Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Минкультуры России от 23.10.2023 N Р-2879

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 октября 2023 г. N Р-2879

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ

НОРМАТИВОВ И НОРМ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

КУЛЬТУРЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ

ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, в целях обеспечения реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 22 декабря 2022 г. N ТГ-П44-22226:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на культуру.

3. Признать утратившим силу распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N Р-965.

Министр

О.Б.ЛЮБИМОВА

Утверждены

распоряжением Министерства

культуры Российской Федерации

от 23 октября 2023 г. N Р-2879

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ

НОРМАТИВОВ И НОРМ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

КУЛЬТУРЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ

ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры (государственных (муниципальных) организаций культуры, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее соответственно - сетевая единица, организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом региональной и местной специфики.

2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры обеспечиваются:

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание кинозалов;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов и многофункциональных культурных центров;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

3. Условия оптимального размещения организаций культуры устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

4. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и входящие в их состав внутригородские территории.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, могут устанавливать нормы и нормативы оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры исходя из оценки потребностей населения и с учетом особенностей территориального развития.

5. Разработка нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 ГрК РФ, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований <1>.

--------------------------------

<1> Части 1 и 2 статьи 29.2 ГрК РФ.

В целях обеспечения доступности в нормативах градостроительного проектирования рекомендуется предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц может подразумевать в том числе их укрупнение (присоединение), за исключением учреждений, расположенных в сельской местности, а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры может предусматривает учет:

вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

нормативного значения (количества) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;

показателя территориальной доступности (время в пути до объекта культуры).

7. Нормативная потребность городского округа с внутригородским делением определяется исходя из норм и нормативов, определенных для городского округа.

8. Расчет нормативной потребности в строительстве объектов культуры дополнительно учитывает мощность объектов культуры (количество мест на 1 000 человек).

9. Расчет нормативного значения численности населения на сетевую единицу дополнительно использует метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше, чем 5, то увеличение не производится.

10. Условия оптимального размещения объектов культуры могут учитывать:

существующая обеспеченность населения объектами культуры;

функциональное многообразие организаций культуры;

специфика территории, в том числе культурно-исторические особенности, численность, плотность и демографический состав населения, наличие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, природно-климатические условия, транспортная инфраструктура и социально-экономические особенности развития региона;

прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

критерии доступности услуг организаций культуры.

11. Критерии доступности услуг организаций культуры включают:

возможность выбора организаций культуры;

развитие выездных, электронных, дистанционных и других форм предоставления услуг;

возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

наличие организаций культуры для детей;

наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

12. Доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов <2>.

--------------------------------

<2> Часть третья статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1.

II. Нормы и нормативы размещения библиотек

13. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками <3>.

--------------------------------

<3> Абзац первый статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон N 78-ФЗ).

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 2 статьи 15 Закона N 78-ФЗ.

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек приведены в таблице N 1 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

14. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится в том числе организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 38 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории субъекта Российской Федерации целесообразно создание молодежных отделений в универсальных библиотеках.

15. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Для наиболее эффективного библиотечного обслуживания органам местного самоуправления муниципальных, городских округов, муниципальных районов рекомендуется организация библиотечных объединений - централизованных библиотечных систем <6> (далее - ЦБС), представляющих собой учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. Одна из библиотек ЦБС наделяется статусом и функциями центральной библиотеки.

--------------------------------

<6> Абзац шестой статьи 1 Закона N 78-ФЗ.

16. В городском и муниципальном округе, городском поселении может быть создана общедоступная библиотека, которая может наделяться статусом центральной библиотеки.

В жилых районах городского и муниципального округа, городского поселения могут быть созданы филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.

Для городского округа с населением менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 библиотека.

Для муниципального округа с населением менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 библиотека.

Для городского поселения с численностью населения менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 сетевая единица.

При определении минимально необходимого количества библиотек в городском/муниципальном округе для городских и муниципальных округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, к расчету принимается население округа за вычетом населения сельских населенных пунктов. Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского и муниципального округов, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тысячу человек.

17. В городских и муниципальных округах, городских поселениях может быть создана библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 7 тысяч человек (далее - детская библиотека).

При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.

В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.

Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 7 тысяч человек, то в таких городских поселениях целесообразно создать детскую библиотеку.

На уровне городского и (или) муниципального округа решение об открытии филиалов специализированных библиотек (или специализированных отделов универсальных библиотек) может приниматься в зависимости от числа потенциальных пользователей-инвалидов.

