Рейтинг@Mail.ru

Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 16.03.2001 N 2

ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ПРИКАЗ

от 16 марта 2001 г. N 2

О ТИПОВОМ ПОРЯДКЕ

ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

В целях унификации процедур таможенного контроля и совершенствования инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства приказываю:

1. Утвердить Типовой порядок инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства (приложение).

2. Начальникам таможенных органов Республики Белоруссии и Российской Федерации привести документы, регламентирующие деятельность инспекционных подразделений таможенных органов, в соответствие Типовому порядку инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК Республики Беларусь А.В. Пыжику и заместителю председателя ГТК России Б.М. Гутину.

Председатель

Таможенного комитета

Союзного государства

М.В.ВАНИН

Приложение

к Приказу Таможенного комитета

Союзного государства

от 16.03.2001 N 2

ТИПОВОЙ ПОРЯДОК

ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Настоящий Типовой порядок инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства (далее - Типовой порядок) разработан в целях дальнейшей унификации таможенного законодательства Республики Белоруссии и Российской Федерации в соответствии с международными нормами и правилами.

Основные понятия, используемые в Типовом порядке:

участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (Российской Федерации);

организации - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь (Российской Федерации);

физические лица - граждане Республики Беларусь (Российской Федерации), иностранные граждане, лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

лица - организации и (или) физические лица;

недоимка - сумма налога, не уплаченного в установленный законодательством срок;

экономические субъекты - лица, осуществляющие экономическую деятельность;

проверяемые лица - участники ВЭД, другие экономические субъекты, осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

инспекционная деятельность - совокупность осуществляемых сотрудниками таможенных органов мероприятий по контролю за законностью перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Белоруссии (Российской Федерации), а также за деятельностью участников ВЭД либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

I. Цели инспекционной деятельности

Основные цели инспекционной деятельности подразделений таможенной инспекции Республики Беларусь (Российской Федерации):

- содействие развитию цивилизованных форм внешнеэкономической деятельности, совершенствование методов работы таможенных органов, приведение их в соответствие международным стандартам;

- формирование потребности участников ВЭД в полной и своевременной уплате таможенных платежей, что сдерживается низкой степенью законопослушности многих из них;

- создание условий экономической невыгодности нарушения таможенного законодательства, неотвратимости ответственности за правонарушения;

- повышение уровня собираемости таможенных платежей.

II. Задачи инспекционной деятельности

Достижение целей инспекционной деятельности возможно путем реализации комплекса следующих задач.

Сфера контрольно - инспекционной деятельности

1. Изучение действующей практики таможенного, финансового и валютного контроля; причин и условий, способствующих уклонению, неполному (несвоевременному) внесению в бюджет участниками ВЭД установленных платежей.

2. Разработка и введение в практику деятельности таможенных органов Союзного государства механизмов контроля за деятельностью участников ВЭД, допускающих нарушения таможенного законодательства.

3. Определение текущих и перспективных направлений контроля за деятельностью участников ВЭД. Организация единого комплексного подхода к инспекционной деятельности таможенных служб Союзного государства.

4. Инспекционные проверки действенности и результативности механизмов таможенного контроля на всех участках работы. Подготовка руководству Таможенного комитета (ТК) Союзного государства предложений о своевременном влиянии на негативные процессы в сфере финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД, на упущения и недоработки подразделений таможенных органов в планировании, организации и практике осуществления контроля.

5. Организация проверок финансово - хозяйственной деятельности лиц, контроль за которыми возложен на таможенные органы, по вопросам соблюдения законодательства Республики Беларусь (Российской Федерации) о таможенном деле и международных договоров.

Сфера административно - правовой деятельности

6. Участие в подготовке по заданию руководства ТК Союзного государства проектов постановлений по вопросам таможенной политики в сфере управления и контроля за деятельностью участников ВЭД.

7. Обобщение результатов инспекционной деятельности и представление на этой основе проектов приказов Председателя ТК Союзного государства, решений коллегии и иных ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов по вопросам таможенного законодательства.

8. Разработка правовой базы сотрудничества таможенных органов Союзного государства, направленной на взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами в части реализации функции инспекционной деятельности.

Сфера информационно - аналитической деятельности

9. Получение, обработка и систематизация информации о деятельности участников ВЭД на стадиях:

а) подготовки внешнеэкономических операций (экономическое и правовое обеспечение);

б) предварительных операций таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

в) декларирования товаров и транспортных средств;

г) получения незаконной прибыли от результатов внешнеэкономических операций как следствия прямого или косвенного уклонения от таможенных платежей.

10. Выявление типовых моделей и схем внешнеэкономической деятельности, позволяющих уклоняться от полной и своевременной уплаты таможенных платежей, определение в них "уязвимых точек", воздействуя на которые методами экономического, правового и административного регулирования руководство таможенных органов Союзного государства получит возможность влиять на обстановку.

11. Систематизация и обобщение практики применения приказов, указаний, инструкций, решений коллегий и иных нормативных актов ТК Союзного государства. Определение на этой основе степени результативности и действенности применяемого комплекса мер при производстве таможенного контроля.

12. Создание информационно - аналитической базы результатов инспекционной деятельности и формирование на ее основе модельных прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле для упреждающего влияния руководства ТК Союзного государства на указанные процессы.

Сфера организационной деятельности

13. Реформирование структурных подразделений таможенной инспекции Белоруссии и России на основе типовой структуры службы таможенной инспекции Союзного государства с подчинением ее непосредственно начальнику таможенного органа.

14. Организация и непосредственное проведение плановых, выборочных и специальных проверок по направлениям, отнесенным к компетенции таможенной инспекции. Привлечение к участию в проверке специалистов других подразделений таможенных органов, иных государственных контролирующих органов.

15. Организация "связей по горизонтали" между подразделениями центрального аппарата Союзного государства, а также между региональными таможенными органами, при обязательном соблюдении принципа единоначалия, в целях решения задач по контролю за внешнеэкономической деятельностью.

16. Создание условий для обмена опытом и повышения квалификации кадров инспекционных подразделений таможенных органов Союзного государства.

III. Субъекты инспекционной деятельности

Под субъектами инспекционной деятельности в данном Типовом порядке понимаются инспекционные подразделения таможенных органов Белоруссии и России, осуществляющие в соответствии с национальными законодательствами и законодательством Союзного государства последующий контроль товаров и транспортных средств, а также контроль за деятельностью участников ВЭД, объектов околотаможенной инфраструктуры и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы.

Структура инспекционных подразделений Союзного государства на этапе формирования единого таможенного пространства

17. Структура инспекционных подразделений Союзного государства.

ГТК России - Таможенная инспекция (на правах Главного управления). Начальник Таможенной инспекции ГТК России непосредственно подчиняется Председателю Комитета (деятельность непосредственно координирует и контролирует по решению председателя ГТК России один из заместителей Председателя).

ГТК Республики Беларусь - Таможенная инспекция (на правах управления или самостоятельного отдела). Организационная форма подразделения таможенной инспекции ГТК Республики Беларусь и курирующий заместитель определяются по решению председателя ГТК Республики Беларусь.

