Рейтинг@Mail.ru

"Положение об организационных основах деятельности Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации"

Приложение 1

к приказу ТПП РФ

от 11 января 2017 г. N 5

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОЙ АРБИТРАЖНОЙ

КОМИССИИ ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Морская арбитражная комиссия

1. Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее по тексту - МАК) является самостоятельным специализированным постоянно действующим арбитражным учреждением, осуществляющим следующие виды деятельности:

- администрирование международного коммерческого арбитража в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже";

- администрирование арбитража иных споров в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;

- выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.

2. МАК также может администрировать третейское разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в установленном им порядке.

3. Функции по администрированию арбитража выполняются соответствующими органами и уполномоченными лицами МАК.

4. В рамках МАК действуют Общее собрание арбитров, включенных в рекомендованный список арбитров, Президиум, Комитет по назначениям, Председатель и заместители Председателя МАК, а также Секретариат.

5. Место нахождения МАК: Российская Федерация, г. Москва.

6. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает Положение об организационных основах деятельности МАК, Регламент МАК, Список арбитров, Положение об арбитражных расходах, Положение о гонорарах и вознаграждениях по спорам, рассматриваемым в МАК, Правила по оказанию МАК отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образуемым сторонами для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc), оказывает иное содействие в деятельности МАК.

§ 2. Разрешение процедурных вопросов

1. Процедурные вопросы арбитражного разбирательства подлежат разрешению третейским судом, а до его формирования - соответствующими органами и уполномоченными лицами МАК. Такие вопросы могут разрешаться также председателем третейского суда, если он будет уполномочен на это сторонами или другими членами третейского суда.

По процедурным вопросам арбитражного разбирательства выносятся постановления.

2. Вопрос о компетенции третейского суда по конкретному спору, в том числе в отношении части требований или отдельных сторон, решается третейским судом, рассматривающим такой спор.

Третейский суд вправе вынести отдельное постановление по вопросу о компетенции до рассмотрения спора по существу либо отразить этот вопрос в решении по существу спора.

3. При возникновении до формирования третейского суда вопроса о возможности рассмотрения спора в МАК Президиум вправе постановить о прекращении разбирательства в отношении всех или части требований, а также всех или отдельных сторон, если установит очевидную невозможность рассмотрения полностью или частично спора в МАК в рамках данного дела.

При принятии постановления по указанным в настоящем пункте вопросам Президиум не обязан его мотивировать.

4. Если Президиум не выносит постановление о прекращении арбитражного разбирательства, предусмотренное пунктом 3 настоящего параграфа, третейский суд после формирования разрешает вопрос о своей компетенции. Рассмотрение Президиумом указанных в пункте 3 настоящего параграфа вопросов без вынесения постановления о прекращении разбирательства не предрешает разрешение соответствующих вопросов о своей компетенции третейским судом.

5. Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции должно быть сделано соответствующей стороной не позднее 30 дней с даты получения копии искового заявления. Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за его пределы, будет поставлен в ходе арбитража. Заявление о несогласии с рассмотрением встречного иска или требования в целях зачета в рамках того же дела, соединением нескольких требований в одном иске должно быть сделано не позднее 30 дней после того, как сторона узнала или должна была узнать о соответствующем обстоятельстве.

Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

§ 3. Арбитры

1. Арбитры избираются или назначаются из числа физических лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МАК. При выполнении своих функций арбитры беспристрастны и независимы. Они не являются представителями сторон, участвующих в деле.

2. Лицо, принимающее на себя функции арбитра, заполняет и подписывает заявление, форма которого утверждается Президиумом, с выражением согласия принять и выполнять функции арбитра, а также должно сообщить в Секретариат МАК о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости в связи со спором, в разрешении которого предполагается его участие, равно как и о наличии каких-либо иных обстоятельств юридического или фактического характера, могущих препятствовать выполнению им функций арбитра.