18. Межпоселенческая библиотека может создаваться независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе в целях осуществления следующих функций координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района:

по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек;

по формированию универсального фонда документов;

по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики.

19. Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, может располагаться в административном центре сельского поселения.

Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека может создаваться исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тысячу жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов может предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением либо при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) может организовывать работу филиала на базе специализированного помещения или библиотечный пункт выдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

Филиалы общедоступной библиотеки либо библиотечные пункты выдачи могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или муниципального округа, городского поселения). Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и приниматься к расчету в качестве сетевых единиц.

Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, принимается с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 1.1 статьи 23 Закона N 78-ФЗ.

При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения органам местного самоуправления целесообразно учитывать транспортную и шаговую доступность, а именно:

в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети рекомендуется применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения рекомендуется применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

20. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках <8>. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению целесообразно предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

--------------------------------

<8> Абзац первый пункта 2 статьи 8 Закона N 78-ФЗ.

21. Пользователям библиотек независимо от места проживания следует обеспечить доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.

Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет" и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, могут относиться:

фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий, централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;

фонды Президентской библиотеки.

Точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам рекомендуется оборудовать адаптивными программными и аппаратными средствами для инвалидов по зрению в соответствии с ГОСТ Р 51645-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. N 1773-ст.

22. На всех административно-территориальных уровнях рекомендуется использовать внестационарные комплексы библиотечного обслуживания населения с применением библиомобилей, библиобусов и мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), библиотечные пункты.

III. Нормы и нормативы размещения музеев

23. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев приведены в таблице N 2 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

24. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся некоммерческими учреждениями культуры, а также их филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Минимально необходимое количество музеев для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации может определяться по следующей формуле:

М = Н : Мн,

где:

М - минимально необходимое количество музеев;

Н - численность населения;

Мн - норматив численности жителей на 1 музей.

В случае если для субъекта Российской Федерации (или муниципального образования) требуются различного типа музеи, то к данному нормативу может быть применен (по решению соответствующего уполномоченного органа) коэффициент 2 и 3, где 2 - краеведческий и художественный музеи, 3 - краеведческий, художественный и тематический музеи.

Для учета транспортной и шаговой доступности органам местного самоуправления целесообразно рассмотреть применение коэффициента от 1,25 до 1,5.

Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.

25. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законами субъекта Российской Федерации <9>.

--------------------------------

<9> Часть первая статьи 29 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, независимо от количества населения.

В муниципальных образованиях в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников могут быть созданы филиалы или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, и учитываются в качестве сетевой единицы, так как они обслуживают местное население.

В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.

26. Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея).

27. Художественные музеи муниципальных образований принимаются к учету как сетевая единица тематического музея.

28. Определение оптимальных антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется исходя из принципов повышения эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.

IV. Нормы размещения театров

29. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров приведены в таблице N 3 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

30. В качестве одной сетевой единицы может учитываться театр, в котором действуют нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс.

Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.

31. Минимальный перечень подвидов театров могут составлять театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств.

Музыкальный театр, включающий в себя такие жанровые виды как опера, балет, оперетта, мюзикл рекомендуется создавать при наличии на территории субъекта Российской Федерации учебного заведения, выпускающего соответствующих исполнителей (консерватории или другого профильного высшего учебного заведения, училища).

Прочие театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни и другие виды искусств) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр) создаются в целях обеспечения доступности различных жанров театрального искусства для населения.

32. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от демографических особенностей территории и кадрового потенциала могут создавать как драматические театры отдельных видов (драмы, комедии), так и объединенные по жанрам драматические театры.

В административных центрах национальных республик целесообразно создание театра с репертуаром на родном языке.

Минимально необходимое количество театров для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации может определяться по следующей формуле:

Т = Н : Тн,

где:

Т - минимально необходимое количество театров;

Н - численность населения;

Тн - норматив численности жителей на 1 театр.

Театры создаются в целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности населения к театральному искусству и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях.

В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов (драмы и комедии, музыкально-драматический), при наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи.

В городских поселениях органы местного самоуправления могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.

33. На территориях с высокой плотностью населения и наличием кадрового состава профессиональных театральных актеров (наличием профессионального учебного заведения) количество театров может быть увеличено по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

34. Рекомендации по расчету посадочных мест на совокупное количество театров на 1 тысячу жителей приведены в таблице N 11 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций

35. Нормы и нормативы размещения концертных организаций (филармоний, филармонических концертных залов, концертных залов) устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области музыки.

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций приведены в таблице N 4 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

36. В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).