Таможенные инспекции ГТК Республики Беларусь и ГТК России состоят из следующих отделов (отделений):

- отдел организации контроля за деятельностью участников ВЭД;

- отдел организации взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами - для России;

- отдел организации взаимодействия с правоохранительными, налоговыми и иными контролирующими органами - для Республики Беларусь;

- информационно - аналитический отдел;

- инспекционный отдел;

- отдел контроля за применением таможенных процедур участниками ВЭД;

- отдел камеральных проверок.

18. Типовая структура Службы таможенной инспекции регионального таможенного управления (РТУ):

- отдел организации учета участников ВЭД;

- отдел организации контроля за деятельностью участников ВЭД;

- отдел организации взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами;

- информационно - аналитический отдел;

- инспекционный отдел;

- отдел контроля и координации инспекционной деятельности;

- отделение процессуальных действий;

- отделы таможенной инспекции таможен.

Начальник Службы таможенной инспекции РТУ непосредственно подчиняется начальнику РТУ и является заместителем начальника РТУ - начальником Службы (по решению председателя ГТК Республики Беларусь и председателя ГТК России).

19. Типовая структура таможен предусматривает отделы (отделения) таможенной инспекции с непосредственным подчинением начальнику таможни.

Силы и средства осуществления инспекционной деятельности

20. При организации сил и средств осуществления инспекционной деятельности должны соблюдаться следующие требования:

а) численность подразделений таможенной инспекции Союзного государства обеспечивает выполнение всех задач, возложенных на службу, с учетом загруженности сотрудников, количества подконтрольных объектов и других показателей деятельности инспекционных подразделений;

б) высокий профессиональный уровень специалистов отделов таможенной инспекции, осуществляющих проверки финансово - хозяйственной деятельности, так как необходимо понимание мотивации поведения предпринимателя, что делает необходимым знание следующих организационно - правовых аспектов предпринимательской деятельности;

- порядок государственной регистрации юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- порядок ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- лицензирование различных видов деятельности;

- сертификация товаров;

- использование методов аудита при проведении проверок финансово - хозяйственной деятельности;

- требования гражданского, таможенного, налогового и валютного законодательств;

- действующий порядок бухгалтерского учета и отчетности;

- условия работы предпринимателя с банками и иными кредитными учреждениями и т.д.;

в) материально - техническое обеспечение служб таможенных инспекций Союзного государства должно быть осуществлено на базе быстродействующей, современной электронной техники, способной обеспечить оперативный доступ к нормативно - справочной информации, необходимым электронным базам данных, работу с ними, в том числе передачу информации по современным каналам связи.

IV. Объекты инспекционной деятельности

Объектами инспекционной деятельности являются товары и транспортные средства, перемещаемые через границы Союзного государства, деятельность участников ВЭД, таможенных агентов (для Республики Беларусь) и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы.

Участники ВЭД подлежат постановке на учет в таможенных органах Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с их национальными законодательствами в целях идентификации организаций и лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, создания и ведения базы данных участников ВЭД для оперативного получения объективной информации путем использования возможностей, предоставляемых Internet и Intranet технологиями.

V. Технология осуществления инспекционных

мероприятий подразделениями таможенных служб

Союзного государства

Проверки, проводимые подразделениями таможенной инспекции, направлены на выявление нарушений в сфере таможенного и налогового ("налогового" - здесь и далее для Российской Федерации) законодательств, установление используемых и новых схем уклонения от уплаты таможенных платежей и в итоге на разработку новых форм и методов реализации единой таможенной политики Союзного государства в отношении участников ВЭД различных категорий, что должно позволить сосредоточить основные усилия таможенных органов на профилактике нарушений таможенного и налогового законодательств и на воспитании законопослушных участников ВЭД. В связи с этим возрастает значение аналитических методов работы территориальных подразделений таможенной инспекции с учетом специфики внешнеэкономической деятельности в регионах, поскольку правонарушения носят, как правило, комплексный характер и затрагивают одновременно таможенное, валютное и налоговое законодательства.

Информационно - аналитические мероприятия

22. Состав информационно - аналитических мероприятий:

а) аналитическая работа по контролю за деятельностью участников ВЭД и объектов околотаможенной инфраструктуры;

б) обработка массивов (в т.ч. электронных баз данных) имеющейся в таможенных органах информации для выбора объектов проверочных мероприятий, применение метода анализа рисков для выявления недобросовестных участников ВЭД, приоритетных направлений деятельности инспекций, "узких мест" в работе таможенных органов, наиболее активных путей незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Союзного государства, для определения "криминогенных" товаров, а также товаров, являющихся прикрытием нелегально ввозимой продукции;

в) анализ результатов инспекционной деятельности, взаимодействия таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами (в части информационного обмена);

г) создание информационно - аналитических основ для совместной деятельности с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами и участие в разработке совместных нормативно - правовых актов в части информационного обмена, а также для определения динамики изменения деятельности таможенных органов в области контроля и системы взаимодействия их с другими государственными органами;

д) изучение опыта работы таможенных органов зарубежных стран и его использование при разработке и применении механизмов контроля с учетом специфики развития внутреннего рынка Союзного государства;

е) участие в организации и проведении проверок состояния и эффективности информационно - аналитической деятельности в таможенных органах, ее соответствия законодательству и требованиям нормативно - правовых актов ТК Союзного государства;

ж) оказание методической и практической помощи таможенным органам в осуществлении информационно - аналитической деятельности;

з) координация деятельности отделов таможенной инспекции таможенных органов по вопросам информационно - аналитической деятельности;

и) участие в мероприятиях по повышению квалификации сотрудников отделов таможенной инспекции;

к) разработка планов перспективных и текущих направлений деятельности отделов;

л) подготовка на основе проведенного анализа и представление руководству ТК Союзного государства предложений о совершенствовании нормативных правовых актов.

Подготовительные мероприятия

23. Проведению проверки предшествует подготовительная работа, заключающаяся в сборе и изучении всей информации по экономическому субъекту, подлежащему проверке:

а) анализ материалов предыдущей проверки, информации, поступившей из функциональных подразделений таможни, других государственных контролирующих органов и иных источников;

б) запрос в местах таможенного оформления и анализ грузовых таможенных деклараций и документов, необходимых для производства таможенного оформления, сопоставление полученных данных с выборками баз данных ГТД, проведенными сотрудниками отделов таможенной инспекции;

в) запрос необходимых документов в приграничных таможнях;

г) анализ следующих сведений о проверяемом участнике ВЭД:

- организационно - правовая форма, наименование, юридический и фактический адрес участника ВЭД, его филиалы и подразделения, фамилии руководителей, способы связи с ними; при необходимости направляются запросы в территориальные государственные налоговые инспекции, органы налоговой полиции, учреждения банков и другие; проверяются финансовые и банковские реквизиты, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банка;

- фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера;

- другие необходимые сведения;

д) краткий анализ деятельности экономического субъекта;

е) изучение нормативных правовых актов, действовавших на момент таможенного оформления и регламентировавших порядок таможенного оформления и таможенного контроля, финансово - хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета, исчисление таможенных платежей, другие вопросы, касающиеся как проверяемого экономического субъекта, так и предмета проверки;

ж) уточнение целей проверки.

Все материалы по результатам подготовительной работы формируются в отдельное дело.

24. Результаты проведенной подготовительной работы излагаются в заключении по результатам подготовительной работы (далее - Заключение) (приложение 1).

Заключение подписывают сотрудники, участвовавшие в проведении подготовительной работы. Заключение согласовывается с начальником инспекции и в течение следующего рабочего дня передается руководителю таможенного органа для принятия по нему решения.