Арбитр должен незамедлительно поставить в известность Секретариат МАК о любом таком обстоятельстве, если оно становится ему известным впоследствии в течение арбитражного разбирательства. Секретариат МАК направляет информацию о таких обстоятельствах сторонам с установлением срока для возможных комментариев.

Лицо, соглашающееся принять на себя функции арбитра, должно также незамедлительно сообщить Секретариату МАК краткие биографические данные о себе, включая сведения об образовании, текущей и прошлой профессиональной деятельности, если такие данные не сообщались Секретариату МАК ранее или если в них произошли изменения. Указанные данные предоставляются Секретариатом МАК стороне по ее запросу.

3. При невыполнении лицом, избранным или назначенным в качестве арбитра, соответствующих требований пункта 2 настоящего параграфа в течение 15 дней с момента получения уведомления Секретариата МАК о его избрании или назначении, если Секретариатом МАК не установлен с учетом конкретных обстоятельств более продолжительный срок, такое лицо считается отказавшимся от принятия на себя функций арбитра, а его избрание или назначение - не состоявшимся.

4. По вопросам, касающимся обеспечения соблюдения предъявляемых к арбитрам требований, применяются Правила о беспристрастности и независимости арбитров, утверждаемые ТПП РФ.

5. Отношения арбитров со сторонами арбитражного разбирательства и с ТПП РФ определяются применимым законодательством об арбитраже. Трудовые или гражданско-правовые договоры в связи с осуществлением ими своих функций не заключаются.

6. Если иное не вытекает из настоящего Положения, термин арбитр означает любого члена третейского суда, в том числе его председателя и единоличного арбитра, а также запасного председателя третейского суда, запасного единоличного арбитра и запасного арбитра.

§ 4. Списки арбитров

1. ТПП РФ сроком на 6 лет утверждается рекомендованный список арбитров МАК, в котором указываются фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество арбитра, его образование и место работы, ученая степень и звание, специализация, знание иностранных языков. Если по истечении указанного срока не был утвержден новый список арбитров, ранее утвержденный список арбитров продолжает действовать до утверждения нового списка арбитров.

2. Комитет по назначениям назначает арбитров только из списка арбитров.

3. Функции арбитров могут также выполнять лица, не включенные в список арбитров, если иное не предусмотрено Регламентом МАК.

§ 5. Общее собрание арбитров

1. В Общем собрании арбитров принимают участие арбитры, входящие в список арбитров МАК.

Полномочия Общего собрания арбитров сохраняются до утверждения нового списка арбитров.

2. В компетенцию Общего собрания входит, в частности, избрание членов Президиума и Комитета по назначениям. Решения принимаются простым большинством голосов общего числа лиц, включенных в список арбитров.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Положением или применимым законодательством об арбитраже, решения Общего собрания арбитров принимаются простым большинством голосов при условии участия в голосовании не менее половины лиц, входящих в список арбитров. При этом допускается очно-заочное голосование и направление арбитром результата голосования в письменном виде.

4. Решения Общего собрания оформляются протоколом, в котором, в частности, фиксируются результаты голосования. Протокол подписывается председателем и секретарем Общего собрания.

§ 6. Президиум

1. В состав Президиума входят по должности Председатель МАК и два его заместителя, а также три лица, избираемые Общим собранием сроком на 6 лет из списка арбитров, и одно лицо, назначаемое Президентом ТПП РФ. Председателем Президиума является Председатель МАК.

Если по истечении указанного срока не было осуществлено новое избрание членов Президиума, ранее избранные члены Президиума продолжают выполнять свои функции до такого избрания.

В заседаниях Президиума принимает участие Ответственный секретарь МАК с правом совещательного голоса, выполняющий функции секретаря Президиума.

2. Президиум осуществляет функции, отнесенные к его компетенции настоящим Положением и Регламентом, в том числе анализирует и обобщает арбитражную практику, практику применения Регламента и Правил МАК, рассматривает вопросы распространения информации о деятельности МАК, международных связей МАК и другие вопросы деятельности МАК.