Минимально необходимое количество концертных организаций для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации может определяться по следующей формуле:

Ко = Ккз + Кф + Ккк,

где:

Ко - минимально необходимое количество концертных организаций;

Ккз - нормативное число концертных залов;

Кф - нормативное число филармоний;

Ккк - нормативное число концертных коллективов.

37. В целях удовлетворения потребности населения концертные организации могут осуществлять гастроли.

38. Рекомендации по расчету посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тысячу жителей приведены в таблице N 12 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

VI. Нормы и нормативы размещения цирков

39. Деятельность в области циркового искусства служит достижению цели, связанной с формированием гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, и укреплению единства и сплоченности российского общества и опирается на принцип территориального и социального равенства граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры.

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения цирков приведены в таблице N 5 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

40. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут создавать цирковые организации, которые в административных центрах субъектов Российской Федерации с населением свыше 1 миллиона человек могут размещаться в стационарном специализированном помещении.

В городах с населением от 500 тысяч человек до 1 миллиона человек рекомендуется предусмотреть специально оборудованную площадку для цирковых представлений.

Минимально необходимое количество цирков для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации может определяться по следующей формуле:

Ц = Н : Цн,

где:

Ц - минимально необходимое количество цирков;

Н - численность населения;

Цн - норматив численности жителей на 1 цирк (цирковую площадку, коллектив).

41. На основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры в городских округах с населением более 100 тысяч человек рекомендуется создать специально оборудованную цирковую площадку или цирковой коллектив на базе действующего объекта культуры.

Строительство специализированного циркового помещения в городских округах осуществляется при наличии потребности в таком помещении, утвержденной в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации.

42. При наличии потребности в услугах цирковых организаций в отдаленных районах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов цирковой коллектив может быть создан в рамках полномочий городских поселений.

VII. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры

клубного типа

43. Учреждения клубного типа могут создаваться в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При подсчете нормативной обеспеченности в качестве 1 сетевой единицы может приниматься учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, одобренного решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры" (далее - Примерное положение).

Минимально необходимое количество учреждений клубного типа для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации может определяться по следующей формуле:

К = Н : Кн,

где:

К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;

Н - численность населения;

Кн - норматив численности жителей на 1 учреждение клубного типа.

Соответствие фактического числа учреждений клубного типа нормативу может быть скорректировано на коэффициент 0,5 в случае, если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать, как 0,5 сетевой единицы.

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа приведены в таблице N 6 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

Учреждения клубного типа могут действовать на основании Примерного положения.

44. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне субъекта Российской Федерации могут предусматривать наличие Дома (Центра, Клуба, Дворца) культуры, народного творчества.

Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских и муниципальных округах, городских поселениях предусматривают наличие 1 учреждения клубного типа на население от 10 до 200 тысяч человек в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта.

Для городских и муниципальных округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 минут и более, органам местного самоуправления рекомендуется при разработке нормативов применять норматив 1 учреждение клубного типа на 5 тысяч жителей по совокупности населения в сельских населенных пунктах.

Для городских и муниципальных округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество учреждений клубного типа может определяться по следующей формуле:

К = (Нс : Ннс) + ((Н - Нс) : Ннг),

где:

К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;

Н - численность населения;

Ннс - норматив численности жителей на 1 дом культуры для сельского населения, входящего в состав городского или муниципального округа;

Нс - численность сельского населения;

Ннг - норматив численности жителей на 1 дом культуры для городского или муниципального округа.

При определении нормативной потребности муниципального образования в учреждениях клубного типа, учитывая шаговую доступность в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети, органы местного самоуправления могут применять коэффициент от 1,25 до 2 к нормативной потребности в учреждениях клубного типа в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях могут предусматривать наличие 1 учреждения клубного типа в административном центре сельского поселения и наличие 1 учреждения клубного типа на 1 тысячу человек независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении. Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания учреждений клубного типа в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.

Минимально необходимое количество учреждений клубного типа в сельском поселении может определяться по следующей формуле:

К = ((Н) : Нн.ф.) + Нн.адм.ц,

где:

К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;

Н - численность населения сельского поселения;

Нн.ф. - норматив численности жителей на 1 филиал дома культуры;

Нн.адм.ц - норматив числа домов культуры для административного центра сельского поселения.

45. При наличии потребности в учреждениях клубного типа выше рекомендуемого норматива, количество таких учреждений и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.

46. В целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, на уровне муниципального района может быть создан районный Дом (Дворец, Центр) культуры, обеспечивающий методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района.