Заключение должно содержать следующие сведения:

а) наименование документа, содержащего поступившую в инспекцию информацию о признаках правонарушения, его номер, дату;

б) реквизиты экономического субъекта, в отношении которого получена информация;

в) признаки, указывающие на предполагаемое правонарушение;

г) состав подготовительной работы по данной информации;

д) выводы и предложения о целесообразности проведения проверки или о принятии иных мер по реализации полученной информации.

Резолюция руководителя таможенного органа на Заключении является основанием для соответствующих действий сотрудников инспекции и иных структурных подразделений таможенного органа.

О принятом решении по Заключению в течение трех рабочих дней письменно информируется орган, инициировавший проведение проверки.

25. На основании собранной и обобщенной информации разрабатывается программа (план) проведения проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание при проверке, а также уточняется поверяемый период времени.

В программе (плане) проверки указывают:

а) наименование участника ВЭД, форму собственности, состав учредителей, адреса, финансовые и банковские реквизиты;

б) период, за который должна проводиться проверка;

в) цели проверки;

г) срок ее проведения;

д) состав группы проверки;

е) перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки для подтверждения наличия (отсутствия) правонарушений (в том числе проверка правильности учета товаров и транспортных средств, перемещаемых участником ВЭД через таможенную границу Союзного государства, расчета таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров и соответствия этой стоимости данным бухгалтерского учета, исчисления и уплаты участником ВЭД таможенных платежей);

ж) перечень конкретных документов участника ВЭД, подлежащих рассмотрению в ходе проведения проверки в соответствии с целями и видами проверки;

з) результаты подготовительных мероприятий по проверке, в том числе оперативно - розыскных, получение информации из налоговых и других контролирующих органов;

и) срок проведения совместного совещания руководителей служб (отделов) таможенной инспекции, правоохранительного блока и собственной безопасности, а при необходимости - сотрудников иных функциональных подразделений таможенного органа по вопросу подготовки и проведения проверки, согласования совместных действий, обеспечения безопасности сотрудников, проводящих проверку;

к) дата сбора группы проверки для проведения инструктажа.

При наличии оснований полагать, что организация не соблюдает (соблюдает не в полной мере) налоговое законодательство, решается вопрос о привлечении для участия в проверке налоговых или иных соответствующих органов.

План отдельной конкретной проверки является внутренним рабочим документом отдела таможенной инспекции и носит вспомогательный характер.

26. При подготовке к проведению проверки решаются следующие вопросы об оснащении группы проверки:

а) подбор нормативных актов в соответствии с целями проверки;

б) подбор комплекта бланков документов, оформляемых в ходе проверки (памятка руководителю предприятия, бланк Акта об изъятии документов, бланк Требования о представлении документов, иные бланки);

в) подбор и проверка работоспособности технических средств, необходимых для эффективного проведения проверки (переносной ксерокс, компьютер (notebook), дискеты - чистые и с шаблоном Акта проверки и т.д.).

Инспекционные мероприятия - виды и методы их проведения

27. Проверки ФХД участников ВЭД можно классифицировать на плановые, внеплановые, а также на комплексные и целевые, камеральные и выездные.

Плановая проверка проводится на основании календарного плана - графика, утвержденного начальником таможенного органа.

Календарный план - график составляется на квартал с разбивкой по месяцам и указанием наименования участника ВЭД и цели проверки.

Внеплановая (оперативная) проверка проводится для выявления и пресечения признаков нарушения таможенного законодательства, требующих незамедлительных действий таможенных органов. Внеплановая проверка проводится на основании:

а) поручения и распоряжения вышестоящих органов, в том числе таможенных;

б) обоснованных данных, полученных из структурных подразделений таможни;

в) обоснованных данных, полученных из государственных контролирующих органов;

г) результатов анализа электронных баз данных ГТД;

д) результатов анализа ГТД (с пакетами документов).

Комплексная проверка предусматривает рассмотрение всех существующих направлений внешнеэкономической деятельности за определенный период функционирования проверяемого экономического субъекта.

Целевая проверка проводится по конкретному направлению внешнеэкономической деятельности проверяемого экономического субъекта (склад временного хранения, целевое использование товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи, и так далее), а также по конкретному факту возможного или совершенного правонарушения.

Камеральная проверка осуществляется непосредственно в отделе таможенной инспекции таможенного органа на основании данных грузовых таможенных деклараций, товаросопроводительных, бухгалтерских и иных документов, имеющихся в распоряжении таможенного органа. При этом сотрудники, проводящие камеральную проверку, имеют право истребовать у проверяемого участника ВЭД дополнительные сведения, получать объяснения и документы, относящиеся к экономическому субъекту проверки.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения проверяемого участника ВЭД путем рассмотрения первичных документов и записей в учетных регистрах, которыми оформлены финансовые и хозяйственные операции проверяемого лица. В ходе проверки устанавливается своевременность и правильность отражения финансово - хозяйственных операций по данным бухгалтерского учета. Кроме того, проверяется состояние денежных средств, фактическое наличие материальных и товарных ценностей, объем выполненных работ, данные маркировки и другие внешние показатели.

28. С учетом задач проверки, наличия документов, состояния бухгалтерского учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого субъекта, сотрудник группы проверки самостоятельно определяет методы проверки и конкретные контрольные действия, необходимые для ее проведения.

Проверки могут осуществляться следующими методами.

Сплошной метод предусматривает проверку всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, а также расчеты с поставщиками и покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

Выборочный метод подразумевает проверку части первичных документов за определенный период. Если при выборочной проверке выявляются серьезные нарушения законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности проверяемого экономического субъекта проводится сплошным способом с изъятием согласно установленному порядку документов и товарно - материальных ценностей.

Формальный метод позволяет установить правильность заполнения всех реквизитов документов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц.

Арифметический метод позволяет определить правильность подсчетов в документах и, так же как и формальный, достоверность финансово - хозяйственных операций.

В рамках проведения проверочных мероприятий могут применяться другие методы, определяемые национальными правовыми актами.

Проверяемому экономическому субъекту, не обеспечившему сохранность грузовых таможенных деклараций, товаросопроводительных, бухгалтерских и иных документов, необходимых для проведения проверки, либо не обеспечившему ведение учета в соответствии с требованиями национального законодательства, предлагается восстановить документы, необходимые для проведения проверки.

Предложения о восстановлении документов вносятся проверяемому экономическому субъекту в форме Требования о восстановлении документов (далее - Требование) (приложение 2). Требование подписывается проверяющим и заверяется круглой печатью.

Восстановление утраченных документов, необходимых для проведения проверки, проводится способом, обеспечивающим возможность представления проверяемым экономическим субъектом заверенных копий первичных документов, полученных у других лиц, с которыми осуществлялись хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других учреждений и организаций, с последующей их систематизацией и отражением в регистрах бухгалтерского учета.

При представлении восстановленных документов они подвергаются проверке.

В случае невыполнения проверяемым экономическим субъектом Требования проверка возобновляется после истечения установленного в Требовании срока и осуществляется с применением иных методов.

Организация и проведение проверки финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта

29. О проведении проверки издается приказ (приложение 3). Приказ приобщается к материалам проверки.

Проверяющим выдается предписание на проведение проверки (далее - Предписание) (приложение 4).