3. Решения Президиума принимаются простым большинством голосов при условии участия в заседании не менее четырех членов Президиума, включая Председателя Президиума. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Президиума.

Решения Президиума оформляются протоколом. Протокол подписывается Председателем Президиума и секретарем Президиума.

4. В не терпящих отлагательства случаях решения Президиума могут приниматься путем заочного голосования с последующей фиксацией результатов в протоколе.

5. Члены Президиума воздерживаются от участия в обсуждении и принятии Президиумом решений при наличии конфликта интересов, в частности, если такие решения касаются арбитражных разбирательств, в которых они принимают участие.

6. Президиум может передать часть своих функций Председателю МАК, а также его заместителям.

§ 7. Комитет по назначениям

1. Решение вопросов, связанных с назначением, отводами и прекращением полномочий арбитров, производится Комитетом по назначениям. Комитет по назначениям формируется сроком на 6 лет и действует вплоть до утверждения его состава Общим собранием арбитров, включенных в новый список.

2. Комитет по назначениям состоит из четырех лиц, избираемых общим собранием из списка арбитров, и одного лица, назначаемого Президентом ТПП РФ.

3. В течение трех лет после избрания состав Комитета обновляется не менее чем на одну треть пропорционально количеству избираемых и назначаемых членов. Кандидатуры избранных в Комитет по назначениям лиц, подлежащих ротации в течение соответствующего периода, определяются при их избрании лицами, входящими в список арбитров. Кандидатуры назначенных в Комитет по назначениям лиц, подлежащих ротации в течение соответствующего периода, определяются при их назначении Президентом ТПП РФ.

Одно и то же лицо не может входить в состав Комитета по назначениям в течение трех лет после его смены.

4. Комитет по назначениям избирает из своего состава простым большинством голосов Председателя и его заместителя. Председатель руководит работой Комитета по назначениям. В отсутствии Председателя его функции выполняются заместителем.

5. Председатель МАК и его заместители вправе принимать участие в заседаниях Комитета по назначениям с правом совещательного голоса.

В заседаниях Комитета по назначениям принимает участие Ответственный секретарь МАК или его заместитель с правом совещательного голоса, выполняющий функции секретаря Комитета.

6. Комитет по назначениям осуществляет функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров.

7. Решения Комитета по назначениям принимаются простым большинством голосов при условии присутствия на заседании не менее половины его членов. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Комитета по назначениям.

Решения Комитета по назначениям оформляются протоколом. Протокол подписывается Председателем Комитета по назначениям и его секретарем.

8. В не терпящих отлагательства случаях решения Комитета по назначениям могут приниматься путем заочного голосования с последующей фиксацией результатов в протоколе.

9. Члены Комитета по назначениям воздерживаются от участия в обсуждении и принятии Комитетом решений при наличии конфликта интересов, в частности, если такие решения касаются арбитражных разбирательств, в которых они принимают участие.

10. В не терпящих отлагательства случаях Комитет по назначениям может передавать часть своих функций по назначению арбитров Председателю МАК, а также его заместителям.

§ 8. Председатель и заместители Председателя МАК

1. Председатель МАК и два его заместителя назначаются Президентом ТПП РФ сроком на шесть лет из списка арбитров.

Если по истечении указанного срока не было осуществлено новое назначение Председателя МАК и его заместителей, ранее назначенные Председатель МАК и его заместители продолжают выполнять свои функции до такого назначения.

Одно и то же лицо не может быть Председателем МАК более двух сроков подряд с момента вступления в силу настоящего Положения.

2. Председатель МАК осуществляет функции, отнесенные к его компетенции, выступает от имени МАК в Российской Федерации и за границей.

Председатель МАК осуществляет функции по администрированию арбитража и разрешению иных вопросов, связанных с рассмотрением споров в МАК, если они в соответствии с Положением и Регламентом МАК не отнесены к компетенции других органов МАК или ее уполномоченных лиц или третейского суда.