47. Рекомендуется создание Центра культурного развития на уровне муниципального района.

Создание Центров культурного развития в городских и муниципальных округах, городских поселениях и сельских поселениях может осуществляться при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств.

48. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам.

49. Рекомендации по расчету посадочных мест на совокупное количество учреждений культурно-досугового типа на 1 тысячу жителей приведены в таблице N 12 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

VIII. Нормы размещения многофункциональных передвижных

культурных центров

50. Передвижной многофункциональный культурный центр (автоклуб) используется для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных и выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий образовательной и досуговой направленности. В минимальном комплекте оборудования автоклуба следует предусматривать сцену-трансформер, звуковое, световое, мультимедийное оборудование и спутниковую антенну.

Для муниципального района устанавливается норма обеспеченности передвижными многофункциональными культурными центрами - 1 транспортная единица для сельских населенных пунктов, входящих в состав городских и муниципальных округов (либо жилых районов города), и 1 транспортная единица на муниципальный район для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры.

51. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, библиобусы, киномобили, автоклубы и т.п.).

IX. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков

культуры и отдыха

52. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха приведены в таблице N 7 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

53. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.

54. При наличии потребности в парках культуры и отдыха в населенных пунктах с количеством жителей менее 30 тысяч человек количество парков и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.

X. Нормы размещения зоопарков, ботанических садов

55. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков (ботанических садов) приведены в таблице N 8 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

56. Мощность зоопарка (ботанического сада) по площади может определяться в зависимости от объема коллекции и видов животных (растений).

57. При наличии потребности в зоопарках (ботанических садах) в населенных пунктах с численностью населения менее 250 тысяч человек количество и условия создания зоопарков (ботанических садов) утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.

XI. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов

58. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения органы местного самоуправления могут организовывать (могут создавать условия) для организации кинозалов в соответствии с таблицей N 9 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

59. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном помещении.

При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов к учету может приниматься каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету могут приниматься кинозалы, расположенные в учреждении культуры.

60. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 20 тысяч человек в городском округе.

В городском поселении рекомендуется создавать 1 кинозал независимо от количества населения.

61. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы и (или) альтернативные помещения, которые возможно использовать в качестве таковых, органы местного самоуправления могут организовывать кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.

Приложение

к Методическим рекомендациям

органам государственной власти

субъектов Российской Федерации

и органам местного самоуправления

о применении нормативов и норм

оптимального размещения организаций

культуры и обеспеченности населения

услугами организаций культуры,

утвержденным распоряжением

Министерства культуры

Российской Федерации

от 23 октября 2023 г. N Р-2879

Таблица N 1

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Универсальная библиотека

Административный центр с населением от 150 тысяч человек

1

Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня

Детская библиотека

1

Библиотека для инвалидов по зрению

1

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тысяч человек

1

Детская библиотека

1

Городской округ

Общедоступная библиотека

на 10 тысяч человек

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Детская библиотека

на 7 тысяч детей

1

Муниципальный округ

Общедоступная библиотека

на 10 тысяч человек

1

Транспортная доступность

Детская библиотека

на 7 тысяч детей

1

30 - 40 минут <1>

Муниципальный район

Межпоселенческая библиотека

Административный центр района

1

Транспортная доступность 30 минут - 1 час

Детская библиотека

Административный центр района

1

Городское поселение

Общедоступная библиотека

на 10 тысяч человек

1

Шаговая доступность 15 - 30 минут/

транспортная доступность 15 - 30 минут

Детская библиотека

на 7 тысяч детей

1

Сельское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

1

Шаговая доступность 15 - 30 минут/

транспортная доступность 15 - 30 минут

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

на 1 тысячу человек

1

--------------------------------

<1> Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.

Таблица N 2

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения музеев

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Краеведческий музей

Административный центр с населением от 1 миллиона человек

1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня

Художественный музей

1

Тематический музей

4

Краеведческий музей

Административный центр с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек

1

Художественный музей

1

Тематический музей

3

Краеведческий музей/

Художественный музей

Административный центр с населением от 150 до 500 тысяч человек

1

Тематический музей

2

Краеведческий музей/

Художественный музей

Административный центр с населением до 150 тысяч человек

1

Тематический музей

1

Городской округ

Краеведческий музей/

Художественный музей

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Тематический музей

Независимо от количества населения

1

Муниципальный округ

Краеведческий музей/

Художественный музей

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут <2>

Тематический музей

Независимо от количества населения

1

Муниципальный район

Краеведческий музей/

Художественный музей

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 30 минут - 1 час

Городское поселение

Краеведческий музей/

Художественный музей

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 15 - 30 минут

--------------------------------

<2> Для городского и муниципального округов транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в их состав.