Предписание выдается в одном экземпляре, который подписывается руководителем таможенного органа, заверяется печатью таможенного органа и регистрируется. Копия Предписания с отметкой проверяемого лица о получении приобщается к материалам проверки.

Сроки проведения проверок, численность проверяющих устанавливаются руководителем таможенного органа с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых экономических субъектов.

Срок проведения выездной проверки и способы его продления определяются национальными нормативными актами.

Если проверка проводится по поручению вышестоящих органов, в том числе таможенных, вопрос о продлении сроков проверки заблаговременно согласовывается с органом, назначившим ее проведение.

Численность группы проверки не должна быть менее двух человек.

30. Сотрудники таможенных органов при проведении проверок финансово - хозяйственной деятельности имеют право:

- на основании служебного удостоверения, приказа и предписания руководителя таможенного органа входить на территорию и в помещения проверяемых экономических субъектов, где находятся или могут находиться документы, товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

- требовать представления любой документации (включая банковскую) и информации, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов;

- проверять финансовые документы, бухгалтерские книги и другие регистры бухгалтерского учета, статистические и бухгалтерские отчеты, декларации и другие документы, связанные с осуществлением деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы;

- требовать от должностных лиц необходимые сведения, справки, документы (копии, заверенные лицом, ответственным за ведение финансово - хозяйственной деятельности, и печатью организации) о финансово - хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта;

- требовать от должностных лиц и других работников письменные объяснения по возникающим в ходе проверки вопросам;

- привлекать специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля;

- проводить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых экономическим субъектом;

- производить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и других мест путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, киносъемки, видеозаписи, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации;

- осуществлять досмотр (повторный досмотр) товаров, транспортных средств;

- проводить проверки фактического наличия товаров, транспортных средств и материальных ценностей (инвентаризацию);

- получать от иных экономических субъектов справки и копии документов по операциям с проверяемым лицом, а при необходимости - проводить встречные проверки;

- производить выемку документов, свидетельствующих о совершении правонарушений, при наличии достаточных оснований полагать, что данные документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены;

- запрашивать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов проверяемых лиц;

- запрашивать правоохранительные, налоговые и иные контролирующие органы об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля;

- передавать по согласованию с руководителем таможенного органа материалы в правоохранительные и иные контролирующие органы;

- проводить другие действия, предусмотренные национальным законодательством.

31. При проведении проверки следует придерживаться следующего типового порядка.

Выезд группы проверки непосредственно к месту нахождения проверяемого экономического субъекта для осуществления проверки.

Вручение руководителям проверяемой организации предписания руководителя таможенного органа на проведение проверки (на копии которого руководителем либо уполномоченным сотрудником организации делается отметка о получении), объяснение цели проверки, вручение требования на представление документов.

По завершении проверочных мероприятий должностным лицом проверяемого экономического субъекта на оборотной стороне предписания делается запись: "Претензий к деятельности проверочной группы не имеется" или формулируются замечания к деятельности проверочной группы.

Решение организационных вопросов:

а) доведение до сведения руководителя организации целей проверки;

б) определение руководителем должностных лиц, которые в процессе проверки будут представлять проверяющим всю необходимую документацию;

в) решение руководителем вопроса об обеспечении рабочего места для группы проверки.

Истребование учредительных, регистрационных документов, документов, подтверждающих имущественные права проверяемого лица, и иных документов, необходимых для проведения проверки. Перечень документов определяется в соответствии с национальным законодательством.

Полученная информация необходима для формирования предварительных сведений о правовой и хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта, проверки представленных документов и для проведения дальнейшего анализа его финансово - хозяйственной деятельности.

Проверка коммерческой и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами, производится с целью получения документальных подтверждений происхождения товаров, движения товаров от продавца к покупателю, контроля за достоверностью сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей. При необходимости определяется розничная цена товара. В случае значительных расхождений таможенной стоимости и розничной цены рассматривается вопрос о правомерности использования метода определения таможенной стоимости и, в необходимых случаях, по результатам проверки проводится корректировка таможенной стоимости.

Проверке подлежат бухгалтерские, товарные, расчетные, платежные, страховые, транспортные, отгрузочные, экспедиторские, складские, таможенные и другие документы.

Руководитель группы проверки вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Письменное требование о представлении документов (сведений) (приложение 5) направляется (вручается) руководителю проверяемого экономического субъекта. Требование выписывается в двух экземплярах, из которых:

- первый (с отметкой об инициалах, фамилии, должности лица, получившего Требование, и датой вручения) приобщается к материалам проверки;

- второй экземпляр вручается непосредственно ответственному представителю проверяемого лица либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их руководителю группы в пятидневный срок.

Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий (печатью организации и подписью лица, ответственного за ведение финансово - хозяйственной деятельности).

В случае необходимости руководитель группы проверки вправе потребовать представления подлинников документов. Прием документов оформляется Актом приема - передачи документов (приложение 6).

Акт приема - передачи документов подписывается должностным лицом проверяемого лица и проверяющим, принявшим документы на проверку.

Первый экземпляр Акта приема - передачи документов приобщается к материалам проверки, второй передается проверяемому лицу.

При непредставлении документов в установленные сроки, отсутствии либо недостоверном указании в них обязательных сведений о контролируемых товарах и транспортных средствах эти товары и транспортные средства по решению начальника таможенного органа могут помещаться в зону таможенного контроля. После представления и проверки необходимых документов, при отсутствии признаков нарушений таможенных правил, товары и транспортные средства возвращаются владельцу. При выявлении в ходе проверки признаков нарушений таможенных правил и заведении дела о нарушении таможенных правил (административном таможенном правонарушении) товары и транспортные средства подлежат изъятию в порядке, определенном соответствующими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Республики Беларусь.

При необходимости получения письменных объяснений должностное лицо проверяемого экономического субъекта информируется об этом. Объяснение (приложение 7) фиксируется проверяющими либо собственноручно лицами, дающими объяснения. В том случае, если объяснения фиксировались проверяющим, по окончании объяснений, лицо, давшее объяснения, удостоверяет их собственноручной записью "Мною прочитано, с моих слов записано верно" и подписью.

Кроме того, возможно проведение опроса должностного лица проверяемого экономического субъекта с оформлением Акта опроса (приложение 8).

Для оказания содействия в решении вопросов, возникающих в ходе проверки, в случаях, где необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве, ремесле и иной сфере деятельности, получения суждений и выводов, опирающихся на строго достоверные данные, сделанные на основе конкретных научных методик, таможенным органом могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также эксперты.

Заключение эксперта не является обязательным для проверяющих. Однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено при оформлении результатов проверки.

В случае недостаточной полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту.

Экспертиза новых объектов, которые не были объектом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам, как новая экспертиза.

Таможенный орган, проводящий проверку, направляет письменный запрос в компетентный орган о выделении необходимого специалиста для участия в проверке или же о проведении экспертизы.

В случае необходимости может проводиться осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и других мест, используемых экономическим субъектом, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Осмотр производится в присутствии представителя проверяемого лица. Для оказания содействия в производстве осмотра может быть приглашен специалист. В ходе осмотра могут быть использованы технические средства. В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяется фото- и киносъемка и видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются оттиски и слепки следов, снимаются копии документов.

