Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФАС России от 29.12.2021 N ГМ/112800/21

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 декабря 2021 г. N ГМ/112800/21

О НАПРАВЛЕНИИ

РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 40 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденного приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21, о разъяснении порядка реализации (отчуждения) государственными, муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в соответствии с пунктом 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", сообщает следующее.

Пунктом 9 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусмотрено, что действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении унитарными предприятиями или учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами (абзац 16 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации).

При этом в соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" в отношении сделок, предусматривающих переход прав собственности (владения, пользования, распоряжения) на имущество федеральных государственных унитарных предприятий, установлена необходимость проведения торгов в порядке, предусмотренном правилами проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила).

Вместе с тем отдельного порядка отчуждения имущества, закрепленного за иными государственными, муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на федеральном уровне не установлено.

В свою очередь, унитарные предприятия и учреждения не вправе распоряжаться определенными в соответствии со статьями 295, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) видами имущества без согласия собственника.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", положениям статей 9.1, 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество унитарных предприятий и учреждений принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Таким образом, осуществление сделок унитарными предприятиями и учреждениями в отношении определенного вида имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно только с согласия собственника имущества. При этом собственник имущества вправе самостоятельно принимать решение о порядке распоряжения таким имуществом.

Вместе с тем осуществление сделок с имуществом, принадлежащим унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, с согласия собственника без проведения торгов может содержать признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Кроме того, последовательная передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление и дальнейшее отчуждение такого имущества без проведения торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением статей 15, 16 Закона о защите конкуренции.

В случае, если порядок в отношении продажи имущества унитарных предприятий и учреждений не утвержден нормативным правовым актом соответствующего уровня, ФАС России в целях недопущения, ограничения, устранения конкуренции рекомендует проводить торги по отчуждению такого имущества в соответствии с Правилами.

Г.Г.МАГАЗИНОВ

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 24.03.2022, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская федерация спортивной аэробики")
"О постановке объектов на государственный учет"
(утв. Минспортом России 14.03.2022, Общероссийской спортивной общественной организацией "Федерация практической стрельбы России")
"О товарном знаке "MURPHY'S IRISH STOUT"
Ошибка на сайте