Таблица N 3

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения театров

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Театр драматический

Административный центр с населением свыше 1 миллиона человек

1

Транспортная доступность для жителей административного центра

- в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований

- в течение 1 дня/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием

Театр оперы и балета/

музыкальный

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по видам искусств

3

Театр драматический

Административный центр с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек

1

Театр музыкальный

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по видам искусств

2

Театр драматический

Административный центр с населением от 150 до 500 тысяч человек

1

Театр музыкальный

1

Театр юного зрителя

1

Театр кукол

1

Прочие театры по видам искусств

1

Прочие театры по видам искусств

Административный центр с населением до 150 тысяч человек

1

Городской округ

Театр по видам искусств

Население от 500 тысяч человек до 1 миллиона человек

1 на 500 тысяч человек

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Театр по видам искусств

Население от 200 тысяч до 500 тысяч человек

1 на 200 тысяч человек

Театр по видам искусств

Население от 100 до 200 тысяч человек

1

Городское поселение

Театр по видам искусств

Население от 100 тысяч человек

1

Транспортная доступность - 3 часа.

Театр может быть создан в населенном пункте с населением менее 100 тысяч человек при условии, что до ближайшего театра транспортная доступность составляет более 3 часов

Таблица N 4

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения концертных организаций

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Концертный зал

Административный центр с населением от 500 тысяч человек

2

Транспортная доступность для жителей административного центра

- в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований

- в течение 1 дня/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием

Филармония

1

Концертный коллектив

2

Концертный зал

Административный центр с населением до 500 тысяч человек

1

Филармония

1

Концертный коллектив

2

Городской округ

Концертный зал

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Концертный коллектив

Независимо от количества населения

1

Муниципальный округ

Концертный зал

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут <3>

Концертный коллектив

Независимо от количества населения

1

Муниципальный район

Концертный зал

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Городское поселение

Концертный коллектив

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность 15 - 30 минут

--------------------------------

<3> Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.

Таблица N 5

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения цирков

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Цирк стационарный

Административный центр с населением свыше 1 миллиона человек

1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием

Цирковая площадка

Административный центр с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек

1

Городской округ

Цирковая площадка (цирковой коллектив)

население свыше 100 тысяч человек

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Таблица N 6

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения учреждений культуры клубного типа

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Учреждение клубного типа

Административный центр независимо от количества населения

2

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня

Городской округ

Учреждение клубного типа

население от 500 тысяч человек

1 на 200 тысяч человек

Транспортная доступность 30 - 40 минут

население от 100 до 500 тысяч человек

1 на 100 тысяч человек

население до 100 тысяч человек

1 на 20 тысяч человек

Муниципальный округ

Учреждение клубного типа

население свыше 100 тысяч человек

1 на 100 тысяч человек

Транспортная доступность 30 - 40 минут <4>

население до 100 тысяч человек

1 на 20 тысяч человек

Муниципальный район

Центр культурного развития

Независимо от количества населения

1

Передвижной многофункциональный центр

Транспортная единица

1

Городское поселение

Учреждение клубного типа

Население свыше 25 тысяч человек

1 на 25 тысяч человек

Транспортная доступность 15 - 30 минут

Население менее 25 тысяч человек

1 на 10 тысяч человек

Сельское поселение

Учреждение клубного типа

Административный центр сельского поселения

1

Шаговая доступность 15 - 30 минут/Транспортная доступность 15 - 30 минут

Филиал сельского дома культуры

На 1 тысяч жителей

1

--------------------------------

<4> Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.

Таблица N 7

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения парков культуры и отдыха

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Городской округ

Парк культуры и отдыха

на 30 тысяч человек

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Муниципальный округ

Парк культуры и отдыха

на 30 тысяч человек

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут <5>

Городское поселение

Парк культуры и отдыха

население более 30 тысяч человек

1

Транспортная доступность 15 - 30 минут

--------------------------------

<5> Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.