О производстве осмотра составляется Акт осмотра территорий и помещений (приложение 9).

В Акте осмотра территорий и помещений надлежит полно и объективно, без излишней детализации, избегая неопределенных выражений, отразить все действия проверяющего, производящего осмотр, и все обнаруженное при осмотре в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра, с тем, чтобы при изучении Акта осмотра территорий и помещений создавалось достаточное представление об обстановке места осмотра и предметах, имеющих значение для проверки.

Акт осмотра территорий и помещений составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками. Если по объективным причинам его составление и (или) подписание невозможно, при осмотре делаются подробные черновые записи, а Акт осмотра территорий и помещений составляется и подписывается при первой же возможности.

Акт осмотра территорий и помещений составляется в 2-х экземплярах, из которых:

- первый экземпляр приобщается к материалам проверки;

- второй вручается представителю проверяемого лица.

Наложение средств таможенной идентификации в местах хранения документов, товаров, транспортных средств и прочих помещениях производится в исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что в отношении находящихся в данном помещении товаров, транспортных средств, документов, могут быть совершены преднамеренные действия с целью сокрытия правонарушений путем их уничтожения, фальсификации, утраты.

Наложение средств таможенной идентификации производится в присутствии представителя проверяемого экономического субъекта, а также понятых с отражением данного факта в Акте о наложении средств таможенной идентификации (приложение 10).

Акт подписывается проверяющими, присутствовавшими представителями (иными работниками) проверяемого лица.

Акт о наложении средств таможенной идентификации составляется в двух экземплярах, из которых:

- первый экземпляр приобщается к материалам проверки;

- второй экземпляр вручается представителю проверяемого лица.

О факте наложения средств таможенной идентификации незамедлительно ставится в известность руководитель таможенного органа в форме докладной записки.

Способы наложения средств таможенной идентификации определяются руководителем проверки.

В случае опечатывания помещения к Акту прилагается расписка о принятии опечатанного помещения с хранящимся в нем имуществом на ответственное хранение.

Проверяющие вправе проверять наличие, проводить досмотр (повторный досмотр) (далее - досмотр) товаров и транспортных средств, являющихся объектами таможенного контроля, в любое время вне зависимости от их выпуска и проведения форм таможенного контроля ранее, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения национального законодательства или международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Досмотр может проводиться в любом месте нахождения объектов таможенного контроля - на складах, в местах промышленной переработки товаров, на выставках, на маршрутах их транспортировки и в иных местах, где хранятся, перевозятся, используются, перерабатываются, реализуются, уничтожаются товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.

При проведении досмотра могут присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители, а по требованию проверяющих указанные лица обязаны присутствовать при таком досмотре и оказывать необходимое содействие. В случае отказа этого лица присутствовать при проведении повторного таможенного досмотра или его неявки досмотр проводится в присутствии не менее чем двух не заинтересованных в результатах досмотра лиц.

Порядок производства досмотра определяется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.

При выявлении в ходе проверки признаков правонарушений в конкретных случаях допускается применение взыскания по упрощенной форме или составление протоколов о нарушении таможенных правил (административном таможенном правонарушении).

При проведении проверок, в ходе которых возникает необходимость установления фактического наличия товаров и материальных ценностей, в целях сопоставления с данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, данными бухгалтерского, складского, оперативного учета проверяемого лица, сведениями, содержащимися в коммерческих и иных документах, определения неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов товаров, определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, руководителю таможенного органа предоставляется право назначать инвентаризацию товаров и материальных ценностей проверяемых лиц.

Для проведения инвентаризации руководитель группы направляет (вручает) представителям проверяемого лица Решение о проведении инвентаризации имущества (далее - Решение о проведении инвентаризации) (приложение 11). Решение о проведении инвентаризации, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии подписывается руководителем таможенного органа.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

Инвентаризация производится при участии представителей проверяемого лица.

Порядок проведения инвентаризации определяется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.

Проведение встречных проверок заключается в сличении имеющихся у проверяемого экономического субъекта записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися у тех лиц, от которых получены или которым реализованы, перечислены, переданы товары, денежные средства и документы.

Основанием для проведения встречной проверки является необходимость установления достоверности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого лица, либо в случае отсутствия надлежащих первичных документов.

Если проведение встречной проверки необходимо в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность вне зоны деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного и / или иного контролирующего или правоохранительного органа, осуществляющего свою деятельность по месту расположения проверяемого экономического субъекта, может быть подготовлен запрос о проведении встречной проверки.

Запрос должен содержать:

- основание для проведения встречной проверки;

- наименование лица, в отношении которого необходимо провести встречную проверку;

- сведения о местонахождении;

- вопросы, требующие проверки;

- перечень товаров, документов, которые необходимо установить, проверить.

К запросу прилагаются копии имеющихся документов, по которым необходимо провести проверку.

Порядок организации и проведения встречной проверки аналогичен изложенному выше.

Материалы встречной проверки приобщаются к материалам проверки проверяемого экономического субъекта.

При выявлении в ходе проверки фактов совершения подлога документов, при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проверяющие обязаны изъять указанные документы. Об изъятии документов составляется Акт изъятия документов (приложение 12).

В Акте изъятия документов при необходимости дается более полная характеристика изымаемого документа: дата составления, номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению проверяющего, которые позволили бы в дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к финансово - хозяйственным операциям проверяемого экономического субъекта.

Проверяемому лицу должна быть предоставлена возможность сделать копии изымаемых документов, которые должны быть помещены в дела проверяемого экономического субъекта вместо изъятых оригиналов документов, о чем проверяющими делается отметка в Акте изъятия документов.

Проверяемое лицо имеет право при выемке документов делать замечания, которые по его требованию должны быть внесены в Акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Акт изъятия документов подписывается руководителем группы и должностным лицом проверяемого экономического субъекта. В случае отказа должностного лица от подписания Акта изъятия документов об этом делается соответствующая запись.

Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах, из которых:

- первый экземпляр приобщается к материалам проверки;

- второй экземпляр вручается представителю проверяемого экономического субъекта.

Порядок получения сведений от банков и иных кредитных учреждений регламентируется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.

Таможенные и иные правоохранительные и контролирующие органы по запросу таможенного органа, уполномоченного на проведение проверок, информируют об имеющихся сведениях, необходимых для проведения проверки, в соответствии с национальными законодательствами.

Порядок получения сведений от правоохранительных и контролирующих органов регламентируется иными нормативными правовыми актами национальных законодательств.

Под другими действиями, предусмотренными законодательством, следует понимать проведение проверяющими иных контрольных действий, обеспечивающих получение достоверной, обоснованной и необходимой для проведения проверки информации о финансово - хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Действия (бездействие) должностных и иных лиц, препятствующие проведению подготовительной работы, контрольных действий, проверок, влекут установленную национальными законодательствами Союзного государства ответственность.

Должностные лица таможенных органов, участвующие в проверке, обязаны соблюдать конфиденциальность полученных сведений о проверяемых экономических субъектах, их деятельности и результатах проведенной проверки в соответствии с соответствующими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Республики Беларусь.

По результатам проверки уполномоченными должностными лицами таможенных органов, участвовавшими в проверке, составляется акт проверки по форме, приведенной в приложении 13, подписываемый этими лицами и руководителями проверяемого лица либо их представителями.