3. Заместители Председателя МАК осуществляют функции по администрированию арбитража в порядке, предусмотренном настоящим Положением и Регламентом МАК.

4. Иные функции заместителей Председателя МАК определяются Председателем МАК.

5. В отсутствие Председателя МАК его функции выполняются заместителем Председателя по поручению Председателя.

§ 9. Секретариат МАК

1. Секретариат в соответствии с настоящим Положением осуществляет функции по администрированию арбитража рассматриваемых в МАК споров, в том числе по организационному обеспечению арбитража и ведению делопроизводства.

2. Секретариат возглавляет Ответственный секретарь МАК, назначаемый Президентом ТПП РФ. Ответственный секретарь МАК должен иметь высшее юридическое образование и владеть английским языком.

3. Ответственный секретарь МАК имеет двух заместителей, назначаемых Президентом ТПП РФ.

4. В отсутствие Ответственного секретаря МАК его функции выполняются заместителем.

5. При осуществлении функций, связанных с администрированием арбитража, Ответственный секретарь МАК и его заместители руководствуются настоящим Положением и Регламентом МАК и подчиняется Председателю МАК и его заместителям.

§ 10. Докладчики

1. Ответственный секретарь МАК или его заместитель назначает докладчика по делу, который ведет протокол слушания, присутствует на закрытых совещаниях третейского суда и выполняет поручения третейского суда, относящиеся к арбитражному разбирательству.

Кандидатура докладчика запрашиваются у третейского суда, если разбирательство по делу не прекращается до формирования третейского суда.

2. Список докладчиков утверждается Президиумом и обновляется на периодической основе. В список докладчиков включаются лица, имеющие высшее юридическое образование и, как правило, владеющие иностранным языком.

3. Третейский суд или единоличный арбитр по согласованию с Председателем МАК вправе назначить в качестве докладчика по делу лицо, не включенное в список докладчиков, при условии его соответствия требованиям, указанным в пункте 2 настоящего параграфа.

4. Третейский суд или единоличный арбитр по согласованию с Председателем МАК могут не назначать докладчика по делу.

§ 11. Отделения МАК

1. МАК вправе образовывать отделения вне места своего нахождения. Решение о создании отделения МАК принимает Президиум МАК.

2. Арбитражное соглашение о передаче спора в отделение МАК является арбитражным соглашением о передаче спора в МАК.

Такой спор рассматривается в соответствии с Положением и Регламентом МАК и администрируется уполномоченными органами и лицами МАК.

3. Местом арбитража является место нахождения отделения МАК, если иное не будет определено Председателем МАК с учетом конкретных обстоятельств дела.

4. Ответственный секретарь отделения МАК входит в состав Секретариата МАК.

5. Обеспечение деятельности отделений МАК осуществляется специально созданными для этой цели филиалами (представительствами) ТИП РФ.

6. Президиум вправе принять решение о прекращении деятельности отделения МАК.

§ 12. Ограничение ответственности

Арбитры, докладчики, назначенные третейским судом эксперты, лица, входящие в состав органов МАК, и его уполномоченные лица, ТПП РФ и ее работники не несут ответственности перед сторонами или иными лицами за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций в связи с арбитражным разбирательством, если иное не предусмотрено применимыми императивными нормами законодательства об арбитраже.

§ 13. Хранение материалов дела

Арбитражные решения, постановления о прекращении арбитражного разбирательства и иные материалы дела хранятся в МАК в течение 5 лет с даты прекращения разбирательства.

§ 14. Действие Положения

Настоящее Положение вступает в силу с даты его депонирования в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам федеральной государственной гражданской службы и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2017 N 46390)
"Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства водных ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2017 N 46371)
"Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2017 N 46370)
"О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росимуществу, а также федеральных государственных унитарных предприятий, которые в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации не отнесены к ведению иных федеральных органов исполнительной власти" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2017 N 46399)
Ошибка на сайте