Таблица N 8

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения зоопарков (ботанических садов)

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Зоопарк (ботанический сад)

Административный центр с населением свыше 500 тысяч человек

1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня

Городской округ

Зоопарк (ботанический сад)

Население от 250 тысяч человек

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Таблица N 9

Рекомендуемые нормы и нормативы

оптимального размещения кинозалов

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт)

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Городской округ

Кинозал

на 20 тысяч человек

1

Транспортная доступность 15 - 30 минут

Муниципальный округ

Кинозал

на 20 тысяч человек

1

Городское поселение

Кинозал

независимо от количества жителей

1

Таблица N 10

Расчет посадочных мест на совокупное количество театров

на 1 тысячу жителей

Норматив по городскому поселению

Количество жителей в городских поселениях

До 3 000

3 000 - 4 999

5 000 - 9 999

10 000 - 19 999

20 000 - 29 999

30 000 - 39 999

40 000 - 49 999

50 000 - 59 999

60 000 - 69 000

70 000 - 70 999

80 000 - 80 999

90 000 - 99 999

посадочных мест (единиц)

X

X

X

X

X

X

X

5 - 6

6 - 7

7 - 8

8 - 9

9 - 10

Норматив по городскому и муниципальному округу

Количество жителей в городских округах

До 10 000

10 000 - 14 999

15 000 - 19 999

20 000 - 29 000

30 000 - 49 999

50 000 - 99 999

100 000 - 149 999

150 000 - 199 999

200 000 - 249 999

250 000 - 499 999

500 000 - 999 9 99

1 000 000 - и более

посадочных мест (единиц)

X

X

X

X

X

6 - 8

7 - 6

6 - 5

5 - 4

5 - 4

3 - 2

2 и более

Таблица N 11

Расчет посадочных мест на совокупное количество концертных

организаций на 1 тысячу жителей

Норматив

Норматив по городскому поселению/городскому и муниципальному округу

Количество жителей в городских округах

До 10 000

10 000 - 14 999

15 000 - 19 999

20 000 - 29 000

30 000 - 49 999

50 000 - 99 999

100 000 - 149 999

150 000 - 199 999

200 000 - 249 999

250 000 - 499 999

500 000 - 999 9 99

1 000 000 и более

посадочных мест (единиц)

X

X

X

X

X

6 - 7

7 - 6

6 - 5

5 - 4

5 - 4

3 - 2

2 и более

Таблица N 12

Расчет посадочных мест на совокупное количество

учреждений клубного типа в муниципальном образовании

на 1 тысячу жителей

Норматив

Норматив по сельскому поселению

Количество жителей в сельском поселении

до 500 чел

500 - 999

1 000 - 1 999

2 000 - 2 999

3 000 - 4 999

5 000 - 6 999

7 000 - 9 999

10 000 - 19 999

20 000 - и более

X

X

X

посадочных мест (единиц)

до 100

150

200

150

117

80

75

70

65

X

X

X

Норматив по городскому поселению

Количество жителей в городском поселении

До 3 000

3 000 - 4 999

5 000 - 9 999

10 000 - 19 999

20 000 - 29 999

30 000 - 39 999

40 000 - 49 999

50 000 - 59 999

60 000 - 69 000

70 000 - 70 999

80 000 - 80 999

90 000 - 99 999

посадочных мест (единиц)

150

85

80

70

65

50

40

35

30

28

25

23

Норматив по городскому и муниципальному округу

Количество жителей в городском округе

До 10 000

10 000 - 14 999

15 000 - 19 999

20 000 - 29 000

30 000 - 49 999

50 000 - 99 999

100 000 - 149 999

150 000 - 199 999

200 000 - 249 999

250 000 - 499 999

500 000 - 999 9 99

1 000 000 и более

посадочных мест (единиц)

80

65

70

65

45

35 - 15

15 - 12

12 - 8

8 - 6

6 - 5

5 - 4

4 и более

Другие документы по теме
<О распределении бюджетных ассигнований, предоставляемых в 2023 году Минфину России на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по дооснащению (переоснащению) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельским жителям и жителям отдаленных территорий (центральные районные больницы, районные больницы, участковые больницы), оборудованием для выявления сахарного диабета и контроля за состоянием пациента с ранее выявленным сахарным диабетом в рамках реализации федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения">
<О направлении в 2023 году бюджетных ассигнований, предусмотренных Минфину России по подразделу "Другие вопросы в области здравоохранения" раздела "Здравоохранение" классификации расходов бюджетов, на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом">
"Об утверждении Методических рекомендаций по эксплуатации и оснащению посадочных площадок, предназначенных для обеспечения полетов беспилотных гражданских воздушных судов"
"О внесении изменений в распоряжение ФСИН России от 19 июля 2023 г. N 118-р "Об организации работы по рассмотрению обращений, поступающих во ФСИН России из государственных органов и институтов гражданского общества, о посещении их представителями учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также предоставлении фото- и видеоматериалов"
Ошибка на сайте