Оформление Акта (справки) проверки финансово - хозяйственной деятельности организации

32. Акт проверки - это основной документ, в котором фиксируются все сведения, представляющие интерес как для проверяемого лица, так и для контролирующих органов. Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на конкретные статьи национальных нормативных актов, предусматривающие ответственность за конкретные виды правонарушений.

Справка проверки - документ, оформляемый таможенными органами ГТК РБ по результатам проверок, в ходе которых нарушений не установлено.

Ответственность за содержание акта (справки) и сделанные в нем выводы и предложения несет руководитель группы проверки.

Акт проверки ФХД участника ВЭД должен содержать вводную часть, аналитическую (описательную) часть, итоговую часть и приложения.

33. Вводная часть должна содержать:

- номер, дату и место составления акта;

- состав группы проверки с указанием их фамилий, инициалов, должностей и званий;

- срок проведения проверки (дату начала и окончания проверки):

датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемого экономического субъекта представления руководителя таможенного органа о проведении выездной проверки,

срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого экономического субъекта, в указанные сроки не засчитываются периоды между вручением представителю проверяемого экономического субъекта требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов,

в случае, если по решению руководителя таможенного органа выездная проверка была приостановлена, то приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена,

датой окончания проверки является дата составления проверяющими акта о проведенной проверке;

- основание для проведения проверки (номер и дата приказа и предписания на проведение проверки);

- цель (цели) проверки;

- период деятельности организации, за который проводится проверка;

- перечень нормативных актов, используемых при проведении проверки;

- сведения о проверяемом экономическом субъекте:

полное наименование организации,

организационно - правовая форма,

юридический адрес (фактический),

фамилии участвующих в проверке должностных лиц проверяемой организации (руководителя и главного бухгалтера),

расчетные и валютные счета в банках,

ИНН (УНН - для таможенных органов Республики Беларусь), коды организации и другие данные,

основные виды деятельности организации,

представленные документы;

- сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием разделов документации, проверенных сплошным и (или) выборочным методом, в случае неполного представления необходимых для проверки документов по запросу сотрудника таможенного органа, проводящего проверку, приводится перечень непредставленных документов;

- сведения о встречных проверках, о производстве выемки документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества проверяемого лица, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении проверки;

- иные необходимые сведения.

В случае если данная организация подвергалась проверкам ранее, в акте следует отметить проведенную (либо непроведенную) работу по устранению выявленных в ходе предыдущей проверки недостатков.

34. Аналитическая (описательная) часть.

Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать объективность, обоснованность и полноту вывода о несоответствии национальному законодательству деяний (действий или бездействия) проверяемого экономического субъекта.

Каждый факт неправомерных действий отражается в акте самостоятельно и полностью с указанием времени совершения данного действия, его стоимостной оценки и обязательно со ссылками на соответствующие первичные документы. По каждому отраженному в акте признаку правонарушения должны быть четко изложены:

а) вид правонарушения со ссылками на нормативные акты с указанием конкретных статей и пунктов, способ и иные обстоятельства его совершения, период, к которому данный признак правонарушения относится;

б) оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в представленных документах организацией данными, связанными с исчислением и уплатой платежей, и фактическими данными, установленными в ходе проверки, соответствующие расчеты должны быть включены в акт проверки или приведены в составе приложений к нему;

в) ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием, в случае необходимости, бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие признака правонарушения.

При описании выявленных нарушений следует четко обозначить признаки правонарушения, необходимые и достаточные для привлечения к ответственности, предусмотренной таможенным (налоговым, валютным) законодательством:

- кем совершено нарушение (наименование экономического субъекта);

- на что направлено данное нарушение (например: неуплата или занижение таможенных платежей, несоблюдение мер экономической политики и т.д.);

- совокупность внешних признаков, характеризующих данное нарушение, к которым следует отнести:

конкретные действия (бездействие) нарушителя,

нормы таможенного (налогового, валютного) законодательства, которые были нарушены,

при необходимости описание связи, посредством которой противоправное действие привело к ущербу,

ущерб, к которому привело данное нарушение, с указанием конкретных данных и цифр (например, сумма неуплаченных таможенных платежей),

нормы таможенного (налогового) законодательства, которые предусматривают ответственность за данное нарушение;

- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), акты опроса должностных лиц, а также иные протоколы и акты, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению таможенного контроля (в случае производства соответствующих действий).

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

В акте проверки проверяющими должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов.

Не допускается включение в акт проверки документально не подтвержденных предположений и данных о деятельности проверяемого экономического субъекта.

Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, лаконичным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета и таможенного дела.

35. Итоговая часть акта должна содержать:

а) сведения об общей сумме выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью или несвоевременно уплаченных) платежей в результате неправомерных действий (бездействия), а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах правонарушений национального законодательства;

б) предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, которые должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым экономическим субъектом (взыскание недоимки по платежам, пени за несвоевременную уплату (с приложением расчета пеней), либо информацию о факте их устранения в ходе проверки;

в) выводы проверяющих о наличии в деяниях проверяемого экономического субъекта признаков правонарушения(ий), которые должны содержать указание на вид совершенных правонарушений со ссылкой на статьи национальных нормативных актов, предусматривающие ответственность за данный вид правонарушений;

г) подписи всех членов группы проверки;

д) подписи руководителя и главного бухгалтера проверяемого лица.

36. К акту должны быть приложены:

а) копия предписания начальника таможенного органа о проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности участника ВЭД или иного заинтересованного лица с отметкой проверяемого лица о получении;

б) требование о представлении документов;

в) акты приема - передачи документов и копии затребованных документов;

г) объяснения и акты опроса должностных лиц проверяемого экономического субъекта (в случае их наличия);

д) заключение эксперта и специалиста (в случае проведения экспертизы);

е) акт осмотра территорий, производственных, складских и торговых и иных помещений (в случае их проведения);

ж) акт о наложении средств таможенной идентификации (в случае их применения);

з) акт повторного досмотра (в случае его проведения);

и) уточненные обоснованные расчеты по видам таможенных платежей и пеней (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта);

к) акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) (в случае ее проведения);

л) материалы встречных проверок (в случае их проведения);

м) акт изъятия документов (в случаях производства выемки документов), подлинники документов;

н) справки, полученные из банков (других кредитных учреждений);

о) копии составленных протоколов о нарушении таможенных правил и актов о наложении взыскания по упрощенной форме (при их составлении);

п) иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.

37. К акту также могут прилагаться:

а) копии документов, подтверждающих наличие признаков нарушения таможенного, налогового и валютного законодательств, несоответствия сведений, заявленных в таможенных декларациях, данным, полученным в ходе проведения проверки;

б) справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная руководителем проверяемого лица;

в) справка о размере уставного капитала на день образования (перерегистрации) организации и на день начала проверки, о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли каждого участника, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д.;

г) справка о месте нахождения филиалов и иных обособленных подразделений, представительств, производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, подписанная руководителем проверяемого лица;

д) другие материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте признаков правонарушений.

38. Акт проверки составляется в двух экземплярах, из которых:

- первый экземпляр акта проверки финансово - хозяйственной деятельности остается в делах таможенного органа,

- второй - вручается руководителю проверенной организации.

Если проверка проводилась по поручению правоохранительных или контролирующих органов для информирования о результатах проверки органа, назначившего проверку, составляется дополнительный экземпляр акта проверки.

