При этом, соответствие заявителя, аккредитованного лица требованиям ГОСТ Р 58973-2020 будет оцениваться в рамках предоставления соответствующих государственных услуг в области аккредитации и в рамках осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, начиная с 1 июля 2021 года.

Одновременно отмечаем, что Минэкономразвития России принят приказ от 28 января 2021 г. N 34 "Об утверждении Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации", в том числе устанавливающий, что несоблюдение заявителем или аккредитованным лицом требований, предусмотренных подпунктом 23.3 и абзацами вторым и третьим подпункта 24.2 Критериев аккредитации влечет за собой отказ в аккредитации или приостановление действия аккредитации с 1 июля 2021 года.

В настоящее время указанный приказ Минэкономразвития России направлен в Минюст России на государственную регистрацию в установленном порядке.

5. По вопросу 5 Обращения.

В соответствии с пунктом 21 Критериев аккредитации лаборатория должна соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Пунктом 23.3 Критериев аккредитации установлено, что лаборатории должны выполнять требования ГОСТ Р 58973-2020.

Согласно области применения ГОСТ Р 58973-2020 указанный национальный стандарт распространяется на процедуры оформления протоколов испытаний испытательной лабораторией (центром), выполняющей испытания продукции для целей подтверждения соответствия.

ГОСТ Р 58973-2020 предназначен для применения испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации и другими заинтересованными лицами.

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 58973-2020 протокол испытаний для целей подтверждения соответствия оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. При оформлении протокола испытаний для целей подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) протокол испытаний оформляют также с учетом требований к содержанию, изложенных в соответствующих технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза).

С учетом изложенного, исходя из системного толкования норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) и Критериев аккредитации, Росаккредитация полагает, что соблюдение аккредитованной на ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лабораторией, а также заявителями, претендующими на аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (центра) по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, требований вышеуказанных документов по стандартизации является обязательным.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, соответствие заявителя, аккредитованного лица требованиям ГОСТ Р 58973-2020 будет оцениваться в рамках предоставления соответствующих государственных услуг в области аккредитации и в рамках осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, начиная с 1 июля 2021 года.

6. По вопросу 6 Обращения.

Аккредитованные лаборатории, проводящие исследования (испытания), измерения в добровольной сфере, не подпадают под действие пункта 24 Критериев аккредитации и могут самостоятельно устанавливать в документах системы менеджмента качества лаборатории требования к работникам.

Вместе с тем, согласно пункту 21 Критериев аккредитации все лаборатории должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Требования, установленные к работникам аккредитованных лабораторий, не подпадающих под действие пункта 24 Критериев аккредитации, являются областью ответственности руководства соответствующих лабораторий и оцениваются Росаккредитацией при проведении процедуры аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица, а также при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

7. По вопросу 7 Обращения.

В соответствии с пунктом 38 Критериев аккредитации требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 должны соответствовать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по калибровке средств измерений.

Обязанность соответствовать требованиям конкретных документов по стандартизации, в том числе ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, разделом III Критериев аккредитации не установлена.

Вместе с тем критерии аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений включают общие критерии аккредитации, представляющие собой совокупность требований, которым должны удовлетворять все заявители и аккредитованные лица, а также дополнительные критерии аккредитации, предусматривающие специальные требования в отдельных областях выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений.

8. По вопросу 8 Обращения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица имеют право применять знак национальной системы аккредитации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

Порядок применения изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации (далее - Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 июля 2020 г. N 473.

Согласно пункту 2 Порядка под применением изображения знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации (далее - изображение знака) понимается его использование:

а) Росаккредитацией;

б) подведомственным Росаккредитации федеральным государственным учреждением;

в) лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации (аккредитованные лица), если действие их аккредитации не приостановлено и не прекращено;

г) аккредитованными лицами, в случае если действие их аккредитации не приостановлено и не прекращено, имеющими разрешение на применение комбинированного знака национальной системы аккредитации.

Учитывая указанное, на основании пункта 26.1 Критериев аккредитации для применения изображения знака в соответствии с подпунктами "в" и "г" Порядка в документе (документах) системы менеджмента качества, содержащих требования системы менеджмента качества лаборатории в соответствии с Критериями аккредитации, в том числе должны быть указаны правила применения изображения знака.

Обращаем внимание, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, является мнением Департамента и носит информационный характер.

Заместитель директора Департамента

государственной политики в сфере

лицензирования, контрольно-надзорной

деятельности, аккредитации

и саморегулирования

Н.А.САВЕЛЬЕВА

Другие документы по теме
<О задолженности по платежам в бюджет>
<О требованиях к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства>
(утв. Минспортом России 11.06.2021, Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Федерация настольного тенниса России")
"О товарном знаке "SPRITE"
Ошибка на сайте