Подписанный проверяющими акт проверки вручается руководителю проверяемого экономического субъекта, о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в таможенном органе, делается запись: "Экземпляр акта с _ (указывается количество приложений) приложениями на _ листах получил" за подписью руководителя проверяемого лица, получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

В случае отказа от подписания акта руководителями проверяемого экономического субъекта, руководителем проверяющей группы (проверяющим) на последней странице акта в строке "Особые отметки" производится запись:

Проверяемому лицу предоставляется возможность в течение двух недель (пяти рабочих дней - для таможенных органов Республики Беларусь) со дня подписания акта представить разногласия по акту начальнику таможенного органа.

Акт может быть направлен проверяемому лицу по почте заказным письмом, курьером или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта проверяемому экономическому субъекту.

39. Руководитель проверяемой организации вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный (пятидневный) срок со дня получения акта проверки представить в таможенный орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по нему в целом или по его отдельным положениям. При этом руководитель вправе приложить к письменному объяснению или в согласованный срок передать таможенному органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

40. Отсутствие на акте проверки подписей представителей проверяемого экономического субъекта либо их отказ от получения акта проверки не являются основанием для непринятия таможенным органом действий (мер), предусмотренных настоящим Типовым порядком.

41. По результатам проверки в части, касающейся ее реализации, с целью принятия комплексных и исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, информирования иных контролирующих и правоохранительных органов, проверяющими на имя руководителя таможенного органа вносятся предложения (далее - Предложения) по действиям таможенного органа (приложение 14), с которыми представители проверяемого экономического субъекта ознакомлению не подлежат.

Предложения по действиям таможенного органа готовятся в двух экземплярах, из которых:

- первый экземпляр приобщается к материалам проверки;

- второй экземпляр с резолюцией руководителя таможенного органа является основанием для принятия необходимых мер должностными лицами соответствующих подразделений таможенного органа.

42. По истечении двухнедельного срока начальник таможенного органа рассматривает акт проверки, в котором зафиксированы признаки правонарушений и Предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций, документы, изъятые у проверяемого предприятия, а также документы и материалы, представленные руководителем проверяемого экономического субъекта.

Одновременно представляется проект решения по акту проверки (далее - Решения) (приложение 15), согласованный с юридической службой таможенного органа, проводившего проверку, а при необходимости и с другими заинтересованными подразделениями.

Начальник таможенного органа в соответствии с национальным законодательством принимает по представленным материалам одно из следующих решений:

а) о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение правонарушения путем:

- направления требования об уплате выявленной недоимки и пеней;

- направления материалов в правоохранительный блок таможенного органа;

- направления материалов в другие контролирующие или правоохранительные органы;

б) об отказе в привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение правонарушения;

в) о проведении дополнительных мероприятий таможенного контроля.

В том случае, если проверяемый экономический субъект уплатил полностью либо частично выявленные неуплаченные таможенные платежи, экономические (финансовые) санкции, пени в добровольном порядке в ходе проведения проверки, в Решении об этом делается запись с указанием реквизитов банковских документов (номер, дата, сумма, вид платежа).

Решение оформляется в трех (четырех) экземплярах, подписывается руководителем таможенного органа и заверяется гербовой печатью. Первый экземпляр Решения приобщается к материалам проверки, второй направляется (вручается) проверяемому лицу, третий (четвертый) передается в соответствии с Решением по результатам проверки в отдел таможенных платежей (правоохранительный блок) таможенного органа.

43. В случае представления руководителем экономического субъекта письменных объяснений или возражений по акту проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц проверяемого экономического субъекта или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки таможенный орган в письменном виде извещает руководителя проверяемого лица заблаговременно. Если руководитель проверяемого лица, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, в том числе представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

44. Акты проверок подлежат регистрации в Журнале учета актов проверок (приложение 16), который ведется в отделе таможенной инспекции, с присвоением номера.

45. Настоящий Типовой порядок инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства предназначен для наиболее четкой организации работы отделов таможенной инспекции. Вместе с тем отделы вправе организовывать свою работу в соответствии со сложившейся в таможне практикой, если она не противоречит действующему национальному законодательству и настоящим Рекомендациям.

Оформление, ведение и хранение материалов проверки

46. Материалы проверки по каждому проверяемому экономическому субъекту подлежат хранению в деле по материалам проверки (далее - Деле) (приложение 17) с обязательным приложением:

описи материалов дела (указываются наименование документов и номера листов);

материалов проверки;

листа ознакомления с материалами проверки (далее - Листа ознакомления) (приложение 18);

решений таможенного и вышестоящего контролирующего органов;

актов (справок) проверок, приложений к ним;

предписаний на проведение проверок;

копий приказов на проведение проверок;

иных материалов проверок (копии документов проверяемого экономического субъекта, ответы контролирующих, правоохранительных и иных органов, организаций по вопросам проверок, другие документы и сведения);

листа - заверителя дела.

Номер Дела по материалам проверки проверяемого экономического субъекта должен соответствовать порядковому номеру регистрации по Журналу учета актов проверок.

47. Материалы Дела должны быть пронумерованы и прошиты. В конце Дела на отдельном листе делается запись, в которой цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов, отражаются исправления в нумерации, проставляется подпись лица, осуществлявшего оформление Дела с указанием должности, инициалов и фамилии, а также дата.

Если материалы Дела временно расшиваются, временно изымаются отдельные документы, об этом делается соответствующая запись.

Если из материалов проверки изымаются какие-либо документы, в материалах Дела должна быть оставлена ксерокопия документа, на основании которого изъяты отдельные материалы проверки.

Обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в ходе проведения проверки

48. В целях обеспечения конфиденциальности доступ к материалам проверки ограничен.

49. Беспрепятственный доступ к материалам проверки разрешается:

а) руководству вышестоящего таможенного органа;

б) руководству таможенного органа;

в) должностным лицам, осуществляющим ведомственный и вневедомственный контроль таможенных органов в соответствии с предписанием;

г) сотрудникам таможенных инспекций.

50. Сотрудники таможенного органа (кроме сотрудников инспекции), иных контролирующих и правоохранительных органов, принимавших участие в проверке, после ее окончания могут знакомиться с материалами проверки только с разрешения руководителя таможенного органа.

51. Иные лица могут знакомиться с материалами проверки только по согласованию с руководителем таможенного органа.

52. Об ознакомлении с материалами проверки делают соответствующую запись в Листе ознакомления с материалами проверки, в котором указывают должность, инициалы и фамилию лица, ознакомившегося с материалами проверки, дату и форму ознакомления, основания для ознакомления.

Анализ результатов проведенных мероприятий, выявление положительных и отрицательных моментов

53. Оценку инспекционной деятельности подразделений таможенной инспекции целесообразно осуществлять поквартально, нарастающим итогом, в соответствии со следующими показателями, характеризующими основные направления деятельности:

а) количество участников внешнеэкономической деятельности, в том числе объектов околотаможенной инфраструктуры;

б) штатная и фактическая численность сотрудников таможенных инспекций;

в) начисленная (взысканная) сумма таможенных платежей;

г) размер доначислений (взысканий) в расчете на одного сотрудника таможенной инспекции;

д) количество проверок, из них результативных;

е) количество проверок, приходящихся на одного сотрудника таможенной инспекции, процент результативности проверок, процент взыскания.

54. Анализ результатов инспекционной деятельности позволяет выявить наиболее характерные схемы таможенных правонарушений:

а) умышленное разделение функций внешнеэкономической деятельности (перемещение через таможенную границу, реализация на внутреннем рынке, аккумуляция вырученных средств и др.) между специально зарегистрированными для этих целей юридическими лицами;

б) использование подложных документов, личных номерных печатей, штампов в момент фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, фальсификации сведений о товарах и совершаемых сделках (поддельные сертификаты, несоответствие веса, количества, таможенной стоимости товаров и транспортных средств и так далее), что в результате приводит к искажению налогооблагаемой базы и как следствие к потере таможенных платежей;

в) нецелевое использование товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, недостоверное декларирование, непоступление валютной выручки, занижение таможенной стоимости товаров;

г) несоблюдение условий таможенных режимов экспорта, реэкспорта, переработки на (вне) таможенной территории, временного ввоза (вывоза);

д) нарушение порядка таможенного оформления автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию государства физическими лицами с предоставлением таможенных льгот, предъявлением в момент таможенного оформления доверенностей лицами, не являющимися собственниками автотранспортных средств;

е) незаконное пользование льготами по уплате таможенных платежей, прежде всего налога на добавленную стоимость, рядом организаций;

ж) занижение, на основании особенностей производства, таможенной стоимости товаров и транспортных средств организациями, зарегистрированными в оффшорных зонах, с целью занижения суммы причитающихся таможенных платежей;

з) несоблюдение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности в организациях.

Анализ деятельности подразделений таможенной инспекции, обобщение и систематизация выявленных схем таможенных правонарушений являются основанием для подготовки предложений руководству по результатам инспекционной деятельности, по совершенствованию непосредственно порядка инспекционной деятельности, повышению его эффективности, улучшению взаимодействия и другим вопросам.

55. В целях повышения эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции, в том числе путем использования новейших информационных технологий, представляется целесообразной разработка и внедрение автоматизированного рабочего места инспектора отдела таможенной инспекции (АРМ_ОТИ). Типовая блок - схема АРМ_ОТИ разрабатывается на основе имеющейся материально - технической базы и программных средств.

VI. Взаимодействие инспекционных подразделений

таможенных служб Республики Беларусь и Российской

Федерации с другими подразделениями таможенных

органов, иными правоохранительными и контролирующими

органами, с таможенными органами иных государств

Взаимодействие с другими подразделениями таможенных органов

Взаимодействие отделов таможенной инспекции с подразделениями таможенного органа должно быть оформлено в виде технологической схемы взаимодействия, которая должна быть утверждена руководителем таможенного органа.

Типовая схема взаимодействия должна содержать следующие разделы:

а) взаимодействие с подразделениями экономического блока;

б) взаимодействие с подразделениями таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и отделом доставки;

в) взаимодействие с подразделениями правоохранительного блока;

г) взаимодействие с подразделениями информационно - аналитического блока.

В разделах Схемы должны быть отражены следующие вопросы:

а) вопросы взаимодействия;

б) порядок подготовки и обмена информацией;

в) порядок привлечения специалистов таможенного органа к проверочным мероприятиям;

г) порядок передачи материалов проверочных мероприятий в соответствующие подразделения таможенного органа;

д) информирование подразделений о результатах проверочных мероприятий;

е) доступ к базам данных таможенного органа;

ж) другие вопросы в зависимости от структуры таможенного органа.

Взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами

Принципы взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами должны быть оформлены в виде соглашений о взаимодействии, которые должны быть утверждены руководителем таможенного органа и руководителем соответствующего правоохранительного или контролирующего органа.

Основные направления взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами определены в областях:

а) взаимного информационного обмена;

б) планирования и проведения совместных контрольных мероприятий;

в) порядка взаимного привлечения специалистов для участия в проводимых мероприятиях;

г) порядка информирования о результатах мероприятий, проведенных по оперативной информации;

д) разработки совместных нормативно - правовых актов;

е) создания единой информационной сети правоохранительных и контролирующих органов;

ж) внедрения практики проведения координационных совещаний руководителей таможенных, правоохранительных и контролирующих органов на региональном и территориальном уровнях;

з) взаимного использования возможностей таможенных, правоохранительных и контролирующих органов для повышения квалификации работников, участвующих в проведении проверок, организации семинаров и совещаний;

и) ведения аналитической работы по выявлению новых, перспективных направлений взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами.

Взаимодействие с таможенными органами иных государств (в том числе с членами СНГ и Европейского Союза)

Общность функций и задач служб таможенной инспекции в странах Европейского Союза (ЕС) и Содружества Независимых Государств (СНГ), существование самостоятельных структурных подразделений являются основами взаимодействия инспекционных подразделений таможенных органов. Взаимодействие должно быть направлено на обеспечение предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных правил и процедур и оформлено в виде соответствующих соглашений между ЕС, СНГ и Союзным государством.

Основными направлениями взаимодействия являются:

а) представление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно законов, нормативных правовых и административных актов по таможенному делу, таможенным правилам и процедурам, а также по внедрению соответствующих международных стандартов;

б) обеспечение беспрепятственного доступа заинтересованных сторон к результатам и процедурам рассмотрения спорных дел, заведенных по материалам инспекционной деятельности;

в) обмен инструкциями по проведению проверок, регламентирующими процедуры, методы инспектирования, последствия, унификацию последствий и международное сотрудничество;

г) отработка возможностей оперативного обмена информацией по вопросам, требующим взаимных инспекционных действий;

д) участие в проведении синхронных проверок головных и дочерних фирм в нескольких странах;

е) участие в программах ЕС по таможенному аудиту и анализу рисков.

Реализация данного Типового порядка позволит более эффективно осуществлять контрольные функции таможенных органов Союзного государства, создаст необходимые условия для унификации таможенного законодательства в части инспекционной деятельности, согласованности действий служб, осуществляющих последующий таможенный контроль, что гарантирует дополнительные поступления средств в бюджеты государств, будет способствовать выводу из теневой экономики части денежных средств, созданию условий экономической невыгодности нарушений таможенного законодательства и неотвратимости ответственности за правонарушения.

Приложение 1

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 2

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 3

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 4

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 5

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 6

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 7

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 8

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 9

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 10

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 11

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 12

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 13

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 14

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 15

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 16

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

ЖУРНАЛ

УЧЕТА АКТОВ (СПРАВОК) ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) ПРОВЕРЯЕМЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

Приложение 17

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

Приложение 18

к Типовому порядку

инспекционной деятельности

таможенных органов

Союзного государства

ЛИСТ

ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАТЕРИАЛАМИ ПРОВЕРКИ

Другие документы по теме
"О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. N 739н "Об утверждении Порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2015 N 39142)
"Об утверждении формы журнала телефонограмм и формы акта приема-передачи" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2013 N 28224)
"О внесении изменений в приказы Минюста России от 21.03.2013 N 36 "Об утверждении перечня персональных данных, обрабатываемых в Министерстве юстиции Российской Федерации в связи с реализацией трудовых отношений, а также типовой формы согласия на обработку персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Министерства юстиции Российской Федерации и иных субъектов персональных данных" и от 09.02.2015 N 27 "О Порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России и его территориальных органов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2016 N 42064)
"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2015 N 38244)
Ошибка на сайте